Ивановская областная общественная культурно-просветительская организация "Общество Рерихов "Свет"

знамя мира и культуры


Главная >> Знамя Мира и Культуры >> История создания Пакта Рериха. Публикации. Письма Г. Уоллеса Франклину Рузвельту и Корделлу Холлу

 

 

Г.Уоллес

Письма Франклину Рузвельту и Корделлу Холлу

 

 

 

 

 

 

 

 

Г.Уоллес – Ф.Д.Рузвельту
[1933 г.] [1]

После того как я посетил Вас в прошлую среду, я с неослабным интересом размышлял о Ваших словах относительно мира в мировой экономике и о том, как Вы выразили эту мысль в символической форме. Использование символа, вокруг которого могли бы синтезироваться общечеловеческие цели, всегда представлялось мне наиболее удачным и эффективным способом достижения идеала.

По этой причине проект Знамени Мира Николая Рериха, который я представлял Вашему вниманию и которым я интересуюсь вот уже на протяжении ряда лет, кажется мне воплощением по-настоящему жизненного плана. Он предполагает объединение народов на основе взаимного охранения тех ценностей, по поводу которых не может быть никаких противоречий. Речь идёт о ценностях культуры. Подобно Красному Кресту, который вызывает у всех народов единые чувства, связанные с физическим благосостоянием, Знамя Мира может символизировать всеобщую заботу о духовном и культурном благосостоянии.

Питая глубокое уважение к идеалам, определяющим Ваш подход к странам мира, а также к Вашей глубокой проницательности, проявляемой в этой области, я почувствовал необходимость приступить к обсуждению этого вопроса. На мой взгляд, здесь имеется возможность, которую следует использовать безотлагательно, особенно в связи с намеченным на ноябрь третьим международным съездом по Знамени Мира Рериха, который Музей Рериха планирует провести в Вашингтоне.

Действительно, в последние годы интересы всех стран сводятся к тому, чтобы урегулировать свои внутренние дела, и ради достижения этой цели они предпринимают шаги, направленные друг против друга. Это выражается в форме повышения тарифов, импортных квот, квот по курсам валюты и множестве других приёмов с сильным националистическим уклоном. И хотя некоторые из этих действий могут быть до поры до времени оправданы, просвещённым представителям даже самых националистически настроенных государств всё же следует признать, что, как бы ни были велики временные препятствия к достижению мира, не должно существовать барьеров для тех основополагающих ценностей, которые выходят за рамки национальных границ и относятся к предметам культуры.

Мне думается, что в настоящее время мир, быть может как никогда прежде, обращает свои взоры к возглавляемой Вами Америке в поисках новых путей, выводящих из старых лабиринтов. И если сейчас наша страна объявит об уважении культурных достижений всех народов и своём участии в защите и сохранении этих достижений, это прозвучит с особенной силой.

Ввиду моей осведомлённости о Знамени Мира, которым я очень интересуюсь со времени обнародования этого проекта в 1929 г. [2], мне хотелось бы вкратце изложить его историю и суть.
Пакт Рериха и Знамя Мира были разработаны для защиты мировых культурных и научных ценностей, забота о сохранении которых занимает Николая Рериха ещё со времени его археологических раскопок в 1904 г. Говоря кратко, этот план предусматривает, чтобы образовательные, художественные и научные учреждения, художественные и научные миссии, произведения искусства, летописи культуры, а также все места и памятники, имеющие культурное значение, считались нейтральными и признавались в качестве таковых как в военное, так и в мирное время. С этой целью Николаем Рерихом было разработано Знамя, с помощью которого должны быть отмечены университеты, соборы, храмы, специальные коллекции, библиотеки и другие культурные центры. Знамя Мира представляет собой вполне осуществимый на практике проект, подтверждением чего служит пример организации Красного Креста.

