Посланница светлых  сил


Главная >> Посланница Светлых Сил >> Глазами современников. Рерихи о Е.П. Блаватской >> Из писем Е.И. Рерих сотрудникам

 

 

 

Из писем Е.И. Рерих сотрудникам

 

6 мая 1934 г.

.. .Хочу предупредить Вас, как опасен книжный оккультизм. Масса вреднейших книг выпущена на книжный рынок. Одни книги г-на Ледбитера, за исключением его труда «Иннер Лайф», когда его мышление отражало еще мысли Е.П. Бл[аватской], являются таким материалом. Впрочем, может быть по счастью, они не все переведены на русский язык. Как сказано: «Много творений рук, лишенных красоты, знания и честности». И Вы напрасно думаете, что уход Ледбитера - большая утрата для Теософического] Общ[ества]. Именно Ледб[итер] явился злым гением этого движения. Именно он нанес вред всему движению. Как сказано Великим Учителем: «Одна Блаватская знала», и наша задача в будущем будет поставить на должную высоту почитание этой великой женщины-мученицы. Если бы Вы знали всю литературу о Блав[атской] и все поступки и предательства ее ближайших сотрудников, Вы ужаснулись бы бездне человеческой неблагодарности, мерзости и невежества; конечно, именно из последнего вытекают все гнусности.

Спасибо за желание прислать мне переведенные извлечения из «Тайной Доктрины», но перевод ее уже мною закончен, лишь второй том ждет окончательной подчистки. Указ о переводе исходит от Самого Вл[адыки], кроме того, Вл[адыка] Сам даст Предисловие к этому переводу. Много воды утечет и много изменится, потому запреты не страшны. Некоторые главы из второй части первого тома о символизме у меня имеются, и должна сказать, что перевод их очень хорош. Но, к сожалению, мы достали их, когда перевод уже был сделан. Также выписала я и перевод первой части и должна Вас предупредить, что это не есть перевод «Тайной Доктрины» Е.П. Блаватской, но лишь сокращенный перевод сокращенного изложения «Тайной Доктрины» Блаватской, сделанный г-жою Екатериной] Хиллард[1], причем встречаются явные искажения смысла. Мне кажется, что сокращение «Тайной Доктрины», когда она полностью еще не переведена, есть великое кощунство.

 

21 июля 1934 г.

Очень сожалею, но до сих пор еще не имеем ответа на наш запрос из «Тэмпль Артизан»[2]. Конечно, письмо из Индии идет туда около шести недель, и, возможно, что они собирают необходимый материал. А может быть, там та же политика, что и в Адиаре, — умалчивать имя настоящей Основательницы. Ведь природа людская всюду одинакова. Тем более что с ее смертью Сообщения от Великих Учителей очень сократились и часто они печатают Сообщения, полученные еще при жизни Основательницы. Подождем и увидим.

Я уже писала Вам, прося не оповещать о переводе «Тайной Доктрины» на русском языке, теперь скажу Вам причину. Перевод двух томов хотя и закончен, но печатание их возможно будет лишь через несколько лет, потому зачем смущать преждевременным оповещением и вызывать лишнюю ярость теософов? Если же за эти годы появится еще другой перевод, то тем лучше, ибо этим самым кто-то просветит свое сознание. Вы ошибаетесь, думая, что третий том «Т[айной] Доктрины» не опубликован, он издан на европейских языках. Но этот том был собран уже после смерти Е.П. Бл[аватской], и туда вошли статьи и заметки, не прошедшие окончательной цензуры ни самой Бл[аватской], ни Самого Вел[икого] Учителя. Потому третий том наряду с жемчужинами имеет явные неточности и даже грубые заблуждения. Вл[адыка] указал мне на эти неточности и личные соображения, не прошедшие высшую Цензуру.

 

11 августа 1934 г.

Вы спрашиваете: почему многие светлые начинания не получают должного развития? Отве[чу]: ибо Иерархическая Цепь была нарушена. Почему не развивается Центр в Калифорнии?[3] Потому что Основатели не получили должного почитания. Закон Иерархии непреложен, ибо он закон Космический. Никто не может перескочить через Звено, установленное Космическим законом. Пусть слепцы временно одурачивают себя, но горько будет пробуждение их. (Так, все стремившиеся обойти и перескочить через Е.П. Блават[скую] теперь скромно бродят в Тонком Мире среди теософических групп, тщетно ожидая призыва от Вел[иких] Учителей, но сама Е.П. Бл[аватская] в новом молодом физическом теле уже десять лет как присоединилась к Общине Великих Учителей. Благо тем, кто были ей верны, ибо она столько может помочь им! Но число таких меньше меньшего.) Потому будем чтить каждого приносящего нам Свет Учения.

 

8 сентября 1934 г.

