Лого
  Карта сайта Написать письмо Контакты

В защиту Имени и Наследия Рерихов


Главная >> В защиту Имени и Наследия Рерихов >> Наследие Рерихов в опасности. Публикации >> Стеценко А.В. Наследие Рерихов нуждается в международной защите

Наследие Рерихов в опасности. Публикации

 

Стеценко А.В.

вице-президент Международного Центра Рерихов

Наследие Рерихов нуждается в международной защите

 

 

Международный договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», вошедший в историю как Пакт Рериха, является первым в мире договором, направленным на всемирное обеспечение защиты всех памятников, составляющих культурное наследие народов и находящихся как в государственной, так и в частной собственности. Ни один международный договор не предусматривает такую высокую и безусловную степень защиты не только для исторических памятников и всех учреждений науки и культуры, но и для их персонала. Не только во время вооруженных конфликтов, но и в мирное время. Последнее положение Пакта Рериха становится в современном мире все более актуальным.

Вопросы защиты всегда конкретны и требуют от нас срочных действий, направленных на оказание помощи тем объектам культурного наследия, которые в ней нуждаются. В данном докладе речь пойдет о необходимости международной защиты наследия Рерихов. Каждый представитель этой великой семьиНиколай Константинович Рерих, его супруга Елена Ивановна и их сыновья Юрий и Святослав – внес значительный вклад не только в сокровищницу мировой культуры, но и в дело ее защиты. Теперь само их наследие нуждается в защите не только со стороны держателей этого наследия, но и со стороны международного сообщества.

Необходимость международного участия в защите наследия Рерихов обусловлена прежде всего международным значением этого наследия, которое предназначено не только для России, но и для всего человечества.

Основу наследия Рерихов составляет его философская часть – учение Живой Этики, философия космической реальности. Это учение содержит уникальные и единственные в своем роде доступные для нас знания, раскрывающие направление космической эволюции человечества. Живая Этика еще при жизни Рерихов была издана на 10 языках. Сегодня это учение опубликовано на 16 языках, и его популярность в мире все возрастает, а тиражи изданий увеличиваются. Философская часть наследия послужила источником художественного, научного творчества и общественной деятельности всех членов этой великой семьи.

Международное значение наследия Рерихов, его размещение во многих странах и имеющиеся проблемы с его хранением требуют от нас осуществления международного контроля за его сохранностью. Нет ни одного государства, где в этом смысле все обстоит благополучно. В первую очередь это касается стран, в которых находится основная часть наследия Рерихов: Россия, Индия, США и Болгария. Самое трагическое положение сложилось в России, но речь об этом пойдет позже.

В 1992 году С.Н. Рерих с целью сохранения мемориального дома своих родителей и Института «Урусвати» со всеми их коллекциями создал на базе имения своего отца в Индии, в долине Кулу, Международный Мемориальный Трест Рерихов как индийско-российскую культурную организацию.

Надо отметить, что в Индии высоко чтят Рерихов. В качестве доказательства приведу один пример: 100-летний юбилей С.Н. Рериха в Индии, в отличие от России, был отмечен на правительственном уровне. Для участия в праздновании юбилея Святослава Рериха была приглашена делегация МЦР. По этому случаю премьер-министр Индии Манмохан Сингх принял в своей резиденции руководителей МЦР – Л.В. Шапошникову и М.Ю. Воронцова.

Несмотря на это, в Индии существуют свои проблемы сохранения наследия Рерихов.

В настоящий момент состояние дома-музея Рерихов и Института «Урусвати» с их коллекциями критическое. Если мы в ближайшее время не предпримем срочные меры к их спасению, то значительная часть этого наследия может быть утрачена. Сейчас дом Рерихов в Кулу просто разрушается, а ценные коллекции, хранящиеся в нем и в Институте «Урусвати», постепенно приходят в негодность.

МЦР совместно с посольством РФ в Индии на протяжении многих лет пытается наладить совместную работу российских и индийских ученых по спасению этой части наследия. МЦР готов направить в Индию российских специалистов, которые бы занялись и спасением дома, и приведением в порядок всех находящихся там коллекций. Мы не устаем призывать руководство Треста к совместным действиям – необходимо с помощью российских и индийских ученых провести расконсервацию Института «Урусвати» и возобновить его работу. Но этот вопрос пока не решен из-за инертности местных чиновников, которые руководят Трестом.

