Ивановская областная общественная культурно-просветительская организация

поэзия старины


Главная >> Поэзия старины >> Публикации разных лет >> И.В. Дубов. Н.К. Рерих и его археологические изыскания в Ярославской губернии

 

 

 

 

И.В. Дубов

Н.К. Рерих и его археологические изыскания в Ярославской губернии


План Сарского городища по Д.Н. Эдингу и А.Е. Леонтьеву

 

Находки из раскопок Н.К. Рериха на Сарском городище в 1903 г.

Когда говорят об известном русском художнике Николае Константиновиче Рерихе как археологе, то прежде всего вспоминают его широко известные раскопки в Петербургской губернии. Исследователь истории русской археологии А.А. Формозов отмечает, что «раскопки не были случайным увлечением молодого живописца. Рерих мечтал отыскать изначальную красоту - истоки искусства» [1]. К своим археологическим занятиям он относился «не только как учёный, но и как художник, поэт» [2].

В нём счастливо сочетались профессионализм и поэтизированное восприятие давно ушедшего и во многом забытого мира Древней Руси. Н.К. Рерих считал, что в понимании древней жизни «единственным оплотом является археология» и еще в юношеские годы он принимал участие в раскопках у мызы Извара, которые вела экспедиция под руководством известного исследователя древностей Петербургской губернии Льва Константиновича Ивановского, а уже в 1894 г. уже самостоятельно находит и исследует грунтовый могильник близ той же Извары [3]. Тогда ему было 20 лет.

В 1900 г. Н.К. Рерих проводит большие полевые изыскания на Ижорском плато, Валдайской возвышенности, по берегам р. Шелонь и р. Великая. Курганы у деревень Калитино, Введенское, могилы с каменными оградками близ Лисино, Извары стали объектами раскопок Н.К. Рериха. Сейчас все они стали классическими образцами древностей, к которым современные археологи постоянно обращаются в своих работах.

В начале века Н.К. Рерих открывает на оз. Пирос интереснейшие неолитические материалы. Среди них особый интерес представляют кремневые человеческие фигурки. Находка эта была настолько неожиданной и невероятной, что вызвала недоверие у специалистов. Известный ученый, профессор Петербургского университета Николай Иванович Веселовский, прославивший русскую археологию раскопками курганов Солоха, Майкопского и другими исследованиями, выразил сомнение по поводу находок Н.К. Рериха. Вместе со своими студентами следующим летом Н.И. Веселовский выехал на место и убедился в правоте художника.

В 1905 г. Н.К. Рерих выступил с докладом об этих находках на археологическом съезде во Франции. Его личная коллекция насчитывала свыше 100 тыс. предметов каменного века. Эти изыскания нашли отражение на страницах научной печати [4].

Но не только могилы предков или седая старина эпохи камня интересовали Н.К. Рериха. Особое пристрастие он питал к древнейшим русским городам. Он неоднократно бывал и работал в Старой Ладоге. В 1910 г. в Новгороде его раскопками был открыт многослойный подземный город – семь культурных слоев. Тогда же Н.К. Рерих пытался музеефицировать свой раскоп, законсервировав его. К сожалению, эта попытка оказалась безуспешной.

О своих занятиях археологией художник писал: «Щемяще приятное чувство первому вынуть из земли какую-нибудь древность, непосредственно сообщаться с эпохой давно прошедшей. Колеблется седой вековой туман; с каждым взмахом лопаты, с каждым ударом лома раскрывается перед нами заманчивое тридесятое царство». В 1903 г. Н.К. Рерих проводит раскопки в Ярославской губернии на Сарском городище. Его биографы сообщают, что «в 1903 и 1904 годах Николай Константинович и Елена Ивановна посетили более сорока русских городов» [5]. Среди них названы и города Северо-Восточной Руси - Ярославль, Кострома, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Ростов Великий, Углич. Девяносто полотен, изображающих древнерусские архитектурные шедевры, стали итогом этого путешествия, имевшего коренное значение для всей жизни и творчества Н.К. Рериха [6]. Серию этих работ назвали «Пантеоном нашей былой славы», в их числе картины «Ростов Великий», «Воскресенский монастырь в Угличе» и многие другие. Этими архитектурными этюдами была украшена в 1904 г. выставка «Памятники художественной старины». Тогда же - в 1903 г. - Н.К. Рерих посетил имение М.К. Тенишевой близ Смоленска, где был создан подлинный центр изучения, сохранения и возрождения древнерусской культуры, включавший и музей и художественные мастерские. Всё увиденное привело Рериха в настоящий восторг.