Также должна сказать Вам, что очень огорчили меня Ваши строки о Е[лене] П[етровне] Бл[аватской]. Не Ваше сердце написало их. Я уловила в них отзвук недостойных мнений наших русских теософов. Именно Е[лена] П[етровна] Бл[аватская] была Огненной Посланницей Б[елого] Бр[атства]. Именно она была Носительницей доверенного ей Знания. Именно из всех теософов лишь Е[лена] П[етровна] Бл[аватская] имела счастье получить Учение непосредственно от Вел[иких] Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была Великим Духом, принявшим на себя тяжкое Поручение - дать сдвиг сознанию человечества, запутавшегося в мертвых тенетах догм и устремлявшегося в тупик атеизма. Именно только через Е[лену] П[етровна] Бл[аватскую] можно было приблизиться к Б[елому] Бр[атству], ибо она была Звеном в Иерархической Цепи. Но некоторые из окружавших ее настолько были ниже этого огненного духа и сердца, что в великом самомнении и самообольщении своем полагали достичь Высот, пренебрегая ее началом, и в зависти своей осуждали, клеветали и поносили ее, все им давшую, все им открывшую. Конечно, все эти самообольщенные гордецы ничего не достигли. Ибо закон Иерархии непреложен. (Ни один из окружавших ее не был принят Махатмами в истинные ученики.) Для пользы дел Махатмы переписывались с некоторыми из них, но ни одного не допустили до ученичества. Е.П. Бл[аватская] была тем Иерархическим Звеном, обойти и пренебречь которое означало осудить себя на полную неудачу. Отсюда и многие заблуждения Ольк[отта][4], Безант, Ледбит[ера] и пр. И теперь, когда последние пребывают в слоях Тонкого Мира, окруженные своими почитателями, но, увы, еще дальше от Твердыни Б[елого] Бр[атства], нежели раньше, и сейчас наша великая соотечественница в своем огненном устремлении, воплотившаяся почти сейчас же после смерти в Венгрии, уже десять лет как прибыла в физическом теле в главную Твердыню и под именем Брата X. работает на спасение мира. Так действует Космическая Справедливость. Е[лена] П[етровна] Бл[аватская] была великой мученицей в полном значении этого слова. Зависть, клевета и преследования невежества убили ее, и труд ее остался незаконченным. Последний, заключительный том «Т[айной] Доктрины» не состоялся. Так люди лишают себя самого Высшего. Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей великой соотечественницы и знаю, что в будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания. Е[лена] П[етровна] Бл[аватская], истинно, наша национальная гордость. Великая Мученица за Свет и Истину. Вечная Слава ей!

 

15 ноября 1934г.

§ 25. «Неверно подумать, что опыт Моего Друга мог быть неудачным...» относится к опыту основания Теософического] Общ[ества]. Как Вы знаете, Е.П. Бл[аватская] была послана в мир дать великий труд «Тайная Доктрина» для сдвига сознания, зашедшего в тупик, а также сказать истину о спиритизме, чтобы предотвратить многие губительные последствия. Спиритизм быстро распространялся тогда, особенно в Америке, и уже принимал чудовищные формы. Ввиду сильного и настойчиво выраженного желания ее сотрудников основать Общество для ознакомления продвинутых сознаний с Эзотерическим Учением всех религий и философий Махатма К.Х., Друг Старшего Махатмы, согласился руководить таким Обществом, и было приступлено к этому опыту при содействии Е.П. Бл[аватской], нескольких индусов и полк[овника] Г. Олькотта. Все это вылилось в существующее ныне Теос[офское] движение. История его раскрыла всю бездну человеческой природы, и весьма скоро, после основания нескольких Отделений, Махатмы еще при жизни Е.П. Бл[аватской] прекратили непосредственное Водительство Обществом] как таковым, сосредоточив свое внимание лишь на отдельных личностях. Отсюда понятен краткий расцвет и наблюдаемое сейчас постепенное падение главного центра его. Но, конечно, само Учение, принесенное Е.П. Бл[аватской], сделало свое великое дело, именно, по всему миру пробудило и сдвинуло с мертвой точки многочисленные единицы сознания. И Отделения Теософического] Общ[ества] очень помогли этому. Потому нельзя говорить, что опыт этот был неудачен. Конечно, если бы не человеческая тяжкая природа, результаты могли быть во много раз больше. Все же утверждение о неудаче идет от темных сил. Как сказано: «Ступени сознания сложились прочно». Должна добавить, что в Америке Учение связано, главным образом, с именем Е.П. Бл[аватской], и оно очень распространяется и входит в жизнь. Старший Махатма (Вл[адыка] М.), занятый высшими проблемами, принимал, если можно так выразиться, лишь косвенное участие в учреждении именно Теософического] Общ[ества], но Махатма К.Х. положил много сил и даже заболел от прикосновения к низшим земным слоям и человеческим аурам и должен был на несколько месяцев удалиться в полную изоляцию, в одну из недоступных для смертных Башен Тибетской Твердыни.

 

24 июня 1935 г.

...Для Космических Сроков, для Великого Плана, истинно, ставятся во главу сосуды, испытанные на протяжении тысячелетий, и не бывало еще, чтобы они оказались предателями. Не будем заглядывать в глубь веков, но возьмем жизнь избранного сосуда, прошедшую почти что на наших глазах, - Е.П. Блав[атской]. Все знают сейчас, какими черными предательствами со стороны ближайших была окружена Е.П. Бл[аватская] и как Космическая Справедливость уже воздала и будет продолжать воздавать в увеличивающейся прогрессии на земном плане. Так, имена малых предателей канули в Лету, имена больших остались символами черной неблагодарности и, прежде всего, глупости, тогда как имя Е.П. Бл[аватской] с каждым днем растет и будет расти, ибо труд, ей доверенный и явленный, неистребим никакими предательствами. Не говоря уже о том, что сама она уже достигла Недосягаемой для предателей Твердыни. Как прекрасно пишет Баркер[5] в своем Введении к ее письмам: «Те, кто восставал против нее, будучи не в состоянии опровергнуть ценность и истину ее философии, искали путем личной клеветы и опорочивания восстановить общественное мнение и тем самым отвлечь внимание от сокровища знания, которое давалось через нее Миру и которое, будучи беспристрастно рассмотрено, несет в себе самом утверждение и убеждение в честности и бескорыстии».

