Посланница светлых  сил


Главная >> Посланница Светлых Сил >> Глазами современников. Столетия спустя >> А.Я. Калинина. Теософия и Живая Этика о жизни Великого Путника

А.Я. Калинина

руководитель издателъско-просветительской группы "Струна" Москва

 

Теософия и Живая Этика о жизни Великого Путника

 

 

 

 

 

 

 

 

Был вечер поздний и багровый,
Звезда - предвестница взошла.
Над бездной плакал голос новый -
Младенца Дева родила.

А. Блок

Тема, над которой автор размышляла, собирала материалы, работала, настолько многогранна и глубока, что тысячи книг и милиионы страниц уже существующих исследований так и не смогли за I тысячелетия дать истинную и полную картину, поскольку картина эта Вселенского масштаба.

В данной статье приводятся лишь некоторые аспекты нетрадиционного подхода к рождению, жизни и подвигу Иисуса — Великого Учителя человечества — по материалам, написанным в традиции теософии и Живой Этики.

ИИСУС ИСТОРИЧЕСКИЙ

Ночь тиха.
По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат;
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних.
Бот пропели петухи,
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик...
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ливан.

А.Фет


Детство

Исследователи называют разные даты рождения Иисуса от 4— до 100 лет до н.э. Согласно теософской традиции [1]. Иисус родился в Палестине намного ранее принятой даты. Родители его были бедны, но происходили из благородного рода и воспитывали его на священных Писаниях. «Младенец же возрастал и укреплялся духом исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. Каждый го родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи» [2]. Религиозность и ранняя серьезность отрока побудили его родителей посвятить его религиозной и аскетической жизни. Однажды вовремя очередного пасхального посещения Иерусалима, когда Ему было 12 лет, необычайный разум Его проявился в беседах с учеными раввинами в Храме. О дальнейшем периоде жизни Иисуса вплоть до 30 лет Евангелия умалчивают, но, все-таки, есть сведения, что вскоре после случая в Храме родители отправили его для обучения в одну и общин ессеев, находившуюся в пустынной области южной Иудеи.


Он вступил в их монастырь, который часто посещали ученые мудрецы и святые по пути из Персии и Индии в Египет. Там был собрана великолепная библиотека, часть которой была индусского происхождения.

 

Община ессеев

Община ессеев считается весьма замкнутой и просвещенной иудейской сектой, которая пользовалась значительным влиянием; исследователи называют их «суровыми мистиками». Ессеи отошли от идеи богоизбранности еврейского народа и пришли к вере в спасение лучших, праведных, духовных людей из числа всех народов земли и в наказание всех неправедных и нечестивых. В книге Тайн, найденной в пещерах Хирбет-Кумрана [3], говорится о победе сынов света над сынами тьмы: «...Знание заполнит мир и никогда не будет в нем глупости... Разве не все народы ненавидят кривду, и тем не менее она среди всех водится? Разве не из уст всех народов исходит хвала правде, но имеются ли уста и язык, придерживающиеся ее?..».

В Уставе кумранской общины были закреплены как обязательные — совместный труд, общие трапезы, общность Имущества. Существовала определенная традиция питания, в том числе обряд (благословения хлеба и вина, производимый священником.

Ессеи любили называть себя «эбионим» — «нищие». Именно у них возникли термины «малые», «нищие духом», «простецы», противопоставляемые «сильным мира сего», «мудрым и разумным», подчеркивая этим то, что они придерживались отказа от радостей мира, от разума, способного увести от божественной истины в дебри заблуждений, оправдать грех и роскошь. Они также называли себя «сыны света», а свою общину «Новый союз», или «Новый завет».

У них было представление о «духовном храме» внутри каждого человека. Поэтому устав общины ессеев уделял большое внимание очищению человека от зла, спасению души путем чистосердечного раскаяния и отказа от грехов.

