Лого
  Карта сайта Написать письмо Контакты

Знамя Мира и Культуры


Главная >> Знамя Мира и Культуры >> Символика знака Знамени Мира. Публикации >> Маточкин Е.П. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха

Символика знака Знамени Мира. Публикации

 

Маточкин Е.П.

Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха

 

Н.К. Рерих. Св. Сергий Радонежский. 1922 г.

Н.К. Рерих. Заклятие земное. 1907 г.

Н.К. Рерих. Жанна д'Арк. [триптих] 1931 г.

Н.К. Рерих. Мадонна Защитница. 1932 г.

Н.К. Рерих. Святые камни Монголии. 1935-1936 гг.

 

 

 

"Везде" - так назвал свою статью, посвящённую знаку Знамени Мира Н.К.Рерих. Действительно, знак этот, предложенный им для охранительного Знамени, необычайно широко распространён в искусстве разных времён и народов. Находя его на различных изображениях, Рерих записывал свои наблюдения и считал, что "для многих будет полезно запомнить" [1]. Первый список был небольшой: "Прислана копия с древней иконы Святого Николая Чудотворца..., утверждённая к печатанию митрополитом Антонием. Из других мест прислан снимок с издания типографии Киево-Печёрской Лавры шестидесятого года — Служба Преподобному Сергию, игумену Радонежскому Чудотворцу. Из Испании посылается снимок с изображением Святого Доминга из "Силоса" (археологический музей Мадрида). Также из Испании посылается изображение Святого Михаила, работы Бартоломео Вермехо (1440)" [2].

Увиденное в Пекине, пробудило ещё целый ряд образов. "В Храме Неба тоже оказался знак Знамени. Тамга Тамерлана состоит из того же знака. Знак трёх сокровищ широко известен по многим странам Востока. На груди тибетки можно видеть большую фибулу, представляющую собою знак. Такие же фибулы видим мы и в кавказских находках, и в Скандинавии. Страсбургская мадонна имеет знак этот так же, как и святые Испании. На иконах Преподобного Сергия и Чудотворца Николая тот же знак. На груди Христа, на знаменитой картине Мемлинга, знак запёчатлён в виде большой нагрудной фибулы. Когда перебираем священные изображения Византии, Рима, тот же знак связывает Священные Образы по всему миру. На горных перевалах нерушимо остаётся тот же знак. Для выражения быстроты, поспешности, нужности знак несёт Конь Белый. А видали ли вы в подземельях в Римских катакомбах тот же знак?" [3].

В 1935 году, во время монгольской экспедиции Рерих опять встречает знакомое изображение. "Скала монастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот же знак. От монастыря, от священных предметов и до боевого клинка везде тот же знак. На щитах крестоносцев можно его видеть, и на тамге Тамерлана. На старинных английских монетах и на монгольских печатях – везде тот же знак. Не значит ли эта повсеместность, что всюду о нём нужно вспомнить? Не значит ли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живут объединительные и напоминателъные знаки, лишь бы разглядеть их и запомнить твёрдо? Оба условия: разглядеть и запомнить — одинаково нужны" [4].

"Разглядеть" и выявить во всей полноте пространственно-временное бытование знака – задача достаточно сложная. Так же непросто "запомнить" и объединить все разнородные памятники искусства со знаком Знамени Мира какими-то семантическими взаимосвязями. Соответствующие исследования пока ещё очень малочисленны [5, 6]. Несомненно, учёным предстоит здесь немалая работа. В какой-то мере картины самого Николая Константиновича могут служить тут путеводной звездой.

К произведениям со знаком Знамени Мира Рерих относил не только те, где знак изображён в своём полном завершении, но и без окаймляющей окружности, и даже тогда, когда три окружности разнесены достаточно далеко, как на иконах Святого Николая или Сергия Радонежского. Кроме того, в древнерусском искусстве встречается и слитное изображение кругов в виде трилистника, родословная которого также глубока.

Знак Знамени Мира появляется ещё в эпоху камня. В Хакасии, в поселении Малая Сыя, датировка радиокарбоном которой составляет 34-32 тыс. лет, В.Е.Ларичев обнаружил небольшую каменную пластину [7]. На ней аккуратно просверлено три круглых отверстия, образующих треугольную композицию. Как считает учёный, в начальный период верхнего палеолита производились достаточно точные астрономические наблюдения, и данная пластина могла использоваться для этих целей в качестве измерителя визира [8]. Обращает на себя внимание применение золотого сечения при изготовлении этого уникального произведения.

На донце глиняного неолитического сосуда из Триполья три круга в центре разделяют убывающий и возрастающий серп луны [9]. Различные фазы ночного светила, перемежающиеся рядом чёрточек, по-видимому, говорят о счёте по лунному календарю. Узор же на внешней кайме из 30 лепестков свидетельствует о солнечном месяце.

С календарными представлениями связана серия более поздних произведений, в основе которых также лежит знак Знамени Мира. Протоиндийское "колесо времени" представляло собой окружность с 6-ю спицами, вероятно, по числу сезонов. Другим обозначением года был сердцеобразный символ. На датированной III-им тысячелетием до н.э. печати изображён тур-единорог, знаменующий собой год, на плече которого начертан лепесток лотоса с тремя колёсами [10]. Известен также амулет сердцеобразной формы с тремя концентрическими кругами, передающими календарную информацию [11].

