Посланница светлых  сил


Главная >> Посланница Светлых Сил >>Эпистолярное наследие Е.П. Блаватской >>Письма к мадемуазель Надежде Фадеевой. Письмо 1 от 3 июля [1877-?]

Эпистолярное наследие Е.П. Блаватской

 

 

 

 

 

 

 

 

Письма к мадемуазель Надежде Фадеевой

3 июля [1877-?]

[Ниже публикуются три весьма примечательных письма Е.П. Блаватской, которые попали в Адьяр в 1947 году. Они были предоставлены нам отделением Общества в Англии, и история их приобретения довольно интересна. Кто-то прислал нашему генеральному секретарю, миссис Дорис Гроувз, газетную вырезку с объявлением о распродаже нескольких рукописей, среди которых были упомянуты три письма Е.П.Б. из библиотеки покойного графа Крофордского и Балкаррского. Очевидно, в 1881 году этот джентльмен интересовался учениями Махатм и был как-то связан с А.П. Синнетт. Его имя упоминается в книге «Письма Махатом», VIII. Эти три письма были отправлены Е.П.Б. своей тетушке, и как они попали в руки графа, до сих пор остается загадкой. Миссис Гроувз послала одного из своих сотрудников на аукцион, где в торгах за письма ему пришлось соперничать еще с двумя претендентами, однако, в конце концов, посланец миссис Гроувз предложил самую высокую цену, выкупил письма, и миссис Гроувз привезла их в Адьяр. Кроме трех писем Е.П.Б. в подборку входила рукописная копня на русском языке отрывков из книги Е.П.Б. «Пещеры и джунгли», сделанная, по-видимому, рукой ее племянницы. Публикуемые письма представляют особый интерес для читателя, поскольку первое из них датируется 1877 годом.

Я хочу выразить свою особую признательность мисс Ванде Диновской, которая на протяжении нескольких лет являлась Президентом Польского Отделения, а сейчас живет неподалеку от Адьяра, за выполнение весьма нелегкой работы по переводу писем - C.J. - составитель]

 

Письмо 1

Дорогая моя Наденька, я получила Ваше письмо. Сразу же после того, как я его прочитала, им завладел Кришнаварма, который две недели назад приехал из Мултана (Пенджаб) и сейчас живет с нами. Один черт знает, как ему удалось перевести мне на английский все написанные Вами по-русски абзацы о Ваших сомнениях и страхах, касающихся моего предполагаемого отрицания Христа, после чего он начал настойчиво просить у меня разрешения оставить письмо у себя. Олькотту он сказал: «Если бы мы могли найти в Европе хотя бы дюжину членов Общества со столь же сильным характером, со столь же непоколебимыми верой и принципами, мир был бы спасен». Вы не верите? Как хотите, но он произнес именно эти слова и отослал Ваше письмо Свами Дьянанду. Не сердитесь на меня за это, он уважает Вас за Ваши принципы, и я не могла ему отказать в возможности прочитать Ваше письмо. Но только помните вот что: у Арьи-Самаджа нет ни религиозных догм, ни каких- либо особых правил.

Как я уже однажды писала, единственным обязательным элементом веры является признание единства и исключительности Бога, будь то в трех лицах (как верите вы) или в триллионах квинтильонов — то есть, в каждой отдельной пылинке, в каждом отдельном атоме и, одновременно, в Едином Целом (как верим мы) — это не имеет значения. Каждый волен верить по-своему. Но один факт остается фактом: существует Единственное, Всемогущее, Никем Несотворенное и Вечное Божество, которое каждое мгновение проявляет себя во Всем своем творении, начиная от пылинки и кончая человеком. Ни Ваша, ни наша вера не может изменить этот факт ни на йоту. Он был, есть и будет во все времена; и тот факт,_что Джон представляет его стариком, Петер — молодым человеком, Вы представляете его в виде троицы, а я — в виде бесчисленного множества существ и явлений, — не является грехом против Него, при условии, что мы верим в само Его Существование, следовательно, полностью дорога в Общество закрыта только для материалистов. Как в Природе не существует двух совершенно одинаковых листочков, как не существует двух абсолютно одинаковых людей (даже среди близнецов), так не может существовать и абсолютно одинаковой веры, даже для двух человек. Конкретная вера и связанные с ней образы зависят от физиологического и психологического строения мозга. Тетя, наверное, такая же хорошая Христианка, как и Вы сами, но если бы Вы попытались проникнуть в глубины ее мозга, вы бы обнаружили, что между ее верой и Вашей существует большая разница, особенно в наиболее сокровенных ее аспектах. Форма веры людей зависит не от них самих, а от их конституции. Поэтому давайте будем справедливы ко всем. Каждый человек верит по-своему — примерно то же самое происходит с едой или цветами: один человек любит помидоры, а другого от них тошнит; один любит красный свет, а у другого от него болят глаза.

