Лого
  Карта сайта Написать письмо Контакты

Информация об Обществе


Главная >> Информация об Обществе >> Публикации сотрудников Общества >> В.А. Караульщиков. Дары китайской принцессы Вэнь Чэнь

Публикации сотрудников Общества

 

 

В.А. Караульщиков

Дары китайской принцессы Вэнь Чэнь

 

Н.К. Рерих. Дары китайской принцессы Вэнь Чэнь. 1929 г.

Н.К. Рерих. Агни-Йога.

"Скрипят разрисованные колеса повозок, запряженных верблюдами. Горная тропа вьется у самых снегов. Китайская принцесса Вэнь Чэнь везет священные дары своему будущему мужу, тибетскому королю Сронцангампо", [1] - так описывает сюжет картины известный исследователь творчества Н.К. Рериха, вице-президент Международного Центра Рерихов, Л.В. Шапошникова.

Сам Николай Константинович говорил о своей картине еще лаконичнее: "…караван везет Будду" [2]. Но, не смотря на эту краткость, "Дары китайской принцессы" поднимают целый пласт размышлений и переживаний автора, сопутствовавших ее рождению.

В 1927-1928 гг. прошел самый тяжелый этап Центрально-Азиатской экспедиции, организованной Н.К. Рерихом. Члены экспедиции, преодолев неимоверные лишения и трудности, прошли через весь Тибет с севера на юг, посетив при этом районы, где еще не ступала нога европейца. Их поразили картины нравственного разложения и духовной деградации местного населения. Миф о стране, где духовность преобладает над материальным началом; о тайных знаниях, скрываемых в тибетских монастырях, был развеян. "Странно видеть это окоченение целой страны - точно мертвый остров среди сияющих волн разбуженного океана", - писал Николай Константинович [3]. Еще на маршруте экспедиции, приближаясь к границам Индии, он начал сводить воедино, разбросанные по страницам путевого дневника, впечатления о культуре Тибета: "Если кто-то придет к заключению, что искусства сейчас в Тибете нет, то он будет близок к действительности. Трафарет дошел до такой механизации, что почти все изображения переводятся по пунктирным переводам. <…> Все же сделанное от руки оказывается детски беспомощным. Если лишите ламу-иконописца его приготовленных проколотых трафаретов, то он останется почти беспомощным" [4].

В то же время образцы древних произведений искусства дышали красотой и силой убедительности, достичь которых можно было лишь высочайшим напряжением духа. Исследуя пути искусства, Н.К. Рерих пришел к выводу, что как духовное возрождение Тибета было напрямую связано с приходом в VII веке буддизма в Страну Снегов, так и современное разложение страны ясно указывало на плачевное состояние учения Благословенного.

"Невежество, лицемерное извращение Учения не могут продолжаться далее. Они разлагают дух народа. Из тьмы идет лишь тьма" [5].

Все эти размышления направляли мысль художника к эпохе, когда китайская принцесса Вэнь Чэнь дала импульс для распространения буддизма в Тибете. И, перебрасывая мостик из далекого прошлого в современность, Николай Константинович писал: "Тибет присваивал себе духовное преимущество над соседями своими. Между тем, все они уже растут высоким сознанием. Вспоминает свое славное прошлое Монголия, кипит водоворот столкновений мысли Китая. В Индии видны знаки возрождения искусства и знания. Один Тибет опять отстал, а затем опять примет чьи-то готовые выстраданные формы.

Откуда теперь примет Учение Тибет?" [6]

В то же время Николай Константинович отмечал высокий потенциал тибетского народа и возможность грядущего духовного возрождения. Эти же вопросы волновали и Юрия Николаевича Рериха. Он с точки зрения ученого-востоковеда собирал материал и анализировал перемены, произошедшие в Тибете с приходом Буддизма. В последствии, тема влияния буддизма на культуру народов Азии стала одной из центральных в научной биографии Юрия Николаевича.

Нельзя также не отметить еще одно важное обстоятельство - Елену Ивановну Рерих на Востоке считали перевоплощением принцессы Вэнь Чень. Поражает целый ряд параллелей в жизненной мисси этих двух удивительных женщин. Упомянем лишь одно из них - о связи с легендарным камнем Чинтамани, Сокровищем Мира, оказывающим влияние на жизнь целых народов. Согласно легендам, первая проповедь буддизма в Стране Снегов была неудачной. Во время правления князя Лха-то-тори во дворец с неба упало несколько священных предметов и среди них - книга "Чинтамани-дхарни" и ящичек с чудесным драгоценным камнем. Кочевники, не имеющие письменности, так и не смогли прочесть эту книгу, и князь не понял значения этого дара, но Голос с неба объяснил ему применение этих предметов [7]. Они были убраны в сокровищницу, а вокруг княжества началось объединение тибетских племен. Пятый наследник Лха-то-тори, великолепный царь Сронцангампо завершил объединение Тибета, а приезд принцессы Вэнь Чэнь положил начало еще более глубокому и мощному процессу - духовной революции.

Таким образом, картина "Дары китайской принцессы" традиционно считается принадлежащей к циклу работ, которые Николай Константинович посвятил Елене Ивановне, таких как "Держательница Мира", воспроизводящей образ женщины со священным ларцом, или "Агни Йога", где "женщина в костюме китайской принцессы с высокой старинной прической протянула руку в свободном рукаве. Над открытой ладонью ослепительно горит язык таинственного пламени" [8].

Откуда теперь примет Учение Тибет?


1. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Кн. 1. М., МЦР, 1998. С. 400-404.

2. Рерих Н.К. Встречи. // Рерих Н.К. Листы Дневника. Т. 2. М., МЦР, 1995. С. 328.

3. Рерих Н.К. Искусство Тибета. // Рерих Н.К. Шамбала. М., МЦР, 1994. С. 65.

4. Там же, с. 64.

5. Там же, с. 65.

6. Там же, с. 66.

7. Короткина Л.В. "Камень мудрости" - космический образ в творчестве Н.К. Рериха. // Искусство как способ познания. Материалы международной общественно-научной конференции. 1998. М., МЦР, 1999. С. 94; Рудзитис Р. Братство Грааля. Рига: Угунс, 1994. С. 145; Ю.Н. Рерих. Тибетский буддизм. // Ю.Н. Рерих. Буддизм и культурное единство Азии. М., МЦР, 2002. С. 23, 33; Гой-Лоцава Шоннупэл. Синяя летопись. СПб., "Евразия", 2001. С. 44.

8. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. С. 404.

 

 

 

 

Контакты Написать письмо Карта сайта   Назад Главная