За нарушение установленных правил предусматривались наказания в виде отлучения на разные сроки — от нескольких дней до года. За жалобы на устои общины — полное отлучение от общины.
Кумранская община впервые отказалась от жертвоприношений и пользу приоритета «духа святыни», «справедливости и совершенства пути». Считалось, что добрые дела и чувства важнее храмовых жертвоприношений; что ритуальные омовения оказываются действительными только в том случае, если ритуалу предшествует покаяние и внутреннее очищение.

Ессеи верили в приход Учителя праведности, мессии — спасителя.

Е.П. Блаватская писала, что секта ессеев была «пифагорейской сектой, (которая) усовершенствовалась в свой системе под влиянием будийких миссионеров, которые, по словам Плиния, обосновались на берегах Мертвого моря задолго до его времени <...> Но если, с одной стороны, эти буддийские монахи были первыми учредителями монастырских общин и прививателями строгого соблюдения монастырского устава, то, с другой стороны, они также были первыми насаждателями и популяризаторами суровых добродетелей, пример которых был подан Шакъямуни и которые доэтого обнаруживались только в отдельных случаях известных философов их последователей, добродетелей, которые два или три столетия спустя проповедовал Иисус и которые осуществлялись несколькими христианским) аскетами, а затем были постепенно оставлены и даже совершенно забыть христианской церковью» [4].

«Найденное некоторыми критиками сходство ритуалов и обычаев ранних христиан и ессеев, — пишет Е.П.Б., — можно объяснить без малейшего затруднения. Ессеи, как мы только что отметили, были ново обращенными буддийских миссионеров, которые со времен царя Ашоки усердного пропагандиста, наводнили Египет, Грецию и даже Иудею в одно время; и хотя очевидно, что ессеям принадлежит честь иметь назаретского реформатора Иисуса в качестве своего ученика, все же последний как оказалось, разошелся со своими прежними учителями по нескольким вопросам формального ритуала» [5].

Блаватская пишет далее в «Изиде», что Назаретский реформа тор, несомненно, принадлежал к одной из сект ессеев, Назаров или назареев. И проповедовал Он философию, близкую к учению Будды Шакьямуни:

«Побудительная причина у Иисуса, очевидно, была та же, что и у Готамы Будды — облагодетельствовать человечество в целом путем проведения религиозной реформы, которая дала бы ему религию чисто нравственную; истинное познание Бога и природы до тех пор оставалось исключительно в руках эзотерических сект и их адептов. Так как Иисус употреблял масло, а ессеи никогда не употребляли ничего другого, кроме чистой воды, то его нельзя назвать строгим ессеем. С другой стороны, ессеи также были «отделенными», они были целителями (ассайя) и обитали в пустыне, как аскеты».

 

Дороги Иисуса

Из общины ессеев — этого средоточия мистической мудрости - Иисус позднее отправился в Египет, где постигал тайные знания. Ибо Египет был всегда одним из мировых центров, где хранились истинные Мистерии.

До нас дошли также рекорды и о пребывании Великого Учителя в Индии и Тибете. Некоторые из них были опубликованы Николаем Нотовичем в 1894 г. в книге «Неизвестная жизнь Иисуса Христа» [6]. Там же опубликовано и так называемое «Тибетское евангелие». На эту книгу и на свидетельство А.В.С. Роя и Свами Абхедананды ссылалась Е.И.Рерих в письме от 8.02.38: «В журнале «Кайзер-и-Хинд» сейчас помещается серия статей «Жил ли Иисус Хр. на Земле и Индусские рекорды о Жизни Христа». Автор этих статей — доктор философии Артур Рой, председатель Общества Веданты в Нью-Йорке. Статьи эти еще интересны тем, что они подтверждают книгу Нотовича «О Жизни Христа к Индии и Тибете», которая является переводом манускрипта, найденного Попювичем в Ладаке, в монастыре Хеми. <...>

Яне сомневаюсь, вернее, знаю, что Хр. был в Индии, но ученые-востоковеды, поддержанные представлениями церкви, яро отрицают эту возможность. Потому так интересны эти новые расследования. Но очень советую сохранить копию журнала для себя и не распространять ее. Нужно сначала нанести справки у самого Абхедананды, если только он еще жив».

