Лого
  Карта сайта Написать письмо Контакты

Знамя Мира и Культуры


Главная >> Знамя Мира и Культуры >> Из истории Пакта Рериха. Публикации >> Лаврёнова О.А. «Мир мыслит о мире». Третья конференция Пакта Рериха и Знамени Мира

Из истории Пакта Рериха. Публикации

 

Лаврёнова О.А.

кандидат географических наук

«Мир мыслит о мире»
Третья конференция Пакта Рериха и Знамени Мира

 

 

Одним из важных шагов на пути к подписанию Пакта Рериха странами Пан-Американского союза 15 апреля 1935 года стала посвящённая ему третья конференция, которая прошла в столице США за полтора года до этого знаменательного события, 17 ноября 1933 года.

Конференция в Вашингтоне (конвенция [1], как её называли американские сотрудники) ставила своей задачей утвердить в мире значение Пакта Рериха и выработать резолюцию, предлагающую правительству США и правительствам других стран официально признать и подписать этот договор, обеспечивающий защиту культурных ценностей и учреждений культуры в военное и мирное время. Эта резолюция была единогласно принята представителями 33 стран [2], приехавшими в Вашингтон. Помимо государств Пан-Американского союза в этом международном съезде участвовали Чехословакия, Ирландия, Персия, Польша, Португалия, Испания, Швейцария, Югославия и Япония, а Бельгия, Италия, Нидерланды, Турция, Франция, Албания послали на конференцию своих наблюдателей.

Этот представительный форум, созванный в американской столице, стал одним из узловых событий общественного движения за Пакт Рериха. В 1935 году, уже после подписания Пакта, Н.К.Рерих обозревал многотрудный путь этого международного движения: «Вспомним, сколько за протёкшие четыре года было предпринято полезных начинаний. Вспомним, что помимо трёх международных конференций, сколько лекций было устроено в разных странах. Сколько выступлений состоялось в школах, сколько статей появилось в разнообразной прессе, сколько процессий и всяких манифестаций Знамени было неутомимо устроено, чтобы вносить в жизнь понятие охраны Культурных ценностей. Наконец, кроме местных комитетов, Вашингтонская конвенция установила Постоянный Комитет Пакта. Этим наименованием уже было предопределено несменное постоянное существование такого комитета. Этот Комитет является хранителем традиций, выявленных и утверждённых Вашингтонской конвенцией. Комитет был поставлен в силу единогласного постановления конвенции как верный страж, как священный дозор по охране Культурных ценностей» [3].

Третья конференция Пакта Рериха, по мнению её участников, стала «новым звеном для закрепления культурной связи между Америкой и иностранными государствами. С признанием этого Проекта нациями всего мира все художественные, научные, религиозные, культурные Центры будут признаны нейтральной территорией, и Знамя Мира Рериха будет развеваться над ними как знак их неприкосновенности» [4].

Форум, имевший большой международный резонанс, был тщательно подготовлен силами американских сотрудников под руководством Н.К.Рериха, которое осуществлялось из далёкой Индии. По письмам-отчётам, которые шли из Америки в Кулу почти три недели, можно восстановить поучительную историю этого масштабного проекта.

Ещё в 1932 году официальный Вашингтон (администрация президента Гувера) довольно сдержанно отвечал на запросы о поддержке Пакта, который поначалу воспринимался Государственным департаментом как частная инициатива. Через год внутриполитическая ситуация в США изменилась и позволила с большей уверенностью проводить в жизнь культурные начинания с расчётом на поддержку правительства. В 1933 году Америка, очарованная новым, энергичным президентом Франклином Делано Рузвельтом, с надеждой смотрела в будущее. Путь экономических реформ, «новый курс» (New Deal), предложенный Рузвельтом, давал все основания для оптимизма. В состав нового правительства был включён и Генри Уоллес, фермер и политик, занявший теперь пост министра сельского хозяйства США. Министр, близко знакомый с вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Франсис Грант, глубоко ценивший творчество Н.К.Рериха, сыграл одну из ключевых ролей в деле продвижения Пакта Рериха в Америке. Он горячо поддержал идею Пакта в защиту культуры и увидел в нём перспективу для развития своей страны, расширения спектра её влияния в мировом сообществе.