Так и мы можем сказать, что весь Океан Учения, даваемый через Ф[уяму] и меня, весь План, так же как и все творения и труды Н.К., отмечены печатью высшего Иеровдохновения, потому низшие сознания, не могущие охватить все величие даваемого и творимого, в зависти своей стараются всячески опорочить и умалить носителя их. Но не будем гневаться на этих нападающих, это ни к чему! Ибо как карликовому сознанию, привязанному к земле и преходящим ценностям, дорасти до планетарного размаха сознания Гиганта. А новые русск[ие] так и называют Н.К. — «Гигантом мысли». Истинно, можно вспомнить мудрые слова: «Ты стал выше их, но чем выше подымаешься ты, тем меньшим кажешься ты в глазах зависти. Но больше всех ненавидят того, кто летает». Люди ведь сейчас особенно восстают против закона Иерархии. Ибо лишь Цари Духа знают все величие закона Иерархии, но рабское большинство всегда будет восставать.

 

20 июня 1936 г.

Спешу также послать Совет Вел[икого] Вл[адыки], данный всем ближайшим сотрудникам, и прошу Вас передать его ближайшим членам Правления: «Советую установить точку зрения на Теософ[ическое] Общество. Не следует осуждать Общество. Там, где Изображения Учителей и Упасики[6], там не нужно осуждать. Много ошибок в Обществе, но все же там почитают Учителей. Кроме Каменской, все друзья. Потому не раздражайте их, упоминая ошибки. Особенно сейчас не нужно творить себе врагов. Когда силы тьмы нападают, тогда нужно не умножать врагов. Так укажите сотрудникам не осуждать, иначе не будет друзей. Советую принять к исполнению». Потому, родной Рихард Яковлевич[7], прошу Вас и всех ближайших проявить всю указанную бережность и будем осторожны со всеми сведениями, которые я раньше сообщала доверительно.

Конечно, мы можем утверждать, что не все книги г-на Ледб[итера] воспринимаются нами, но острого осуждения теософам высказывать не будем. Сообщу об этом Совете и Н.П. Сераф[ининой][8]. У нас много друзей именно среди бывших и настоящих теософов, как в Америке, так и в других странах. Именно их сознание более подготовленное к восприятию основ Учения, потому проявим глаз добрый.

Теперь, что касается до книги Джинараджадазы, то, конечно, ее следует напечатать, раз она переведена и есть издатель. Ведь многие книги Джинараджадазы очень неплохи (кроме одной об Иерархии Света).

 

22 июня 1936 г.

Но не думайте, дорогой Александр Михайлович[9], что мы ищем признания г-жи Кам[енской]. Ничто так не далеко от наших намерений. Даваемое ныне Учение должно и будет оцениваться лишь по его собственному внутреннему достоинству. Если кто, сидя в своем птичнике, не может объять космосопространственного размаха этого Учения, то можно лишь посоветовать ему скорее выйти из столь ограниченного положения. Потому мы никогда никого не зазываем. Но те, кто сами стучатся к нам, находят открытую дверь, и у нас немало друзей и среди теософов. В 25-м году Вл[адыка] Указал Н.К. написать картину «Вестник» и пожертвовать ее в основание Музея имени Е.П. Бл[аватской]. Этим даром и учреждением Музея Вл[адыка] М. хотел увековечить имя той, память о которой преемники ее так усердно старались затушевать, особенно же некоторые наши сородичи.

Передаю Вам Указ Вл[адыки], данный сейчас всем ближайшим сотрудникам: «Советую установить точку зрения на Теософ[ическое] Общество. Не следует осуждать Общество. Там, где Изображения Учителей и Упасики, там не нужно осуждать. Много ошибок в Обществе, но все же там почитают Учителей. Потому не раздражайте их упоминанием ошибок. Кроме Каменской, все другие друзья. Особенно сейчас не нужно творить себе врагов. Когда силы тьмы нападают, тогда не нужно умножать врагов». Все сведения, ранее мною данные и о Ледб[итере], храните лишь для себя. Конечно, можно сказать, что некоторые труды Ледб[итера] Вами не воспринимаются, но от острого осуждения воздержитесь. Все же главные друзья наши во всех странах именно из лагеря бывших или настоящих теософов. Не будем забывать, что их подготовленное сознание помогает многим среди них оценить и Живую Этику. Скажите это всем сотрудникам Вашим — пусть не задевают.

 

20 августа 1936 г.

Истинно, никогда еще великие дела, складывавшие ступени грядущей эпохи, не были поняты или подняты правительствами и миллионерами, меценатами и всякого рода патронами и прочими. За примерами недалеко ходить, вспомним хотя бы ближайший - кто помог Е.П. Блав[атской]? А между тем она совершила великий подвиг; она самоотверженно заложила ступень нового сознания, прочно вошедшую в жизнь. Достойная оценка и почитание ее еще впереди.

 

23 октября 1936 г.