Немало страниц посвящено Иссе (так в индийских преданиях звучит имя Иисуса) в путевом дневнике Н.К. Рериха «Алтай — Гималаи». Н.К. Рерих приводит свидетельства о существовании преданий, посвященных жизни, обучению и проповедям Иисуса в Индии и Тибете. Он писал: «Такой высокий и близкий всем народам облик Иисуса сохраняют буддисты в своих горных монастырях» [7]. Приводит Рерих и отрывки из древнего манускрипта (вероятно, в переводе Ю.Н. Рериха), по содержанию соответствующие публикации Нотовича.

А в «Эзотерическом христианстве» приводится следующее: «Его чистота была сверхчеловечна и безгранично его благоговение. Он изливал на окружающих аромат своей мудрости с кротостью и нежностью. Властное очарование его непорочной чистоты окружало его как бы светлым ореолом, слова его, хотя и редкие, всегда дышали нежностью и любовью, пробуждая даже в самых грубых и суровых людях временное смягчение» [8].

Так, в постижении Древней Мудрости, в праведности и благодати проходила Его жизнь до 30 лет.
В Живой Этике есть описание внешности Великого Путника.

«...Волосы светлорусые и, действительно, довольно длинные, концы их несколько темнее, слегка волнистые, мелкими извивами, но пряди остаются заметны. Лоб светлый и широкий, но не видно морщин; брови несколько темнее волос, но невелики, глаза синие и подняты в углах, ресницы дают глазам глубину. Немного заметны скулы, нос небольшой и довольно мягкий, небольшой рот, но губы довольно полные. Усы небольшие, не закрывающие рта. Также борода небольшая и слегка раздвоенная на подбородке. Такие черты побуждали любить Учителя. Не столько красота, сколько выражение делало Учителя запоминаемым» [9].

«Его чистота была сверхчеловечна и безгранично его благоговение. — пишет Безант, — Он изливал на окружающих аромат своей мудрости с кротостью и нелепостью. Властное очарование его непорочной чистоты окружало его как бы светлым ореолом, слова его, хотя и редкие, всегда дышали нежностью и любовью, пробуждая даже в самых грубых и суровых людях временное смягчение» [10].

В «Криптограммах Востока» - книге, содержащей апокрифические сказания, легенды и притчи о жизни Великих Подвижников и Учителей человечества, есть страницы, посвященные рождению и жизни Иисуса.

 

Христос мифический

Вокруг этого светлого Образа скопились мифы, соединяющие Его с длинным рядом Его предшественников; мифы, дающие в аллегорической форме историю всех подобных Жизней, символизирующих действия Логоса в Космосе и высшую ступень духовной эволюции индивидуальной человеческой души.

Почему же события жизни Иисуса прослеживаются в дохристианских религиях? Почему христианство имеет много общих черт с более древними традициями? Почему, наконец, сравнительная мифология находит множество подобных и даже одинаковых мифов и легенд у различных народов мира, относящихся к разным временам?

Вообще говоря, мифы - это образные символические картины, в которых глубокие духовные истины открывались человечеству. Мифы могли быть несравненно ближе к истине, чем исторический рассказ.

Живая Этика так выражает свое отношение к этому вопросу:

«В легенде сложится смысл созидательной энергии и в сжатой формуле выразятся чаяния и достижения. <...> Потому не будем презирать легенды истины, но посмотрим зорко и позаботимся о словах действительности. В легенде выражается воля народа, и мы не можем назвать ни одной лживой легенды.

Духовное устремление мощного коллектива запечатлевает образ истинного значения, и оболочка символа означает мировой знак как мировой язык, который неминуем в эволюции. Правы искатели общего языка. Правы созидатели легенд мира» [11].

Блаватская писала: «Глубокая философия лежит в основании самого раннего почитания в мире, почитания Солнца и Огня» [12].

