памятные даты


Главная >> Памятные даты >> 13 декабря - День Памяти Н.К. Рериха >> Теодор Хелин. Голос эпохи

 

 

 

Теодор Хелин

Голос эпохи

Многогранный гений
Мастер живописи
Пророческие предвидения Рериха
Мир через культуру
Рерих-писатель
Мессия
Объединение искусства, науки и религии
Возрождение, возобновление, восстановление

 

Если Фидий был творцом божественной формы и Джотто живописцем то можно сказать, что Рерих раскрывает дух Космоса.

Барнет Д.Конлан

 

Н.К. Рерих и Е.И. Рерих. 1903 г.

 

Н.К. Рерих. Веснасвященная. 1945 г.

 

Н.К. Рерих. Ункрада. 1909 г.

 

Н.К. Рерих. Армагеддон. 1936 г.

 

Н.К. Рерих. Ангел последний. 1942 г.

 

Н.К. Рерих. Мадонна Орифламма. 1932 г.

 

 

 

 

 

 

Время от времени в ходе истории появляется человек, который ставит бессмертную печать на эпоху, в которой он живет. Таким человеком был Николай Рерих. Можно смело сказать, что в этом безмятежном, но борящемся апостоле Культуры наша эпоха нашла свое самое глубокое духовное воплощение, наиболее эффективное и всеобъемлющее. Он был компетентным во всех вопросах, во всем охвате духовного возрождения, которое тихо, но верно нарождается среди современного хаоса и бедствий нашего мира. И кажется несомненным, что история предоставит ему, в нашей эпохе, такое же место, какое было присвоено, например, Фрэнсису Бэкону, выдающейся центральной фигуре эпохи, когда в поток европейской культуры влился новый творческий импульс; или Микеланджело и Леонардо да Винчи — этим наивысшим светочам эпохи Возрождения; также Периклу — этому синониму великолепия Греции; или Эхнатону, египетскому фараону, единственному истинно жизненному облику одной из древнейших и величайших цивилизаций мира. Короче говоря, Рериху даже теперь уготовано место среди бессмертных мира сего благодаря тем элементам бессмертия, которые он так явно внес в свою многообразную и изумительную культурную и художественную деятельность.

Жизнь Рериха была великим, гармоничным эпосом. Не многих вообще можно сравнить с ним по широте его творческого гения. Для него континенты были тем же, чем были провинции для других. Европа, Америка и Азия предъявляли на него свои права, и весь мир объединился, чтобы воздать ему свое высочайшее почтение.

Николай Рерих достиг международной славы как художник, ученый, писатель, философ и просветитель. Каждой и всем этим разнообразным деятельностям он уделял ту проницательность и понимание, которые присущи внутренне озаренному человеку. Он был русским по рождению, славяно-викингом по происхождению. Он стал американцем по выбору и избрал Индию, Гималаи своим местожительством в продолжение последних двадцати пяти лет своей жизни.

Эти простые биографические факты сами по себе служат признаком его универсального характера и его всемирной миссии.

Обе державы — страна его рождения и страна выбора — являются теми странами, в которых в процессе развития находятся новые расовые наклонности. После того как он вобрал в себя свежие творческие и динамические расовые импульсы, которые ныне проявляются как в России, так и в Америке, было в порядке вещей, что этот гражданин мира повернулся к Востоку, и в особенности к Индии, сердцу Азии и матери религий. В этой стране, где стремления духа всегда доминировали над мирскими делами, душа его нашла свой истинный дом. Также и высокая сознательность, с которой он работал, естественно влекла его к горам, к самой крыше мира. И таким образом получилось, что среди величественных Гималаев, на северной границе Индии, где психическая и физическая атмосфера, как нигде на свете, насыщена внутренней силой, он выполнил главную часть своей исторической миссии.

