Лого
  Карта сайта Написать письмо Контакты

Знамя Мира и Культуры


Главная >> Знамя Мира и Культуры >> Из истории Пакта Рериха. Публикации >> Томша Э.А. Петербургские истоки Пакта Рериха

Из истории Пакта Рериха. Публикации

 

Томша Э.А.

Петербургские истоки Пакта Рериха

Н.К.Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба. Он поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования.

Д.С. Лихачев

 

В 2010 году мировое сообщество отмечает важную дату - 75 лет со дня подписания Пакта Рериха. Идея заключения международного соглашения о защите культурных ценностей прошла длительный и трудный путь, прежде чем была окончательно сформулирована. В настоящее время, когда на нашей планете безвозвратно утрачиваются памятники культуры, как в военное, так и в мирное время, настоятельно необходимо обратиться к идеям Пакта Рериха, проследить истоки их зарождения, историю развития и продвижения.

Сегодня в публикациях достаточно широко освещена история продвижения Пакта Рериха с 1929 года. Но мало известно, что истоки этого явления, одного из самых значимых в XX веке, зародились в Санкт-Петербурге в конце XIX века по инициативе Н.К.Рериха.

Любовь к истории, осознанное стремление постичь истоки культуры своей родины проявились у Николая Рериха еще в гимназические годы. Уже в 1892 году семнадцатилетний учащийся гимназии К.И.Мая производит первые самостоятельные раскопки средневековых курганов в районе своего семейного имения Извара вместе со своим наставником в области археологии — Львом Константиновичем Ивановским [1].

Спустя два года студент Императорского Санкт-Петербургского университета и вольнослушатель Императорской Академии художеств Николай Рерих впервые получает открытый лист от Императорской Археологической комиссии на проведение археологических исследований «памятников древностей» в пределах Изварской казенной дачи Царскосельского лесничества [2, с. 24].

Стремление Николая Рериха к археологическим исследованиям «памятников древности» приводит к изучению «родной археологии», определяет творческие интересы молодого художника разрабатывающего тему «русского исторического жанра» во время обучения в Академии художеств. Эта тема найдет отражение в таких картинах художника, как «Гонец» (1897) — выпускная работа Н.К. Рериха, сразу принесшая ему известность; «Идолы» (1900) - «Заморские гости» (1901); «Город строят» (1902) и многие другие.

Обучение на юридическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета дает Н. Рериху возможность освоить основы права. В это время зарождается интерес к изучению быта и жизни художников Древней Руси. В 1894 году студент второго курса юридического факультета Николай Рерих в дневнике запишет: «...с удовольствием занялся бы я одним историко-юридическим исследованием о быте и положении первых русских художников, как приезжих, так и местных. Вопрос совсем не исследованный» [3].

Спустя четыре года эти мысли найдут воплощение в выпускном зачетном сочинении Николая Рериха «Правовое положение художников Древней Руси», с которым он заканчивает юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета [4, с. 163-164].

Во время обучения в университете и после его окончания Н.К. Рерих увеличивает географию мест археологических раскопок — это Санкт-Петербургская, Новгородская, Псковская, Тверская, а в будущем Ярославская и Владимирская губернии. Приобщаясь во время раскопок к артефактам древности, Н.Рерих приходит к пониманию необходимости сохранения этих "памятников старины" для будущих поколений своей родины.

Впервые идея об охране памятников культуры возникла у Н.К.Рериха еще в 1899 году, на следующий год после окончания университета. Художник, которому к тому времени 25 лет, проводя раскопки в Санкт-Петербургской губернии, начал говорить о необходимости защиты памятников археологии, которые передают нам мироощущение древних людей. С этого времени Рерих начинает обращать внимание исследователей-археологов, представителей государственных учреждений и широкой общественности на положение дел в области сохранения «памятников старины». Он принимает самое активное участие в заседаниях и собраниях Императорской Археологической комиссии, Императорского Русского Археологического общества, посвященных теме защиты историко-культурных памятников от разрушения или небрежной реставрации. Н.К. Рерих пишет и публикует статьи, с горечью признавая, что «несмотря на все запрещения, несмотря на опекуншу старины — Археологическую комиссию, на глазах многих тают целые башни и стены» [2, с. 31]. Н.К.Рерих был убежден, что только обращением к самым широким кругам общественности и воспитанием народа в духе уважения к произведениям искусства и предметам культуры предков можно будет спасти бесценные свидетельства прошлого.