Теперь несколько слов о сохранности наследия Рерихов в США. Музей Николая Рериха, который был создан в Нью-Йорке в конце 40-х годов прошлого века, сейчас музеем, в истинном смысле этого слова, не является. После смерти прежнего директора музея З.Г. Фосдик директором стал Д. Энтин, который кардинально поменял и цели, и задачи музея. Он нарушил волю Е.И. Рерих, став инициатором публикации ее дневниковых записей, которые она как автор запретила издавать в течение 100 лет после своей смерти. Д. Энтин выступил против выполнения воли С.Н. Рериха, стараясь помешать передаче наследия в Россию. А после смерти С.Н. Рериха превратил музей в перевалочную базу торговли наследием. Через музей в Нью-Йорке прошли многие картины Н.К. Рериха, которые затем были проданы с аукционов и скрылись в частных коллекциях. Недавно Энтин выпустил каталог картин С.Н. Рериха, хранящихся в музее, с целью их продажи. Если этому не помешать, мировое сообщество может потерять не только картины, но и часть ценного архива, хранящегося в музее.

История свидетельствует, что пренебрежение к вопросам защиты наследия со стороны общества приводит к трагедии утраты этого наследия.

Во второй половине 30-х годов прошлого века в США был разрушен первый общественный музей великого художника и ряд других культурных общественных организаций, созданных Н.К. Рерихом. В музее находилось более 1000 картин Николая Константиновича, которые он передал в дар американскому народу. Несмотря на это, музей был уничтожен. Данный акт вандализма имел место не только благодаря предательству близких учеников Рерихов, но и пассивности общественности. Картины и другая часть наследия Рерихов, находящиеся в музее, наглым образом были присвоены Л. Хоршем, доверенным лицом Н.К. Рериха, а затем проданы частным коллекционерам. Архивные документы свидетельствуют, что вся эта трагедия произошла при участии влиятельного государственного чиновника Правительства США Генри Уоллеса, который вместе с Л. Хоршем разрушил этот очаг культуры, и это стало возможным только потому, что общество не защитило общественный музей.

Драматическим образом складывалась судьба наследия Рерихов в России, где уникальное наследие Рерихов было подвергнуто тотальному разграблению и уничтожению. Напомню основные моменты этой трагедии, которая продолжает развиваться в нашей стране на протяжении уже более 50 лет.

Николаю Рериху и его супруге Елене Ивановне не суждено было вернуться на родину, несмотря на то, что они горячо к этому стремились. Елена Ивановна перед своим уходом из жизни в 1955 году разделила наследие между Юрием и Святославом с наказом вернуть его на родину.

Святослав Рерих, как и его отец, был великим художником. Он женился на Девике Рани и стал гражданином Индии. А Юрий Рерих, выдающийся ученый-востоковед, продолжал добиваться возвращения на родину. В 1957 году он прибывает в Москву и привозит с собой первую часть наследия родителей: около 600 картин Николая Рериха, архив Центрально-Азиатской экспедиции, научный архив самого Юрия Николаевича и многие раритетные коллекции, которые Рерихи собирали всю свою жизнь.

После первой выставки картин Н.К. Рериха, организованной Юрием Николаевичем в Москве, он объявил о намерении передать в дар государству большей части привезенных им картин с условием создания музея имени его отца. Министерство культуры дар приняло, дало обещание создать музей, но так его и не выполнило.

В мае 1960 года Ю.Н. Рерих скоропостижно уходит из жизни, не успев оставить завещания. Он не был женат и не имел детей. На его квартире оставалась значительная часть привезенного им наследия. Сегодня от этой части наследия почти ничего не осталось. Она полностью разграблена [1].

На этом трагедия с наследием Рерихов в России не завершилась. Механизм уничтожения наследия был запущен, и государство не собиралось его останавливать.

В 1978 году С.Н. Рерих передает Министерству культуры СССР по его просьбе во временное пользование 296 картин (132 – Н.К. Рериха и 164 – С.Н. Рериха) для организации передвижных выставок. В последующем С.Н. Рерих завещал эту коллекцию Международному Центру Рерихов в составе остального наследия, переданного им в Россию в 1990 году. Но Министерство культуры так и не вернуло МЦР эту коллекцию, даже несмотря на то, что ее владелец в 1992 году специально обращался по этому поводу к президенту РФ Б.Н. Ельцину. Эта коллекция сейчас находится в Государственном музее искусств народов Востока. В феврале 1993 года, спустя две недели после смерти С.Н. Рериха (30 января 1993 года), его коллекция незаконно переводится с временного на постоянное хранение.

В настоящее время состав коллекции значительно отличается от того состава, который был передан Министерству культуры на хранение. По данным федерального ведомства, коллекция насчитывает 282 картины, а согласно завещанию С.Н. Рериха, их должно быть 288. Имеются доказательства, что несколько из пропавших картин находятся за пределами России в частных коллекциях, а часть подлинных картин Рерихов в коллекции, хранящейся в Музее Востока, заменена их копиями. Эти факты доказывают, что в государственных учреждениях в период временного хранения произошло разграбление и этой коллекции, что является основной причиной нежелания государства передать коллекцию законному владельцу – МЦР. И снова ни одна госструктура, несмотря на многочисленные обращения МЦР, общественности и СМИ, не желает по существу разбираться в этом.