Спасибо за копию письма Е.Ф. Писаревой]. Да, она очень старенькая, и потому много спрашивать с нее нельзя. Отношения Соловьева[10] к Е.П. Блав[атской] запечатлены им самим в его книге «Современная Жрица Изиды», написанной им уже после ее смерти. Для каждого мало-мальски разбирающегося читателя книга эта является суровым обличением самому автору. Г-н Соловьев не заметил, какой суровый приговор он сам подписал себе этою книгою! Вся тупая самонадеянность бездарности, вся подлость, предательство и мелочность его натуры так и сквозят на каждой странице. Эпизод из жизни Соловьева, приведенный в письме Е.Ф., описан в томе «Писем Е.П. Бл[аватской] к Синнетту[11]». Письма эти замечательны. И когда русские теос[офы] прочтут оба тома — «Письма Махатм к Синнетту»[12] и «Письма Е.П. Бл[аватской] к Синн[етту]», то многое встанет на свое место. В этих томах вы имеете всю историю Теософического] Общества] и главных фигур этого движения, и без всяких прикрас. Биография и статьи о Блав[атской] очень нужны, но также важно ознакомить Русское общ[ество] со всеми ее основными трудами. Когда мы знаем труды человека, то и биографии его получают совершенно иной смысл и значение. Знаю, как Вел[икий] Вл[адыка] М. был недоволен всеми биографиями, написанными о Блав[атской]. Ведь не нашлось тогда ни одного чуткого и умного сотрудника, который мог бы оценить эту титаническую натуру. Мелочность природы всех этих биографов видела лишь то, что было доступно их мещанскому кругозору. Конечно, Миид[13] написал не так плохо, но все же А. Безант, пожалуй, лучше всех сказала о Е.П. Бл[аватской]. Конечно потому, что сама она была крупным духом и только ее несчастная близость к Ледб[итеру] и неизжитое честолюбие и самомнение к концу жизни затуманили ее блестящий интеллект. Сейчас получила письмо из Парижа - на днях мне вышлют две рукописные тетради — биография Е.П. Бл[аватской], написанная ее сестрой В. Желиховской[14] и нигде еще не опубликованная. Передает ее мне гр[афиня] Д'Отман де Виллье, сама она русская и получила эту рукопись от наследников Желиховской. Мы знаем, что между сестрами не было дружбы, но по человечеству бывает, что после смерти лица, которому завидовали, начинают его особенно превозносить, также из-за личных соображений.

Вернемся к Е.Ф. Писаревой]. Не перегружайте ее. Выказать дружелюбие - не значит чрезмерно ухаживать. Самое трудное на пути ученичества - это соблюдение во всем меры или равновесия. Именно нужно выполнять Указания так, как Сказано — ни больше, ни меньше. Но в устремлении своем ученик умудряется перестараться, забывая, что все лишнее так же вредно, как и все недоделанное, и даже вреднее. Для Вашего сведения - Н.К. еще в прошлом ноябре послал Е.Ф. серию кн[иг] Жив[ой] Эт[ики] и сказал ей, Кем они даны, вернее, ответил на заданный ею вопрос, но до сего дня она ни словом не обмолвилась о них в своих письмах. Там, где сердце молчит, там не приходится искать огня. Окажите ей внимание, примите то, что она может дать, но не перегружайте ее ничем.

 

14 декабря 1936 г.

Теперь еще одно сведение для Вас. Перстень Е.П. Бл[аватской], перешедший от нее к А. Без [ант], а после смерти последней к Ар[унделю][15], принадлежал раньше Калиостро[16], а не Бел[ому] Бр[атству], о чем имеется свидетельство Джинараджадазы. В одной теос[офической] книге, вероятно в дневнике Ольк[отта], описывается эпизод потери этого перстня. Правда, Е.П. Бл[аватская] скоро нашла его, но камень с изображением розенкр[ейцеровских] символов оказался разбитым, и его пришлось заменить. В подтверждение этого эпизода могу привести Вам другое показание об этом перстне. Так, в небольшом томе «Писем Учителей Мудрости» за период 1875— 1876 [годов], переписанных и изданных с примечаниями Джинарадж[адазы] и с предисловием А. Без[ант], имеется письмо от Вел[икого] Уч[ителя] Сераписа за номером 22, в котором упоминается потеря этого перстня, привожу его Вам в оригинале:

«Letter 22. Тhе 1оst оnе is restored in its proper plase. The gueburs made it invisible out of malise.

Brother mine he who cares for the opinion of the multitude will never soar above the crowd. Separis. [17].

Примечание, сделанное Джин[араджадазой]: «Это упоминание относится к розенкр[ейцеров-скому] драгоценному камню 18-й степени, который принадлежал Е.П. Бл[аватской], а теперь является собственностью А. Без [ант]. Говорят, что камень этот принадлежал Калиостро».

Вот как слагается легенда, которую Вы подчеркнули красным карандашом в Вашем письме.

Ваши ответы друзьям превосходны. Именно, Учение говорит само за себя. Итак, еще раз советую Вам оставить в покое злобных и завистливых людей, а также всех не разбирающихся, где истина. Не для них даются Наставления, но для тех, кто в сердце своем чуют мощь и красоту Учения Жизни. Именно последних нужно поддержать во время Бури Армагеддона. Не остановить поток Учения, и много сотрудников рассеяно во всех концах мира. В час указанный соберутся они! (Может быть, и обстоятельства начнут выталкивать их к Северу. Ведь сороковой год не за горами. А кто может, тот и раньше найдет свой путь.)

Так, не горюйте, Виктор Михайлович[18], но явите терпение, терпимость, мужество и храните сказанное для себя.

Пишите, как уладились Ваши отношения с т[еософами]? Помните изречения - «будьте мудры, как змеи...» и «не рассыпайте жемчуга...» и т.д.

Шлем Вам мысли бодрости, надежды, мудрой радости и поверх всех Торжественность в эти Времена Апокалипсиса.

Всего самого светлого.

Е.Р.

