Ивановская областная общественная культурно-просветительская организация

поэзия старины


Главная >> Поэзия старины >> Публикации разных лет >> Василькова Н. Николай Рерих и древняя Русь. Святыни русской старины. II.

 

 

 

 

Василькова Н.

Николай Рерих и древняя Русь. Святыни русской старины.

Часть II


Н.К.Рерих. Древний Псков. 1936

 

Н.К.Рерих. Успенская пароменская церковь во Пскове

 

Храм Покрова Богородицы на Нерли

 

Н.К.Рерих. Юрьев-Польской. Георгиевский собор. 1903

 

Н.К.Рерих. Ростов Великий. Теремки княжеских палат. 1903

 

Н.К.Рерих. Ростов Великий. Паперть. 1903

 

Н.К.Рерих. Звенигород. Святые ворота. 1904

 

«Можно сказать, что до Рериха никем почти не сознавалось сказочное обаяние нашей... архитектуры, — пишет русский писатель Сергей Маковский. — ...На его холстах... монастыри, крепостные башни и соборы — окаменелые легенды древности... (...) Они стоят, как гигантские каменные иероглифы, крепко вросшие в землю, — символы призрачных веков» [1]. «Что за фантастические привидения — эти забытые великаны русского зодчества, эти внушительно-странные соборы с огромными, низко надвинутыми главами, затейливыми крылечками и узорною росписью стен! Сколько загадочной печали в их обветшалом величии, в тяжёлых очертаниях их каменной брони! Вспомнишь об них и не верится, что они всё ещё живы, что под их сводами раздаётся церковное пение, и в башнях колоколен гудят, как прежде, призывные медные звоны... Точно видел их когда-то во сне, точно слышал об них в старой-старой сказке» [2].

В начале 1900-х годов каждое лето Н.К.Рерих отправляется в художественно-археологические поездки по древнерусским городам и возвращается с архитектурными этюдами, на которых ему «удаётся зафиксировать эпоху, глядящую сквозь дымку целых столетий» [3]. После этих поездок художник выступает с докладами на собраниях Императорского санкт-петербургского Общества архитекторов. Его сообщения в первую очередь касались проблем неумелой реставрации архитектурных памятников старины, разрушения их местным населением или полного забвения, когда они, никому не нужные, медленно и безвозвратно разрушались. На одном из таких собраний председатель отметил, что это редкий случай, «когда в одном лице соединяется живописец, архитектор и археолог, что и обеспечивает возможно полное освещение вопроса, и выразил пожелание, дабы и впредь г. Рерих от времени до времени не оставлял делиться с Обществом своими познаниями» [4].

Во всех городах, где бывал Николай Константинович, он отыскивал строения наиболее интересные в архитектурном отношении и, если они были искажены позднейшими пристройками, изображал их в таких ракурсах, что зрители могли увидеть их первоначальный облик.

Часть этюдов архитектурной серии Рериха посвящена памятникам псковского зодчества XV – XVII вв. К концу XV в. Псков превратился в огромный по тем временам город. Вот как писал о нём польский царедворец Пиотровский, участвовавший в осаде Пскова в 1581 году: «Боже, какой большой город! Точно Париж» [5]. «Воистину, Псковская земля — богатырская застава земли Русской! — отмечал скульптор С.Т.Конёнков. — Не раз здесь Россия встречала и провожала врагов» [6].

На этюде Рериха «Успенская Пароменская церковь во Пскове» (нач. 1900-х) — наиболее ранний из сохранившихся памятников псковской архитектуры. Храм, построенный в XVI в. у паромной переправы вблизи западной крепости города, впоследствии (в XVII – XVIII вв.) был перестроен. В первоначальном виде сохранилась только звонница — стенка с пролётами для колоколов (постройка, характерная для псковской архитектуры). Звонницы обычно возводили на стене или над крыльцом храма, иногда отдельно, на стене хозяйственной постройки, как на данном этюде. Звонницы псковского типа есть и на других картинах Рериха: «Звенигород» (1933), «Ранние звоны (Русская пасха)» (1931), «Земля Славянская» (1943).

