Галерея Красоты

 

 

СЕРИЯ "ЗНАМЕНА ВОСТОКА"


 


Вся жизнь и все творчество великого русского художника, мыслителя, путешественника-исследователя, общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (1874-1947) неизменно были устремлены в будущее. И даже прозревая в седую древность славянских племен - в раскопках ли, статьях, картинах, - он прежде всего выявлял в ней те строительные понятия, что могут послужить для созидания прекрасного будущего. То же можно сказать и о пяти сотнях картин, написанных во время Центрально-Азиатской экспедиции 1923-1928 гг., исследовавшей памятники древнейших культур Индии, Китая, Монголии, Алтая и Тибета. Особое место среди этих картин занимает серия «Знамена Востока», состоящая из 19 полотен, посвященных великим святым, подвижникам, основателям мировых религий Востока.

«Серия "Знамена Востока" сложилась, - записал художник в своем путевом дневнике в 1925 году. - 1. "Будда Победитель" перед источником жизни. 2. "Моисей Водитель" - на вершине, окруженный сиянием неба. 3. "Сергий Строитель" - самосильно работает. 4. "Дозор Гималаев", в ледниках. 5. "Конфуций Справедливый" - путник в изгнании. 6. "Иенно Гуйо Дья" - друг путников (Япония). 7. "Миларепа Услышавший" - на восходе познавший голоса дэв. 8. "Дордже Дерзнувший" стать лицом к лицу с самим Махакалой. 9. "Сараха - Благая Стрела", не медлящий в посылках. 10. "Магомет на горе Хира (весть архангела Гавриила)", предание. 11. "Нагарджуна - Победитель Змия" видит знамение на озере владыки Нагов. 12. "Ойрот - вестник Белого Бурхана", поверье Алтая. И те, что уже в Музее: 13. "Матерь Мира". 14. "Знаки Христа". 15. "Лао Цзе". 16. "Дзон-Капа". 17. "Падма Самбхава". 18. "Чаша". 19. "Змий Древний"».

Как явствует из этой записи, сюжеты картин были почерпнуты из кладезя легенд и преданий, что позволило художнику показать Учителей высшего знания в те значительные моменты их деяний, которые оставили неизгладимый след в народном сознании. Они изгоняют тьму, помогают в беде, неутомимо творят благо и жертвуют собой; они принимают на себя многие земные трудности, чтобы помочь великому Будущему.

Рерих был глубоко убежден в том, что мир вскоре станет единым, а высшей нравственной ценностью утвердится труд во имя общего блага. В прекрасных образах искусства он хотел напомнить человечеству о первых «общинниках» — Будде, Конфуции, Христе, Сергии Радонежском и других, ввести в русло современной жизни великие облики этих подлинных «законоположенников общего блага», воплощающих внутреннюю гармонию Универсума.

Художник проявил себя в «Знаменах Востока» как истинно русский человек, главной чертой которого, как отмечал еще Достоевский, является его «всемирная отзывчивость», открытость ко всем народам, стремление к всечеловеческому единству.

Синтез красоты, истины и добра, воплощенный в серии «Знамена Востока», сближает художественные идеи мастера с философией Всеединства. Ее создатель, выдающийся философ Серебряного века В.С. Соловьев, мечтал о космической эволюции, осуществляемой во всеединстве природного, человеческого и божественного начал.

Христианское прочтение принципа Всеединства лежало в основе замысла более ранней серии «Sankta», написанной Рерихом в 1922 году. Тогда героями его картин были православные общинники, творящие на земле свое праведное богоугодное дело, имея в качестве идеала Царство Божие. Создав «Знамена Востока», Рерих тем самым расширил земное братство до масштабов всемирного и развил осмысление принципа Всеединства до вселенского уровня.

Объединительным фокусом, центральным полотном серии является картина «Матерь Мира». Великий женский образ предстает на фоне ночного неба. Над ее головой - яркая звезда, справа и слева - два созвездия: Семь Старцев (Большая Медведица) и Три Мага (Орион). «Между ними, - поясняет художник, - неудержно сейчас несется к земле звезда утра - светлая обитель Матери Мира. И своим подавляющим светом, своим знаменательно небывалым приближением предуказывает новую великую эпоху человечества».