Но и это еще не все.

Святослав Рерих, зная о трагической участи, постигшей первую часть наследия, которая осталась в квартире его брата, и о том, что Министерство культуры не выполнило обещаний, данных Юрию Николаевичу, о создании музея Николая Рериха, решил свою часть наследия передать только общественному Музею имени Н.К. Рериха, который должен быть создан для этой цели в Москве, в специально выделенных зданиях.

Такая возможность появилась, когда в стране к власти пришел М.С. Горбачев и началась перестройка. Условия Святослава Рериха руководством страны были выполнены: постановлением Совета Министров СССР от 4 ноября 1989 г. № 950 был создан общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха и для его размещения решением Мосгорисполкома от 2 августа 1989 г. была выделена Усадьба Лопухиных. Это случилось только благодаря тому, что Л.В. Шапошникова смогла преодолеть сопротивление госчиновников, яро противившихся созданию общественного музея, несмотря на принятое решение.

Государственные чиновники так и не отказались от идеи завладеть наследием. Но для ее осуществления вначале надо было уничтожить музей, которому это наследие было передано.

Первая попытка в этом направлении была предпринята спустя несколько месяцев после смерти С.Н. Рериха. Была сфальсифицирована телеграмма, а затем письмо от имени вдовы Рериха Девики Рани на имя президента РФ Б.Н. Ельцина. В них высказывалось требование отобрать у МЦР наследие и передать его государству с целью создания Государственного музея Н.К. Рериха. На основании этих пожеланий было принято Постановление Правительства РФ № 1121 от 4 ноября.1993 года «О создании Государственного музея Н.К. Рериха» в Усадьбе Лопухиных как филиала Государственного музея Востока вместо общественного музея. Незаконность данного постановления очевидна: оно нарушило обязательства государства, данные С.Н. Рериху, и противоречило ранее принятым государственным актам, на основании которых в Усадьбе Лопухиных уже находился общественный музей. К этому следует добавить очень важный момент: Девика Рани не имела права отменять завещание своего супруга, так как она не была введена им в права наследственного имущества его родителей. Это подтверждается и заключением старшего адвоката Верховного суда Индии Д. Шармы.

Всю эту фальсификацию с телеграммой и письмами якобы от Д. Рани осуществила бывший секретарь Рериха М. Пунача по заказу российских чиновников. После смерти Д. Рани индийская полиция арестовала М. Пуначу. Ей были предъявлены обвинения в хищении у Рерихов имущества в особо крупных размерах и подделке подписей Девики Рани на ее завещании. Этот пример свидетельствует о том, что российские чиновники для достижения своей цели, уничтожения общественного музея, пользовались услугами индийских мошенников.

Тогда, в 1995–1996 годах, МЦР удалось отстоять усадьбу и не допустить разрушения общественного музея. Постановление не было выполнено, но так и не было отменено.

Следующая попытка уничтожения общественного музея и захвата хранящегося в нем наследия была предпринята в 2007 года, когда Росимущество подало иск в арбитражный суд Москвы о выселении МЦР из Усадьбы Лопухиных.

Госчиновников совсем не интересует, что усадьба передана специально для размещения общественного музея, который они пытаются выселить. Нам удалось на время приостановить этот процесс. Но вопрос о нашем пребывании в Усадьбе Лопухиных, которую МЦР воссоздал буквально из руин за свои и привлеченные средства без финансовой поддержки государства, пока окончательно не решен.

Приведенные факты свидетельствуют, что государство через свои структуры ведет преднамеренную кампанию, направленную на уничтожение общественного музея и захват наследия Рерихов. Если это произойдет, нет сомнения, что эту часть наследия ждет та же участь, которая постигла наследие, привезенное Юрием Рерихом, – все будет разграблено. Могут спросить: «Почему же МЦР не обращается за защитой в суд?» Обращался. На протяжении более 15 лет мы пытаемся защитить наследие Рерихов в российском суде. Во всем мире судебные органы стоят на страже соблюдения в обществе закона и справедливости. Но в современной России суды часто используются российскими чиновниками как инструмент достижения целей, далеких от закона. МЦР убедился в этом на своем многолетнем опыте защиты наследия. Приведу несколько примеров:

1. В 1994–1995 годах МЦР выиграл процесс в Верховном Суде против Правительства РФ. Незаконные пункты Постановления Правительства РФ «О создании Государственного музея Н.К. Рериха» были отменены. Казалось бы, справедливость восторжествовала. Но по требованию министра культуры Е.Ю. Сидорова и других высокопоставленных чиновников правительства Президиум Верховного суда РФ без всяких на то оснований отменяет решение трех нижестоящих инстанций и восстанавливает действие этого постановления.