На нескольких этюдах 1903 года Рерих запечатлел псковский Кремль (кромы, как называли его псковитяне) с древними стенами и башнями. Художник зарисовывал не только здания, но и отдельные интересные детали, например, очень красивые окна одного из домов XVII в. — на этюде «Псков. Окна старого дома».

Когда в Скерневицах, в государевом имении в Польше, предполагалось строительство православного храма, посвящённого Св. Алексию, митрополиту Московскому, был объявлен конкурс на проект церкви, проведение которого курировала императрица Александра Фёдоровна. Относительно общего вида храма она дала указание придать его « пропорциям и фасадам характер православной церкви в типе древнейших Псковских церквей со звонницами, а не с колокольнями» [7]. «Эскиз храма церкви в Скерневицах» (1909), представленный Н.К.Рерихом на конкурс, отвечал этим требованиям и удостоился «полного Милостивого одобрения Её Величества» [8]. 5 октября 1910 года состоялась закладка храма.

Спустя много лет художник вспоминал: «Удивительно, что с зодчими у меня всегда были особо добрые отношения. Избрали меня членом Правления Общества Архитекторов — чего раньше не бывало. Даже когда на конкурсе проектов церкви в Скерневицах именно мой проект был избран, то и такое вторжение в область строительства не повлияло на наши сердечные отношения» [9].

Помимо этюдов, Рерихом было написано несколько больших картин с видами Пскова: «Старый Псков» (1904), «Псков. Вход в город» (1922). Картины « Псков» и «Древний Псков», созданные в 1935–1936 гг., относятся к позднему периоду творчества художника, который Елена Ивановна Рерих назвала «внушительным, ярким, продуктивным и утончённым по краскам». «...Не забудем, — писала она, — сколько русских картин падает на этот последний период. Вспомним — ''Звенигород'', ''Странник Светлого Града '', ''Силы Небесные'', ''Микула Селянинович — Великий Пахарь'', ''Лель'' и другие, как ''Древний Псков'', ''Древний Новгород'', ''Спас Нередицкий'', ''Ростов Великий'', которые благовестят в самых неожиданных местах...» [10]

Ряд работ, написанных в разное время, Н.К.Рерих посвятил зодчеству древнего Новгорода: «Дверь Церкви Петра и Павла в Новгороде» (1911), «Двор в Старом Новгороде» (1918), «Новгород» и «Древний Новгород» (1935 – 1936), «Новгородский погост ( Северная Русь)» (1943).

«Новгород — город-музей, насыщенный памятниками русской старины, уцелевшими благодаря тому, что он избежал татарского ига, — писал художник. — (...) XI и XII века представлены в Новгороде лучше, чем где бы то ни было. Софийский собор XI века, построенный под руководством греков русскими мастерами, является исключительным памятником Культуры. Не менее ценен и построенный в XII веке Антониев монастырь. К XII веку относится Юрьев монастырь. (...) Люблю новгородский край. Люблю всё, в нём скрытое. Всё, что покоится тут же среди нас. Для чего не надо ездить на далёкие окраины; не нужно в дальних пустынях искать, когда бездны ещё не открыты в срединной части нашей земли. По новгородскому краю всё прошло. Прошло всё отважное, прошло всё культурное, прошло всё верящее в себя. Бездны нераскрытые!» [11]

В домонгольский период (XII – нач. XIII в.) особую славу приобрели храмы Владимиро-Суздальской земли, где возникли города Суздаль, Юрьев-Польской, Владимир, Ростов, Ярославль, Углич, Кострома, Звенигород, Москва... Это было время расцвета владимиро-суздальского зодчества, которое позже, в период становления Московского государства, было подхвачено московскими мастерами.