Прилагаю также и перепечатку из Адиарского «Теософиста» со статьей Н.К. Обратите внимание на последнюю страницу, где помещена заметка от издательства].

Так было до поездки г-на Ар[унделя] в Женеву! Комментарии излишни.

 

7 января 1937 г.

Большое спасибо за присланный Вами протокол съезда Теософического] Общ[ества] от июля 36-го года. Хотя мы уже имели его от друзей-теософов, возмутившихся выраженному в нем узкому сектантству и невежеству, но Ваш полнее. Итак, они обвиняют Н.К. в том, что он воспользовался теософическими идеями, нигде не упоминая теософию. Но с таким же основанием можно указать господам теософам, что вся их современная теософия целиком заимствована из Восточной Философии. Ел[ена] П[етровна] Блав[атская] не скрывала источников, откуда она черпала свои сведения. Так даже в Предисловии к «Тайной Доктрине» Е.П. Бл[аватская], заканчивая его, приводит слова Монтэня[19]: «Милостивые государи, здесь я дала лишь букет избранных цветов и не внесла ничего своего, кроме связующей их нити». Но если встать на точку зрения теософов, то мы тоже можем им сказать, что и они не имеют исключительного права на титул теософов, ибо наименование это встречается в истории в связи со многими мистическими обществами. Так и неоплатоники называли себя теософами, а в средние века и алхимики, и каббалисты, и т.д. Желание монополизировать Мировое Учение или Истину, а также и Общение с Вел[икими] Учителями звучит прямо-таки дико! Что за невежество, чтобы не сказать безумие! Привожу параграф из новой кн[иги] «Братство», который исчерпывающе отвечает на их посягательства.

«Сокровенное Учение не может застывать на одном уровне. Истина одна, но каждый век и даже каждое десятилетие своеобразно прикасаются к ней. Вскрываются новые свитки, сознание человеческое по-новому следит за явлениями Мироздания. Наука даже в блужданиях находит новые сочетания. От таких нахождений лишь утверждаются основы, прежде обнародованные. Каждая премудрость неопровержима, но она будет иметь своих продолжателей. Почитая Иерархию, чтут и вестников Ее. Мир живет движением, и выдача Сокровенного Учения утверждается продвижением. Скудоумы назовут такое продвижение нарушением основ, но мыслители знают, что жизнь в движении. Даже познание языков умножит восприятия новых нахождений. Сколь же больше принесет освобожденная мысль! Каждое десятилетие открывает новый подход к Сокровенному Учению. Читавшие его полвека назад читали его совершенно иначе. Они подчеркнули совершенно иные мысли, нежели читающие сейчас. Нельзя говорить о Новых Учениях, если Истина едина! Новые данные и новое восприятие их будут лишь продолжением познавания. Каждый мешающий такому познанию совершает преступление против человечества. Последователи Сокровенного Учения не могут затруднять путь познания. Сектантство и изуверство неуместны на путях знания. Кто может нарушить познание, тот не есть последователь Истины. Век сдвигов народов должен особенно оберегать каждую стезю науки. Век приближения великих энергий должен открыто встретить эти светлые пути. Век устремления в Высшие Миры должен быть достоин такого задания. Свара и ссора есть удел сорников».

Таким образом, теософы типа Кам[енской], Сол[овской][20] и Гельмб[ольдт][21] осудили себя на уровень скудоумов. К их огорчению, должна сказать, что Н.К., кроме сочинений Е.П. Бл[аватской], никаких теософ[ических] книг не читал, ибо он предпочитает первоисточники и хорошо знаком с Восточной Мыслью и теми трудами, из которых черпала свои сведения и Е.П. Бл[аватская]. Также и я могу сказать про себя, что моими первыми земными учителями были книги Рамакришны[22], Суоми Вивекананды[23], «Бхагавад Гита», книги по Буддизму, «Лам-рин» Цзон-капы[24] и т.д.

С теософ[ической] литературой познакомилась я лишь в Америке и должна сказать, что после Восточных жемчужин и сочинений Е.П. Бл[аватской] литература эта не представила для меня ни малейшего интереса, некоторые же сочинения даже оттолкнули. Не мешало бы запросить теософов - почему они не издают по-русски «Письма Махатм»? Если их главам трудно перевести весь том, то я уверена, что нашлись бы молодые члены, которые охотно разделили бы этот труд между собою. Также почему они не перевели небольшие книжечки «Ранних Писем Махатм»[25] и том писем Е.П. Бл[аватской]? Почему русск[им] теософам нужно ходить в шорах и ничего не знать об истинной истории теософического движения и его деятелей? Почему, упоминая об Алисе Бейли[26], они умалчивают о гораздо более давнем и значительном Центре в Калифорнии, которым руководил Вел[икий] Уч[итель] Илларион? Почему Центр Калифорнии может издавать книгу Учения Уч[ителя] Ил[лариона][27], а председатели Теософ[ических] Отделов не просвещались за все эти годы ничем подобным? Правда, мы узнали от них великую весть о пришествии Мирового Учителя в образе Кришнамурти[28] и Матери Мира в облике Деви Рукмини[29], а также об избрании двенадцати Апостолов. Ведь все это безвкусие запечатлено на страницах журналов, и ничем это не изгладить! Нельзя бывшее сделать не бывшим. Неужели после всего этого кто-то еще может настаивать на своем исключительном авторитете и на исключительном Общении с Вел[икими] Учителями. Истинно, они рассчитывают на наивных игнорамусов[30]!