Активная археологическая деятельность в Северо-Западном регионе и научное осмысление результатов своих работ приводят Н.К.Рериха к идее создания первой в России «Археологической карты Петербургской губернии». Эта инициатива имела несколько направлений деятельности. Для этого в том же 1899 году была составлена общая памятка-инструкция, рассылавшаяся во все уезды с запросами о наличии перечисленных в списке историко-культурных объектов.

Необходимо отметить, что на рубеже веков, в период с 1899 по 1903 годы, Н.К.Рерих выступил координатором этих исследований и совместно с видными учеными-археологами собрал материалы, содержащие информацию о многих исчезнувших в настоящее время памятниках археологии.

В 1903 году Н.К.Рерих, секретарь Императорского Общества поощрения художеств, вместе с женой, Еленой Ивановной, совершает художественно-археологическую экспедицию по древнерусским городам. Среди них Ярославль, Владимир, Ростов, Суздаль, Юрьев-Польской, Смоленск и многие другие. В основе экспедиции лежат исследования городищ в Ярославской и Владимирской губерниях по поручению Императорской Археологической комиссии и Императорского Русского археологического общества.

Подводя итог путешествию 1903 года, восхищаясь красотой исторических памятников, Н.К.Рерих в докладе «По старине» (1903), прочитанном в Императорском Обществе поощрения художеств, с болью говорит об отношении к их охране : «Минувшим летом мне довелось увидать много нашей исконной старины и мало любви вокруг нее.

Последовательно прошли передо мною московщина, смоленщина, вечевые города, Литва, Курляндия и Ливония, и везде любовь к старине встречалась малыми, неожиданными островками, и много где памятники стоят мертвыми» [2, с. 436]. В другом месте читаем - «Где ни подойти к делу старины, сейчас же попадаешь на сведение о трещинах, разрушающих роспись, о провале сводов, о ненадежных фундаментах. Кроме того, еще и теперь, внимательное ухо может в изобилии услышать рассказы о фресках под штукатуркой, о вывозе кирпичей с памятника на постройку, о разрушении городища для нужд железной дороги» [2, с. 436].

После поездки 1903 года Н.К.Рерих занимает активную позицию по охране и защите многих «памятников старины». Так, выступая с докладом на собрании Императорского Русского археологического общества, он сообщает о бедственном положении Сарского городища под Ростовом, игравшего важную роль в формировании древнерусской народности с VII по XI века и высказывает протест против варварского уничтожения памятника, разрушаемого на нужды железной дороги и шоссе.

Продолжив экспедицию в 1904 году, Н.К. Рерих побывал в Твери, Угличе, Калязине, Кашине и других городах, продолжая исследовательские работы на предмет состояния и сохранности памятников древней архитектуры.

Необходимо сказать, что за два года (1903-1904) экспедиция побывала в 40 древнерусских городах. Н.К.Рерих не только ведет археологические исследования, но и создает большую серию архитектурных этюдов под названием «Памятники русской старины», насчитывающую около 90 произведений. Многие храмы впоследствии были разрушены и остались только на картинах художника, на фотографиях, сделанных Е.И.Рерих, и благодаря которым мы можем видеть сегодня, какими были памятники старины.

По окончании этой экспедиции 2 ноября 1905 года в Императорском Обществе архитекторов Н.К. Рерих делает доклад по теме «Из прошлой и настоящей жизни русского искусства», основанный на впечатлениях от своей экспедиции. В этом докладе Н.К. Рерих указывает «на печальное положение многих наших памятников художественной старины <... > со многими указаниями на новые разрушения и новую гибель памятников» [5, с. 417] и утвердительно высказывает мнение о необходимости активной защиты культурного достояния страны. В своем докладе Н.К.Рерих обращает внимание на важную роль «общественного мнения», как единственную силу, способную охранить наши святыни: «Можно, конечно, говорить и об ужасах, если бы это к чему-нибудь вело, если бы кто-нибудь в силу таких соображений возревновал о памятниках, и не казенным постановлением, а могучим призывом к общественному мнению, которое только одно и может охранить наши святыни» [5, с. 419].