В истории человечества солярные (солнечные) мифы повторялись в вековых периодах от народа к народу, но каждый раз как бы с новым Божеством или Героем — Учитель приходил под новым Именем: Ра, Митра, Бэл (Баал), Кришна, Заратустра...

Великие принципы, на которых основана наша мировая система, олицетворялись в этих Именах; Учителя приносили человечеству определенные, необходимые на каждом данном этапе законы, культуру, социальную организацию, религию, своей жизнью реализуя Космические законы, осуществляя таким образом энергообмен с одухотворенным Космосом. Живая Этика утверждает, что в мифах отражается связь с Высшим Миром [13].

В истории Христа (как и Будды) можно проследить слияние мифов с историческим лицом.

 

Подвиг великого путника

Сверхчеловеческая чистота и пламенная религиозность сделали Иисуса, человека и ученика, достойным стать обителью могучей Сущности, храмом для Силы Высшего.

Пришло время для Божественного Проявления, которое приходит на помощь человечеству в эпохи, когда необходим бывает новый толчок для ускорения духовной эволюции, когда приходит пора новой цивилизации.

Безант приводит положение гностиков, где говорится о том, что перед выходом Иисуса на проповедь в Него вселился Высший Дух: «Могущественный «Сын Божий» должен был воплотиться, верховный Учитель, «полный благодати и истины», в котором Божественная Мудрость обитала в полной мере, который был воплощенное «Слово» (Логос), Свет и Жизнь, изливающиеся в безграничном изобилии, истинный родник Живой Воды, Господь Мудрости и Сострадания — таково Его имя, — покинув Свою Потаенную Обитель, пришел в человеческий мир».

Момент этот отмечен в Евангелиях как Крещение Иисуса, когда появился Дух Святой, «который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» [14].

Он был истинно «возлюбленный сын», в которого Отец вложил свое благоволение, и с того времени Иисус стал проповедовать и стал чудесной тайной, «Богом во плоти», возвестившим божественность человеческой природы. Ибо Он сказал: «Не написано ли в вашем законе: Я сказал: вы боги? Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может, нарушиться Писание, — Тому ли, Которого Отец освятил и послал к мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я сын Божий?»

Е.И. Рерих писала: «Конечно, были великие Космические Причины, почему понадобилась такая замена и продолжение этой Миссии. Истинно, прекрасны Тайны Космические, и Красота Высшая всегда является основою таких страстных проявлений Надземного Мира» [16].

Эта проявившаяся великая Космическая Тайна, эта духовная Сущность и была «Христом»; это Он явился в виде человека Иисуса, обходя горы и долины Палестинские, уча, исцеляя и собирая вокруг себя учеников из числа наиболее развитых душ. Очарование его любви, изливавшейся из Него, как лучи солнца, притягивало к Нему всех страдающих, усталых и обремененных, его кроткая мудрость очищала, облагораживала и облегчала жизнь людей.

Христос принадлежит к великой Иерархии, которая управляет духовной эволюцией человечества. Странствуя и открыто проповедуя по Самарии и Иудее, Он исцелял болезни и совершал иные замечательные действия. Он окружил себя небольшой группой учеников, которых он наставлял в более глубоких истинах духовной жизни. Чутко собирал он своих кармических последователей, тех, кто потом понес по миру Его Учение. Николай Гумилев выразил это в стихотворении «Христос» так:

Он идет путем жемчужным
По садам береговым,
Люди заняты ненужным,
Люди заняты земным.
«Здравствуй, пастырь!
Рыбарь, здравствуй!
Вас зову я навсегда,
Чтоб блюсти иную паству
И иные невода.
Лучше ль рыбы или овцы
Человеческой души?
Вы, небесные торговцы,
Не считайте барыши!
Ведь не домик в Галилее
Вам награда за труды, —
Светлый рай, что розовее
Самой розовой звезды.
Солнце близится к притину,
Слышно веянье конца,
Но отрадно будет Сыну
В Доме Нежного Отца».
Не томит, не мучит выбор,
Что пленительней чудес?!
И идут пастух и рыбарь
За искателем небес.