 

Многогранный гений

Рерих обладал выдающимся умом; он мог совершать многое и все хорошо. Сначала он изучал право, потом археологию, причем он стал специалистом в этой области. Позже начались его занятия искусством во всех многогранных выявлениях. Со временем он основал многочисленные учреждения и руководил мировым движением по установлению мира через культуру. Интенсивная деятельность отмечала его жизнь с начала до конца.

Николай Рерих особенно интересовался далеким прошлым, легендарным, доисторическим, равно как и назревающим будущим, служить которому он пришел и в которое глубоко верил. Его исследования каменного века имели большое научное значение.

Есть что-то глубоко значительное в том факте, что ранние годы Рериха были посвящены, с одной стороны, искусству, а с другой — науке и что специфическая отрасль науки, которую он выбрал для изучения, была археология. Это имело очень важное значение для его жизненной миссии. Оно связано с тем, что наука, господствующая в нашем современном мире, исключила из своей сферы как искусство, так и религию. Материалистический мир, который она создала, оставил душу человека в духовной пустоте. Рерих пришел, чтобы исправить это положение. Первый шаг к этому — надо было найти пути, чтобы искусство и религия вновь были приняты в область науки. Было время, когда они действовали как троица в единстве. Так оно и должно быть. Польза от специализации, которая их разделила, получена. Продолжить разъединение было бы роковым для человечества, ибо это препятствует его дальнейшему прогрессу.

Итак, на нашу земную сцену приходит человек, чтобы служить в качестве Мастера синтеза. Для того чтобы выполнить эту задачу, он, прежде всего, знакомится с наукой, искусством и религией, а главным образом со способами, как свести их опять воедино в их индивидуальной и совместной службе человечеству. Эту миссию он выразил словами — мир через культуру. То есть культуру, которая заключает в себе искусство, науку и религию, культуру, действующую как троица в единстве.

И Рерих сделался ученым, исследуя культуру первобытного, каменного века. Это мир околдовал его. К своей задаче Рерих подходил с воображением художника и, таким образом, интуитивно входил в сознание человека того времени. Он осознал процессы природы и их космическое значение. Он созвучал с ритмами творческой эволюции. Он наблюдал, как наблюдает ученый, он понимал, как понимает интуитивно художник, и он созерцал в благоговении, как созерцает человек, полный почитания. Он внутренне ощущал единство, существующее в недрах искусства, науки и религии, что современный человек обычно не понимает и рассматривает лишь в состоянии разъединения.

Это чувство единства, которое Рерих вызывал из глубин своего подсознания, работая в двойной роли ученого и художника, первобытный человек испытывал инстинктивным, субъективным образом. Современный человек должен прийти к тому же выводу, только теперь это должно происходить в его объективном сознании, через развитие внутренней способности интуиции и воображения, путем развития науки души. Рерих культивировал эту науку. Он был толкователем Вечной Мудрости и Тайной Доктрины. Поэтому он передавал опыт человека каменного века, знавшего искусство, науку и религию как нечто единое. Они были разделены еще в ранние исторические эпохи, и это разделение продолжается вплоть до соответствующей точки на более высоком уровне эволюционной спирали, где современный человек должен вновь овладеть этим единством. Рерих был пророком этого восстановления. В силу этого он истинно был голосом эпохи.

Занятия искусством Рерих сочетал с археологическими исследованиями. Он проводил их с 1923 по 1929 год в Центральной Азии, во время экспедиции, которая привела его в Монголию, Тибет и отдаленные места Центральной Азии. Во время этих путешествий он собирал данные об азиатской культуре и философии, беседовал с ламами в Тибете о древних учениях и вековой мудрости, и притом на их родном языке, написал живописный отчет, содержащий 500 великолепных картин, а также выполнил поручение правительства Соединенных Штатов обследовать пустыню Гоби, ее засухоустойчивые растения, чтобы помочь спасти оголенные американские земли в Даст Бауле от омертвения.

