НИКОЛАЙ  РЕРИХ  И  ИВАНОВСКИЙ  КРАЙ


Ю.В. Белов. Художник-реставратор из Торок


 

Художник Н.К. Рерих после путешествия по старинным русским городам сделал вывод, что жива старина, не переехала еще ее "железная дорога" цивилизации, поэтому нужно защищать ее и беречь во имя будущего. Он призывал соотечественников серьезно подумать о создании здоровой почвы для жизни старины.

Но еще не знал этот великий человек, что через полтора десятка лет в России начнутся великие потрясения и они окажут на старину более губительное действие, чем железная дорога... Памятники архитектуры, прежде всего храмы, стали громить и разрушать, камни разбрасывать... Страдали города и села на протяжении десятилетий. Насильственная коллективизация привела к тому, что некоторые крестьяне уходили из сел и деревень в город, оставляя дома и хозяйство. Церкви закрывались повсеместно. А негодная политика разделения деревень на перспективные и "неперспективные"! Веками при разных царях и императорах существовали, обрабатывали землю простыми доступными орудиями, жили полноценной жизнью со многими обычаями и вдруг потеряли перспективу – да где это видано! Это было похоже на вредительство.

В результате великое множество сел и деревень исчезли с лица земли. К их числу относится и стариное село Торки, которое в 1903 году посетил Н.К. Рерих. Заревел торок - пронеси Бог морок (мрак, бурю, тучу), есть такая поговорка. Торок (по В.И. Далю) - это порыв, удар ветра, шквал. Торок это еще и битая, торная дорога, особенно зимняя (от глагола торить). Так получилось, что от Торок, села существовавшего с начала XV века и принадлежавшего Спасо-Евфимиеву монастырю, при советской власти не осталось ни церкви, ни домов, ни хозяйственных построек - ничего. Туда и дороги нет. Торить некому. Недвижимое имущество растворилось. Люди разъехались, многие уже умерли. Вот только оставшиеся в живых бывшие жители Торок сохраняют в себе связь с этой землей.

В Суздале живет ветеран войны и труда А. А. Осетров, всем известный и всеми уважаемый человек. Многие годы он работал художником-реставратором во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Я тоже там работал - экскурсоводом. В 1930-х годах в Суздальском краеведческом музее трудился, кровельщиком, его отец. Осетровы и жили в здании музея, бывших Архиерейских палатах. Саша увлекался рисованием, художником стал под влиянием директора музея, исследователя старины А.Д. Варганова.

Я знаю Александра Андреевича давно. Живет он в небольшом двухэтажном доме на Красной площади г. Суздаля, где я бывал. В этот раз я специально пошел к бывшему коллеге по работе в музее, чтобы поговорить о его жизни, творчестве, Рерихе и ... Торках, потому что А.А. Осетров родом оттуда. Оказалось, что этот человек гораздо интереснее, чем я о нем думал. Мне открылись новые грани личности и творческой судьбы. Я сделал для себя очень приятное открытие.

...Дверь мне открыла дочь Таня, приехавшая из Кирова (бывшей Вятки). Потом вышел Александр Андреевич. Мы сели в гостиной на диван. Я окинул взглядом комнату. Обычная обстановка, мебель. На стенах привлекают внимание картины с видами Суздаля: Преподобенская колокольня (самая высокая). Рождественский собор с колокольней (кремль), Спасо-Евфимиев монастырь - тот самый, что изобразил Н.К. Рерих на своем архитектурном этюде. Только ракурс другой у суздальца - с северо-запада, со стороны Торок...

- Я родился 16 августа 1918 года в селе Торки Гаврилово-Посадского района Ивановской области (в то время еще была Владимирская губерния - Ю.Б.), - говорит А.А. Осетров. - В семье крестьянина-середняка Андрея Никифоровича Осетрова. Отец занимался сельским хозяйством и по совместительству кровельщиком и маляром - отхожим промыслом. Ездил в Иваново, Шую, другие города. В семье было 9 человек. Старший брат Петр больше хозяйством занимался. Я был предпоследним ребенком. Мать Евдокия Степановна умерла в Торках, когда мне было 10 лет. Село было большим - около 200 домов. Реки не было, через село проходил овраг, но был пруд. В 4 километрах от Торок находилось местечко под названием Ясенье, где были ключи. Наш пруд и наполнялся водой из них по оврагу. Ручеек тек с юга на север, а село было по сторонам. Было две улицы: Бурачиха и Бухониха. Песни любили петь в Торках по праздникам, а престольный праздник в селе был Дмитриев день. Сын ездил недавно на мою родину. Ни одного дома, говорит, нет, от церкви остался только фундамент - голое место; на кладбище несколько могил... Начали выезжать в 1930-х годах, когда шла коллективизация, продавая дома на вывоз. Постепенно село и вымерло.

Отец мой переехал в Суздаль и работал кровельщиком в музее, продолжает Осетров, я учился в школе. Поселились в бывшем Архиерейском доме, в однокомнатной квартире, полуподвальное помещение. Я увлекался рисованием и директор музея Варганов меня поощрял, агитировал учиться на художника. В 1934 году я поступил в Палехское художественное училище на отделение "Рестарврация произведений масляной живописи". Через пять лет закончил его и устроился на работу в музей реставратором, экскурсии водил. Но недолго - меня призвали в армию и направили в Ярославское военное училище. Вместо двух лет мы проучились один год. Нас выпустили досрочно 16 июня 1941 года. "Досрочно выпускаем вас, - объявили на плацу, - Придется, видимо, с Германией воевать..." Меня направили в Ригу, в 10-ю бригаду зенитной артиллерии ПВО, только что сформированную.