Что же касается до обвинения Учения А[гни] Й[оги] в поощрении к развитию психизма, то из этого замечания ясно, насколько г-жа Кам[енская] и ее сотоварки не понимают, что есть великая психическая энергия. И все труды Е.П. Бл[аватской] не просветили их сознания. Отрицать психическую энергию и накладывать veto на ее развитие равносильно посягательству на жизнь человека. Эти умудренные даже не понимают, что психическая энергия есть энергия всеначальная и каждое удушение ее грозит взрывом или смертью. Привожу параграф из Учения. «Следует принять гостя достойно, но нельзя насильно зазывать гостей — так знает каждый домохозяин. Совершенно так же и в применении психической энергии. Нельзя насиловать ее, но следует принять ее проявления достойно. Пусть невежды толкуют о нежелательности применения психической энергии, но когда уже энергия работает, тогда невозможно отрицать ее и остается найти ей естественное приложение. Пусть ученые скажут, что произойдет, если пространственное электричество будет напряжено до бесконечности. Пусть расскажут, чем кончится непомерное напряжение. Невозможно отрицать, что теперь особенно напряжены пространственные токи. Не время их отрицать, нужно поспешить с их применением. Уже много раз указывалось на опасность низшего психизма. Значит, нужно помыслить о высшей энергии, которая понимается как духовность».

Кроме того, как Вы правильно заметили, они даже не дали себе труда ознакомиться со всеми книгами Учения. Так же как невежественно утверждать, что указанные в А[гни] Й[оге] методы развития духовных и психических сил приемлемы лишь в Монголии и Тибете, но не для арийской расы. Кто сейчас не знает, что все йоги пришли в Тибет и Монг[олию] из арийской Индии, а не наоборот.

Какие именно физические методы для развития психических и духовных сил, якобы указанные в А[гни] Й[оге], которые не отвечают арийской расе? И не наполнены ли все книги Уч[ения] прежде всего основами Этики? Но, как Сказано, нет худших слепых и глухих, нежели те, которые не хотят видеть и слышать.

О Сергии Радонежском можно им ответить, что Н.К. писал картины из жизни этого Великого Подвижника, когда никто из эмиграции не выступал в печати с этим Именем. Разве теософы имеют доступ к нашей внутренней жизни и к нашим сокровенным Записям? Также пусть укажут нам те частные письма, в которых Н.К. говорит против теософов? О теософах в частной переписке писала я, ибо ко мне обращались за многими разъяснениями по поводу некоторых теософических утверждений. И я снова и снова готова подтвердить, что некоторые теософические светила не являются для меня авторитетами. Также мы не ищем последователей среди теософов, наше правило - никогда никого не зазывать. Но если люди, заинтересованные кн[игами] Учения, искренно вопрошают нас, то мы им отвечаем, предоставляя им полную свободу вступать и формировать те или иные группы. Так, на днях одна такая группа прислала нам весть из Новой Зеландии, а еще раньше - из Канады, и, как всегда, среди них есть и теософы. А сейчас пришла весть, что группа русской молодежи собирается пройти пешком вокруг света, неся Знамя Мира.

Также впервые слышу, чтобы посланники Бел[ого] Бр[атства] не утверждали себя таковыми там, где нужно. Разве Е.П. Бл[аватская] скрывала, что она послана Бел[ым] Бр[атством], и не утверждала свою миссию? Конечно, посланники или вестники не кричат на базаре о своем приближении и поручении. Даваемое через них само говорит за себя и воспринимается чуткими сердцами, но там, где нужно и где им Указано, там они должны это утверждать. Но разница в том, что истинные вестники не будут называть себя Мировыми Учителями, или грядущими Дхиан-Коганами[31], или даже Апостолами и присваивать себе чужих воплощений и, главное, не будут писать ложных и безвкусных книг и монополизировать Общение с Вел[икими] Учителями.

Что же касается до инкриминируемых валериана и мускуса, то средства эти входят в Аюрве-дическую медицину. И для меня откровение, что Аюрведическая медицина принадлежит к Четвертой расе!!! Опять хочется сказать - милые, знайте больше!

Смешно читать и о высочайших степенях посвящения, которых можно достичь в современных школах. Высшие степени достигаются лишь внутренним усовершенствованием, которое никакая современная эзотерическая школа, даже если бы во главе ее стояла такая «йогиня», как г-жа Каменская, дать не может. Посвящения происходят наедине между Вел[иким] Учителем и учеником, и результатом их является следующая ступень восприятия Высших энергий или Лучей. Потому такие Посвящения происходят всегда неожиданно и часто просто в спальне или рабочей комнате. И этот Праздник Духа остается неизгладимым в сознании и сердце ученика. Эти Праздники Духа не имеют ничего общего с бутафорией посвящений, описанных в некоторых оккультных книгах.

Также и г-же Сол[овской] скажем, чтобы она не беспокоилась. Е.П. Бл[аватская] почтена нами, может быть, больше, чем замалчивающими о ней теософами. Так, Н.К. написал в 25-м году картину «Вестник», посвященную памяти Е.П. Бл[аватской], и сам отвез ее в Адиар, где положил начало Музею Памяти Е.П. Блаватской. Именно наша мечта - достойно почтить Имя Блав[атской], когда наступит срок. Также пусть г-жа Сол[овская] не беспокоится: мы не будем излагать их теософию, ибо имеем Океан Учения и все сокровища Восточной Мудрости.
Также, родная Надежда Павловна[32], никогда не следует разубеждать в чем-либо Неверов. Ведь для главарей теософов признать Источник книг Жив[ой] Эт[ики] равносильно подписанию отказа от своего духовного приоритета. Потому оставим им эту человеческую утеху считать себя папами римскими. Учение не может быть умалено их непризнанием или возвеличено их признанием. Истина сама говорит за себя. На этом поставим точку.

