библиотека

Главная >> Электронная Библиотека >> Наука. Астрономия >> ФЛАММАРИОН, Никола Камиль (1842–1925)

Наука. Астрономия

ФЛАММАРИОН, НИКОЛА КАМИЛЬ (1842–1925)

французский астроном. Родился 26 февраля 1842 в Монтиньи-ле-Руа. Образование получил самостоятельно. В 1858–1862 работал вычислителем в Парижской обсерватории, в 1862–1876 вычислителем в Бюро долгот в Париже, в 1876–1882 был сотрудником Парижской обсерватории. В 1861 вышла в свет книга Фламмариона Множественность обитаемых миров, которая положила начало большой серии его популярных астрономических работ.

Наиболее широкую известность получили его книги Популярная астрономия (1880) и Звезды и достопримечательности неба (1882). В конце 1882 Фламмарион получил в дар от одного из любителей астрономии и большого почитателя книг Фламмариона, господина Мере, усадьбу с большим домом в городке Жювизи (близ Парижа). Там Фламмарион основал обсерваторию и оставался ее директором до конца жизни.

Работы Фламмариона посвящены двойным и кратным звездам; в частности, он открыл общее собственное движение нескольких широких пар звезд, доказав физическую связь между ними. Изучал цвета звезд и отдельных образований на поверхности Луны (изменения цвета в кратере Платон объяснял наличием в нем растительности). В 1876 заметил сезонные изменения темных областей на Марсе. Многочисленные наблюдения этой планеты, выполненные Фламмарионом в обсерватории Жювизи, описаны им в книге Планета Марс и условия обитания на ней (1909); в этой книге собраны все известные наблюдения Марса начиная с 1636.

Кроме астрономии, Фламмарион занимался проблемами вулканологии, земной атмосферы, климатологией. В 1867–1880 совершил несколько подъемов на воздушных шарах с целью изучения атмосферных явлений, в частности атмосферного электричества.

В 1882 основал научно-популярный журнал «Астрономия» («L'Astronomie»), писал для него статьи. В 1887 основал Французское астрономическое общество. Имя Фламмариона занесено на карты Луны и Марса.

Умер Фламмарион в Жювизи 3 июня 1925.

Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия

Издания

Камилл Фламмарион. Популярная астрономия. ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ. 1939.

«Популярная астрономия» – лучшее произведение блестящего популяризатора – астронома К.Фламмариона. Десятки лет молодёжь всех стран мира увлекалась этой книгой. В настоящем издании использован старый сокращённый перевод книги К.Фламмариона, выполненный Д.Гальпериным.

Скачать файл в формате PDF

Статьи

Алексеева В.И. Камиль Фламмарион: человек и звёздное небо // Культура и Время. М.: МЦР, 2010, № 3. С.80–91.

Hosted by uCoz