Со времени обнародования в 1930 г. проект Знамени Мира достиг значительного прогресса, будучи рассмотрен правительствами, международными юристами, культурными учреждениями и отдельными известными деятелями культуры во всём мире. В мае 1930 г. Международное управление музеев при Лиге Наций безоговорочно одобрило план, связанный со Знаменем Мира. В то же время проявляемый многими странами интерес к этому проекту привёл к основанию в Брюгге (Бельгия) Международного Союза за Пакт Рериха – постоянной организации, сформированной для дальнейшего продвижения Знамени Мира. По инициативе этой организации в 1931 и 1932 гг. в Брюгге были проведены две международные конференции, сопровождаемые выставками, в которых приняли участие двадцать две страны, что привело к основанию в Брюгге Фонда Рериха за мир, науку, искусство и труд. Обе конференции прошли под патронажем президента Постоянного Международного Суда в Гааге д-ра М.Адачи. На обеих конференциях было выражено глубокое сожаление по поводу равнодушия, проявленного к обеим конференциям со стороны администрации Гувера [3]. Этот факт выглядит тем более прискорбно, если учесть, что данный план был разработан одним из американских учреждений. Музей Рериха проявляет озабоченность тем, что инициатива в этом проекте, столь гуманном по своим целям, может быть потеряна Америкой. Поэтому было принято решение, что в ноябре этого года в Вашингтоне будет организована Третья конференция по Знамени Мира.

С 1929 г. осуществляется широкомасштабная поддержка Пакта различными организациями и частными лицами, что говорит о серьёзной заинтересованности в этом проекте самых широких кругов. С позиций международного права, кроме доктора Адачи, поддержку Пакту Рериха и озабоченность по поводу его принятия выразили такие авторитетные личности, как член Постоянного Международного Суда доктор Антонио де Бустаменте [4]; бывший президент и нынешний член этой же организации профессор Б.Лодер; бывший министр образования Российской империи, международный юрист барон Мишель де Таубе [5]; вице-президент Института международного права профессор Альбер Жоффр де Ла Прадель [6] и доктор Георгий Шклявер [7]. Пакту оказали поддержку и такие имеющие широкую известность деятели, как Главный маршал Франции г-н Лиотэ, Папа Пий [XI] [8], президент – маршал фон Гинденбург [9], президент Масарик [10], король Бельгии Альберт [11], король Югославии Александр [12], А.Эйнштейн [13], Р.Тагор [14], М.Метерлинк [15], Дж. Боше [16], Раман [17] и другие. Кроме мировых университетов и культурных центров, оказавших поддержку Пакту, следует особо упомянуть Международный Красный Крест в Женеве, поскольку по своей сути Пакт Ре¬риха является организацией, аналогичной Красному Кресту. Широкая поддержка Пакта женщинами всего мира была выражена в единодушном одобрении Генеральной Федерации женских клубов. Особенно проникновенным мне кажется мнение, которое было выражено по этому поводу г-жой Рузвельт [18]: «Я считаю, что идеалы, заключённые в Пакте Рериха, не могут оставить равнодушными всех тех, кто надеется на сохранение лучших достижений прошлого ради служения и направления будущих поколений».

Хотя Пакт Рериха призван осуществлять защиту культурных достижений во время войны, ещё более важным представляется то, что его конструктивные аспекты могут служить профилактической мерой против самой войны. Этот проект предусматривает регистрацию мировых культурных ценностей с целью осуществления их постоянной охраны. Он предполагает создание конструктивной образовательной программы, в первую очередь для молодёжи, в которой будет дана высокая оценка культурных ценностей других народов. Он включает в себя формирование Лиги старинных городов Искусства. Эта идея получила развитие на основе Пакта и предполагает, что такие города, как Падуя, Рим, Руан и другие, могут целиком войти в эту Лигу, которая поможет оградить их от войны.

Зная о Вашем интересе ко всему, что связано с новыми и непредвзятыми подходами к насущным мировым вопросам, я имею удовольствие снова предложить Вашему вниманию эту тему. Мне кажется, что этот план вполне соответствует новым подходам к решению мировых проблем и может стать новым идеалом в международных отношениях. Мне представляется, что если сейчас Америка проявит уважение к этой конвенции, связанной с художественными и научными достижениями других стран, и выкажет свою заинтересованность в их сохранении, это произведёт глубокое впечатление. Поскольку я испытываю большой интерес к вопросам искусства и науки, я думаю, что конференция по Пакту Рериха, которая состоится в ноябре в Вашингтоне, может предоставить Америке ещё одну счастливую возможность заявить о своей вере в то, что каждый народ может идти своим собственным путём, но вместе с тем государства должны быть едины в вопросах о фундаментально значимых ценностях, которые выходят за рамки национальных границ и являются выражением общечеловеческих целей. Я верю, что через такое взаимное уважение и внимание к культурным достижениям всех народов, являющихся общим наследием человеческой расы, может пролегать счастливый путь этих народов к миру.