Бляшка IV в. до н.э. из Анапы состоит из 3-х больших и 31 малых полусфер [12]. Последние распределены кольцами в количестве 12, 13, 13. Хронологический алгоритм был, надо полагать, достаточно универсальным. Левое кольцо позволяло фиксировать по месяцам земной год.

В подобной же бляшке из бронзы трансильванской группы скифо-сарматского времени три больших круга окружены 12 маленькими [13]. В сумме они составляют 15 – половину месяца. Однако здесь каждый большой круг рассечён двумя дугами, вследствие чего появляется возможность прибавлять и отнимать не только целые числа, но и полуцелые. Так можно получить число 31 и число 29,5 значение лунного синодического месяца.

Бляшки словен новгородских первой половины I тыс. н.э. состоят только из трёх полусфер, но зато каждая из них окружена манжеткой с насечками. Иногда четыре такие бляшки объединяются в одну сложную композицию с центральным отверстием [14].

Замечательные украшения словен новгородских – лунницы – выполнены в виде серпа луны с тремя кругами в центре, каждый из которых состоит из трёх маленьких полусфер [15]. Лунницу из Старо-сиверского окаймляют 30 маленьких полусфер; орнамент же из мелких точек, видимо, также содержит числовую информацию [16].

Удивительно, что среди некоторых венгерских находок Восточной Европы средневекового времени встретилась сердцеобразная фигура, которая почти точно повторяет проиндийский символ года [17]. Такой же формы бляхи тюхтятской культуры в Хакасии IX - X вв. [18].

В наскальном искусстве Знак Знамени Мира также появляется с эпохи камня. Так, круг с тремя точками и три соединённые окружности выбиты в Монголии на каменных плитах в Аршан-хаде и Цагаан-айриге ещё в мезолитическое время [19]. Круг с тремя точками, как считает Э.А.Новгородова, может быть сравним с антропоморфными фигурами эпохи палеолита, напоминающими женские и мужские символы [20].

Знак Знамени Мира можно обнаружить среди амурских изображений Сакачи-Аляна неолитического времени [21] и петроглифов Ангары эпохи бронзы [22].

А.П.Окладников, нашедший подобный знак на горе Тэбш в Монголии, охарактеризовал его, как "три кольца, соединённых вместе и образующих как бы треугольник, похожий на "Символ Пакта Рериха" [23]. Именно такие изображения воспроизводит в своих картинах Н.К.Рерих "Святые камни. Монголия" (1935 – 1936 гг.) и "Монголия. Всадники" (1935 – 1936 гг.). "Чингиз-хан (Всадник. Монголия)" (1937 г.) имеет на груди те же три круга.

Нормальные и перевёрнутые изображения знака с центральным кругом внизу, называемые в археологии личинами, нашли отражение в картине Рериха "Заклятие земное" (1907 г.). Художник реконструирует один из наиболее загадочных обрядов древности, связанный с масками — личинами, и археологически точно воспроизводит петроглифы Сакачи-Аляна и Форта Руперт (США) [24]. Поразительно близкий сюжет, подтверждающий верность реконструкции Рериха, был недавно открыт в урочище Мугур - Саргол (Тува). Здесь на скалах, выступающих из Енисея, выбит человек в странной полусогнутой позе с посохом, шагающий среди антропоморфных личин. Как отмечает исследователь енисейских петроглифов М.А.Дэвлет, эту композицию можно отчасти связать с обширной группой танцующих человечков в петроглифах Карелии и мелкой пластики Прибалтики [25].

Огромная трёхчашечная личина видна у Рериха среди облаков в эскизе декорации "Великая жертва" (1910 г.) к балету Стравинского "Весна Священная", а также в полотне "Путь великанов" (1910 г.).

Для интерпретации трёх соединённых кругов в петроглифах Сакачи-Аляна и горы Тэшб А.П.Окладников привлекает бытующие в Азии легенды, где говорится о трёх солнцах. Два из них убивает космический стрелок, одно остаётся [26, 27]. Символом полуденного солнца или небесным оком называл И.Т.Савенков так называемый "третий глаз" на окунёвских стелах эпохи бронзы [28]. Там он вместе с двумя обычными глазами образует композицию, подобную знаку Знамени Мира [29]. К солнечной символике ведут и праславянские фибулы и браслеты VII века до н.э. На бронзовом браслете из радолинского клада представлено три солнечных диска, два из которых сопровождаются лебедиными шеями [30]. Три солнца, считает Б.А.Рыбаков, выражают идею движения светила: восходящее солнце — утро, поддень и вечер русских сказок. Само же сочетание солнечной темы с темой лебедей встречается в искусстве и мифологии достаточно широко [31]. Как Знамя Мира с лучами выглядит солнце на шаманских бубнах алтайцев конца XIX — начала XX вв. [32].

Обнаруженные нами на Алтае три выбитые по кольцу окружности из грота Куйлю, относящиеся к концу эпохи камня, возможно, представляют собой символическое изображение души [33].