«Рыбаки евангельские, конечно, имели запас психической энергии, и главным рычагом ее была их вера в Иисуса Христа» [17].

Он привлекал к себе людей удивительной любовью, нежностью и пысокой мудростью, которые излучались из Его Личности; и Он же был предан смерти за утверждение, что Бог живет в Нем, как и во всех людях. Он пришел, чтобы дать миру новый толчок духовной жизни, чтобы вновь ввести сокровенное учение о глубинах жизни духа, чтобы вновь указать человечеству на «тесный древний путь», чтобы снова провозгласить реальность «Царства Небесного», и наконец, чтобы ввести в это Царство тех немногих, которые способны учить других.

В «Разоблаченной Изиде» Блаватская так писала о Нем: «Подобно Пифагору и другим иерофантам-реформаторам, Иисус делил свои учения на экзотерические и эзотерические. Преданно следуя пифагоро-ессейским установлениям, он никогда не садился за стол без молитвы перед едой. Жрец молится перед едой, говорит Иосиф, описывая ессеев. Иисус также делил своих последователей на неофитов, братию и совершенных, если мы можем судить по тому, как он их различал» [18].

И далее: «В качестве одного из величайших реформаторов, в качестве неумолимого врага всякого теологического догматизма, преследователя слепого фанатизма, учителя одного из наиболее возвышенных кодексов этики, Иисус представляет собою одну из величайших и наиболее ясно очерченных фигур в панораме истории человечества. Его эпоха может с каждым днем все дальше и дальше отступать в мрак и густую мглу прошлого; и его богословие, спирающееся на человеческие выдумки и поддерживаемое нелепыми догмами, может — нет, должно с каждым днем все больше терять свой незаслуженный престиж:; и только великая фигура философа и нравственного реформатора, «место того чтобы становиться бледнее, с каждым новым веком станет более выпуклой и яснее очерченной» [19].

Также она писала: «...Это великий и чистый человек, реформатор, который с радостью бы жил, но вынужден был умереть за то, что считал величайшим неотъемлемым правом человека — абсолютную свободу совести; адепт, который проповедовал всемирную религию, не признающую никакого другого «храма Господня», кроме самого человека; благородный Учитель эзотерических истин, которые он не успел объяснить; посвященный, который не делал различий — кроме моральных — между людьми; кто отвергал привилегии и презирал богатство; и кто предпочел смерть разглашению секретов посвящения».

В книге «Надземное» многие параграфы посвящены Великому Путнику, в них раскрываются смыслы Его Учения и значение Его Подвига.

«Великий Путник избрал стремительный подвиг и поразительное завершение. Почитая Его, люди мало ценят, что Он обращался к народу и положил основание переоценке женщины. <...>

Надо отметить, что главное Учение было дано Им в тонком теле, такое завершение вполне соответствовало блестящему заявлению Истины. Мудро дал Он простое слово народу об основах жизни. Лишь малому числу можно было доверить поучения Тонкого Мира, ибо по обычаю Учение давалось устно. <...>

Проявление в тонком теле составило заключительную часть подвига. Без всякого отдыха было продолжено Учение. В малых намеках можно видеть, что даже истинные ученики трепетали от такого мощного явления» [20].

