НИКОЛАЙ  РЕРИХ  И  ИВАНОВСКИЙ  КРАЙ

 


 СЕЛО ТОРКИ 


 

Развалины ц. Дмитрия Солунского

 

Развалины ц. Дмитрия Солунского

 

В 1903 году, во время поездки по сорока древнерусским городам, Н.К. Рерих вместе со своей женой Еленой Ивановной, посетили в конце июня село Торки. Это посещение было связанно с интересом великого художника к старинному русскому костюму. Такое обращение к истокам национальной культуры не было случайным.  В течение многих лет, занимаясь археологией, участвуя в многочисленных раскопках, Н.К. Рерих пришел к удивительному выводу - чем дальше идти в глубь веков, тем большее значение приобретают в жизни человека красота и творчество. Изделия каменного века, на первый взгляд грубые и примитивные, при ближайшем рассмотрении поражали ювелирной точностью отделки и благородством своих форм. Здесь невозможно было найти две одинаковые вещи, а стремление у человека украсить свою жизнь становилось всеобщим.

На этом фоне жизнь современных людей выглядела довольно убого. "Обеднели мы красотою, - писал художник. - Из жилищ, из утвари, из нас самих, из задач наших ушло все красивое. Крупицы красоты прежних времен странно остаются в нашей жизни, и ничто не преображают собою. Даже невероятно, но это так".

"Для нас красота - звук пустой, непонятный и стыдный; что-то неподобающее? Не нужна красота там, где живет великое уныние нашего времени - всевластная пошлость; где пошлостью видят и чувствуют. (...) 

Не от столиц ждать красоты. Не от их сиротливых музеев, не от торжищ искусства. Все красивое там теперь гость случайный".

Стремясь глубже прикоснуться к жизни народа, мечтая встретить национальное творчество не в стенах музея, а в естественной обстановке, где оно воспринимается совершенно иначе, Николай Константинович и Елена Ивановна отправляются в большое паломничество "за стариной" по древним городам. Их интересовало все: особенности старинной архитектуры и тайны русской иконописи; древние предания и народные костюмы... Во время этого путешествия они услышали о том, что где-то под Суздалем крестьяне не просто хранят в своих сундуках, но и до сих пор еще носят одежду, "как в давние времена".

"Из всей "серой" Суздальской округи общий голос направлял в села Торки и Шокшово", - вспоминал Рерих. По всей видимости, именно в Суздале было принято решение слегка отклониться от основного маршрута и заехать в Торки, чтобы воспользоваться уникальным случаем.

"В глухих частях Суздальского уезда хотелось найти мне местные уборы. Общие указания погнали меня за 20 верст в село Торки", - писал художник.

Однако путешествие приносило не только радость от встречи с прекрасным. но и немало огорчений: "... мне довелось увидеть много нашей настоящей старины и мало любви вокруг нее". Вот и в Торках, после опроса крестьян выяснилось, что "эта старинная мода уже оставлена" и русских национальных костюмов сельчане не имеют.

Сегодня Торки исчезли с лица земли. В 1980 году суздальский краевед Ю. Белов еще застал в селе последнюю жительницу и брошенные дома, но экспедиции Ивановского Общества Рерихов "Свет" в июне и июле 2000 года выявили полное отсутствие признаков жилья. Теперь на этом месте заброшенные сады, развалины церкви св. Дмитрия Солунского и остатки старого кладбища неподалеку.

Место бывшего села Торки

 

Место бывшего села Торки


Назад | На главную страницу

Hosted by uCoz