Самые последние изображения Знамени Мира появились на Алтае в 1975 году. Тогда в марте группа Е.Великанова, спускаясь с вновь открытого перевала Рериха (второе название – перевал 30-летия Победы) в сторону Кучерлинского озера, оставила для будущих восходителей этот знак на скале в качестве ориентира. В том же году, в июле группа под моим руководством совершила первое восхождение на пик Рериха с запада. На вершине пика трое участников нарисовали красной краской три знака Знамени Мира. В этот момент мы увидели прекрасное зрелище — лавину с Белухи.

В декоративно-прикладном искусстве знак Знамени Мира в неолитическое время фигурирует как композиционный принцип на эламской керамике [34] и как узорный мотив на венчике мачанского сосуда культуры Яншао [35]. В Китае знак продолжает использоваться в ранний период династии Западной Чжоу IX — X вв. до н.э. [36] и на бронзовой фигурке оленя в V - III вв. до н.э. [37].

Три круга из трёх концентрических колец украшают изделия из Кобанского могильника X - VII вв. до н.э. [38]. Широко распространяется знак Знамени Мира в скифо-сарматское время среди памятников Трансильванской [39] и Потисской [40] групп, на изящной золотой серьге из раскопок В.Д.Кубарева [41].

Мотив из трёх полусфер используется на памятнике из Пантикапея 400 года [42], на бронзовом кельтском браслете [43] и как декоративный элемент латенского стиля [44].

В эпоху средневековья знак Знамени Мира можно обнаружить среди предметов Лядинского могильника (древняя Мордва IX — XI вв.) [45], среди украшений Вымской культуры Прикамья [46], а также среди инвентаря памятников Молчановского типа финно-угров [47]. В керамике знак продолжает наблюдаться в начале II тысячелетия в Армении [48] и в Грузии [49].

В XVIII веке трехточечным узором расписана датская прялка [50], а ещё позднее разноцветные сферы украшают декоративное панно из Монголии [51].

Рерих в статье "Везде" упоминает о черкесских боевых клинках со знаком Знамени Мира, но ещё этот знак существовал в эпоху бронзы в Триалетской культуре Дагестана [52], в фибуле из Мингечаура [53], в украшениях скифо-сарматского времени из Северной Осетии [54], в амулете из Мокрой Балки VII - VIII вв. [55].

Что касается тамги Тамерлана, то у неё на территории Средней Азии были свои предшественники среди изделий из Маргианы IV - I вв. до н.э. [56] и Мархаматского комплекса из Ферганы I - IV вв. н.э. [57].

Говоря о старинных английских монетах, Рерих, надо полагать, имел в виду гроут короля Эдуарда I, выпущенный в 1279 году, с эффектным повтором трёх кругов в четырёх секторах круга [58]. Ещё более древним денежным знаком в Европе была кельтская золотая монета II века, так называемая радужная чашечка с тремя кругами и окаймляющим полукольцом [59]. Вспоминая кельтские древности, Рерих создаёт эскиз костюма Изольды к опере Р.Вагнера "Тристан и Изольда" (1912 г.). В верхнем правом углу листа художник даёт крупным планом деталь декоративного убранства костюма с характерными для кельтского искусства строгим контуром и тремя кругами.

На денге Бориса Александровича Тверского (1460-е годы), схематически изображающей поединок Геракла с Немейским львом, те же три круга [60]. Вообще, в древнерусском искусстве немало примеров использования знака Знамени Мира. Действительно, как упоминает Рерих, мы находим его на иконах Чудотворца Николая [61] и Преподобного Сергия [62]. Дионисий рисует знак на образе Григория Богослова [63] и Кирилла Белозерского [64]. Поэтому не случайно и у самого Рериха на двух картинах "Святого Сергия" (1932, ГТГ, МЦР) также присутствует знак Знамени Мира.

На иконах XIV века тремя кругами помечены шапки Святых Бориса и Глеба [65, 66]. Более ранняя традиция нанесения знака на одежду восходит, по-видимому, к античному времени, например, к боспорской пелике IV в. до н.э. из Пантикапея [67]. Знаком из трёх точек отмечены одежды Девы Марии на новгородских царских вратах XIII в. [68]. Затем такой же узор обнаруживается на древнеболгарской иконе XIV в. [69]. В картине Рериха "Труды Мадонны" (1931) плащ Святой Заступницы также декорирован орнаментом из трёх элементов в треугольной композиции.

В раннем византийском блюде — дискосе три круга обрели смысловую наполненность и временную соподчинённость [70]. Идея воскресения через страдание и смерть выражена с помощью трёх евангельских сюжетов. Прочтение композиции начинается с нижнего правого круга со сценой Распятия, затем идёт к левому кругу с Гробом Господним и заканчивается верхним кругом с Вознесением.

В гениальной "Троице" Андрея Рублёва как бы незримо присутствует круг, символизирующий триединство Божества. Рерих в своей картине "Знак Троицы" (1932 г.), выявляя этот круг и сближая нимбы ангелов, получает ясную композиционную формулу. Знак Знамени Мира раскрывается здесь через знак Троицы. Согласно мифологическим представлениям на вершине мировой горы, куда Рерих помещает Троицу, находится Дом Божий. Сияя на фоне небесного Иерусалима, Знак Троицы - Знак Знамени Мира с чашей Христа славит гармонию Высших Сил и Высшую любовь в её жертвенном подвиге.