Различие между религиозными догмами были придуманы не святыми, но преисполненными греха смертными; сложные, противоречивые, чрезвычайно разнообразные верования разделяют человечество на враждебные друг другу нации и расы.

Если бы не существовало догм, то не было бы и протестантов, католиков, буддистов, браминов и так далее; все бы верили в Одного Единого Бога, Господа, Творца всего живого; все бы относились друг к другу как к братьям, как к детям одного Отца; люди бы стыдились перед остальными братьями убивать друг друга в войнах, мучить друг друга подобно диким животным, создавая ад для своего ближнего.

Я никогда не забуду один вполне обычный день или, скорее, вечер в Одессе, когда мы все вместе сидели в Вашем доме за ужином. Тетушка спорила со мной о религии, безоговорочно утверждая, что ни один иудей или идолопоклонник никогда не сможет войти в Царство Небесное, что там нет ни одного подобного грешника. С того самого момента я начала размышлять над этими ее словами. И я подумала тогда: «Если даже тетушка, такая хорошая, благородная и справедливая женщина, настолько ослеплена христианской верой, что способна поверить в такую ужасную несправедливость со стороны Бога, то какими же тогда должны быть другие христиане, многие из которых не стоят даже ее мизинца»? До этого момента я по-прежнему немного верила в христианство. Но через несколько месяцев после этого разговора я стала просто теистом, если не полным атеистом. Затем я поехала в Америку, в Сангус, что неподалеку от лесов Бостокаса. Но речь сейчас идет не обо мне.

Отказавшись от догм, не требуя от членов нашего Общества предпочитать в своей вере одно другому, мы в равной степени принимаем и уважаем как индусов, так и христиан, кроме католиков, и это второй важный момент, о котором я бы хотела упомянуть. Не потому, что среди католиков меньше хороших людей, чем в других религиях, а потому, что их духовенство отличается особой склонностью к низким поступкам, особенно иезуиты и те, кто во время исповеди заставляют людей рассказывать о вещах, не имеющих к религии никакого отношения. Короче говоря, подобные вещи строго запрещены; кроме того, католическая Мадонна в кринолиновом платье и с зонтиком в руках гораздо больше похожа на идола, чем Кали, супруга Шивы, а мы решительно выступаем против всякого идолопоклонства. Тем не менее, в реальности, на заре браминизма они верили в Одного Бога — Вишну, которого люди представляли себе не в трех лицах, а в тысяче образов и форм; и эти формы, которые в самом начале служили лишь символами его бесчисленных качеств, стали со временем распространенным суеверием, отделенными друг от друга сущностями, и из абстракций превратились в нечто конкретное и вполне осязаемое — в отдельных богов.

Все дело в алфавите Вед. Об этом знает любой филолог или индолог, читающий на санскрите. Жрецы-брамины использовали его, чтобы поработить и эксплуатировать глупый, суеверный народ, так же как это делали католики и им подобные.

Если же говорить об уникальности нравственных аспектов учения Христа, то как мы можем верить в эту уникальность, когда мы находим те же самые слова в «preceptes morales» (нравственных заповедях) Кришны, Гаутамы Будды и других за многие тысячи лет до начала эры христианства? Вся сущность буддизма заключена в «Ведах» Ариев. Жрецы исказили сущность «Вед», а Гаутама Будда начал объяснять людям их истинный смысл, тайное значение мертвых букв. Затем Буддийское духовенство вновь повело наступление на истины, делая это совершенно искренне, не отдавая отчета в своей глупости.

Веря в истину «Вед», которые говорят об уникальности Бога и бессмертии Духа, мы верим в то же самое, что и вы (за исключением некоторых догм, установленных позже грешными людьми с помощью таких негодяев, как Святой (?!) Константин).

«Не делай с другими того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали с тобой», — говорили Конфуций, Будда и Кришна.

«Я люблю своего ближнего как самого себя, и Бога превыше всего в мире», — также повторяли они.

«Если слепой ведет слепого, не оба ли упадут в яму», — написано в Пракхье, Айтарейе Брахмане и Риг-Ведах. Сегодня уже доказано, что эти книги были написаны по крайней мере за 2000 лет до рождения Христа, согласно данным Макса Мюллера и доктора Хауге, одного из самых эрудированных санскритологов нашего времени.