Во время этой экспедиции он встретил и трудности, и опасности. Но он спрашивает, что такое препятствия, если не «новые возможности создать благословенную энергию», и добавляет: «Без битвы нет победы».

 

Мастер живописи

Картины Рериха, которых насчитывается более 5000, можно найти в крупнейших музеях и художественных коллекциях всего мира. Говорят, что в России нет музея или галереи, которые не обладали бы несколькими его произведениями. В некоторых музеях целые залы посвящены исключительно его картинам, и в честь него в Нью-Йорке в 1929 году было воздвигнуто 29-этажное здание. Кажется, это первый раз в истории, что построен целый музей, чтобы поместить в нем шедевры одного художника еще при его жизни.

Тут мы имеем дело с современным художником, который совсем не «современен» в обычном смысле этого слова. Произведения Рериха настолько же отличаются от произведений новой школы, насколько они отличаются от произведений старых школ периода Возрождения. Они не следуют обычному пути развития, но как новые, свежие творения бьют ключом прямо из какого-то высшего источника. Никто не может не заметить их ослепительной красоты, потрясающей силы, выражения ликующей свободы и сгущенной духовной атмосферы, которую они излучают. Картины его насыщены космическими энергиями и полны божественного смысла. Они вызывают не только восторг, но и благоговение.

Эти сюжеты воплощают добро, истину и красоту в такой степени, что их духовное воздействие неизбежно. Они рассказывают о новой силе, входящей в жизнь, силе, которая должна подвигнуть дух человека к новым и более благородным начинаниям. Для этой цели они были даны миру.

Замечательное свидетельство о влиянии картин Рериха на зрителя дает известный искусствовед Иван Народный, высказывания которого цитируются в книге Падманабхана Тампи о Рерихе. После осмотра полотен мастера в Нью-Йоркском музее Народный говорит: «Я начал чувствовать чары их эстетического ритма, метафизические тона гармонии рисунка и красок, и я чувствовал, что мою разочарованную душу осенил новый луч света; я фактически погрузился в безмолвное поклонение и молитву. Я преобразился. Созерцая полотна Николая Рериха, я превратился из угнетенного меланхолика и циника жизни в почитателя таинственной силы красоты».

Картины Рериха одновременно и священны и оккультны. «Он определенно является одним из самых духовных мастеров со времен Леонардо и Блейка», — замечает Конлан. Тампи, говоря об этом «учителе со снежных вершин», характеризует его труды как символические и оккультно-мистические. «Он, по существу, эзотеричен в своих трудах, — пишет Тампи, — и своими пророческими предвидениями, воплощенными в его картинах, которые обращаются к сердцам людей, он ведет человечество к вратам неба».

Первый этап искусства Рериха был реалистичный. Картины этого периода отображают сцены доисторической Руси и странствий древних скандинавов. Затем последовало несколько лет театральной деятельности и, наконец, азиатский период, когда он создал свои величайшие произведения, отображающие величие гималайской красоты.

Театр дал широкое поле действия этому многогранному гению, ибо сцена представляет собой комбинированное искусство, в особенности опера и балет. Итак, мы на этом этапе находим его рисующим декорации и костюмы, а также пишущим либретто.

Первыми произведениями Рериха для театра были декорации для «Валькирии» Вагнера, которые он создал не «по заказу», а для своего собственного самовыражения. Влечение к Вагнеру было неизбежным, так как то, что этот композитор сознательно и целеустремленно делал в музыке, Рерих достигал в красках, силою красоты одухотворяя нашу жизнь. Оба они имели дело с мифом и легендой; оба были героического склада; оба заключили свои работы в эпические циклы, и у обоих сознание посвященных отразилось в их трудах, что дало их творчеству духовную значимость.

Затем были созданы декорации для всех остальных опер Вагнера, а также для русской оперы «Князь Игорь». «Эти декорации и костюмы, — пишет один выдающийся критик, — имеют характер великой музыки; они сами являются как бы зрительной музыкой». Они обладают таким внутренним единством с драмой, какое лишь художник великой синтетической силы может дать своему произведению.