Высшая Мудрость в древнерусском искусстве также отмечена знаком Знамени Мира. Он находится на книге, которую держит Христос в новгородском "Деисусе" XV в. из национального музея Стокгольма [71].

Узором из трёх точек и пересекающихся синусоид расписан свод в церкви Архангела Михаила "на Сковородке" [72].

Знак Знамени Мира присутствует на омофорах русских святых: например, в иконе XVI в. московских святителей митрополитов Петра, Алексея, Ионы [73] или на деревянном барельефе XVII в. с изображением соловецких старцев Зосимы и Савватия [74]. Однако чаще всего в такой омофор облачён Никола Можайский или Никола Зарайский. Последний художник итальянского Возрождения Я.Тинторетто также изображает Святого Николая с тремя золотыми шарами – символом благодеяния [75].

Два мастера XV века — русский Амвросий и Ян ван Эйк из Нидерландов помещают Богоматерь на постамент с тремя кругами [76, 77].

Вообще, всё раннее Северное Возрождение и наследие интернациональной готики насыщено знаком Знамени Мира. Так называемый готический трилистник из трёх кругов присутствует почти во всех готических соборах как основной декоративный элемент стен и витражей. Он украшает западный фасад собора Парижской Богоматери [78] и западный фасад церкви Сен-Никез в Реймсе [79]. Стрельчатые окна готических соборов обычно завершаются трилистником. Такое же маленькое оконце изображено Ян ван Эйком в его знаменитом Гентском алтаре [80]. Художники иллюминированных готических рукописей выводили золотом три слившихся круга. На груди у Уты из Наумбургского собора шестилучевая звезда имеет на своих окончаниях три полусферы [81].

Однако в западном искусстве встречается и не слитное изображение трёх кругов. В таком варианте они присутствуют на брюссельских шпалерах начала XVI в. "История рыцаря Лебедя" [82] и "Легенда о Саблонской Мадонне" [83].

Знамя Мира было освящено в 1931 году в Брюгге, где сама ратуша декорирована готическим трилистником [84]. В том же году Рерих создает серию произведений, отражающих смысл и назначение охранительного полотнища. Это известные его картины — плакаты "Зарево" и "Знамя Мира. Pax cultura". В триптихе "Fiat Rex!" знак нарисован дважды: на рукоятке меча и на щите воина. По-видимому, это крестоносец (вспомним рериховское замечание о знаках на щитах крестоносцев). Это явно не античный воин, хотя в то время также на щитах бывал знак Знамени Мира. Его мы видим на черно-фигурном аттическом кувшине из Ольвии VI в. до н.э. [85].

"Знамя Мира" (1931 г.) на вершине горы среди панорамы снежных пиков выражает свою причастность белому небесному высокогорью, увенчанному "подвигами лучших искателей истины" [86]. Это произведение напоминает мне реальное событие, бывшее на Алтае в 1974 году, когда Знамя Мира, занесённое нами в 100-летний юбилей Н.К.Рериха на пик его имени, было вот так же развёрнуто на фоне священной Белухи.

Отблеск искусства Леонардо несёт на себе "Мадонна Орифламма" (1932 г.). Здесь всё, как в ренессансных образах наполнено любованием и человеческим обликом Богини, и открывающимися космическими далями. Орифламма – алая боевая хоругвь французских королей – призывает здесь не к сраженью, а к охране всей красоты мира. Мафорий на голове Владычицы отмечен тремя кругами, как украшали обычно корону Богоматери художники XV в., в частности Жан Фуке [87].

"Мадонна Защитница" (1932 г.) раскинула свой плащ, охраняя храмы, дворцы и соборы всего мира. Рерих трансформирует здесь популярный в эпоху Возрождения образ Богоматери Милосердие (например, произведение французского художника XV в. А.Картона [88]). На груди Защитницы большая фибула со знаком Знамени Мира, как и у Архангела Михаила в "Страшном суде" Рогира ван дер Вейдена [89]. Интересно отметить, что там в каждом круге ещё три малых круга.

"София – Премудрость" (1932 г.) ведёт свои истоки уже не от католических образов, а от православных, хотя здесь Рерих вместо спокойного и торжественного образа икон создаёт произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Его София летит на коне, как это принято для изображения Архангела Михаила – воеводы – предводителя светлых сил. Вместо нимба Софии – диск солнца. Согласно традиции София держит закрытый список и "в нём неведомыя и сокровенные тайны Божий" [90]. Рерих раскрывает список. На нём - Знамя Мира и трижды повторенное "свято". В книге художника "Держава Света" в 1931 году было написано: "Пусть теперь женщина – Матерь Мира – скажет: "Да будет Свет!" Каков же будет Свет? И в чём будет заключаться огненный подвиг? – В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано – Любовь, Знание и Красота" [91]. Применяя эти мысли к данной картине, можно прочитать свиток следующим образом: "Свята Любовь. Свято Знание. Свята Красота". Видимо, настало время, чтобы люди осознали и оберегли эти высшие духовно-эволюционные ценности. Ведь на них будет покоиться краеугольный камень будущей Культуры, через них придёт новый мир.

В охваченном пожаром небе София реет над символическим мировым городом, окружённом общей кремлёвской стеной. Вход к нему идёт от узнаваемой всеми китайской башни.