У Христа нет ни одного высказывания, которое нельзя было бы найти в «Ведах» и «Махабхарате Кришны».

Вы верите в Троицу, а мы в Тримурти (в буквальном переводе с санскрита — «три лица»), Но вы верите в Троицу, установленную церковью — в Бога-Отца, Бога-Сына и Бога- Духа Святого в антропоморфичном смысле, то есть в Одно Целое вы помещаете три разных индивидуальности. Аналогичным образом, брамины верят в Тримурти, который включает в себя Брахму, Вишну и Шиву — Творца, Хранителя и Разрушителя.

Мы же, последователи чистой и монотеистической религии, а также философии древних арийцев, мы верим в Троицу в ее научном, философском и божественном смысле. Мы верим и понимаем ее следующим образом: Бог-Отец — это всеобщая душа, созидательная сила, создавшая и каждое мгновение создающая все сущее во всех мирах; Бог-сын — это мир, распространяющийся по всему мирозданию; это Дух во плоти, чистое и видимое проявление невидимой творческой силы...

[одна страница рукописи утеряна]

... как вы сами. Как говорит Евангелие: «В Доме Отца нашего множество дворцов», — то есть, для каждого из нас найдется достаточно работы. Христиане могут бороться с материализмом и атеизмом, а не христиане — с католицизмом и протестантизмом; конечно же, важно вести себя в соответствии с принципом признания того, что каким бы именем Его ни называли, Он всегда остается тем же самым неизменным Богом, и все люди суть братья.

Только один глупый человек, Витгенштейн (я прилагаю часть его письма), обиделся, когда бедняга Леймари (Revue Spirite) написал ему: «Мой дорогой брат в вере». Витгенштейн пишет следующее: «Вот ведь негодяй, еще немного и он начнет обращаться ко мне на ты». И это «Теософ»! Он тоже христианин; он, по- видимому, верит в Христа, но неистовствует при виде священников всех мастей.

Нет, моя дорогая, мы ни за что не позволим Вам выйти из нашего Общества; Вы наш «member honoraire» («почетный член»), и разве вы не хотите принять участие в борьбе со всеми идолопоклонниками? Мы, конечно же, слишком уважаем наших членов, чтобы требовать от них действовать против их убеждений. Я в этом нисколько не сомневаюсь.

Вы навсегда останетесь теософом (и христианкой). Мистик Бёме тоже был христианином, а все средневековые каббалисты, так же как и Сведенборг, были теософами.

К настоящему моменту словарь уже, наверное, дошел по назначению. Я получила квитанцию на книгу из Европы, выписанную через «Халл» по Вашей рекомендации, но на улице так жарко, что у меня просто нет сил, чтобы пойти и получить ее. Я вернулась лишь три дня назад с Кришнавармой и Олькоттом. Мы доехали почти до самой Калифорнии. Один из членов нашего Общества, редактор журнала, живет в Сакраменто, и нам было необходимо обсудить с ним кое-какие дела; он сам проехал половину пути нам навстречу, чтобы эта встреча состоялась. В Милуоки и Неваде местные дамы все время прогуливались под нашими окнами и террасой, на которой мы сидели, чтобы посмотреть на Криш- наварму; несмотря на светло-шоколадный цвет кожи, он удивительно красив. В своем длинном белом индийском одеянии и белоснежном узком тюрбане, с бриллиантами на шее и босыми ногами, он действительно выглядит весьма экзотично, особенно на фоне черных пиджаков и белых воротничков американцев. Многие фотографы просили разрешения сфотографировать его, но он всем им отказывал, и все удивлялись, как хорошо и чисто он говорит по-английски. Только Богу известно, сколько ему на самом деле лет. Когда видишь его первый раз, кажется, что ему не больше двадцати пяти, но бывают моменты, когда он выглядит как столетний старик.