Во время русско-японской войны 1904-1905 годов у Н.К.Рериха оформилась мысль о необходимости специального соглашения по охране просветительских учреждений и памятников культуры. Здесь надо отметить, что, несмотря на продолжающиеся военные действия русско-японской войны, Н.К.Рерих не откладывает принятых решений по вопросам защиты культуры: «Мне говорят, что теперь не время об этом говорить, что минута неудобна, когда общие интересы так далеки от искусства, — но ведь война и смута пройдут, и с особой яркостью выступят мирные интересы, и интерес к искусству будет самый большой» [5, с. 425].

Н.К.Рерих впоследствии считал 1904 год - годом начала своего активного движения за сохранение памятников искусства и культуры, хотя он и ранее выступал в защиту против невежества и разрушения. Спустя годы, вспоминая путь становления Пакта, он напишет: «В истории движения нужно проследить нарастания, начиная с 1904 года. Все время в журналах, в газетах, в речах обсуждалась идея охраны культурных ценностей. Так шло до 1929 года, когда были предприняты международные меры» [6, с. 229].

В 1909 году в Петербурге основывается «Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины» (ОЗСРПИС). Н.К.Рерих стал одним из его организаторов, а с 1910 года - членом Совета. Цель Общества - «поддерживать и способствовать сохранению в России всех памятников, независимо от эпохи их создания» [7, с. 287].

В этом Обществе в 1911 году были созданы несколько комиссий «для предотвращения дальнейшего разрушения памятников и искусства и старины» [7, с. 288]. Н.К.Рерих принимает деятельное участие в двух комиссиях: в комиссии по регистрации памятников старины в Петербургской губернии и в комиссии по реставрации Ферапонтова монастыря.

В этот же период Н.К.Рерих продолжает писать статьи, в которых призывает общественность к охране древних памятников архитектуры, обращая внимание на плачевное состояние храмов. Так, в статье «Церковь Ильи Пророка в Ярославле» (1912) Н.К.Рерих писал: «Церковь Ильи Пророка не должна погибнуть... Мы должны знать, что глупое темное время, когда расхищались, разрушались народные сокровища, ушло навсегда» [8, с. 440]. В статье «Тихие погромы» (1911) речь идет о неумелой реставрации храма Иоанна Предтечи в Толчкове (Ярославль): «Кто же защитит прекрасную древность от безумных погромов? Печально, когда умирает старина. Но еще страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной» [9, с. 42]. Здесь необходимо отметить, что вопросы, связанные с неумелой реставрацией, поднимались Николаем Константиновичем на собраниях и заседаниях различных комиссий и обществ, занимающихся данной проблематикой.

В статье «Защита старины», посвященной вопросам охраны культовых сооружений различных религий, Н.К.Рерих призывает читателей: «Полюбите искусство и старину. Сохраните ее. Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего» [10, с. 483].

Спустя годы Юрий Николаевич Рерих в статье «Зажигайте сердца!» напишет об этом периоде: «Проблема мира во всем мире, охрана памятников культуры человечества давно привлекали внимание Николая Константиновича Рериха. Об охране памятников в России он постоянно писал на страницах русской прессы. Перед лицом небывалых разрушений первой мировой войны, перед картиной разрушения Лувена и Реймса он обращается к верховному командованию рyccких армий, призывая к охране культурного достояния на театре военных действий» [11, с. 167].

В 1914 году Н.К.Рерих обращается к верховному командованию русской армии и правительствам Франции и США с идеей заключения международного соглашения об охране культурных ценностей во время военных действий. В это время Н.К.Рерих пишет картину «Зарево», выражая протест против Первой мировой войны. Создает плакат «Враг рода человеческого», в котором осуждает варварское разрушение памятников культуры. Этот плакат печатается в издательстве И.Д.Сытина в сотнях тысяч экземпляров [12, с. 287]. «Знамя, — как вспоминал Н.К.Рерих, — во время великой войны было роздано по воинским частям и прикрепляемо к выдающимся монументальным строениям. В середине этого изображения была фигура вандала-разрушителя, а кругом в медальонах были виды разрушенных городов» [13, с. 87].