 

[Г. Уоллес]
Г.Уоллес – К.Холлу

31 августа 1933 [19]

 

Достопочтенному г-ну Госсекретарю
Уважаемый г-н Секретарь,

Письмо относительно Пакта Рериха и Знамени Мира было передано мне членом Госдепартамента. Я занимаюсь этим проектом с 1929 г. и ввиду личной заинтересованности в его продвижении я хотел бы рассмотреть определённые стороны этого вопроса.

Пакт Рериха и Знамя Мира были созданы и провозглашены Николаем Рерихом, художником и всемирно известным учёным, для защиты мировых культурных ценностей.

Суть Пакта заключается в том, что он обязывает все нации соблюдать нейтралитет в отношении образовательных, художественных и научных учреждений, художественных и научных миссий, произведений искусства, исторических архивов и памятников культуры и тем самым уважать их в мирное и военное время. Для реализации вышесказанного Николай Рерих разработал Знамя, которое должно водружаться на объектах, подлежащих охране, – музеях, университетах, соборах, церквях, особых коллекциях, библиотеках и других памятниках культуры. На практике образцом для создания Знамени Мира послужил Красный Крест.

С 1930 г. в продвижении Пакта Рериха был сделан огромный шаг вперёд, – он получил признание со стороны правительственных организаций, международных юристов, культурных организаций. В мае 1930 г. международная Лига Наций единогласно одобрила проект Пакта Рериха. Интерес, одновременно возникший во многих странах, привёл к образованию Международного Союза за Пакт Рериха в Брюгге (Бельгия), как постоянного органа, отвечающего за дальнейшее признание Пакта Рериха. По инициативе Союза в 1931 и 1932 гг. в Брюгге были проведены две Международные конференции, на которых 22 страны участвовали в заседаниях и выставках и где было объявлено о создании Фонда Рерихов в поддержку Мира, Искусства, Науки и Труда. Отсутствие представителей Соединённых Штатов вызвало огромное сожаление, тем более что разработка плана осуществлялась в американском учреждении.

Обеспокоенный тем, что этот Пакт, исключительно гуманный и альтруистический по отношению к искусству и науке, не получит поддержки в Америке, Музей Рериха решил провести Третью Международную конвенцию в ноябре 1933 г. в Вашингтоне.

Отвечая на вопрос, поставленный на предыдущих конференциях, о взаимосвязи Пакта Рериха и Знамени Мира, я хотел бы заметить, что д-р М.Адачи, председатель Постоянного Международного суда в Гааге, выступил Патроном двух Конференций за Пакт Рериха в Брюгге, подчёркивая всю важность последующего шага в защиту мировых культурных ценностей. Более того, такие весомые фигуры в области международного права, как Антонио де Бустаменте, член Постоянного Международного суда; профессор Б.К.Лодер, член Постоянного Международного суда и его бывший председатель; барон Мишель де Таубе, бывший министр образования Российской Империи и международный юрист; профессор Альбер Жоффр де Ла Прадель, вице-президент Института Международного Права; доктор Парижского университета Георгий Шклявер; профессор международного права Парижского Университета Ле Фюр [20] и другие всемирно известные юристы оказали поддержку Пакту Рериха и высказались за его принятие, учитывая, что результаты Конференций в Гааге 1899 и 1907 гг., а также Конвенции Сен-Жермен-ан-Ле 1919г. явились значительным шагом в достижении столь желаемой цели. Цитируя судью Бустаменте, «это огромный шаг вперёд по тропе, проложенной Мирными Конференциями в Гааге 1899 и 1907 гг., и особенно последней». Барон де Таубе, столь же видный деятель, утверждает: «Реализация данного проекта с точки зрения международного права является логичным и обязательным развитием принципов, заложенных двумя конференциями в Гааге 1899 и 1907 гг., и способствует, на мой взгляд, прогрессу в долгой и тяжёлой борьбе человечества за проявление гуманизма во время войн и в конечном итоге ведёт к триумфу мира».

Кроме международных правоведов защитить Пакт Рериха приехали тысячи сторонников из различных организаций всего мира, а также люди, которые часто упоминаются в различных публикациях, прилагаемых к данному письму. Из числа таких влиятельных людей я должен упомянуть такого военного деятеля, как Ибер Лиотэ, Маршал Франции, который выразил уверенность в необходимости Пакта Рериха в настоящее время; а также Папу Римского Пия [XI], короля Бельгии Альберта, короля Югославии Александра, президента Чехословакии Масарика, президента, маршала Германии фон Гинденбурга, а также таких выдающихся деятелей науки и культуры, как Эйнштейн, Тагор, Боше, Метерлинк, Раман и другие. Помимо университетов, научных организаций, Национальных Академий, некоторые из которых упомянуты в прилагаемой книге по Пакту Рериха, следует особенно отметить Международный Красный Крест в Женеве, так как по существу Пакт Рериха является аналогией Красного Креста.