Глубинное понимание Принципа Христа раскрывает нам Е.И. Рерих в одном из своих философских писем. Она пишет: «Я верю в Неизреченное Божественное начало, равно пребывающее в каждом человеческом существе, и в рождение Христа в человеке на его пути к совершенствованию. Тем более, что каждый образованный человек знает значение термина Крестос или Кристос (Христос) и что он был заимствован из языческого словаря. <...> Словом Крестос обозначался ученик-Неофит, находившийся на испытании, кандидат на Иерофанта. И после того, как ученик прошел все испытания и через ряд страданий, он был «помазан» при последнем ритуале посвящения и становился на языке мистерий Христом, то есть «очищенным», и это означало, что его преходящая личность слилась с нерушимою индивидуальностью его и стала Бессмертным Ego. Ведь, именно, у первых христиан Крестос или Христос был синонимом нашего «Высшего Я». И в этом смысле надо понимать, что Христос является искупителем грехов. Искупление за личные грехи совершается душою, проводником или носительницей Христа, непрестанно, в целом ряде земных жизней нашего индивидуального Ego. Распятый Христос каждого человека, при достижении известной точки эволюции, должен спуститься в Ад и извлечь оттуда и поднять к высшим или нормальным условиям душу, которая была ввергнута туда в силу беззаконных деяний своего низшего я. Другими словами, Божественная Любовь должна достичь сердца человека, победить и возродить человека, прежде чем он сможет осознать чудовищность своих прегрешений против Божественного Закона и простить самому себе за грехи, содеянные против самого себя, и прощение это может быть достигнуто лишь при полном слиянии и единении с "Высшим Я" или Божественным Законом Любви» [21].

Существуют определенные великие принципы, на которых построена наша мировая система; существуют определенные законы, по которым эти принципы выполняются в подробностях; есть высокие духовные Сущности, олицетворяющие собой эти принципы. Не об этом ли в своем прозрении писал В.Кюхельбекер?!

Божественный на Божием престоле;
Христос на небо, выше всех святил,
В свое отечество, туда, отколе
Сошел на землю, в славе воспарил.
Своих же не покинул Он в неволе,
Их не оставил в узах темных сил;
Нет! Слабых их и трепетных дотоле
Неколебимым сердцем одарил.
И всех стремящихся к Его святыне,
Горе на крыльях душ ему вослед,
Он свыше укрепляет и поныне:
Им песнь Эдема слышится средь бед,
Средь бурь, в юдоли слез, в людской пустыне,
Итак вещает: "Близок день побед!"

Закончим словами Е.И.Рерих: «Да, Путь Великого Христа Иисуса - Путь Любви Самоотверженной, путь кратчайший, возносящий дух к Красоте Беспредельной» [22].

 

 



175 лет со дня рождения Е.П.Блаватской. Материалы международной научно-общественной конференции. С.-Пб., 2006. С. 55.

 


1. А. Безант. Эзотерическое христианство (далее ЭХ). М., 1991. С.70-71. (Е.И. Рерих считала эту книгу лучшим трудом Безант, о чем писала в своих письмах (Письма в Америку, т. 3, 28.VI.48; 13.IV.53)).

2. Евенгелие от Луки 2, 40—41.

3. Исследователи относят кумранскую общину к секте ессеев.

4. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида, М., 2000. Т, II, с. 130. Далее в тексте — РИ, № тома, № страницы.

5. РИ, И, с. 132.

6. Современное издание: Казань, 1996г.

7. Рерих Н.К. Алтай - Гималаи, Рига, 1992, с. 85.

8. ЭХ, с. 71.

9. Учение Живой Этики. Надземное, 159. Далее в тексте - ЖЭ, назва11 не тома, (№ части), № параграфа.

10. ЭХ, с. 71

11. Живая Этика, Знаки Агни Йоги, 19.

12. Блаватская Е.И. Тайная Доктрина, М., 1991. Т. I, с. 170.

13. Живая Этика, Мир Огненный, II, 6.

14. Евангелие от Матфея 3, 17.

15. Евангелие от Иоанна 10, 34—36.

16. Рерих Е.И. Письма в Америку, Сфера, 1996. Т. III, 13.IV.53.

17. Рерих Е.И. Письма. Новосибирск, 1992. Т. II, с. 283.

18. РИ, И, с. 146.

19. РИ, II, с. 149.

20. Живая Этика, Надземное, 146.

21. Рерих Е.И. Письма. Новосибирск, 1992. 22.07.35.

22. Рерих Е.И. Письма в Америку, Сфера, 1996. Т. III, 16.IX.53.

     
Hosted by uCoz