Вскоре после этих событий появляются статьи Н.К.Рериха: «Лувен сожжен», «Новое варварство», «Разрушение Реймского собора» и многие другие. Эти статьи проникнуты болью за разрушение Лувена и Реймского собора: «Война с произведениями искусства, с книгами, картинами, статуями, памятниками зодчества... Может ли представить себе человеческий ум что-либо более чудовищное и омерзительное!» [14, с. 5].

В сентябре 1914 года Н.К.Рерих отправляет телеграмму президенту Франции Раймону Пуанкаре с выражением глубочайшего сожаления о невосполнимой утрате: «Возмущенный новым актом вандализма нашего варварского врага, — разрушением прекрасного, несравненного кафедрального собора в Реймсе, — прошу Вас, господин Президент, принять выражение моего глубочайшего сожаления по поводу этой незаменимой утраты. Имея честь состоять членом академии в Реймсе, я уполномочен Вам передать те же чувства от совета профессоров школы Императорского Общества поощрения художеств, общества "Мир искусства " и редакции газеты "Русское слово"» [15, с. 3].

В конце 1914 года в Императорском Обществе поощрения художеств была устроена выставка «Искусство союзных народов». На ней было представлено более 300 произведений различных Школ живописи: французской, бельгийской, английской, польской и других, из частных коллекций, в том числе и из коллекции Н.К.Рериха. Главное назначение этой выставки было «...напомнить человечеству о сокровищах творческих, подвергавшихся опасности разрушения» [13, с. 88].

Первая мировая война не дала возможности реализовать идею Н.К.Рериха о заключении международного соглашения об охране культурных ценностей во время вооруженного конфликта.

В 1915 году Н.К.Рерих направляет доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу с призывом принять серьезные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ России. В своем докладе художник обращает внимание на острую необходимость охраны памятников в России в связи с их разрушением от ветхости и несоответствующей реставрации и сохранения. Он предлагает рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России, инициируемого видными представителями Императорской Археологической комиссии. Это обращение к императору в обстановке военного времени и в связи с политическими процессами в России, увы, не нашло поддержки на государственном уровне.

После революционных событий февраля 1917 года Н.К.Рерих ищет новые пути для продвижения идеи сохранения культурного наследия страны. По приглашению М.Горького вместе с другими известными деятелями культуры Николай Константинович принимает участие в организации «Комиссии по делам искусства». Совещание состоялось 4 марта 1917 года в квартире Максима Горького под председательством Н.К.Рериха. Через день появилось сообщение: «"Временное правительство вполне согласилось с необходимостью принять меры к охране художественных ценностей и образовало комиссариат для охраны художественных ценностей в составе члена Государственной Думы П.Неклюдова, Ф.Шаляпина, М.Горького, А.Бенуа, К.Петрова-Водкина, М.Добужинского, Н.Рериха, И.Фомина". В художественных кругах возник вопрос об образовании вместо императорского двора министерства изящных искусств» [16, с. 76].

Н.К.Рерих вспоминал: «...началась работа с Горьким. Мелькнуло приглашение быть министром Изящных Искусств» [17, с. 345]. В этот период политического переустройства России Н.К.Рерих заболевает, и по совету врачей он вместе с семьей уезжает за границу.

В конце первой трети XX столетия появляется угроза новых военных столкновений между странами Европы. Предвидение грядущих потрясений не покидает Н.К.Рериха, и в 1929 году, совместно с несколькими известными европейскими юристами, доктором Георгием Гавриловичем Шклявером и профессором Жоффре де Ла Праделем, он вновь выдвигает идею защиты культурных ценностей и культурного наследия, создает проект международного договора. В 1930 году Н.К.Рерих обращается ко всему миру с призывом неотложно обсудить вопрос защиты памятников культуры. Этот призыв был поддержан многими странами, и 15 апреля 1935 года в Вашингтоне состоялось подписание международного договора о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов.

Принятие Пакта Рериха явилось результатом более чем 30-летней неустанной подвижнической деятельности художника, ученого и общественного деятеля. Мысль о необходимости специального соглашения об охране просветительских учреждений и памятников культуры, возникшая в 1904 году, нашла свое воплощение в принятом международном договоре.

Сложная историческая ситуация в начале XX века не позволила реализовать идею защиты памятников культуры в России. Однако, обращаясь к истории Пакта Рериха, необходимо отметить, что именно в России возникла эта идея. А истоки этой идеи в глубокой любви Рериха-художника, Рериха-ученого к своей стране, ее истории. Известные многим слова Н.К.Рериха: «любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество» [11 , с. 197] и сегодня звучат как напутствие нам и грядущим поколениям.