На темы Востока Рерих написал несколько произведений со знаком Знамени Мира. Своеобразным эпиграфом к ним можно считать картину "Тибет" (1933 г.). Расходящиеся из небесного фокуса линии гор как бы осеняют высшим светом монастырь — символ земной мудрости. На смысловой центр полотна указывает тибетская хоругвь, где изображён конь с тремя горящими кругами – сокровищем мира – Чинтамани. Легенду о Чинтамани, запёчатлённую кем-то на каменной глыбе, Рерих перенёс к себе на холст в картине "Белый камень" (1933 г.). Художник оживляет этот сюжет в своих полотнах "Знаки Чинтамани" (1937 г.) и в раннем варианте "Сокровище Мира. Чинтамани" (1924 г.). Изображение коня с сокровищем мира нарисовано также в раскрытом свитке в картине Рериха "Приказ Ригдена" (1933 г.). Могучий и пламенеющий, с золотой короной из трёх сфер, а он посылает в мир своих огненных вестников. Подобной же короной увенчаны на византийском моливдовуле VII в. Констант II с сыном [92]. Узор из трёх жемчужин украшает корону и плащ императора франков в картине французского художника Мейссонье "Карл Великий" (1840 г.) [93]. Круг с тремя разноцветными кругами: жёлтым, синим, красным держит герой Рериха в картине "Бхагаван" (1931 г., Рига, Художественный музей).

Картина "Оттуда" (1936 г.) изображает "тибетскую женщину, сидящую на каменистом берегу реки, одетую в халат, орнаментированный тремя кругами знака Знамени Мира" [94].

В картине "Мысли огненные" (1934 г.) на груди у героини фибула с тремя кругами, какие носят тибетки. Высокий женский образ с пламенной чашей на фоне священной Канченджанги как бы отодвигает своей духовной энергией наползающие на мир тёмные тучи.

Следует отметить поразительный факт, что ещё задолго до того, как Рерих предложил охранное знамя, этот знак уже присутствовал в произведениях художника. Помимо "Заклятия земного", в том же 1907 году Рерих рисует знак Знамени Мира на плаще Архангела Михаила на иконе из иконостаса для фамильной церкви Каменских в женском монастыре в Перми. По-видимому, Рерих продолжает здесь некую негласную художественную традицию. Среди западной иконографии она просматривается в упомянутых выше образах Святого Доминга из "Силоса", Святого Михаила Бартоломео Вермехо и Рогира ван дер Вейдена, а также Святого Маврикия – мастера из Мулена [95]. Среди староболгарских памятников три белые точки на красных плащах Архангелов можно обнаружить на иконе XVI в. "Спас Эммануил с Архангелами" [96], а также на иконе XVII в. "Архангел Михаил" [97].

В эскизе "Царица небесная" (1910 г.) для росписи Талашкинской церкви Рерих украшает трон каймой из трёх кругов в полуокружье.

В 1912 году Рерих пишет эскизы декораций и костюмов к пьесе А.Н.Островского "Снегурочка" на сцене Петербургского драматического театра Рейнеке. Костюм Снегурочки весь украшен большими кругами и маленькими, объединёнными по три и оканчивающимися завитком. Кстати, такой же декоративный мотив обрамляет герб Сибири из Жалованной грамоты 1690 г. [98].

Знак Знамени Мира в своём полном завершении с внешним кругом оказался на скоморошьем костюме, написанном Рерихом к опере А.П.Бородина "Князь Игорь" в листе "Скоморохи Скула и Брошка" (1914 г.). Костюм Жреца из балета "Весна священная" (1912 г.) также декорирован орнаментом из трёх красных колец.

Все эти круги в ранних работах Рериха на русскую тематику появились, конечно, не случайно. Ведь ещё в эпоху неолита на русской равнине от Камы до Прибалтики процветала волосовская культура (название от пос. Волосово в бассейне Волги), в которой был широко распространён кружковый орнамент, в том числе и из трёх кругов [99]. Такой же орнамент из трёх кругов прослеживается и на глиняной посуде в андроновскую эпоху в Сибири [100]. Сам Рерих, исследуя истоки русского костюма, писал, что равнина России и Сибири несёт в своих недрах "наслоения самые неожиданные" [101.

Подчас для своих образов Рерих привлекает известные шедевры мирового искусства. В триптихе "Жанна Д'Арк" (1931 г.) за основу центральной композиции "Вечная Матерь" он берёт знаменитый витраж Шартрского собора [102]. Здесь те же густые синие и красные тона. Художник позволил себе изменить лишь рисунок короны Богоматери, добавив к ней три красных круга, образующих знак Знамени Мира.

В картине "Меч Мира" (1933 г.) герой Рериха напоминает статую воина из Аллеи Духов – погребального сооружения миньских императоров Шисаньлин близ Пекина XV — XVII вв. [103]. Художник рисует на шлеме воина знак Знамени Мира, меч в горизонтальном положении, а руки в жесте моления. Рерих создал здесь образ, исполненный огромной внутренней силы и духовной мощи, направленной на благо мира.