 

31 июля 1937 г.

Конечно, Вы правы, что людям нелегко разобраться во всем обилии появляющихся сейчас самоявленных адептов, но для этого и даны были через Е.П. Бл[аватскую] Основы Учения Бел[ого] Братства, но кто удосужился изучить их? Все предпочли облегченные и удобные интерпретации, вместо того чтобы направить свое внимание именно на Основные Заветы. Утверждаю, что Е.П. Бл[аватская] была единственной посланницей Бел[ого] Бр[атства], она одна ЗНАЛА. После нее было дано через Франчиа Ла Дью[33] замечательное Учение Вел [икого] Уч[ителя] Бел[ого] Бр[атства] Иллар[иона], но кто из наших соотечественников слышал о нем? Вероятно, и г-н Памфоров[34] не получил разрешения упоминать о нем, впрочем, вернее, что ничего не знает о нем.

Сейчас дается Океан Учения Жив[ой] Эт[ики], изучив его, человек будет вооружен на дальнейший путь, ибо сознание его расширится и распознание станет сопутствовать ему на его жизненном пути.

Вы спрашиваете, каким образом высокий дух может заниматься обманом, выдавая себя за Учителя Белого Братства? Но, прежде всего, следует установить, в чем заключается такой критерий? Критерий земной может очень разниться от критерия надземного. Святошество и приторная, часто лицемерная доброта не будут признаком величия духа. Вернее судить о величии духа по его терпимости, вмещении и великодушию.

 

2 сентября 1937 г.

Е.Ф. П[исарева] снова написала дружественное письмо Н.К., но, по-видимому, не нашла еще в себе достаточно мужества, чтобы встать на определенную точку зрения по отношению к кн[игам] Ж[ивой] Эт[ики]. Иногда мне кажется, что ей очень хотелось бы вырваться из-под опеки своей Аввы. Но кто сказал, что нужно подчиняться во всем иерархическому началу А.А. К[аменской]? Кто установил этот авторитет? Мне кажется, что прямая обязанность всех русских теос[офов] - ознакомиться прежде всего со всеми трудами Е.П. Бл[аватской]. Почему должны мы подходить к Учению, принесенному Е.П. Блав[атской], через английские очки? Кроме того, как пишет Е.Ф. П[исарева], в Адиаре имеется целый сундук ее рукописей. Среди них имеются и еще не опубликованные, и даже рукописи на русском яз[ыке]. Спрашивается, почему они не были доверены в свое время главам Р[оссийского] Т[еософического] движения для ознакомления с ними русских и английских членов Т [еософического] Общ[ества]?

На вопрос, как может быть в вашем обществе тот или другой несовершенный человек, можно ответить вопросом же - а где они, совершенные? К тому же мерило Вел[иких] Уч[ителей] значительно разнится от мерила земного. Часто внешний человек много лучше внутреннего, но Вел[икие] Уч[ителя] принимают во внимание именно внутреннего человека. Кроме того, в задание нашего Общества не входит создание ангелов, пусть этим занимается церковь. Кстати, тысячелетия ее существования и мирового распространения и владычества наглядно показали, насколько она в этом преуспела. Следствия налицо. Наша задача гораздо скромнее. Мы просто желаем помочь приходящим к нам хотя бы несколько расширить сознание и получить ответ на многие проблемы жизни, на которые не смогла ответить церковь. Имеющиеся у нас кн[иги] Учения Жизни по своей космосопространственной широте мысли именно дают ответ на все запросы. Итак, пусть не ищут ангелов среди наших членов, мы заняты людьми.

 

12 ноября 1946 г.

Моя родная Зиночка[35] не будет сокрушаться трудностью нахождения истинно преданных людей. Если бы несение Креста Культуры было легко, то и заслуги не было бы. Кого нашла Блаватская? Неужели Олькотта, который уявил столько злопамятства и зависти, допустив в своем «Дневнике» неуместные и злобные замечания о ней, о ней, все ему открывшей. Или Синнетта, типичного самомнительного англичанина, получившего так неизмеримо много от В[еликого] Уч[ителя] за оказание им некоторой поддержки Блаватской, и все же оказавшего ей недоверие? Неужели Безант, которая привлекла Ледбитера, этого черного гения теософ[ского] движения? Или даже граф[иню] Вахмейстер[36], очевидца многих доказательств заботы и доверия Вел[икого] Уч[ителя] к Е.П. Б[лаватской] и все же допустившую в мыслях из-за наговоров негодяев сомнение в непонятных для нее действиях Е.П. Б[лаватской] - этого врожденного благородства, самоотверженности, бескорыстия и честности! Жалкие карлики! Немало еще их, чей нравственный и умственный уровень настолько низок, что они не могут вместить в свои узкие рамки гениальную сущность Е.П. Б[лаватской]. Она им уявляется как бы в вогнутом зеркале. Но такие жестокие искажения претерпевались всеми великими людьми, не говоря уже об искаженных Обликах Вел[иких] Учителей человечества. Остается одно утешение - нестираемость рекордов Акаши, хранящих истинные лики великих деятелей, их мысли и намерения. Кто сможет подняться на такие Высоты, прочтет эти рекорды.

 

27 августа 1949 г.

