ФИЛОСОФСКАЯ ЖИВОПИСЬ С.Н. РЕРИХА


 

«Самым сложным тематическим разделом его творчества,  будет,  конечно,  раздел - этики. Строго говоря,   этика - основная тема художника.  Она проходит через все жанры - от портрета до пейзажа включительно. Именно эта тема определяет идеологическую основу творца. Просвещенный гуманизм,  справедливость,  братство народов и твердая вера в светлое будущее человечества - режиссируют симфонией красок Святослава Рериха. Широта взглядов и непредубежденность в подходе к разнообразным проявлениям человеческого духа позволяют художнику проникать в человеческие сердца, минуя преграды рас,  национальностей, религий и мировоззренческих традиций.  Искусство Святослава Рериха сближает людей в их лучших чаяниях,  в общей вере в торжество Красоты и Правды.

Философские, литературные,  бытовые, мифологические,  религиозные сюжеты одинаково доступны художнику.  Он трактует современную народную жизнь Индии, обычаи старины,  ведическую и буддийскую философию,  восточную и западную мифологию и религиозную тематику. Художник не признает противоречий между хорошим,  к каким бы эпохам и народностям оно не относилось.  Эти противоречия складываются условностями и спокойно с ними отбрасываются.  Вместе с тем, Святослав Рерих не признает и компромиссов.

Если ему ни в чем не мешает добро,  то везде,  где бы оно ни таилось,  препятствует зло.

Он подчеркнуто обостряет непримиримость Света и Тьмы и ищет наиболее выразительные средства для ее живописного воплощения. Искусство и этика в творчестве Святослава Рериха неразрывно связаны между собою,  и являют одно целое.  Разбирать,  что и как им создано,  не задумываясь,   для чего оно создавалось, - значит,  закрыть глаза на внутренний мир художника,  на саму сущность его творчества.  В этом свете следует подходить и к тем его произведениям, характер который часто определяют распространенным,  но мало говорящим понятием - символизм.

Конкретизация человеческих чувств,   идей и интеллектуальных стимулов - сложная задача. Изобразительное искусство не имеет ее готовых решений,  и многие сторонятся связанных с нею трудностей.  Искусство Святослава Рериха свободно от такой боязни. Останавливаясь у некоторых его картин,  ловишь себя на мысли - не недооценивает ли иногда реалистическое искусство,  воспитанное в боевых прогрессивных традициях, значение одной из самых решающих битв - битвы человека с самим собою? Ведь тот, кто не поднимал меча на поле боя,  именуемом человеческой душой,  еще не готов для сражений на поле,  именуемом "человеческое общество"».

(П.Ф.Беликов. Творчество Святослава Рериха // Непрерывное Восхождение, Т. I.  С. 247-248)


 


 

Смотреть галерею

 

Назад

Вернуться на главную

Hosted by uCoz