Лого
  Карта сайта Написать письмо Контакты

Информация об Обществе


Главная >> Информация об Обществе >> Публикации сотрудников Общества >> В.А. Караульщиков. Русская правда

Публикации сотрудников Общества

 

 

 

В.А. Караульщиков

Русская правда

 

Н.К. Рерих. Ярослав Мудрый.

1941 г.

Из “Листов дневника” Николая Константиновича Рериха мы знаем, что в 1936 году ему попала в руки статья в газете “Известия”, где было написано: “Во время работ по реставрации Софийского собора на северной лестнице открыты две большие композиции... одна из них представляет сидящего в кресле князя Ярослава, возле которого стоят два воина со щитами”.

“Отличное сведение, - замечает Николай Константинович. - Вспоминаю, как 30 лет тому назад я писал в Москву Тароватому о скрытых сокровищах Киева и о возможных открытиях в Софийском соборе... Итак, оправдались предположения”.

Через 4 года Рерих напишет, а в 1942 году повторит картину “Ярослав Мудрый”, о которой он сам скажет: “Если бы появилась опера, посвященная этому строителю Киева - то эта сцена в верхнем тереме очень пригодилась бы. Помните, три дочери Ярослава были королевами Европы. Одна - за королем Франции, другая - за конунгом Скандинавским и третья - за королем Венгрии. Вот как!.. Палаты были, может быть, получше палат Рогеров в Сицилии. Все это надо знать”.

С удовольствием будет он повторять слова из летописи: “Заложи Ярослав град Киев, в нем же Золотые врата... и книгам прилежа и почитая с часто в нощи и в дне и списаша книги многы: с же насея книжными словесы сердца верных людей, а мы пожинаем... Книги бо суть реки, напояющие вселенную, се суть исходища мудрости, книгам бо есть неисчетная глубина”.

И кажется, что Рерих в эти страшные сороковые годы, словно еще раз хочет напомнить о самом главном - о культурном строительстве.

Но только ли это? Если мы вглядимся в текст, который пишет Ярослав Мудрый, то поймем, что это вовсе не книга. Он успел написать только две коротенькие строчки, состоящие из двух слов - Русская Правда.

Дело в том, что с глубокой древности те нравственные и религиозные правила, по которым жили славянские племена, назывались Правдой. И у каждого племени была своя Правда. Правду давали людям боги или посланцы богов, или легендарные основатели, прародители племени, мало чем отличавшиеся в древнем сознании от богов.

Ярослав же дерзнул составить новый общий для всех русских свод законов и назвал его “Русская Правда”. Эти законы оказались столь хороши, что не только получили всеобщее признание, но и определили на столетие вперед пути развития русского общества.

Но лист еще совсем чист. Ярослав только начинает свой нелегкий и дерзновенный труд. Не значит ли это, что русский народ еще только начинает вписывать своими делами те основы, которые определят его жизнь на многие столетия вперед?

Но Русская Правда - это не только линия развития. Само составление этих законов вывело древнерусский народ на новую ступень. Впервые в истории вместо отдельных племен и княжеств образовался единый народ и единое государство. Так говорит официальная история. Но Рерих, как всегда, видел глубже. Он говорил: “Великий Владимир сдвигал массы, Ярослав сложил их в храм”.

Именно при Ярославе Мудром были созданы первые на Руси христианские святыни. Именно во время правления Ярослава получили начало те события, связанные со строительством Успенского храма Киево-Печерской лавры, которые уже в те далекие времена дали основание считать, что русский народ находится под особым покровительством Богоматери.

А великолепный храм Софии Премудрости, виднеющийся за окном на картине, весь залитый солнечным сиянием? Кажется, что еще не раз устремит Ярослав свой задумчивый взгляд в окно и вновь, и вновь будет вдохновляться этим сияющим обликом. “Восторг Ярослава при виде блистательной Софии, - писал Николай Константинович, - безмерно далек от вопля современного дикаря при виде яркости краски... Такому искусству можно завидовать; можно удивляться той культурной жизни, где подобное искусство было нужно”.

Но на картине имеется еще одна значительная деталь: книга-образец, словно мерцающая своим собственным светом, не имеющим ничего общего с солнечным за окном. Если внимательно вглядываться в нее, то можно различить кое-где строчки, но текста мы совершенно не видим. А Ярослав - видит.

Что же это за Книга? Книга Сокровенного Знания? Интересно, что лежит она на “подставке”, по форме удивительно напоминающей престол в православных храмах. Богослужебные книги говорят: “Престол означает святую трапезу. На сей трапезе совершается живая и всемирная жертва, и Спаситель наш, как Бог, на ней почивает и, как агнец, закаляется. Пищу эту могут употреблять только люди, потому пища эта словесная, и людям она пристойна”.

Итак, мы видим, что Ярослав Мудрый уже начал свой великий и дерзновенный труд. И Храм уже стоит. А значит, главные святыни, которые будут почитаться людьми будущего, уже созданы. И теперь Его главная забота, главная дума о том, как изобразить чернилами начертанное в Сокровенной Книге? Как воплотить реальность Надземного в плотные формы? И тогда человечество взойдет на новую ступень своего развития, и это будет русский век, Русская Правда!

 

© Межрегиональное культурно-просветительское издание "Орион",
№ 15, июль 2000 г.

 

 

Контакты Написать письмо Карта сайта   Назад Главная