Были еще декорации для трагедий Метерлинка «Принцесса Мален» и «Сестра Беатриса», позволившие Рериху выразить ту поэзию и Красоту, что рождается в царстве мифа и легенды, одинаково близком и Метерлинку, и Рериху.

Но именно в балете театральная деятельность Рериха нашла свое высочайшее и наиболее полное выражение. Для «Весны Священной» он написал декорации, костюмы и либретто, в сотрудничестве со Стравинским, который написал музыку, при участии Нижинского — танцовщика, Дягилева — постановщика. Говоря об этом, Барнет Д.Конлан в своей книге, озаглавленной «Николай Рерих — Мастер Гор», позволяет себе высказать мнение, что эта постановка 1913 года в Париже, быть может, в будущем будет признана как одно из самых замечательных событий в жизни искусства XX века.

«Весна Священная» была темой, которая должна была вызвать наиболее интенсивный приток творческих сил художника, — а он был не только в тесной и сознательной связи с таинственными силами природы, но и сам по себе являлся частью воскресающих сил века, служить которому он пришел. Далее, комментируя труд Рериха в области балета, Конлан говорит: «Интересно видеть, насколько Рерих, как художник, принадлежит русской музыке, тому ее великому движению, которое, начиная с Глинки и развиваясь через оперу и театр, порождает в конце концов русский балет, самое замечательное событие после Вагнера и, в некотором смысле, самый прекрасный синтез всех искусств со времен греков. Поэтические легенды о русской жизни, которые вдохновляли труды Глинки, Балакирева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова и Стравинского, всегда были главным элементом в работах Рериха...»

 

Пророческие предвидения Рериха

Можно предполагать, что человек, который достоин названия Голоса Эпохи, обладал пророческой способностью воспринимать характер и направление действующих в мире социальных сил и общий ход их проявлений. Рерих обладал таким знанием. Это очевидно по серии его картин, написанных до первой мировой войны, в которых приближающаяся катастрофа была безошибочно предвидена, например, в таких картинах, как «Ангел Последний», «Зловещие Знаки», «Дела Человеческие», «Град обреченный», «Зловещие», «Крик Змия» и других.

Надо заметить, что эти пророческие картины появились тогда, когда переворот, который в настоящее время охватил наш мир, считался фактически невозможным. А тогда, когда беда уже потрясла мир не только в одном всепоглощающем столкновении, но в двух и с угрожающим третьим, и народные массы в отчаянии искали выход из непрерывных бед, этот самый Голос нашей Эпохи в другой серии пророческих картин провозвещает пришествие Обещанного и Великое Восстановление. Эта мысль выражена в цикле его картин, названных серией «Мессии», а также в картинах «Мост Славы» и «Сам пришел». Между прочим интересно отметить, что все картины этого цикла были написаны в Америке, так же как и серия «Санкта».

Рерих только повторил в наши дни то, что Христос провозгласил 2000 лет назад, когда он говорил своим ученикам о большом бедствии, надвигающемся на мир в эти «последние дни», и что, когда это начнет сбываться, они должны поднять головы, потому что приближается избавление. Более того, в этот день неожиданно произойдет великое откровение Божественной Славы и они увидят появление Сына Человеческого на облаке, в могуществе и славе.

Рерих точно истолковал это пророчество — сначала суд, как выше было отмечено, а потом спасение. Одно из его полотен буквально изображает Второе Пришествие на облаке, хотя с точки зрения ортодоксального христианства оно и неузнаваемо как таковое, так как послания Рериха никогда не принадлежат какому-либо одному вероисповеданию, они всегда универсальны. Вышесказанное относится к картине «Знак Майтрейи». Она изображает тибетца, окруженного высокими остроконечными вершинами, молящегося перед гигантской фигурой Майтрейи, высеченной на скале. Погруженный в молитву, он вдруг видит Великого Всадника, скачущего по небу в виде облака. Долгожданный пришел.