В нашей стране широкую поддержку оказали организации культуры, а также женщины, выступившие в защиту Пакта Рериха через Генеральную Федерацию Женских Клубов, которая единогласно одобрила Пакт. В этом горячем отклике следует упомянуть слова г-жи Рузвельт: «Я считаю, что идеалы, заключённые в Пакте Рериха, не могут оставить равнодушными всех тех, кто надеется на сохранение лучших достижений прошлого ради служения и направления будущих поколений», а также слова доктора Мэри Вулей: «Принятие Пакта Рериха кажется мне важнейшим шагом в обеспечении сохранения мировых сокровищ, и я надеюсь, что все нации предпримут должные меры». Не менее интересные мнения были высказаны и другими выдающимися представителями образовательной сферы всего мира.

Изучая работу Музея Николая Рериха в течение многих лет, я хотел бы выразить восхищение его обширной образовательной и культурной деятельностью. Университет Штата Нью-Йорк присвоил Музею Николая Рериха статус общественного музея. Музей осуществляет образовательную и культурную деятельность через школу искусств, Международный Центр Искусств, издательство, международное общество, которое занимается культурным обменом и имеет 65 отделений в 24 странах, а также научно-исследовательский институт, который представляет для меня особый интерес ещё и потому, что помимо прочих научных исследований он занимается изучением древней медицины и лечения травами в Тибете и Центральной Азии. Прилагаю к письму краткое описание деятельности Музея Николая Рериха под названием «Декада деятельности».

Таким образом, ввиду альтруистических и гуманных целей, которые преследует Пакт Рериха и Знамя Мира, и поддержки со стороны образовательных и культурных учреждений, мне кажется особенно важным придерживаться нашей новой позиции в международных вопросах. Глубоко преклоняясь перед прекрасными идеалами, которые вдохновляют нас на все деяния во благо Международных Отношений, с великим удовольствием посылаю Вам этот план.

Я полагаю, что для проявления уважения к художественным и научным достижениям других стран, а также заботы по их сохранению Пакт явится необходимым шагом. Более того, в силу своей заинтересованности в искусстве и науке я верю, что Съезд в поддержку Пакта Рериха, который состоится в ноябре в Вашингтоне, предоставит Америке возможность подтвердить, что не должно существовать препятствий на пути к фундаментальным ценностям, которые превыше всяких национальных границ и должны служить общей гуманной цели, хотя пути народов могут и расходиться.

Проявив нашу ответственность и обоюдное уважение к культурным достижениям всех наций как наследию предыдущих эпох, я надеюсь, что мы сможем проложить путь к миру на Земле.

Искренне Ваш,

Министр [Г. Уоллес]

 

Приложение. Материалы, посылаемые с письмом:

«Пакт Рериха»;

«Музей Николая Рериха: Декада деятельности»;

Д-р Георгий Шклявер «Пакт Рериха и Лига наций», «Движение в поддержку Пакта Рериха»;
К.Тюльпинк «La protection en temps de guerre des institutions, missions, collections artistique, scientifiques, monuments historiques et beautes de la nature – Le Pacte Roerich, sa neccessite, son activite» [21].

Бюллетень Музея Николая Рериха: сентябрь 1931, октябрь 1931, декабрь 1932.

 

5 октября 1933 [22]

Достопочтенному г-ну Госсекретарю

Уважаемый г-н Секретарь,

Я глубоко ценю Ваше доброе отношение к задачам Знамени Мира и Мирного Пакта Рериха.

Что касается официального отношения, я совсем не удивлён, потому что в прошлом Соединённые Штаты, как правило, всегда медлили с признанием подобных международных идеалов. Как Вы помните, 31 страна официально признала Красный Крест, США были последними. Только 16 или 17 лет спустя после признания Красного Креста большинством крупнейших Европейских государств [23] Соединённые Штаты согласились присоединиться к этому великому гуманному предприятию.

По-видимому, когда проект Красного Креста был предложен секретарю Сьюварду [24] в 1866 году, он по совету одного из референтов офиса занял позицию, аналогичную той, которой Вы придерживаетесь сейчас. Эта ситуация в Госдепартаменте длилась до 1881 года, пока Клара Бартон [25] сама не пошла к Президенту Гарфилду [26]. Президент передал ей записку, которую она отнесла Госсекретарю Блэйну [27], и в результате путь был расчищен и Красный Крест был признан США вместе с 31 государством, ранее подписавшимися под этим благородным и гуманным делом.

