Галерея Красоты

 

 

СВЕТ УТРЕННЕЙ ЗВЕЗДЫ


 

Обширные научные материалы, собранные в Центрально-Азиатской экспедиции, требовали систематизации и обработки. Археологические, геологические, ботанические и прочие находки насчитывались тысячами. Сотни эскизов и зарисовок, сделанные в пути, тянули художника к мольберту. Нужно было найти эффективное продолжение столь успешно начатой работе. И у Николая Константиновича возникла мысль о создании специального научно-исследовательского центра. В конце 1928 года, в долине Кулу - колыбели древних цивилизаций - Н.К. Рерих основал Гималайский институт научных исследований "Урусвати", что в переводе означает "Свет Утренней Звезды".

Через несколько лет Рерих уже мог записать: "Когда мы основали институт, то, прежде всего, имелась в виду постоянная подвижность работы. Со времени основания каждый год происходят экспедиции и экскурсии".

Деятельность института была рассчитана на широкие международные связи. Рерих привлек к сотрудничеству и обмену информацией десятки научных учреждений Азии, Европы, Америки. Непосредственно работой института руководил Юрий Николаевич Рерих. Младший сын художника - Святослав Николаевич - занимался вопросами тибетской и местной фармакопеи и изучал древнее искусство народов Азии.

Приглашенные специалисты и временные сотрудники собирали ботанические и зоологические коллекции. При участии тибетских лам-лекарей удалось составить первый в мире атлас тибетских лекарственных трав. При институте была организована биохимическая лаборатория с отделом изучения онкологических заболеваний. Велось исследование космических лучей в высокогорных условиях. Научные отряды института работали как в самой долине Кулу, так и далеко за ее пределами. Многие экспедиции возглавлялись самим Николаем Константиновичем. 

В 1934-1935 гг. Н.К. Рерих осуществил еще одну большую экспедицию по Центральной Азии, целью которой стал сбор засухоустойчивых трав для департамента сельского хозяйства Соединенных Штатов.

Сцены из караванной жизни, кочевые станы, пейзажи с изображением местных жителей и их обычаев - все это притягивало внимание художника и появлялось на его полотнах. 

Реалистические пейзажи, исторические и бытовые сцены постоянно переплетаются в искусстве Рериха с мифологией. В некоторых случаях он видел в ней иносказательное переложение, поразительные знания древних о законах природы, знаний, объяснение которым еще не найдено современной наукой. Сокровища философской мысли Востока вдохновляли Николая Константиновича на создание новых полотен.

Сохранив в своем сердце красоты родной земли и любовь к ней, художник умел с одинаковой проникновенностью воплощать в своем искусстве духовные глубины народов других стран. Знакомясь с зарубежным творчеством Николая Константиновича, мы убеждаемся, что русская тема никогда не отодвигалась им на второй план.

С началом второй мировой войны прервались международные связи. Замолкли многочисленные корреспонденты. Работа института "Урусвати", рассчитанная на сотрудничество ученых разных стран, была законсервирована.

 


 

Оглавление | На главную 

 

 

Назад

Далее

Hosted by uCoz