Посланница светлых  сил


Главная >> Посланница Светлых Сил >> Глазами современников. Рерихи о Е.П. Блаватской >> Т.О. Книжник. Огненная Посланница Белого Братства. Вступительная статья

 

Т.О. Книжник

 

 

Огненная Посланница Белого Братства

Е.И. и H.K. Рерихи о Е.П. Блаватской

Говоря о формировании мировоззрения Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, крупнейших русских философов и подвижников, сыгравших выдающуюся роль в формировании нового космического мироощущения на нашей планете, невозможно не упомянуть одну из самых выдающихся личностей XIX столетия, чья жизнь и труды оказали огромное влияние на современную мировую мысль, — Елену Петровну Блаватскую. Основанное ею в 1875 году в США Теософическое общество[1], целями которого были провозглашены сравнительное изучение религий, науки и философии, а также исследование неизвестных законов природы и скрытых внутренних сил человека, стало одним из главных каналов ознакомления Запада с эзотерической философией Востока. Многие положения этой философии явились настоящим откровением для людей, чье мировоззрение складывалось в атмосфере прочно укоренившихся догм христианской теологии, с одной стороны, и не менее догматической науки того времени, страстно увлеченной материалистическими теориями. Но, пожалуй, самой настоящей вспышкой молнии на сумеречном небе западного сознания стала принесенная Блаватской весть о существовании Братства Махатм - Хранителей этих древних учений, выдающихся в духовном отношении людей, обладающих таинственными силами и глубочайшим знанием тайн Вселенной. Эти Высокие Сущности стоят выше нас на лестнице космической эволюции и приносят на Землю те знания, которые человечество в состоянии воспринять на данный момент. Тем самым закладываются энергетические основы развития нового сознания и подготавливается переход планеты на новый, более высокий эволюционный виток. Возможность непосредственного сознательного общения, а тем более сотрудничества с этими Высокими Сущностями под силу далеко не каждому. Лишь самые достойные и самоотверженные представители человечества, обладающие большой нравственной чистотой, могут обрести Их помощь и покровительство на нелегких путях познания и самосовершенствования, чтобы, в свою очередь, нести людям свет Истины.

Возможно, что мастерски написанная книга Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана», рассказывающая о богатейшей природе, уникальных исторических памятниках и разнообразных верованиях и обычаях народов, населяющих Индию, стала для Елены Рерих той самой «первой книгой», с которой начался ее подход к сокровенному знанию Востока. По собственному признанию Блаватской, один из главных героев повествования - такур Гулаб Лалл-Сингх, человек необычный во многих отношениях и обладавший глубокими познаниями, - имел вполне реального прототипа - ее Учителя Махатму М. Как бы то ни было, контакты Е.П. Блаватской с Великими Учителями никогда не ставились Рерихами под сомнение, и впоследствии свою миссию они видели органически связанной с миссией нашей выдающейся соотечественницы, ознакомившей человечество с основами философии Братства Махатм.

О том, что Рерихи видели в теософах потенциальных сотрудников и единомышленников, свидетельствует тот факт, что, живя в Лондоне, они налаживают связи с Теософическим обществом. Сохранились удостоверения о членстве в обществе на имя Николая Константиновича и Елены Ивановны от 6 июля 1920 г., подписанные руководителями Лондонской ложи Анни Безант [2] и Гарольдом Бейли Уивером [3]. Очерки Н.К. Рериха публиковались в периодических изданиях теософского направления.

В разные годы Николаем Рерихом было создано несколько вариантов картины «Вестник», написанной специально по Указанию Учителя, чтобы почтить память Е.П. Блаватской. Один из них был подарен в январе 1925 г. Теософическому обществу в Адьяре (Индия) для будущего музея имени Е.П. Блаватской. На полотне мы видим женщину в буддийском храме, с почтением открывающую дверь Вестнику - высокому, статному человеку, величественная фигура которого озарена рассветом, а правая рука поднята в символическом жесте. В учении Живой Этики не раз говорится о том, что посланники Светлых Сил приходят неожиданно, - нельзя судить, как и когда это произойдет, но нужно быть готовым встретить их в любую минуту. Для этого необходимы духовная зоркость и чуткость сердца - не случайно женщина изображена именно в храме, символизирующем высокое состояние духа и отречение от внешней суеты.