Я действительно думаю, что цели, преследуемые Мирным Пактом Рериха и Знаменем Мира, на фоне сегодняшнего дня в каких-то случаях даже более важны, чем Красный Крест. Я верю, что позиция, которую занимало правительство Гувера в этом вопросе, теперь изменится, и мы сможем действительно много сделать для поддержания международных идеалов, которые нам так дороги.
Я понимаю, что существует сильное сопротивление этой идее. Я также надеюсь, что Вы, как и Госсекретарь Блейн в случае с Красным Крестом, сумеете расчистить путь, чтобы сделать следующий важный шаг. Безусловно, это не повредит идеалам, которые мы с Вами так высоко ценим, если вы пришлёте представителя для участия в конференции в поддержку Знамени Мира 17 ноября. Пожалуйста, сообщите предварительные условия, при которых это будет возможно.
Искренне Ваш,

Министр [Г. Уоллес]

 

1. Пер. с англ. Н.А.Феногенова.

2. Принципы Пакта были опубликованы в 1929 году в нью-йоркской прессе.

3. Герберт Кларк Гувер (1874–1964), президент США в 1929-1933 гг., предшественник Ф.Д.Рузвельта.

4. Антонио Бустаменте (1865–1951), кубинский юрист международного права, член Международного Гаагского суда.

5. Михаил Александрович Таубе (1869–1961), юрист-международник, председатель французского комитета Пакта Рериха.

6. Альбер Жоффр де Ла Прадель, член Международного Гаагского суда, профессор международного права Парижского университета.

7. Георгий Гаврилович Шклявер (ум. 1970), юрист, профессор Парижского университета, с 1929 г. – генеральный секретарь Европейского Центра при Музее Николая Рериха в Нью-Йорке.

8. Пий XI (в миру Акилле Ратти, Achille Ratti) (1857–1939), папа Римский с 1922 г.

9. Пауль фон Гинденбург (1847–1934), германский военный и государственный деятель, генерал-фельдмаршал (1914), в 1925–1933 гг. – президент Веймарской республики.

10. Томаш Гарриг Масарик (1850–1937), чехословацкий государственный и политический деятель, философ-позитивист, президент Чехословацкой республики с 1918 года.

11. Альберт I (1875–1934), король Бельгии.

12. Александр I Карагеоргиевич (1888–1934), король Югославии в 1921–1934 гг.

13. Альберт Эйнштейн (1879–1955), физик, создатель теории относительности и один из создателей квантовой теории и статистической физики.

14. Рабиндранат Тагор (Тхакур Робиндронатх) (1861–1941), индийский поэт, писатель и общественный деятель.

15. Морис Метерлинк (1862–1949), бельгийский писатель, один из крупнейших представителей символизма в Европе.

16. Джагадис Боше (Бос) (1858–1937), индийский физиолог, ботаник, биохимик и биофизик, нобелевский лауреат.

17. Чандрасекхара Венката Раман (1888–1970), индийский физик, нобелевский лауреат.

18. Элеонора Рузвельт (1884–1962), жена президента Рузвельта, активистка женского движения.
19. Пер. с англ. Е.В.Захаровой.

20. Луи Ле Фюр (Лефюр), профессор международного права Парижского университета, деятель рериховского движения.

21. «Защита институтов, миссий, художественных коллекций, исторических и научных ценностей и памятников природы в военное время – Пакт Рериха, его необходимость и действенность» (фр.).

22. Пер. с англ. Е.В.Захаровой.

23. 22 августа 1864 года 16 европейскими странами была подписана Женевская конвенция «Об улучшении состояния раненых в армиях воюющих стран», к концу года её ратифицировали десять государств – Франция, Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Италия, Испания, Швеция, Норвегия, Дания и герцогство Баден.

24. Вильям Сьювард, госсекретарь США в 1861–1869 гг.

25. Клара Бартон (1821–1912), основательница Американской ассоциации Красного Креста.

26. Джеймс Абрам Гарфилд (1831–1881), государственный и политической деятель США, президент с 17 марта 1881 г.

27. Джеймс Блэйн, госсекретарь США в 1881 году и позже в 1889–1892 гг.

 

 

Культура и Время. М.: МЦР, 2005, № 3. С.94–100.

 

 

    Назад В оглавление раздела
Hosted by uCoz