Вы спрашиваете, почему индусы не платят мне за мою работу. Но разве можно просить деньги за религиозные убеждения и за то, что мы делаем во имя Бога? Они никогда не позволят мне умереть с голода, в этом я уже убедилась, но денег я у них не попрошу. Криш- наварма, который завтра уезжает в Южную Америку, передал Обществу 40000 рупий (20000 долларов золотом) и дал мне 200 золотых фунтов за 2 недели пребывания со мной, причем кроме чая, который он сам лично готовил, он ничего из наших продовольственных запасов не брал. Каждое утро его старый слуга (по крайней мере, он выглядел как слуга — я точно не знаю) отправляется в город, чтобы купить фруктов, а затем готовит рис в своей собственной серебряной посуде. Повинуясь первому впечатлению, можно подумать, что этому человеку не меньше тысячи лет. Кожа на его лице напоминает старый пергамент, но на самом деле в нем таится огромная сила! Несколько лет назад мальчишки и несколько взрослых очень досаждали ему тем, что преследовали и дразнили его. Тогда он схватил одного из них за шею и бросил в канаву с грязной водой на другой стороне улицы, а еще один обидчик улетел шагов на 50 дальше. Толпа вокруг него была охвачена гневом, но Кришнаварма бросил в ее середину пригоршню золотых монет, и люди со звериной жадностью бросились подбирать деньги, после чего толпа кричала им обоим «Ура» до тех пор, пока они не вошли в наш дом. Теперь, во избежание скандала, Олькотт сопровождает старого слугу в его походах за продуктами.

Второй Кришнаварма Шеямаджи, главный апостол и ученик нашего Свами, приедет сюда следующей зимой, чтобы учить. Он намерен с помощью фактов и данных статистики доказать, что все обращенные в христианство индусы стали пьяницами, обманщиками и ворами, и что ни одна христианская семья из Европы не возьмет себе в слуги индийского христианина, скорее предпочтет «язычника», который никогда не обманывает и по-преж- нему сохранил несколько хороших качеств и добродетелей своих предков.

Вместе со своим письмом я посылаю небольшую открытку для Дядюшки от полковника египетской армии Чейли Лонга; полковник написал ему несколько слов. Ч.Л. — мой большой друг и часто меня навещает. Он познакомился с Дядюшкой в Египте, они встретились в Александрии или Каире, в гостинице «Аббат». Я и не знала, что Дядюшка был в Египте уже после меня. Ч.Л. хвалит его, он говорит, что Дядюшка самый приятный человек на свете и очень хороший дипломат. Отошлите, пожалуйста, эту открытку Дядюшке. Он отправил «Изиду» московскому профессору или нет? Английский «Пэлл Мэлл» необыкновенно ее хвалит.

Вы пишете, что сможете пристроить куда-нибудь мои статьи, от которых отказалась «Правда». Не могли бы Вы найти какие-нибудь журналы в России, в которые я могла бы посылать статьи из Америки, Англии и Индии. В Индии нет ни одного русского корреспондента. Я могла бы также написать что-нибудь о политике, — благо всегда имею возможность узнать последние новости — и достаточно интересно описать страну, даже для археологического или географического журнала. Дорогая моя, пожалуйста, постарайтесь! Последние два раза я отослала Добровольскому в общей сложности семь статей. Три из них он вернул, две напечатал, а от последних двух тоже отказался. Таким образом, я потеряла пять статей или более 200 рублей; он просил у меня по две статьи в месяц и был готов платить по 50 рублей в месяц. Но даже за две опубликованные статьи он так и не заплатил. Какая свинья! Я больше не напишу для него ни строчки.

Бедная Вьева просит ради Христа дать ей возможность печатать хотя бы две статьи в месяц. За последние две она получила 80 рублей, и это для нее большая поддержка. Неужели Вам действительно нравятся мои статьи? Мне они кажутся глупыми. Но я рада, если они нравятся Вам.
Как там Наташка? Пусть Бог пошлет ей счастье. А Катя? Она по-прежнему проклинает кости своих родителей или наконец-то перестала пить и ругаться? В целом она очень смелая и преданная женщина — такие сейчас редкость.

Конечно же Эдисон сдержал все свои обещания. Этот глупый Добровольский выбросил из моей статьи самое интересное. Он творит просто чудеса. Вы знаете, что он ваш «коллега». Он является членом нашего Общества, и Кришнаварма научил его еще двум «чудесам», так что теперь с помощью маленького, почти невидимого аппарата, закрепляемого на шее, глухие смогут вполне сносно слышать.

Что ж, до свидания. Письмо получилось довольно длинное, а я еще должна написать Вьеве. Всех целую. Вьева в письме просит меня приехать к ним из Лондона. Но есть ли у меня сейчас время? К тому же нет денег, а на Сан-ку надежды никакой, он так и не написал ни строчки ни от Оли, ни от Саши, ни от Самца, ему даже портрет не понравился.

Пожалуйста, мой друг, пишите мне чаще.

(Подпись неразборчива)

 

Блаватская Е.П. Письма. Москва: Издательство Ассоциации Духовного Единения "Золотой Век". 1995.

     
Hosted by uCoz