В XII в. Юрий Долгорукий перенёс столицу Ростово-Суздальского княжества из Ростова в Суздаль и рядом, в своей резиденции в Кидекше, основал церковь Бориса и Глеба (1152). Этот самый древний белокаменный храм владимиро-суздальского зодчества Н.К.Рерих запечатлел на этюде «Суздаль. Церковь в селе Кидекше» (1903). Единственным украшением суровых стен собора является аркатурный пояс [12].

В XIII – XIV вв. при всех въездах в Суздаль возникают монастыри. На северной окраине города, на берегу реки Каменки, был основан монастырь Святого Спаса (1352). Открытие в 1507 г. мощей его первого настоятеля Евфимия привлекло сюда паломников, и монастырь стал называться Спасо-Евфимиевым. В 1903 г. этот монастырь был также запечатлён Н.К.Рерихом на двух этюдах. В наши дни этот архитектурный ансамбль, в который входит несколько храмов, звонница, монастырские постройки и стены, внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

На полотнах художника нашли своё отражение ещё два памятника Суздаля: монастырь Александра Невского, по преданию, основанный самим князем Александром, и Козьмодемьянская церковь.
Расцвет владимиро-суздальского зодчества приходится на время княжения сына Юрия Долгорукого — Андрея. Его стремление объединить все русские земли и прекратить братоубийственные войны, ведущиеся князьями, совпало с надеждами простых людей; на них он и опирался. В 1157 г. князь Андрей перенёс столицу Руси из Киева во Владимир, и здесь развернулось грандиозное строительство. В своей резиденции, в селе Боголюбове, князь построил великолепный каменный дворец, укреплённый каменными стенами и башнями, за что и получил имя Боголюбского. С именем Андрея Боголюбского связана постройка Золотых ворот (1158 – 1164) и Успенского собора (1158 – 1160) во Владимире. Летописцы сравнивали Успенский собор с храмом царя Соломона в Иерусалиме. Позже, в 1408 г., собор был расписан Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным (фрагменты этой росписи находятся в Третьяковской галерее и в Русском музее). В Успенском соборе находилась величайшая святыня Древней Руси — икона «Богоматерь Владимирская», выполненная в Константинополе и перенесённая Андреем Боголюбским из Вышгорода во Владимир.

В полутора километрах от Боголюбова находится шедевр мирового зодчества XII века — белокаменный храм Покрова Богородицы на Нерли, который Рерих изобразил на своём полотне «Боголюбово. Церковь Покрова на Нерли» (1903). Этот храм — гордость русского зодчества, одна из вершин древнерусского искусства, гимн красоте и гармонии. Он был построен за один год (1165) русскими мастерами «от всех земель» в память о победе над волжскими булгарами и о старшем сыне князя Андрея — Изяславе, погибшем в семнадцатилетнем возрасте во время одного из этих походов.

Это был первый на Руси храм, посвящённый празднику Покрова Богородицы, заимствованному из Византии и учреждённому при Андрее Боголюбском.

Воздвигнутый на искусственном холме, скрывающем пятиметровый фундамент, храм стоит на слиянии рек Нерли и Клязьмы; он словно вышел встречать суда, плывущие из Ростова и Суздаля, с Волги и Оки. «Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, в которой гармонично сочетаются скромная красота природы, тихая грусть, просветлённая созерцательность архитектурных линий» [13].

«''Будто в сердце ты мне глядел'', — сказал князь зодчему Левонтию [14], когда хвалил его за храм Покрова на Нерли. (...) ...В сини неба и в сини волн, белый, словно только что опустившийся на реку лебедь, стоял Левонтиев храм Покрова...» [15] Часто наезжал сюда князь Андрей, подолгу стоял, молясь за сына своего.

Строительную деятельность Андрея Боголюбского, убитого по заговору бояр, продолжил его брат Всеволод по прозванию Большое Гнездо. Его мастера оставили потомству замечательный Дмитровский собор во Владимире (1194 – 1197) — величественный и нарядный, не имеющий аналогов ни на Руси, ни в Западной Европе. Его стены орнаментированы изящной каменной резьбой, напоминающей народную вышивку с изображением зверей, птиц и растительности. Этот храм, посвящённый Дмитрию Солунскому, небесному покровителю князя Всеволода, тоже запечатлён Н.К.Рерихом на этюде «Владимир. Дмитровский собор» (1903).