Франсис Грант весьма успешно занималась международными связями Музея, благодаря её деятельности идеи Пакта Рериха нашли широкую поддержку в Латинской Америке. По отзывам латиноамериканцев, Ф.Грант – «их общая представительница, она единственная, которая понимает психологию этих разнородных стран, и она может быть звеном между их странами и Америкой» [5]. В процессе подготовки Третьей конференции Ф.Грант, а также Л.Хорш и Э.Лихтман посещали иностранные посольства в Вашингтоне, после этих визитов многие посольства обратились с запросом к своим правительствам о делегировании официальных представителей для участия в конференции Пакта Рериха.

В 1933 году сотрудники Музея Николая Рериха параллельно продвигали три больших и важных дела: конференцию Пакта Рериха, реорганизацию своих учреждений, подготовку экспедиции Н.К.Рериха в Маньчжурию с предстоящим созданием там сельскохозяйственного кооператива. Кроме того, американские сотрудники изыскивали средства на научную деятельность Института Гималайских исследований «Урусвати». Все горели идеями, данными им их руководителями и наставниками Рерихами. «Заложено прекрасное основание для Конвенции и других, самых значительных планов, каждый час сверкает возможностями, и мы все напряжены, лишь бы не упустить и не испортить!» [6] Е.И. и Н.К. Рерихи писали в Америку о необходимости сосредоточить усилия на ближайшем из событий – конференции: «...Конвенция Пакта должна быть рассматриваема как действие, полезное как всему миру, так и всем нашим задачам. <...> Было сказано, чтобы все без исключения наши учреждения и наши общества устремились бы к Конвенции Пакта Мира и в этом нашли бы путь сотрудничества с правительством. Значит, каждое учреждение наше должно приурочить свои планы к Конвенции Мира, чтобы никакая причина не легла чёрной преградой на пути Светлого продвижения. Конечно, мы уверены, что Вы в полном согласии, и великодушии, и сердечности работаете в эти трудные дни, и мы знаем, что именно в этом залог успеха. Не хочу и думать, что в ком бы то ни было мелькнула бы черта несогласованности. Да и не может быть несогласованности там, где сказано так твёрдо и определённо. Поэтому напрягите все силы, чтобы привлечь участие лучших людей, а такое сотрудничество привлекается лишь под знаком единения» [7].

С тех пор как к делу подключился Уоллес, конференция, и без того имевшая широкий международный резонанс благодаря усилиям сотрудников Музея Николая Рериха, получила возможность сотрудничества с правительством на новом уровне. «Всё развёртывается теперь изумительным образом, – писала З.Г.Лихтман Рерихам, – особенно теперь в лице друга Фр[ансис] .<...> Через него предвидится путь к Руз[вельту], и он очевидно создаст его неожиданными обстоятельствами. Что поражает – это его редкая чувствительность, чувствознание и чудесная сила любви к Вл[адыке]. Как только Фр[ансис] его просила дать личное письмо о Пакте и Знамени, он немедленно сделал это, прислав на следующий день письмо. Язык этого письма меня поразил, чувствуется общность мысли и понимание величия идей Н.К.[Рериха]» [8].

В июле 1933 года Г.Уоллес впервые говорил с президентом о Н.К.Рерихе как о Посланнике, открывающем новые возможности для Америки. Как свидетельствуют американские сотрудники в своих письмах, президент был взволнован, он давно слышал о русском художнике и мыслителе, был знаком с его творчеством [9]. Второй разговор с Рузвельтом уже был посвящён Знамени Мира и Пакту Рериха. Президент «нашёл идею превосходной и немедленно написал записку госсекретарю К.Холлу [10], называя это “очень значительным явлением”» [11]. Разговоров о Пакте Рериха с Рузвельтом было несколько. После одного из них президент лично говорил с госсекретарём о большом значении Знамени Мира [12].