Характерно, что в древнерусском искусстве три круга часто объединяются в трилистник. Наиболее чётко в окаймляющем круге он выведен у А.Рублёва в Евангелии Андронникова монастыря [104]. Этот очень древний символ фигурирует на древнеегипетской богине неба Хатор XIV в. до н.э. [105], на фаюмском портрете II — III вв. н.э. [106], на одеянии Святого Дмитрия в византийской мозаике VII в. [107]. Уместно вспомнить здесь и одно из ранних на Востоке изображений трилистника на скульптуре жреца из Мохенджо-Даро III тыс. до н.э. [108] и его повторение на мужском одеянии из Безе-клика средневекового времени [109]. На плече у рериховского "Ярослава Мудрого" (1941 г.) также красуется тот же слитный из трёх кругов знак трилистника.

Также и на костюмах японских актёров начала XVIII века в качестве отличительного знака использовались моны в виде кольца с тремя кругами внутри [110].

Идеи Пакта Рериха и Знамени Мира вдохновляют и других мастеров кисти и резца. Прежде всего, значительны портреты самого Н.К.Рериха, написанные его сыном С.Н.Рерихом в 30-40 годы. Среди них есть такие, где автор Пакта изображён рядом со Знаменем Мира.

На одном из портретов Н.К.Рерих предстаёт на фоне Гималаев рядом с камнем, где нарисован конь с Сокровищем Мира. В стилистическом отношении этот народный примитив близок кельтскому образцу I-го тыс. до н.э. [111], а тот, в свою очередь, ещё более древнему памятнику II-го тыс. до н.э. с территории Франции [112]. На территории России подобный сюжет – конь с тремя кругами на спине – известен среди шаманских изображений XI - XII вв. н.э. среди шаманских изображений пермского звериного стиля [113]. Среди памятников этого круга поражает серебряная пластина – как бы Знамя Мира, покоящееся на квадратном пьедестале [114]. Квадрат обрамляют 30 и 7 маленьких кружков. Знаменная триада окружена кружками, дающими в сумме также число 30. Всё это указывает, надо полагать, на календарный смысл изделия.

В 1937 году была создана интересная скульптура "Мадонна Знамени Мира" [115]. Её автор – ваятель из Литвы – Д.Тарабильдене. Из произведений последних лет со Знаменем Мира следует отметить картину тувинского художника Саая Сарыг-Оола "Экспедиция Н.К.Рериха в Центральной Азии" (1978 г.) [116], а также монументальное мозаичное панно новосибирского художника В.П.Сокола "Советская Сибирь" 1979 г.) [117].

Итак, даже из тех примеров, которые нам удалось "разглядеть", проистекает вывод, что Знак Знамени Мира был чрезвычайно широко распространён с ранней истории человечества. В нём сознание народов объединялось в "устремлении к Высшему" [118]. Знаковая, числовая информация запечатлела долгий опыт астрономических наблюдений, когда пытливая мысль познавала космические закономерности.

Не случайно Н.К.Рерих начинает свою статью "Знаки " с Ориона [119]. Однако, вознося взгляд к небу, человек видел там и духовную высоту. Самые дорогие и священные изображения несли на себе знак Знамени Мира. Разные религии, разные народы отмечали знаком триады своих воителей за правду, великих Святых и великих Учителей. Более всего отмечены им Богоматерь и Николай Чудотворец, а также образы Архангела Михаила, Сергия Радонежского и Благословенного. С их делами, с их приходом люди связывают надежду на будущее. Знак Знамени Мира - это, несомненно, знак новой эры. Следуя совету Н.К.Рериха, постараемся "запомнить" это на путях к Свету.

 


1. Рерих Н.К. Листы дневника. – М.: Международный Центр Рерихов, 1995. – С.150.

2. Там же.

3. Там же, С. 202.

4. Там же, С. 540.

5. Лазарев Е. Знамя Грааля. – Наука и религия, 1987. - № 12. – С. 56 – 61.

6. Кальжанова Г.И. Символизм в творчестве Николая Рериха. – Пути восхождения. - М.: Международный центр Рерихов, 1995. - С. 333-351.

7. Ларичев В.Е. "Белая лошадь" – святилище древнекаменного века Хакасии. - Новосибирск: СО РАН, 1992. - Рис. 23 - 24.

8. Там же, С. 78.

9. История искусства зарубежных стран. - М.: Изобр. искусство, 1979. - Рис. 23.

10. Альбедиль М.Ф. Протоиндийское "колесо времени". - Календарь в культуре народов мира. - М.: Наука, 1993. - С. 88.

11. Там же, С. 89.

12. Сокровища анапской земли. - Наука и жизнь, 1977. - № I. - 4-я сторона обложки.

13. Археология СССР. Степи Европейской части СССР в скифо-самарское время. - М.: Наука, 1989. - С. 334. - Табл. 29. - № 31.

14. Археология СССР. Восточные славяне в VI - XIII вв. - М.: Наука, 1982. - С. 87. - Табл. 21. - № 26 и № 19.

15. Там же, С. 281. - Табл. 68. - № 14.

16. Там же, С. 227. - Табл. 53. - № 16.

17. Археология СССР. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. - М.: Наука, 1987. - С. 352. - Табл. ЮЗ. - № 5.

18. Кызласов Л.Р., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. - М.: Наука, 1990. - С. 98. - Табл. 21. - № 13.

19. Новгородова Э.А. Мир петроглифов Монголии. - М.: Наука, 1984. - С. 32. - Рис. 7.