В 1152 году Юрий Долгорукий основал на Владимирской земле город Юрьев-Польской (то есть стоящий в полях). В том же году здесь была построена церковь Св. Георгия. Позже внук Юрия Долгорукого, князь Святослав Всеволодович, разрушил обветшалую постройку и в 1230 году соорудил новый Георгиевский собор, который снизу доверху был украшен замечательным ковровым орнаментом — белокаменной резьбой. Всё лучшее, чем славились владимиро-суздальские мастера, было воплощено в Георгиевском храме. Это была последняя белокаменная церковь владимиро-суздальского зодчества, построенная перед монгольским нашествием. В конце XV в. собор обрушился, был перестроен и утерял свой первозданный вид. Он отображён Рерихом на четырёх этюдах.

Характерной чертой белокаменной архитектуры владимиро-суздальских земель домонгольского периода стала резьба по камню, украшающая сооружения, — исключительное явление не только в древнерусском, но и в мировом искусстве.

Другой чертой храмостроительства той поры было умелое сочетание архитектурных сооружений с ландшафтом — зелёными массивами и водными пространствами. Н.К.Рерих писал: «Всегда твержу: если хотите увидеть прекрасное место, спросите, которое место здесь самое древнее. Умели эти незапамятные люди выбирать самые лучшие места» [16].

К домонгольскому периоду относится и яркая, самобытная группа памятников архитектуры XII века в г. Гродно (древнем Городене). Зодчество Гродно заметно отличается от других архитектурных стилей. В кирпичную кладку строений вставлялись камни синих, зелёных и красных оттенков, что придавало всему зданию необычный и красочный вид. Помимо камней, в кладке использовались фигурные керамические плитки, покрытые глазурью, образующие кресты или иные узоры. Наиболее сохранившееся здание — Борисоглебская церковь на Коложе. Южная сторона её обрушилась в реку Неман, а северная, выложенная красивыми разноцветными изразцами, уцелела. Её и воспроизвёл Николай Константинович на четырёх этюдах 1903 г.

На одном из этюдов Рериха 1909 г. запечатлена Троице-Сергиева Лавра («У стен монастыря. (Сергиев Посад)»). Именно с неё в 1894 г. художник начал своё хождение «по святыням русским». «Из давних... воспоминаний встаёт посещение Троице-Сергиевой Лавры» [17], — запишет художник много лет спустя в листах дневника.

Троицкая обитель началась с построения Сергием Радонежским деревянной церкви Святой Троицы в 1337 г., в самом начале создания Московского государства. Позже, в 1422 г., на этом месте был воздвигнут Троицкий собор. Это один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIII – XV вв. Украшением храма является широкий пояс из трёх лент искусно высеченного орнамента. В 1425 – 1427 гг. собор был расписан Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным. В Троицком соборе впервые сложилась композиция иконостаса в том виде, который в дальнейшем получил развитие и воплощение во всех храмах Руси. Для Троицкого собора Андреем Рублёвым была написана икона «Святая Живоначальная Троица». Здесь же покоятся мощи Преподобного Сергия Радонежского.

Вокруг собора постепенно сформировался архитектурный ансамбль монастыря, включивший в себя более 50 построек, возведённых московскими, псковскими и ярославскими мастерами. «Все строения монастыря, — начиная с крепостных стен, башен, храмов и кончая небольшими часовнями, — ценные памятники русского зодчества. Каждая фреска, каждый камень имеют свою историю, по-своему красивы» [18].

В середине XVI в. Троицкая обитель превратилась в мощную крепость, окружённую высокой каменной стеной с башнями, что позволило ей в 1608 – 1610 гг. выдержать в течение 16 месяцев осаду 30-тысячного отряда польско-литовских интервентов. Указом императрицы Елизаветы в 1744 г. Троице-Сергиев монастырь был удостоен почётного титула «Лавра». В 1993 г. он включён в список мирового художественного наследия ЮНЕСКО.