В связи с занятиями археологией художник писал, как «хочется заглянуть вглубь туда, где сумрак прошлого озаряется сверканием истинных украшений» [7].

Одной из таких попыток и были раскопки Н.К. Рериха на Сарском городище близ Ростова Великого (Ярославского). В публикациях информация об этих работах появилась в исследовании А.А. Спицына. «Раскоп Н.К. Рериха 1903 г. на известном Сарском городце, стоящем под долиною Ростовского озера, показал, что он, без всякого сомнения, относится к X в. Полагаем, что это первоначальное место г. Ростова или же отдельное русское укрепление этого времени. При раскопке найдены вещи ростовских курганов X в.: обломки фибулы, железная желобчатая обоймица... костяной гребень... точилка, огниво, черепки с волнистым орнаментом» [8].

В дальнейшем эти скупые сведения стали кочевать из работы в работу. Д.Н. Эдинг лишь добавил, что вещи из раскопок Н.К. Рериха хранятся в Музее Русского археологического общества в Ленинграде [9]. П.Н. Третьяков только ссылается на статью А.А. Спицына [10]. Е.И. Горюнова, упоминая о раскопках Н.К. Рериха, отмечает, что «многие вещи, добытые раскопками П.С. Савельева и Н.К. Рериха, стали достоянием частных коллекционеров и бесследно пропали». Она указывает также, что эти раскопки не оставили никакой документации [11]. Но как выясняется, последнее заключение ошибочно. А.Е. Леонтьев в автореферате своей диссертации лишь отметил, что на Сарском городище «в 1903 г. незначительные по объёму раскопки проводил Н.К. Рерих. Коллекция найденных вещей хранится в Государственном Эрмитаже» [12]. Это утверждение соответствует истине - небольшое собрание находок (25 номеров) из раскопок Н.К. Рериха находится на хранении в фондах Отдела истории первобытной культуры Государственного Эрмитажа [13].

В архиве ЛОИА АН СССР хранится небольшой отчёт о работах Н.К. Рериха в Ярославской губернии. В нём сообщается, что Н.К. Рериху был выдан «Открытый лист» на раскопки Сарского городища близ г. Ростова Ярославской губернии. Кроме исследований этого памятника, тем же летом он осмотрел городище Добросельское близ Владимира-на-Клязьме, где раскопок не производил. Далее в отчёте приводится описание исследований на Сарском городище: «Состояние Городца весьма печально – вся площадка его совершенно испорчена выемками, иногда многоаршинной глубины, даже ниже культурного слоя. Таким образом, не может быть и речи об измерении глубины этого слоя или о правильном его чередовании. Крестьяне и солдаты заявляли, что здесь было находимо много предметов, из которых ничего у них не сохранилось.

В наиболее сохранившихся местах были сделаны 4 ямы. Ямы около главного вала оказались без находок: лишь в яме № 1 был найден нож № 1 (близ основания вала). Расширив яму размерами до 3-4 саженей диаметра (6-8 м) и до 2½ арш. глубины (1,75 м), попробовали перенести работы к местности так называемого монастыря, где правильным отвесом на глубину до 2 арш. (1,4 м) прошли значительное место около 8-9 саж. в общей сложности (16-18 м). На глубине ½-1 арш. (0,3-0,7 м) было найдено до 30 костяков, лежавших очень близко один от другого, преимущественно лицом на восток. Руки или сложены на груди, или вытянуты вдоль тела. Кости очень хорошей сохранности. Такие костяки, по словам копальщиков, были находимы по всей площади городища. Здесь же удалось напасть на кусок старого культурного слоя, причём на протяжении около 3 сажен (6 м) в чёрном слое перегара золы и угля были найдены в беспорядке следующие вещи: точила, гребень, кожа, куски слившейся бронзы и железа, скобы, черепки и кости (рис. 2). Слой лежал на глубине 1½ арш. (1,05 м), но его настоящая глубина неизвестна, ибо поверхность Городца разорена совершенно. Раскопки прекратились вместе с окончанием слоя, разрушенного глубокими ямами для добычи камней» [14].