Тогда же, в 1925 году, вышел перевод с английского избранных фрагментов большого тома «Писем Махатм к А.П. Синнетту» под названием «Чаша Востока», сделанный Еленой Ивановной и изданный под псевдонимом Искандер Ханум. В конце 1931 года по Указанию Учителя Елена Ивановна приступила к переводу главного труда Е.П. Блаватской — «Тайной Доктрины». Перевод был сделан довольно быстро, если учесть объем и сложность работы. «...Первый том был закончен к марту 32-го года, - пишет она одному из своих корреспондентов, - но затем, конечно, следовала переписка начисто и новая корректура. Второй том был начат в конце 32 г. и окончен в 33-м. Не думала я, что так скоро явится возможность напечатать такой большой труд, но мы привыкли исполнять Указания, не откладывая их, тем более, что тут же было Сказано, что друзья помогут. И вот, действительно, наши рижские друзья, узнав, что труд закончен, поспешили издать его со всею любовью» [4]. Труд этот был выпущен в 1937 году в Риге при содействии членов Латвийского общества Рериха.

Елена Ивановна всегда относилась к Блаватской с огромным уважением, называла ее «огненной посланницей Белого Братства», «нашей национальной гордостью», «мученицей за Свет и Истину» и мечтала о том времени, когда в России воздадут должное ей почитание. «Сказано Великим Учителем – «одна Блаватская знала», и наша задача в будущем будет поставить на должную высоту почитание этой великой женщины-мученицы. Если бы Вы знали всю литературу о Блав[атской] и все поступки и предательства, ее окружавшие, Вы ужаснулись бы бездне неблагодарности, мерзости и невежества, конечно, именно из последнего вытекают все гнусности» [5]. Николай Константинович, как свидетельствуют его письма известному русскому теософу и писателю Елене Федоровне Писаревой [6], также почитал великую соотечественницу.

Однако в дальнейшем отношения Рерихов с руководителями современного им теософского движения (особенно русского происхождения) складывались не просто. Причины этого достаточно подробно отражены в представленных в данной публикации письмах. Перечислим самые основные.

Прежде всего — это нарушение Иерархической Цепи, выражавшееся в отсутствии должного уважения к основательнице движения среди последователей, которые были больше обеспокоены поддержанием своего имиджа «великих посвященных», нежели изучением и распространением трудов самой Блаватской и реализацией основных целей, ради которых было создано Теософическое общество. Раздача степеней и знаков отличия, пышные театрализованные ритуалы, пестование «мирового учителя» и выбор новых апостолов - неудивительно, что при такой насыщенной деятельности на воплощение практического братства человечества просто не оставалось времени. Появление книг Живой Этики - да еще из того же самого Источника — стало мощным ударом по чувству собственной значимости лидеров Теософского общества. В новом Учении они видели не сотрудника и соратника, а конкурента. «...Для главарей теософов признать Источник книг Жив[ой] Эт[ики] равносильно подписанию отказа от своего духовного приоритета, - иронизировала Елена Рерих. — Потому оставим им эту человеческую утеху считать себя папами римскими. Учение не может быть умалено их непризнанием или возвеличено их признанием. Истина сама говорит за себя» [7]. Апофеозом «широкомыслия» и терпимости к родственному учению стал теософский съезд 1936 года, участники которого - в первую очередь председательница Русской секции А.А. Каменская [8] и ее сотрудники — обвинили Н.К. Рериха в том, что он... свободно пользуется теософскими идеями и терминологией.