В Москве, ставшей столицей единого государства при Иване III (1462 – 1505), когда впервые появилось наименование «Россия» и гербом государства стал заимствованный из Византии двуглавый орёл, началось возведение каменных стен московского Кремля (1485 – 1495), сохранивших свой первоначальный облик до наших дней. Ансамбль Кремля формировался на протяжении нескольких столетий, до середины XIX в. Строили его итальянские архитекторы и русские мастера, с учётом традиций древнерусского зодчества, прежде всего владимиро-суздальского, и итальянской архитектуры эпохи Ренессанса. Московский Кремль представлен на двух этюдах Н.К.Рериха 1903 г.: «Вид Кремля из Замоскворечья» и «Вид Кремля».

Несколько этюдов художника знакомят нас с нижегородским Кремлём, его величественными стенами и башнями. Они напоминают о Смутном времени Земли Русской и о великих людях — Минине и Пожарском, поднявших в 1612 г. в Нижнем Новгороде народное ополчение на борьбу с польской интервенцией.

Знаменитому костромскому Ипатьевскому монастырю художник посвятил два этюда, написанные в 1903 г.: «Башня Ипатьевского монастыря» и «Ворота Ипатьевского монастыря». Точная дата его основания неизвестна. Историки полагают, что он появился в конце XIII века, но первое упоминание о нём в летописи относится к 1435 г. Согласно преданию, монастырь основал татарский мурза Чет, прибывший из Золотой Орды для сбора дани. Однажды, когда он был тяжело болен, ему привиделась Богородица в сопровождении апостола Филиппа и святителя Ипатия, епископа Гангрского. Божья Матерь обещала мурзе исцеление и попросила построить обитель в честь своих спутников. Мурза Чет (в крещении Захария) всячески поддерживал основанную им обитель; покровительствовали монастырю и его потомки — представители знатных боярских фамилий Годуновых и Сабуровых. После Смутного времени, в 1613 г., в Ипатьевском монастыре Земским собором был избран на царство Михаил Фёдорович, первый из Романовых, и монастырь обрёл покровителей из их рода. Палаты Романовых в Ипатьевском монастыре тоже нашли своё отображение на этюде Н.К.Рериха «Терем бояр Романовых» (1903).

Двенадцать этюдов художник посвятил Ростову Великому, известному с Х века. Среди них — виды Кремля с озера Неро, величественные храмы и уютные дворики, терема княжеских палат. «Уголки Кремля дышат XVII веком, — записал в путевой книжке художник. — Палаты, иераршие теремки, расписные храмы — удивительны по настроению» [19]. «Помню, как владыка Антоний [Волынский], смотря на мою картину ''Ростов Великий'', проникновенно сказал: ''Молитва Земли Небу''» [20].

Деревянная церковь XVII века на Ишне — образец архитектуры северных церквей — представлена на двух этюдах 1903 года из цикла «Ростов Великий». На этюде «Паперть» изображена галерея одного из храмов древнего Ростова — церкви Иоанна Богослова (XVII в.). Словно о ней писал художник в статье «Радость искусству»: «...Перенеситесь в лабиринт ростовских переходов, где каждая открытая дверка поражает вас неожиданным стройным аккордом красок. Или на пепельно-белых стенах сквозят чуть видными тонами образы; или пышет на вас жар коричневых и раскалённо-красных тонов; или успокаивает задумчивая синяя празелень; или как бы суровым словом канона останавливает вас серыми тенями образ, залитый охрой» [21]. Позже, в 1909 г. , будет написан этюд с изображением полного вида церкви Иоанна Богослова.

Несколько полотен Рериха, созданных в 1903 г., представляют храмы города Ярославля (XVII в.): «Интерьер церкви Богоявления», «Церковь Рождества Богородицы», «Паперть церкви Иоанна Предтечи». Утраченная церковь Св. Власия осталась только на этюде Рериха и на фотографиях тех лет.