В универсальном характере Рериха было истинное сочетание восточного проникновения во внутренние реальности духовной жизни с западной способностью претворить эти мистические концепции в практическую объективность. Согласно своему знаку рождения, Весам, который в естественном зодиаке стоит на западном горизонте, Рерих в своем сознании держался этой линии, где небо и земля, внутренне и внешне, встречаются в полнейшем равновесии. И согласно Весам — оболочке богини красоты Венеры — он главным образом через посредство искусства и мощь красоты открыл нашему веку живой дух, который пропитывает все формы и придает значимость всему окружающему.

По физической наследственности Рерих принадлежит Западу, но по духовной родословной — Востоку. Связи с Индией, тяготение к ней у него были с самого начала его жизни. Когда он, наконец, прибыл в Индию, он явился к себе, в родную среду, и это «родное» приняло его с глубоким почтением и благоговением, каковые чувства оно испытывает ко всему духовно мудрому, доброму и праведному. Выдающийся художник Биресвар Сен приветствовал его от имени Индии следующими словами, которые были опубликованы в еженедельнике «The Hindu»: «Для большинства из нас Рерих является легендарной фигурой романтического эпоса. На фоне мрачного блеска пылающего Запада его могучая фигура вырисовывается высоко, подобно неподвижному и благожелательному Будде, среди огромного космического катаклизма. Далеко над оглушительным грохотом неистовствующих народов звучит его голос — ясный завет Вечного, голос Истины, Красоты и Культуры. Велик Рерих — и еще более велики его труды, прекрасные провозвестники мира и доброй воли среди людей. Неутомимый в действии, неукротимый в духе и чистый сердцем, он является новым Галахадом, ищущим священный Грааль!»

У большинства людей принято спрашивать об их религии. Но не в случае Рериха. Даже при беглом знакомстве с этим человеком и его работой рождается инстинктивное ощущение, что его сознание действует на универсальном уровне, где все различия между вероисповеданиями и вероучениями стираются в осознании их общего источника и цели. Религия Рериха космична, она не имеет отношения к вероисповеданию, это факт, подкрепленный его жизнью и деятельностью, взятой в ее полноте и в отдельных аспектах, как он выразил это в своей серии картин о великих мировых Учителях и Святых, в которой почитание каждого персонажа и его выразительность равнозначны.

 

Мир через культуру

Когда Рерих говорил о мире через культуру, он подразумевал под этим много больше, нежели общепринятое значение этого слова. Для него культура имела священный смысл. Она символизировала общую сумму творческих способностей человека, выражающихся в божественной триаде красоты, истины и добра. Для Рериха культура не была простым синонимом личной утонченности и умения вести себя в обществе или интеллектуального превосходства и формального религиозного благочестия. Она не означала пассивное существование, праздность или покой. Он говорил, что «надежда на покой всегда заставляла людей забыть о высшем». И его крестным походом было — вернуть нашей цивилизации это высшее.

Следовательно, культура в концепции этого миротворца означала интенсивную творческую жизнь на духовном фронте с целью приблизить более светлый и плодотворный образ жизни. Это моральный эквивалент войны, который психолог Уильям Джеймс ставил условием для установления постоянного мира на земле.

Для продвижения нового мирового порядка через культуру профессор Рерих выдвинул Знамя Мира и культурный Пакт Мира. Знамя белое, с тремя красными шарами в центре, символизирующими искусство, науку и религию. Они заключены в круг, указывающий на их внутреннее единство. Этот символ олицетворяет также прошлое, настоящее и будущее, заключенные в окружность вечности. И Рерих выражал в своей жизни и трудах этот символ, в его двойном значении, как художник, ученый и пророк он увековечивал древнюю мудрость, смотря прямо на раскрывающееся будущее, и делал лучезарным и плодоносным живое, трепетное настоящее.