Дух Блаватской имел многовековые накопления знания, и потому она могла собрать «Тайную Доктрину» и принести миру подтверждение и знание утерянное о существовании Вел[икого] Братства. Никогда не следует приводить сравнения, ибо кто может понимать и знать разницу строений организмов, избранных для несения определенных поручений.

Блав[атская] уже в своих прежних жизнях уявлялась на йогическом пути, но в этой жизни ей пришлось принять тело сильного медиума, ибо поручение ее было работать среди большого числа людей, среди постоянного враждебного к ней отношения и окружения дисгармоническими аурами и уявлять чудеса для убеждения избранных в существовании иных законов Природы, в существовании знания высшего.

Публикация и примечания Т.О. Книжник

 


1. Хиллард Екатерина, писатель, член Американской секции Теософского общества. Назад

2. Журнал, издающийся общиной Храм Человечества (г. Алсион, шт. Калифорния, США). Назад

3. Имеется в виду община Храм Человечества. Назад

4. Олъкотт Генри Стил (1832-1907), ближайший сподвижник Е.П. Блаватской, президент-основатель Теософического общества. Назад

5. Баркер Тревор, английский издатель. Назад

6. Духовная ученица в миру (санскр.). Назад

7. Рудзитис Рихард Яковлевич (1898-1960), латышский поэт и писатель, председатель Латвийского общества Рериха с 1936г. Назад

8. Серафинина Надежда Павловна (ум. 1958), первый председатель Литовского общества Рериха. Назад

9. Асеев Александр Михайлович (1902/03-1993), доктор медицины, русский эзотерик, издатель журнала «Оккультизм и Йога» в Белграде (Югославия), затем в Асунсионе (Парагвай), в котором Е.И. Рерих вела рубрику «Свободная трибуна». Назад

10. Соловьев Всеволод Сергеевич (1849-1903), русский романист, автор книги «Современная жрица Изиды», содержащей клеветнические измышления против Е.П. Блаватской. Назад

11. The Letters of H.P.Blavatsky to A.P.Sinnett and ohter Miscellaneous Letters. Transcribed, compilet and with an Introd. By A.T. Barker. New York: Frederik A. Stokes, 1925. Синнетт Альфред Перси (1840-1921), англо-индийский журналист, деятель теософского движения, автор ряда книг по теософии: «Эзотерический буддизм», «Оккультный мир», «Случаи из жизни мадам Блаватской». Назад

12. The Mahatma Letters to A.P.Sinnett Transcribed, compilet and with an Introd. By A.T. Barker. London, 1923. Назад

13. Миид Джордж Роберт Стоу, деятель теософского движения, писатель. Назад

14. Жениховская Вера Петровна (1835-1896), русская писательница, сестра Е.П. Блаватской. Назад

15. Арундейл Джордж, деятель теософского движения, третий президент Теософского общества (с 1934 г.). Назад

16. Калиостро Алессандро (Джузеппе Бальзамо) (1743-1789), граф, исследователь тайных наук. Назад

17. «Письмо 22. Потерянный хранится в надлежащем месте. Guebus сделали его невидимым для преступных намерений. Брат мой, тот, кто заботится о мнении большинства, никогда не поднимется над толпой. Серапис» (англ.). Назад

18. Сеплевенко Виктор Михайлович, корреспондент Е.И. Рерих из Болгарии, переводчик книг Учения на болгарский язык. Назад

19. Монтень Мишель де (1533-1592), французский философ и писатель. Назад

20. Соловская, член Российского теософского общества. Назад

21. Гелъмбольдт Цецилия (ум. 1937), член Российского теософского общества. Назад

22. Рамакришна (Гададхар Чаттерджи) (1836-1886), индийский философ и подвижник. Назад

23. Вивекананда (Нарендранатх Датт) (1863-1902), индийский философ и общественный деятель, ученик г-макришны. Назад

24. "Lam-rim Chen-mo" («Ступени пути Просветления») - основной труд реформатора тибетского буддизма Изонкапы. Назад

25. Letters from the Maters of the Wisdom. Transcribed and compiled by C. Jinarajadsa. First series. Adyar. Madras: Teosophical Publishing House, 1919. - Second series. Adyar. Madras: Teosophical Publishing House, 1925. Назад

26. Бейли Алиса Анна (1880-1949), американский эзотерик, основательница общества «Аrcanе School». Назад

27. Teaching of the Temple. The Temple of the People. Halcyon. California, 1925. Назад

28. Кришнамурти Джидду (1896-1986), индийский религиозный мыслитель и поэт. Назад

29. Арундейл Рукмини Деви (1904-1986), деятельница теософского движения, жена Дж. Арундейла. Назад

30. Невежд (от лат. ignoramus). Назад

31. Владыки Света (санскр.). Назад

32. Серафинина Надежда Павловна. Назад

33. Ла Дью Франчиа (1849-1922), американский философ-эзотерик, основательница общины «Храм Человечества» в г. Алсионе (США, шт. Калифорния). Назад

34. Памфоров, последователь учения П. Донова (Болгария). Назад

35. Фосдик Зинаида Григорьевна (урожд. Шафран, по первому мужу Лихтман) (1889-1983), ближайшая сотрудница Е.И. Рерих, член Правления Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, с 1949 г. - исполнительный директор; вице-президент и директор Мастер-Института Объединенных Искусств, преподаватель музыки Международного художественного центра «Corona Mundi». Назад

36. Вахмейстер К.Е., графиня, автор книги «Воспоминания о Е.П. Блаватской (Wachtmaister K.E. Reminiscences of H.P. Blavatsky and The Secret Doctrine L., 1893). Назад

     
Hosted by uCoz