О церкви Николы Мокрого читаем в путевой книжке художника: «По расположению, по изразцам, по наличникам одна из замечательных церквей Ярославля» [22]. Этому памятнику старины Рерих посвятил несколько работ, на которых изображены вход, интерьер и портал церкви.

Могучие стены смоленского Кремля с многочисленными башнями, возведённые ещё при Борисе Годунове на высоких холмах над Днепром, изображены на нескольких этюдах художника, созданных после пребывания в Смоленске: «Башня» (1903), «Городские стены» (1903), «Смоленские стены» (1910). Здесь же были написаны два этюда женского монастыря.

В 1904 г. Н.К.Рерих снова путешествует по старинным русским городам и продолжает пополнять серию архитектурных этюдов новыми произведениями. «В 1904-м — Верхняя Волга, Углич, Калязин, Тверь, Высоты Валдайские и Деревская Пятина Новугородская. Одни названия чего стоят, и как незапамятно древне звучат они! — вспоминает художник много лет спустя. — (...) В 1905-м Смоленск, с Годуновскими стенами, Вязьма, Приднепровье. (...) От 1908-го до 1913-го опять Смоленск, Рославль, Почаев. В 1910-м раскопки Кремля Новгородского, оказавшегося неисследованным, а затем, до войны, и Днепровье, и Киевщина, и Подолье» [23].

«Масса старых церквей... (...) Масса интересного» [24], — писал в 1904 г. Николай Константинович своей жене о первых впечатлениях от увиденного в Угличе. Здесь были созданы этюды: «Крыльцо церкви Иоанна Предтечи», «Воскресенский монастырь», «Церковь царевича Дмитрия», «Углич с Волги».

В этом же году художник побывал в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом и посвятил ему несколько этюдов, в том числе « Святые ворота» — те самые, через которые «проходил на богомолье Тишайший Царь» [25] — Алексей Михайлович Романов.


1 Цит. по: Николай Рерих в русской периодике. Вып. III. СПб., 2006. С. 48.

2 Николай Рерих в русской периодике. Вып. II. СПб., 2005. С. 258.

3 Там же. С. 412.

4 Там же. С. 266.

5 История Русской архитектуры / Под редакцией Ю.С.Ушакова. СПб., 1994. С. 87.

6 Набор открыток «Древнерусское зодчество XI – XVI вв.». Самара, 2004.

7 Цит. по: Е.П.Маточкин. Николай Рерих: мозаики, иконы, росписи, проекты церквей. Самара, 2005. С. 84.

8 Там же.

9 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 520.

10 Е.И.Рерих. Письма. Т. 5. М., 2003. С. 219.

11 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 183.

12 Аркатурный пояс — непрерывный ряд декоративных арочек, прилегающих к стене здания.

13 А.И.Сахаров, В.И.Буганов. История России с древнейших времён до конца 17 века. М., 2000. С. 141.

14 Левонтий — мастер Андрея Боголюбского, проданный когда-то в рабство в Константинополь; прошёл школу зодчества в Византии.

15 Цит. по: В.И.Соколова. Наше наследие. М., 2003. С. 194 – 195.

16 Н.К.Рерих. Алтай – Гималаи. М., 1999. С. 70.

17 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. С. 269.

18 Цит. по: Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. С. 361.

19 Николай Рерих в русской периодике. Вып. II. С. 246.

20 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С. 45.

21 Н.К.Рерих. Глаз добрый. Кн. 1. М., 1991. С. 92 – 93.

22 Николай Рерих в русской периодике. Вып. II. С. 245.

23 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. С. 228.

24 Петербургский Рериховский сборник. Т. II – III. Самара, 1999. С. 207.

25 Николай Рерих в русской периодике. Вып. II. С. 418.

 

"Восход", № 5 (157), Май, 2007.

bottom
    Назад В оглавление раздела