Мысль о мире через культуру возникла еще в 1904 году, когда ее автор предложил свою идею Архитектурному Обществу России. В 1914 году он выступил с ней перед представителями властей. Идея была воспринята с большим интересом, но война помешала ее реализации. Проект был формально возобновлен в Нью-Йорке в 1929 году. В 1933 году в Вашингтоне состоялась Третья международная конференция Пакта и Знамени Мира, где были представлены 35 стран. Двумя годами позже в Вашингтоне Соединенные Штаты и все 20 латиноамериканских стран подписали договор Пакта Рериха.

В речи президента Рузвельта, произнесенной по этому случаю, это событие было названо «шагом вперед в охране культурных достижений наций этого полушария». Далее президент отметил, что «в строгом соблюдении народами мира этого Пакта мы видим возможность широкого осуществления одного из жизненных принципов — сохранения современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте...».

В 1937 году Прибалтийские страны заключили подобный Пакт, и Комитеты по продвижению этой идеи были основаны во многих других частях мира. В 1947 году нью-йоркским Комитетом была издана брошюра «Пакт Рериха и Знамя Мира».

Великий гуманистический аспект Пакта подытожен в первой и второй его статьях, которые предусматривают, что «образовательные, художественные и научные учреждения, художественные и научные миссии, сотрудники, имущество и коллекции подобных учреждений и миссий будут объявлены нейтральными и как таковые будут защищаться и оберегаться воюющими сторонами. Помощь и защита будут оказаны всем вышеупомянутым учреждениям и миссиям на всех территориях стран, заключивших Соглашение, без какой бы то ни было дискриминации по государственному признаку любого учреждения или миссии. Также эти отмеченные учреждения, коллекции и миссии могут вывешивать отличительный флаг, который дает им право на особую защиту и помощь со стороны воюющих сторон или правительств или наций — участников Соглашения».

Культура и мир — две самые сокровенные цели человечества, провозглашенные Рерихом. «В эти дни великого смятения, — пишет он, — и духовного, и материального, смятенный дух стремится к этим сияющим твердыням. <...> Поверх всех смущений Ангелы поют о Мире и Доброй Воле. Ни ружья, ни взрывы не могут заглушить этот небесный хор. И поверх всей земной мудрости, идеализма Учение Блага останется кратчайшим достижением и самым обновляющим принципом жизни».
По другому случаю профессор Рерих заявил, что «не будет мира, покуда люди не научатся различать механическую цивилизацию и будущую культуру духа. <...> Только через творческий труд может установиться равновесие страны».

Движение за мир через культуру было приветствовано как благословение для нашего времени.

 

Рерих-писатель

Профессор Рерих был автором многих книг и сотрудником самых разносторонних журналов во всех частях света. Он писал на нескольких языках, и его самые значительные труды переведены на все главные языки Европы и Азии.

Сюжеты охватывают самые обширные области — искусство, археологию, путешествия, философию и эзотерическую доктрину. Среди них — труд «Агни Йога». В нем рассматривается вопрос о Йоге Огня, которая суждена новому человечеству по мере того как оно соприкоснется с огнями Святого Духа.

Стоит лишь бросить беглый взгляд на некоторые из многих названий его трудов, чтобы обнаружить пророческий характер его литературных произведений. Одно из наиболее ранних, опубликованное в 1925 году, названо «Пути Благословения». Далее — «Пламя в Чаше», которое уже одним своим названием зажигает внутренние огни каждого человека, устремленного в поисках святого Грааля; «Шамбала», «Держава Света», «Твердыня Пламенная», «Священный Дозор» и «Врата в Будущее» — все они вызывают в уме устремленного священные образы и сокровенные переживания, связанные с путем, ведущим к озарению и мастерству.

В «Сердце Азии» идет речь о той стране, где душа Рериха нашла, может быть, свою самую близкую по духу среду; в книге «Алтай - Гималаи» он и словами, и картинами передает нечто из физического и духовного великолепия этих величественных высот, как только истинный мастер это может сделать.