20. Там же, С. 33.

21. Окладников А.П. Лики древнего Амура. - Новосибирск: Западно - Сибирское книжное изд - во, 1968. С. 218. - Рис. 84.

22. Дроздов Н.И. Наскальные рисунки и каменное изваяние Северного Приангарья. - Проблемы изучения наскальных изображений в СССР: Сб. науч. тр. - АН СССР, Ин-т археологии; Отв. ред. М.А. Дэвлет. - М., 1990. - С. 213. - Рис. I.

23. Окладников А.П. Петроглифы Центральной Азии. - Л.: Наука, 1980. - С. 253. - Табл. 153. - № 25; - С. 28. - Табл. 58,7.

24. Окладникова Е.А. Загадочные личины Азии и Америки. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1979. - С. 152. - Табл. 13. - № 4.

25. Дэвлет М.А. Петроглифы Мугур - Саргол. - М.: Наука, 1980. - С. 180, 233.

26. Окладников А.П. Лики древнего Амура. - С. 163.

27. Окладников А.П. Петроглифы Центральной Азии. - С. 86.

28. Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н.Б., Максименков Г.А. Памятники окуневской культуры. - Л.: Наука, 1980. - С. 58.

29. Там же, Рис. 11, 22, 27, 71.

30. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1981. - С. 341.

31. Там же, С. 343.

32. Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX - начала XX в. - М.- Л., 1954. - Труды Ин-та Этнографии. - Т. 22. - С. 644. - Рис. 8 в.

33. Маточкин Е.П. К расшифровке петроглифов грота Куйлю. - Семантика древних образов. Первобытное искусство, - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние. 1990. - С. 48.

34. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. - М.: Искусство, 1976. - С. 49 - Рис. 31.

35. Кашина Т.И. Керамика культуры Яншао. - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1977. - С. 133.

36. Шан чжоу цинтунци вэньши (Узоры на бронзовых изделиях эпохи Шан и Чжоу). - Пекин: Вэньу, 1984. - С. 243. - № 693.

37. Zubor Hajek. Chinesische Kunst. - Prag.: Artia, 1995 - Fig. 232.

38. Экспонируется в Эрмитаже.

39. Археология СССР. Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время. - С. 334. - Табл. 29. - № 23, 24.

40. Там же, С. 335. - Табл. 30. - № 32. The Altai culture. Catalogue. - Seoul, 1995. - Fig. 98.

41. Алтайская культура. Каталог. - Сеул, 1995. - Рис. 98. На англ. яз.

42. Экспонируется в Эрмитаже.

43. Филип Ян. Кельтская цивилизация и её наследие. - Прага: Артия, 1961. - Табл. 30.

44. Там же, С. 54. - Рис. 13.

45. Материалы по археологии России. Ястребов В.Н. Лядинский и Томниковский могильники. - С.-Пб., 1893. - Вып. 10. - Табл. V. - № I.

46. Археология СССР. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. - С. 305. - Табл. 57.

47. Там же, С. 316. - Табл. 68. - № 5, № 16.

48. История искусства народов СССР. Т. 2. Искусство IV - XIII веков. - М.: Изобр. искусство, 1973. - С. 167. - Рис. 164.

49. Там же, С. 252. - Рис. 248.

50. Ornamentik der Volkskunst in Europa. - Leipzig: Ed. "Leipzig", 1981. - № 78.

51. Искусство стран Востока. - М.: Просвещение, 1986. - С. 313.

52. Археология СССР. Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. - М.: Наука, 1994. - С. 265. - Табл. 100.

53. Археология СССР. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. - М.: Наука, 1985. - С. 171. - Табл. 57.

54. Археология СССР. Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время. - Табл. 107.

55. Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. - М.: Наука, 1981. - С. 181. - Рис. 64. -№ 33.

56. Археология СССР. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. - С. 388. - Табл. 100.

57. Там же, С. 439. Табл. 151.

58. Муха М. Редкая английская монета Эдуарда I. - Сообщения государственного Эрмитажа. - Л.: Искусство, 1982. - Вып. XLVR - С. 77 - 79.

59. Филип Ян. Кельтская цивилизация и ее наследие. - С. 134. - Рис. 31.

60. Сотникова М. О некоторых древнегреческих сюжетах на русских монетах XV века. - Сообщения государственного Эрмитажа. - С. 79 - 82.

61. Одна из ранних икон со знаком Знамени Мира: Ростово-Суздальская школа живописи. - М.: Сов. художник, 1967. - С. 53. - № 20.

62. Троице-Сергиева Лавра. - М.: Искусство, 1968. - Рис. 167.

63. Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. - М.: Искусство, 1971. - Рис. 74.

64. Там же, Рис. 79.

65. Лазарев В.Н. Новгородская иконопись. - М.: Искусство, 1969. - Рис. 21.

66. Живопись древнего Пскова. - М.: Госзнак, 1971. - Рис. 31.

67. Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. - М.: Наука, 1984. С. 302. - Табл. 112. - № 2.

68. Смирнова Э.С. Живопись великого Новгорода. H.K.F Середина XIII - начало XV века. - М: Наука, 1976. - С. 273. - Кат. № 4.

