ПЕЙЗАЖНАЯ  ЖИВОПИСЬ С.Н. РЕРИХА


 

«Природа занимает большое место в жизни Святослава Рериха. Чувствуется, что он хорошо знает ее и любит не только как художник, но и как человек. Впрочем, для самого художника вряд ли такое подразделение существует. Его пейзажи - это жизнь в природе и с природой. Тем не менее было бы большой натяжкой назвать Святослава Рериха пейзажистом. И не столько потому, что его привлекают другие жанры, сколько по самому его подходу к пейзажу.

В Святославе Рерихе нет умиротворяющего любования природой,  нет убаюкивающей лирики и той чувственной отдачи себя,  которая позволяет природе полностью поглощать человека.

Вглядываясь в его изумительные по красоте и трепетному дыханию жизни пейзажи,  невольно задаешь себе вопрос:  кто же кого зачаровывает - природа художника или художник природу? Красота его пейзажей не есть приукрашение природы. Художник не драпирует пейзаж в эффектные покрывала.  Но он точно знает,  в какой момент,   откуда и как следует взглянуть на тот или иной ландшафт,  чтобы раскрыть его красоты и наиболее выразительные особенности. И что особенно ценно: художник умеет срывать с наших глаз покровы привычного отношения к окружающему.

Его пейзажи Кулу,  Сиккима,  Канченджанги - это свободный диалог человека с природой.  Одна и та же горная вершина может говорить о совершенно разном. Все зависит от того,  какой вопрос вы ей задали. Святослав Рерих умеет спрашивать природу и получать от нее ответы.  Основной темой этого разговора является проблема отношения человека к природе.  Эта тема имеет свою историю. Мыслители и художники Запада и Востока дали ей немало интерпретаций. <...>

У Святослава Рериха свои взгляды на природу.  Он никогда не считал ее врагом и поэтому не выступает в роли ее покорителя. Чтобы пользоваться силами природы,  вести войну приходится не с ней,  а с человеческой косностью.  Природа не враг,  а друг человека.

Искусство Святослава Рериха очень вовремя напоминает,  что природа - это вечная и нестареющая тема.  Как в жизни,  так и в искусстве,  противостояние человека и природы неистребимо.  Оно имеет весьма устойчивые формы внешнего выражения. Но значит ли это,  что всегда тот же самый человек и та же самая природа противостоят друг другу? Конечно,  нет! И Святослав Рерих решает, что каждой эпохе дано сказать свое новое слово на очень старую тему - человек и природа. Современный человек иначе понимает и должен иначе видеть природу, чем человек прошлого столетия. Так же и современный художник должен ощутить и показать в пейзаже то,  что было недоступно художникам прошлых лет

П.Ф.Беликов. Святослав Рерих и проблемы современного искусства.

 


 


 

Смотреть галерею

 

Назад

Вернуться на главную

Hosted by uCoz