 

Мессия

Рерих был глубоко интеллектуален; он был художником высочайшего разряда. Но поверх всего этого он был великой душой. Его сознание было космическим, и духовность была главным источником его силы.

Тот, кто ознакомился с мыслями, целями, идеалами и трудами Рериха, не может сомневаться в том, что он был непосредственным посланцем Великого Белого Братства. Божественным поручением его было нести мир через культуру. Искусство во всей разновидности форм было его главным средством выражения, и красота в ее очищающем аспекте являлась той силой, благодаря которой он достиг самых замечательных результатов.

Высок и священен был зов, дошедший до этого поклонника Красоты, и с ясным осознанием этого факта он исполнял каждое свое задание. Поэтому глубокий духовный смысл свойственен всем его работам. Они подобны посланиям откровения высших сил. Каждая из них и все они были рассчитаны на продвижение духовного пробуждения человечества, на указание пути к новой эпохе мира, единения, праведности и милосердия, которая должна последовать за жестоким веком, столетиями войн и периодом горестей, печали и страданий, что теперь приближается к своему катаклизмическому концу.

Среди всемирных бедствий и разрушений, которые неизбежно сопровождают гибель цивилизации, сделавшей личную наживу и материальные достижения своей высшей целью, Рерих пришел, чтобы повернуть умы людей к духовным реальностям, на которых может быть основан прочный порядок существования, дающий красоту, гармонию и мир. Чтобы совершить это, он пришел в тот психологический момент истории, когда приход вестника был крайне необходим для будущего человечества.

 

Объединение искусства, науки и религии

Характер теперешних нужд человечества таков, что художник может помочь больше, нежели человек, сосредоточившийся главным образом на науке и религии. Наука слишком сильно фокусирована на материальной стороне жизни, а религия заблудилась в абстракциях доктрин и сектантском догматизме. Как сказал Алексис Каррель в своей работе «Человек Неизвестный»: «Нет даже тени сомнения, что механические, физические и химические науки неспособны дать нам ум, моральную дисциплину, здоровье, равновесие нервной системы, безопасность и мир». А что касается религии, она тоже не может справиться с этой задачей, потому что, как Каррель дальше говорит, «мистицизм изгнан из большинства религий; даже значение его забыто».

Итак, наивысшая задача сегодняшнего дня требовала водителя, который, главным образом, был бы художником, но который в то же время обладал бы умственными качествами и практическими достижениями опытного ученого в сочетании с преданностью, благоговением и духовностью, которыми отличается глубоко преданная душа. Таким человеком был Рерих.

Николай Рерих пришел для того, чтобы помочь человеку вновь обрести тот забытый мистический смысл, о котором говорил Алексис Каррель. Мистицизмом проникнуто все, к чему он прикасался. Как у Блейка, в нем господствует духовная точка зрения. Он был глубоко религиозным, но не в смысле вероисповедания, а в космическом значении. Его служение было безличным и универсальным. Более того, оно было так далеко от той чисто утилитарной деятельности, которая преобладает в наше время, что почти не было осознано непонимающей толпой, для просвещения и возвышения которой он тратил свою драгоценную жизнь.

Истина этого стала очевидной еще в прошлом году, когда один из наших наиболее популярных и любимых журнальных обозревателей посвятил целый ряд своих писаний умалению и даже высмеиванию этого великого толкователя нашего века как восточного «Гуру», который полувосточными чарами и профессиональными льстивыми речами провел добрых американцев, заставив принять его за ученого и носителя подлинного учения. Продолжение подобных обличений последовало сразу же после смерти великого художника. Нельзя было сделать более ошеломляющего комментария к общей духовной безграмотности и материалистическому мировоззрению нашего века, нежели эта извращенная резкая речь, последовавшая в нашей ежедневной прессе против одного из наиболее просвещенных и посвященных духов всех времен. Это лишь доказывает, как необходим был для более прогрессивных личностей такой человек, каким был Николай Рерих.