69. Svetlin Bossikov. 12 ikon from Bulgaria. - Sofia: The Bulgarski Houdozhnik Publishing House, 1979. - p. 1.

70. Банк A.B. Византийское искусство. - Л. - М.: Сов. художник, 1966. - Рис. 122.

71. Смирнова Э.С. "Деисус" с Николой и неизвестным святым в национальном музее Стокгольма. - Древнерусское искусство XIV-XV вв. М.: Наука, 1984. - С. 169.

72. Малков Ю.Г. О датировке росписи церкви Архангела Михаила "на Сковородке" в Новгороде. - Древнерусское Искусство XIV-XV вв. - М.: Наука, 1984. - С. 219.

73. Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. - М.: Искусство, 1966. - Рис. 121.

74. Померанцев Н. Русская деревянная скульптура. - М.: Сов. художник, 1967. - Рис. 43.

75. Музеи мира. Музей истории искусства. Вена. - М.: Изобраз. искусство, 1986. - Рис. 122.

76. Троице-Сергиева Лавра. - М.: Искусство, 1968. - № 186.

77. Шедевры западноевропейской живописи XIV - XVIII вв. из собрания Тиссен - Борнемиса. - Милан: Электа, 1987. - С. 19. - № 5.

78. Лясковская О.А. Французская готика XII - XIV веков. - М.: Искусство, 1973. - № 128.
79. Там же, № 124.

80. Сарабьянов А.Д. Ян ван Эйк. - М.: Изобразит. Искусство, 1990. - № 5.

81. Всеобщая история искусств. Том второй. Искусство средних веков. Книга первая. - М.: Искусство, 1960. - № 271.

82. Западноевропейские шпалеры в Эрмитаже. - Л.: Сов. художник, 1965. - № 80.

83. Там же, N 120.

84. Памятники мирового искусства. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. - М.: Искусство, 1994. - № 3 в.

85. Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. - С. 333. - Табл. 142.

86. Рерих Н.К. Из литературного наследия. - М.: Изобр. искусство, 1974. - С. 372.

87. Памятники мирового искусства. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. - № 238.

88. Там же, № 232 б.

89. Там же, № 58.

90. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. В 2-х т. Т. I. - М.: Правда. 1990. - С. 386.

91. Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. - Рига. Виеда, 1992. - С. 37.

92. Банк В.А. Византийское искусство. - № 120.

93. Государственный Эрмитаж. Каталог. Французская живопись. Начало и середина XIX века. - Л.: Искусство, 1983. с. 338. - № 307.

94. Jacgueline Decker. Nicholas Roerich. The life and art of a russian master. - London: Thames and Hudson Ltd, 1989. - p. 194.

95. Памятники мирового искусства. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. - № 251.

96. Svetlin Bossilkov. 12 ikons from Bulgaria. - Plate VII, X.

97. Там же.

98. История Сибири. Т. 2. Сибирь в составе феодальной России. - Л.: Наука, 1968. - С. 23.

99. Археология СССР. Эпоха бронзы лесостепной полосы СССР. - М.: Наука, 1987. - С. 158. - Рис. 2.

100. Там же, С. 389. - Рис. 110.

101. Рерих Н.К. Пути благословения. - Нью-Йорк: Алатас, 1924. - С. 73.

102. Всеобщая история искусств. Т.2. Искусство средних веков. Цв. илл. между С. 280 и 281.

103. Искусство Китая. - М.: Изобр. искусство, 1988. - № 139.

104. Брюсова В.Г. Андрей Рублев. - М.: Изобраз. искусство, 1995. - Рис. 8.

105. Мифы народов мира. В 2-х т. - М.: Сов. энциклопедия, 1982. - Т. 2. - С. 585.

106. История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток. Античность - М,: Изобр. искусство, 1979. - Рис. 383.

107. Лазарев В.Н. История византийской живописи. В 2-х т. - М.: Искусство, 1986. - Т.2. - Рис. 43.

108. Тюляев С.И. Искусство Индии. - М., Искусство, 1988. - № 32-33.

109. Экспонируется в Эрмитаже.

110. Сердюк Е.А. Японская театральная гравюра 17 - 19 веков. - М.: Искусство, 1990. - С. 49.

111. Голан А. Миф и символ. - М.: Русслит, 1993. - Рис. 299 - 2.

112. Там же. - Рис. 298 - 3.

113. Спицын А.А. Шаманские изображения. Зап. отд-ния рус. и славянской археол. Рус. археол. о - ва. - Спб., 1906. - Т. 8, вып. I. - С. 131. - Рис. 386.

114. Antiquites du Nord Finno - Ougrien, publiees a laide dune subvention de I Etat par J.R.Aspelin. - Vol. II.

115. Аge du Per. Antiguites Permiennes. - Helsingfors, 1877. - P. 162. - Fig. 755. 115 Печаталась на фотооткрытках.

116. Сибирь социалистическая. V зональная художественная выставка. - Л.: Художник РСФСР, 1983. - Рис. 26.

117. Клименко М. Славя труду созидающему! Советская Сибирь. - 3 ноября 1979.

118. Рерих Н.К. Листы дневника. - Т. I. - С. 202.

119. Там же.

Мир Огненный. – 1997. – № 4 (15). – С. 74 – 81.

 


 

 

Контакты Написать письмо Карта сайта   Назад Главная