Подобная «иерархия ценностей» не могла не сказаться и на качестве теософической литературы, появившейся после ухода Блаватской и воспевающей волнующие приключения в Неизвестности, легкие духовные достижения и панибратские отношения с Великими Учителями, готовыми осчастливить каждого, кто попал в их поле зрения. Рерихи не жаловали произведения такого рода и не скрывали своей точки зрения, называя их «творениями рук, лишенных красоты, знания и честности». «...Я считаю преступным поддерживать сентиментальность, основанную на ложных данных, - объясняла свою позицию Елена Рерих. — <...> Вместо сурового строения жизни люди жаждут убаюкивающих их сладких грез и легких достижений в обстановке магов и «оккультных» романов. Но венец Архата достигается лишь сильнейшими, лишь в суровом напряжении подвига, лишь мощными непоколебимыми устремлениями сердца, омытого кровавыми слезами страданий на протяжении многих и многих жизней» [9]. Вместе с тем, достаточно жестко высказываясь о произведениях «темного гения теософского движения» Ч.У. Ледбитера [10], Е.И. Рерих положительно отзывалась о книгах У.Х. Джаджа [11] («Океан Теософии»), А. Безант («Эзотерическое христианство»), Джинараджадаса [12], рекомендуя их для начинающих. Следует отметить, что не без влияния Рерихов Е.Ф. Писаревой была создана биография Е.П. Блаватской.

В целом же очень многие теософы воспринимали Живую Этику как родственную ветвь эзотерического знания и не видели между мировоззренческими концепциями этих учений существенной разницы. «У нас много друзей именно среди бывших и настоящих теософов, как в Америке, так и в других странах, - писала Е.И. Рерих. - Именно их сознание более подготовленное к восприятию основ Учения, потому проявим глаз добрый» [13].

Мы предлагаем вниманию читателей выдержки из писем Е.И. и Н.К. Рерихов, посвященные Блаватской. Часть из них публикуется впервые.

 


1. С середины XX века в русском переводе общество стало именоваться Теософским. Назад

2. Безант Анни (1847-1933), деятельница теософского движения, ученица Е.П. Блаватской, президент Теософического общества с 1907 г. Автор ряда трудов по теософии: «Древняя мудрость», «Братство Религий», «В преддверии Храма», «Введение в Йогу». Назад

3. Уивер Бейли Гарольд, деятель теософского движения. Назад

4. Рерих Е.И. Письмо Е.Ф. Писаревой от 22 февраля 1939 г. / Отдел рукописей МЦР. Ф. 1. Вр. № 1081. Л. 11. Назад

5. Рерих Е.И. Письмо от 6 мая 1934 г. / Письма Елены Рерих. Минск, 1992. Т. 1. С. 188. Назад

6. Писарева Елена Федоровна (ур. Рагозина) (р. 1853), русский теософ, писатель, переводчик, председатель Калужского теософского общества в 1909-1922 гг., вице-президент Российского теософского общества. С 1922 г. жила в Италии. Назад

7. Рерих Е.И. Письмо от 7 января 1937 г. / Рерих Е.И. Письма. М., 2003. Т. 5. С. 16.  Назад

8. Каменская Анна Алексеевна (1867-1952), русский теософ, первый председатель Российского теософского общества, а также Русского теософского общества в Женеве. Назад

9. Рерих Е.И. Письмо от 7 декабря 1935 г. / РерихЕ.И. Письма. М., 2001. Т. 3. С. 681. Назад

10. Ледбитер Чарльз Уэбстер (1854-1934), деятель теософского движения, автор ряда книг по теософии. Назад

11. Джадж Уильям Хуан (1851-1896), американский теософ и писатель, основатель Американского отделения Теософического общества.  Назад

12. Джинараджадаса (1875-1953), деятель теософского движения, четвертый президент Теософского общества. Назад

13. Рерих Е.И. Письмо от 20 июня 1936 г. / Рерих Е.И. Письма. М., 2002. Т. 4. С. 243. Назад

     
Hosted by uCoz