Осознав ценность национальной культуры, Н.К.Рерих приходит к пониманию международного значения культурных ценностей всех народов и необходимости международных действий по защите мирового культурного наследия. Именно в Петербурге были совершены первые важные шаги по поиску общественной и государственной поддержки, получен опыт, создавший предпосылки для разработки и продвижения этой идеи в будущем на международном уровне.

Пакт Рериха, подписанный 75 лет назад, нашел свое продолжение во многих международных договорах, конвенциях, документах и соглашениях, регламентирующих охрану и защиту культурного наследия всей мировой культуры, являющейся достоянием духовной эволюции человечества.

В заключение приведу слова Л.В.Шапошниковой, раскрывающие значение Пакта Рериха для будущего человечества: «Симлизируя собой связь времен, Пакт как бы закрепляет своими параграфами ту культурную преемственность, без которой не может существовать эволюция человечества как космического явления [18, с. 85].


1. Лев Константинович Ивановский (1845 - 9 мая 1892, Петербург) - русский доктор, окончивший Медико-хирургическую академию в 1871 году с золотой медалью. Параллельно с врачебной деятельностью Л.К.Ивановский занимался археологией. Состоял членом Императорского Русского археологического общества, он занимался раскопками в районе Ижорской возвышенности (на месте древней Вотской пятины, а также на реке Сити) и вскрыл 5877 древних курганов в 127 могильниках, находящихся ныне на территории Волосовского, Гатчинского, Кингисеппского, Ломоносовского и Лужского районов. Собранный и классифицированный им археологический материал, хранящийся в Государственном историческом музее, до сих пор служит ценнейшим источником для исследований по культуре населения Великого Новгорода VIII—XV веков — погребальному обряду, орудиям труда, украшениям, оружию. Труд Ивановского имел определяющее значение для создания курганной хронологии. Л.К.Ивановский первым связал археологический материал с данными древнерусских письменных источников.

2. Рябинин Е.А. Н.К.Рерих и Императорская Археологическая Комиссия // Петербургский рериховский сборник. Вып. II—III. Самара: Агни, 1999.

3. Запись сделана Николаем Рерихом в студенческом дневнике 20 октября 1894 года.

4. Рерих Н.К. Университет // Рерих Н. К. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: МЦР-Мастер-Банк, 2000.

5. Императорское С.-Петербургское Общество архитекторов // Николай Рерих в русской периодике. 1891-1918. Вып. 2: 1902-1906. Спб.: Фирм: Коста, 2005.

6. Рерих Н.К. Знамя мира //Рерих Н. К. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2002.

7. Конова Л.С. Н.К.Рерих и художественные общества Петербурга-Петрограда // Петербургский рериховский сборник. Вып. ГУ. Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.

8. Рерих Н.К. Церковь Ильи Пророка в Ярославле // Николай Рерих в русской периодике, 1891-1918. Вып. 4: 1910-1912. Спб.: Фирма Коста, 21

9. Рерих Н.К. Берегите старину. М.: МЦР, 1993.

10. Рерих Н.К. Защита старины // Николай Рерих в русской периодике 1891 -1918. Вып.4: 1910-1912. Спб.: Фирма Коста, 2007.

11. Зажигайте сердца. М.: Молодая гвардия, 1978.

12. Рерих Н.К. Знамя Мира. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005.

13. Письмо Рериха Н.К. от 6.12.1935 г. // Рерих Н.К. Письма в Америку. М.: Сфера, 1998.

14. Бушен Д. Юбилей Н.К.Рериха // День. 10 декабря 1915 г. № 340.

15. Разрушение Реймского собора. Протесты // Русское слово. 1914. 10/23 сентября. № 207.

16. Лапшин В.П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. М., 1983.

17. Рерих Н.К. Листы дневника, В 3 т. Т. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2000.

18. Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение культуры // Защитим Культуру: Материалы Международной научно-общественной конференции. 1995. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1996.

75 лет Пакту Рериха. Материалы международной общественно-научной конференции 2010. М.: МЦР, Мастер-Банк. 2011.

 

 

Контакты Написать письмо Карта сайта   Назад Главная