Первую ночь молодой лейтенант А. Осетров переночевал на полу (постели не досталось), а утром его разбудил полковник: "Война началась. Вставай!" - "Да ты что!" - "Точно". В Риге бригада охраняла аэродром и вокзал. Первый же налет показал полное превосходство вражеской авиации. 17 "Юнкерсов-87" пикировали Ригу, поражая цели. Разбомбили и вокзал, и аэродром. Наши батареи стреляли плохо, вспоминает Александр Андреевич, не хватало опыта, но вскоре освоились, сбили один самолет, который упал около пруда. Немцы тогда стали летать ночью. Всего дивизионом было сбито 48 самолетов. Потом немец начал обходить Ригу. 10-я бригада, в которой воевал А. А. Осетров, тоже передислоцировалась сначала в Псков, потом Новгород и Бологое.

- На фронте узнал я, что отец у меня дома заболел. - рассказывает А. А. Осетров. - Захотелось съездить на родину. И тут знакомый полковник меня встретил, рассказал я ему об отце. "Я поговорю с командиром части" - пообещал он, и спросил, нет ли какой командировки в нашу сторону. Оказалось, что в бою убило командира одного из орудий, который посмертно был награжден орденом. Орден надо было отвезти матери в Вологду. Вот меня и направили в эту командировку, а оттуда на 6 дней в Суздаль. "Вместо сына мне железку привезли..." - сказала мать и заплакала. И я заплакал.

Рассказывает ветеран о давно минувшем, а я вижу, что глаза у него при воспоминании увлажнились. Да, много переживаний и страданий принесла война всем, кто с ней соприкоснулся. Позднее воевал суздалец в составе 246-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона (ОЗАД) на Северо-западном фронте, был на территории фашистской Германии. В болотах под Старой Русой простудил ноги, попал в госпиталь, оттуда был демобилизован из армии.

Приехал в Суздаль фронтовик. Варганов говорит бывшему ученику: "Саша, давай поработай. Потом пошлю тебя учиться в Москву на художника-реставратора". Действительно, прошел Осетров стажировку, получив квалификацию художника-реставратора произведений масляной живописи I категории. Работал в Суздальском музее и Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, преподавал в Суздальском художественно-реставрационном училище, пока не ушёл на заслуженный отдых. У А.А. Осетрова были персональные выставки, причем последняя совсем недавно, зимой этого года, а ведь ему уже за 80. Художнику Осетрову подвластны пейзаж и портрет, в каждую свою работу он вкладывает и чувство, и мастерство, оставаясь очень скромным человеком.

Беседа продолжается, и подходит к самому интересному пункту, намеченному мной. Я рассказываю моему уважаемому земляку о путешествии Н.К. Рериха по Суздальской старине, о том, что он посетил Шекшово и Торки. Знаете ли вы Рериха?

- Знаю Рериха - как же! - реагирует он эмоционально. У меня репродукции его картин есть. Немного, но есть. Я сейчас поищу. Нравится мне это художник - своеобразный. Но я мало знаю его биографию.

Значит, вы не знали что Рерих побывал в вашем родном селе? Нет, не знал я о том, что Рерих приезжал в Торки, - сказал художник откровенно, и, видя мой неподдельный интерес к теме, добавил: В библиотеке пошарь - может быть сохранилось что-нибудь о пребывании Рериха в нашем крае.

Александр Андреевич достает папки с репродукциями русских и зарубежных художников, альбомы с видами Суздаля, в том числе дореволюционными фотографиями, фотографиями 1950-60-х годов. Все аккуратно подклеено, систематизировано. Я рассматриваю с интересом, но материала слишком много, чтобы познакомиться за один раз. Не хочется утомлять и задерживать пожилого хозяина. Я собрался было уже откланяться, когда Александр Андреевич подсунул мне папку, в которой оказались его работы, в основном, акварельные, разных лет, в том числе помеченные годами военного лихолетья.

А.А. Осетров. Шекшово. 1955 г.

А.А. Осетров. Шекшово. 1955 г. 

Вот оно, самое интересное! Художник успевал запечатлевать все места, куда забрасывала его судьба. Лирические и архитектурные пейзажи привлекают внимание цветовой гаммой и свежестью восприятия. Вот город Цесис (Латвия, 1943 г.), башня старой крепости, которую штурмовали войска царя Ивана Грозного, Белитц (ГДР, 1948 г.), село Лучинское Ярославской области, Александрова слобода - бывшая резиденция Ивана Грозного (1949), село Жадинское (1953), Шекшово (1955), Спасо-Евфимиев монастырь (1957), Старый Суздаль (Гостиный двор) 1953 г. Рождественский собор и Архиерейские палаты до реставрации (1960) и другие этюды. Замечательны автопортреты, сделанные в Каунасе (1946) и Белитце (1949) с автографами.

Я поймал себя на мысли, что у Н.К. Рериха и А.А. Осетрова есть некоторые общие черты: любовь к природе, архитектуре, старине. Только каждый творил в силу своего времени и меру таланта. Художник из Торок многогранно отобразил в своих картинах Суздаль, а также его окрестности. В том числе места, где побывал до него Н.К. Рерих - село Шекшово, например, кроме упомянутой выше работы я видел у художника Шекшово со стороны Жадинского, помеченное 1982 годом, Спасо-Евфимиев монастырь, кремль. В отличие от Рериха суздалец имел возможность неоднократно в своем творчестве возвращаться к полюбившимся местам, в разные годы и разные времена года.

Вслед за великим путешественником можно повторить: какие это славные места! Любил русский человек раскинуться свободно - "чтобы в ушах гудел вольный ветер, чтобы сверкала под ногами быстрая река и не знал глаз предела в синеющих, заманчивых далях".

 Газета “Вечерний звон” № 45, г. Суздаль

 


Назад | На главную страницу 

Hosted by uCoz