2. В декабре 2003 года на основании жалобы министра культура М.Е. Швыдкого Президиум Мосгорсуда необоснованно отменяет решение Хамовнического суда Москвы, признавшего МЦР наследником С.Н. Рериха на основании его завещания. В своей жалобе господин Швыдкой обманул суд, указав, что картины Рерихов из завещания С.Н. Рериха принадлежат государству. И суд ему поверил, несмотря на то, что министр не представил ни одного доказательства. К этому следует добавить, что стараниями Швыдкого и его предшественниками на посту министра культуры государство на протяжении 17 лет, минувших после смерти Святослава Рериха, не желает признавать МЦР его наследником, несмотря на завещание Рериха. Законность этого завещания была подтверждена заключением старшего адвоката Верховного суда Индии Д. Шармы.

Сейчас предпринимается очередная попытка через суд разрушить общественный музей и отобрать у МЦР наследие Рерихов.

Второй год в арбитражном суде Москвы слушается дело по иску издательства ОАО «Издательская группа ”Прогресс”» об изъятии у МЦР наследия Рерихов. Хотя это издательство не имеет никакого отношения к наследию Рерихов и не имеет на руках ни одного документа, дающего право на иск, оно осмелилось утверждать, что МЦР владеет коллекцией картин и архивными документами незаконно. При этом используются откровенная клевета в адрес Л.В. Шапошниковой, которая обвиняется в присвоении наследия. Надо сказать, что авторы этой клеветы используют для ее распространения депутата Госдумы А.В. Беднова. Выдающиеся заслуги Л.В. Шапошниковой в сохранении наследия Рерихов общепризнанны. Она была награждена государственными наградами. Теперь ее труд отмечен наградой Евросоюза, премией Europa Nostra. Но это российского чиновника не останавливает. Наше обращение к руководству Госдумы с призывом прекратить клеветническую кампанию депутата ни к чему не привели. Недавно мы получили ответ из Госдумы, в котором утверждается, что депутат Беднов действует строго в соответствии с законом, а действия руководства МЦР не корректны…

Часть фактов беззакония со стороны власти в России в отношении наследия Рерихов, которые я привел, свидетельствуют, что кольцо беззакония вокруг МЦР постепенно сжимается.

МЦР сейчас находится на пределе своих правовых возможностей защиты наследия Рерихов в России. Неоднократные обращения МЦР и видных деятелей российской культуры к президентам РФ не дали никакого результата. Даже когда президент РФ принимает решение и дает поручение, оно не выполняется. Так, в 1992 году, после обращения С.Н. Рериха к Б.Н. Ельцину, президент распорядился вернуть коллекцию картин Рерихов из Государственного музея Востока в МЦР, но это решение не было выполнено. 4 мая 2008 года президент РФ В.В. Путин дал поручение (№ Пр-857) сформировать рабочую группу с целью решения в России основных проблем с наследием Рерихов. В ноябре 2008 года этой группой было принято решение о сохранении деятельности общественного музея в Усадьбе Лопухиных, которую должны передать МЦР в безвозмездное пользование. Как выполняется это решение, показала настойчивость Росимущества в решении о нашем выселении из усадьбы (Росимущество до сих пор не отозвало свой иск из Арбитражного суда) и иск ОАО «Издательской группы “Прогресс”» об изъятии у МЦР наследия Рерихов [2].

Следует отметить, что нынешний министр культуры А.А. Авдеев является первым министром, который стал нам помогать. Но и министр не в силах остановить государственный механизм, запущенный 20 лет назад и направленный на уничтожение общественного музея.

Как бы ни развивались дальнейшие события, мы не должны допустить в России повторения американской трагедии середины 30-х годов прошлого века, когда был уничтожен общественный музей Рериха. Но для того, чтобы этого не произошло, мы должны привлечь внимание мировой общественности к этой проблеме и обеспечить наследию Рерихов международную защиту.


1. Подробнее см.: Ревякин Д.Ю. Гибнущее Наследие: Московская квартира Ю.Н. Рериха. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2010.

2. Более подробно см.: Стеценко А.В. Новый виток борьбы за музей и наследие Рерихов // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 5. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2010. С. 29–50.

Источник: сайт Международного Центра Рерихов

Адрес ресурса: http://www.icr.su/rus/conferencies/2010/Stetsenko.php

   

 

Контакты Написать письмо Карта сайта   Назад Главная