 

Возрождение, возобновление, восстановление

В противоположность обычаю мира Рерих сделал дух исходной точкой всех своих начинаний. Материальные потребности следовали за духовными. Основная миссия Рериха была возродить в людях проницательность. Из этой проницательности должна родиться новая цивилизация, новая раса. «Не будем сразу рассчитывать на великие сооружения или вздыхать о примитивных условиях и недостаче материала», — был его совет нескольким молодым нетерпеливым строителям нового мира, которые просили его указаний, как лучше поступить. «Самое маленькое помещение, — говорил он, — не больше келии Фра Анджелико во Флоренции, может содержать наиболее ценные возможности для искусства. Самый скудный ассортимент красок не уменьшает художественную творческую суть, и беднейшее полотно может быть восприемником самого священного облика».

«Если осознаете насущную важность обучения красоте, — продолжает он, — пусть это будет начато без промедления. Надо знать, что средства придут, если будет проявлен длительный энтузиазм. Дайте знание, и Вы получите возможности, и чем обильнее деяние, тем богаче получение».

Возрождение, возобновление, восстановление — это ведущие слова в деятельности Рериха. Божественная творческая мощь характеризовала его универсальность, и его труды относятся не только к одному периоду времени. Его достижения были изумительны, и его динамичный дух казался нераздельной частью всеобъемлющих универсальных ритмов природы.

Для человека героического роста, как Рерих, наша земля не могла предоставить более подходящей оправы, нежели Гималаи, где он провел заключительную часть своей богатой и плодотворной жизни. Этот Мастер Гор занимал место между двумя центрами планетарной силы: с одной стороны — силами материализма, которые властвуют над современным человечеством в его внешнем проявлении, с другой стороны — духовной Иерархии, которая следит за судьбой человека и так направляет ее, чтобы, в конце концов, привести человечество, его собственной свободной волей, к осознанию своей основополагающей духовной природы и, соответственно, духовному образу жизни. Иерархия прилагает все усилия, чтобы сократить этот путь, облегчить странствие, осознать ошибки и уменьшить лишнее страдание.

Как посланец этого невидимого правительства, Рерих пришел, чтобы отделить тьму от света, открыть путь духа тем, кто пребывает в рабстве материального мира. Он пришел, когда человечество начало осознавать, что ни одно движение, ни одна организация, ни одно учреждение, какое доброе намерение оно бы ни имело или как идеальны ни были бы его мотивы, не может разрешить кризис, перед которым теперь поставлен мир, если не будет базироваться на здоровых духовных началах.

Рерих осознавал, что, прежде чем такие движения, организации и учреждения могут возникнуть в достаточном количестве и силе, чтобы удовлетворить основные запросы сегодняшнего человечества и ввести правильные взаимоотношения и всемирную доброжелательность, должно произойти коренное переустройство мировой мысли. Помочь людям достичь возвращения к духовности было основной задачей, для осуществления которой пришел Рерих.

Для выполнения этой задачи у него были глубокая мудрость, созревшая на протяжении прошедших веков, отказ от личного для служения благу своей расы, опытность в искусствах и науках, которые дали ему возможность явить бессмертие во всех своих творениях. Важнейшими средствами для него были те, которые проистекают через культуру. Искусства были его средствами выражения. Он их возвысил, придав им новую значимость для настоящего времени. Такова была его вера, подкрепленная замечательными трудами: когда искусства должным образом будут восстановлены в нашей индивидуальной и коллективной жизни, тогда через их благотворное влияние и мир, и гармония, и правильный образ жизни опять возвратятся на эту землю. Таково было провозвестие Рериха, его иерархическое послание нашему времени, таков — Голос Эпохи.

«New Age Press». Los Angeles, 1948


 

    Назад  
Hosted by uCoz