Под этими записями, датированными 4 марта 1904 г., подлинная подпись Николая Константиновича Рериха. Попробуем проанализировать результаты его работ. На рисунке Н.К. Рериха показаны два вала городища и оба с обозначенными проездами. Судя по всему, это валы III и I, по нумерации Д.Н. Эдинга и А.Е. Леонтьева [рис. 73]. Шурфы под № 1 были заложены у вала I.

Общее описание состояния городища Н.К. Рерихом полностью соответствует действительности. Тридцать костяков, обнаруженных им, - это остатки христианского кладбища XVII-XVIII вв., которое хорошо известно исследователям и, к сожалению, сильно попортило культурный слой городища. В общем Н.К. Рериху не удалось найти непотревоженный древний слой или какие-нибудь сооружения. Однако, судя по находкам [рис. 3], он вскрывал участок X в. ; Так, среди находок следует отметить типичные для X столетия формы железных ножей, обоймицу для фитиля, калачевидное кресало, деформированный обломок бронзовой скорлупообразной фибулы, оселки. Особый интерес вызывает фрагмент костяного составного гребня, украшенного орнаментом. Такие гребни были предметом импорта и встречаются в Волго-Окском междуречье в X в.

Раскопки Н.К. Рериха на Сарском городище, конечно, не сыграли решающей роли в его исследовании. Однако и они имели определённое значение для того, чтобы этот памятник раскрылся во всей своей полноте и стал ключевым в изучении процессов формирования древнерусской народности и государственности в Волго-Окском междуречье.

 


1. Формозов А.А. Страницы истории русской археологии. М., 1986. С.204.

2. Короткина Л.В. Рерих в Петербурге-Петрограде. Л, 1985. С.104.

3. Раскопки художника Н.К. Рериха в Петербургской губернии в 1895-1898 гг. // ЗРАО. Т. 11. Вып. 1-2. СПб., 1899. С.328-329.

4. Рерих Н.К. 1) Некоторые древности Шелонской пятины и Бежецкого конца // ЗРАО. Т. 11. Вып. 1-2; 2) Некоторые древности пятин Деревской и Бежецкой // ЗОРСА. Т. 5. Вып. 1. 1903. С. 14-43; 3) Каменный век на оз. Пирос // ЗОРСА. Т. 7. Вып. 1. 1905. С. 160-170.

5. Беликов П.Ф., Князева В.П. Рерих. М., 1972. С.69.

6. Фёдорова Н.А. Николай Константинович Рерих. // 50 биографий мастеров русского искусства. Л., 1971. С.277-278.

7. Рерих Н.К. Радость искусству // Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1974. С.118.

8. Спицын А.А. Владимирские курганы. // ИАК. Вып. 15, СПб., 1905. С.84.

9. Эдинг Д.Н. Сарское городище. Ростов Ярославский, 1928. С.15.

10. Третьяков П.Н. К истории племён Верхнего Поволжья в первом тысячелетии н.э. М.-Л., 1941. С.91.

11. Горюнова Е.И. Этническая история Волго-Окского междуречья. М., 1961. С.95.

12. Леонтьев А.Е. Сарское городище в истории Ростовской земли (VIII-IX вв.): Автореферат кандидатской диссертации. М., 1975. С.4.

13. ГЭ ОИПК. 1903 г. Коллекция № 1038.

14. Отчёт о раскопках Императорского Русского Археологического Общества в окрестностях Старой Ладоги и других местах // Архив ЛОИА. Ф. 1. 1903 г. Д. 86. Л. 78, 12-13.

 

Дубов И.В. Великий Волжский путь. Ленинград, 1989. С.238-241.

bottom
    Назад В оглавление раздела