В одном из вариантов картины «Матерь Мира» Рерих уподобляет звезды маленьким антропоморфным фигурам, напоминающим скульптурки Учителей в традиционной для Востока позе. Каждая звезда - это свое солнце, а сравнение Учителя с солнцем общепринято, по крайней мере, в Индии. Все эти звезды-Учителя обращены в молении, предстоянии к великому и грандиозному по своим галактическим масштабам образу Матери Мира. С чувством благоговейной любви обратились к Ней земные люди, изображенные на переднем плане в западной и восточной одеждах, с книгой и ларцом в руках.

Во всем мире почитают Ее в разных обликах: как Царицу Небесную, Мадонну, Кали, Гуаньинь, Каннон, Преблагую Дуккар, Иштар, Мириам, Белую Тару, Радж-Раджесвари, Ниуку... Эти образы пришли из древних культов, где они представали как земля, как солнце, как огонь.

Действительно, Матерь Мира словно соткана из чистейшей сияющей пряжи. Вокруг нее мерцает аура в виде двух ослепительных колец. Сверкающие сферические волны, лучи - все словно живет, вибрирует, наполняя своим дыханием космическое пространство. Как вспышки звезд, разбегаются лучи и расходятся кольца света. Как бриллианты, переливаются сгущенные красочные образования. Этот космический огонь выступает у Рериха физическим выразителем мирового всеединства. Его обычное состояние может быть охарактеризовано как Свет - то, что художник определял как творящий огонь, который помимо физического света вмещает в себя еще и Любовь, Красоту, Знание.

Идейная однородность образов 18 картин серии, их одинаковый горизонтальный формат и выделенная вертикаль центрального полотна «Матери Мира» заставляют предположить, что серия «Знамена Востока» представляет собой единый ансамбль, объединенный общей художественной идеей и задуманный как величественный иконостас миробъемлющего храма.

Сегодня, когда полотна серии рассеяны по разным коллекциям, можно только догадываться, как должен выглядеть этот ансамбль согласно авторскому замыслу. Очевидно, что структура ансамбля была симметричной, то есть с обеих сторон от центрального полотна находилось по 9 картин, каждая из которых занимала свое определенное место. Учитывая композиционное и динамическое тяготение каждого полотна (как и звезд-Учителей) к центру, общую ритмическую организацию, а также гармонию цветовых масс, можно предположить, что порядок картин в ансамбле согласно нумерации приведенного списка мог быть следующим: 8 - 10 - 5 - 1 - 6 - 12 - 7- 16 - 4 - 13 - 18 - 2 - 3 - 9 - 17 - 14 - 15 - 11 - 19.

Подобное воссоздание ансамбля приводит к интересным выводам. Так, при том, что каждая картина написана в определенной цветовой тональности, красочная палитра серии от крайних полотен с их теплыми земными тонами постепенно трансформируется в золото солнечных лучей, а затем - в преобладающее над всем космическое сияние в центральном полотне. В результате общая световая гамма картин следует естественному радужному спектру: от красного - через желтый и зеленый - к синему. От периферии к центру растет энергетика световых волн. В срединной семерке полотен доминирующий синий цвет, насыщаясь вибрациями духовных устремлений героев и неземных белых потоков, словно обретает новое качество.

Белое огненное сияние центрального полотна, суммирующее в себе весь красочный спектр, объемлет светоносную материю всех остальных полотен и приобщает ее к своей стихии.
Как един огонь Матери Мира с огнем звезд-Учителей, так и качественно едина с центральным полотном природа огненного свечения, окружающего образы земных воплощений Учителей. Каждый из них, совершая подвиг преображения сознания людей, несет в себе огонь единый, неизменный для всей Вселенной.

Идея светового синтеза, реализованная фокусированием радужного сияния красок в белом свете центрального полотна, как бы непосредственно проистекает из идеи духовного единения носителей Света, их общего тяготения к великому женскому образу. Сверкая космическими лучами, Матерь Мира воплощает в себе Любовь. Огонь и Любовь тождественны в художественном образе «Знамен Востока» - Знамен Света.

Рерих не случайно сравнил картины серии со знаменами. Знамя появилось в государствах Востока в древние времена как хорошо видимый знак для сбора и объединения воинов. И, видимо, художник хотел, чтобы его полотна, посвященные великим подвижникам, не только восхищали своей красотой, но и служили той же цели единения на путях духовного восхождения.

Евгений Маточкин

 


 

Оглавление | На главную

 

Назад

Далее

Hosted by uCoz