Уоллес считал, что госсекретарь Корделл Холл лучше других подходит на пост попечителя (протектора) конференции и может помочь продвижению Знамени Мира [13]. С этой целью велась интенсивная переписка на правительственном уровне, что само по себе замечательно, – министр писал официальные письма госсекретарю, в которых подробно рассказывал о Пакте Рериха, его значении для мира и Америки. Официальные ответы Холла, слишком осторожного политика, были довольно сдержанными, хотя в личном общении он высказывал симпатию к предстоящей конференции [14]. Поэтому позже эта идея попечительства трансформировалась в официальное протекторство Уоллеса с полномочиями, переданными ему госсекретарём. Корделл Холл поручил ему зачитать своё приветствие, что уже было не мало: «С огромным удовлетворением слежу за усилиями, которые прикладываются для защиты и сохранения образовательных, культурных и научных ценностей в каждой стране во время вооружённых конфликтов, когда возникает угроза их повреждения или уничтожения. Несмотря на то что они находятся под патронажем определённых организаций, которые занимаются охраной подобных реликвий, я с глубокой симпатией отношусь к идеям, которым посвящена сегодняшняя конференция, и буду счастлив, если вы достигнете желаемой цели» [15]. Но даже в этом письме госсекретарь сделал оговорку, что «для Соединённых Штатов ещё не настало время одобрить план сохранения достижений цивилизации, научного и культурного наследия» [16].

Тем не менее участие министра сельского хозяйства Уоллеса в роли официального протектора имело огромное значение – фактически конференция прошла под покровительством правительства США, что сыграло свою роль в дальнейшем распространении идеи Пакта Рериха и его подписании в 1935 году странами обеих Америк.

15 ноября 1933 года состоялось официальное ознакомление президента США Франклина Рузвельта с Пактом Рериха. Президент принял делегацию в составе министра сельского хозяйства Г.Уоллеса, заместителя директора Пан-Американского союза Эстебана Гиля Боргеса, президента Музея Николая Рериха Луиса Хорша и почётного президента Археологического института США Ральфа Магоффина [17]. «Президент Рузвельт сердечно приветствовал делегацию и принял экземпляр Пакта вместе со списком американских и иностранных отзывов и другими документальными доказательствами глубокого интереса к Пакту выдающихся представителей общественной и частной жизни нашей страны. Президент принял также копию Знамени Мира, выразив свою симпатию целям сохранения сокровищ человеческого гения – культурного наследия всего человечества. Президент очевидно уже ранее был полностью ознакомлен с Пактом Рериха и заверил, что он заинтересован в поддержке этого движения» [18]. Рузвельт обещал дать личное приветствие конференции. Но, видимо, какие-то политические мотивы тогда помешали президенту США сделать этот решительный шаг, который объединил бы его имя с Пактом Рериха уже в 1933 году. В час ночи 17 ноября, когда стало понятно, что приветствия до сих пор нет, обеспокоенный Луис Хорш позвонил Франсис в отель, настаивая на посылке срочной телеграммы Рузвельту или о немедленном звонке Уоллесу [19]. Посмотрев на часы, Франсис отказалась действовать столь радикальным способом. Приветствия от президента США так и не последовало, но это уже не сказалось на работе конференции, которая собрала самых видных представителей культуры и политики того времени.

Заседания конференции проходили очень торжественно. Все ораторы признавали эпохальное значение Пакта Рериха и подчёркивали неотложность применения в жизнь этого международного договора в защиту культуры. «Особенно культурно и с высоким пониманием необходимости Пакта и Знамени Мира говорили представители Южно-Америк[анских] стран, но министр Панамы говорил, пожалуй, лучше всех. Побольше бы таких достойных представителей во всех странах! <...> Все наши друзья, приехавшие с нами отсюда, говорили очень хорошо, голосом сердца, и все дали свои лучшие силы и мысли для успеха Конвенции. <...> Портреты Ваш и Президента были на эстраде, а портрет Светика в тибетск[ом] костюме на противоположной стороне, как бы окружая и освещая зал. Хорошо также говорил Форман, приводя параллели с Красным Крестом и трудностями, возникшими при его создании, очень тонко и духовно говорил Гиль Боргес, представляющий Пан Американ Юнион [20]. Приятно было слышать культурного представителя флота, адмирала Таузига, приветствовавшего Знамя Мира. Очень зажигательно говорил Дабо [21], серьёзную речь произнёс Магоффин. Произвёл большое впечатление Епископ Фриман своим благословением Знамени» [22]. Советник японского императорского посольства Тошихико Такетоми торжественно провозгласил с трибуны, что в этот самый день, 17 ноября, Знамя Мира развевается над Музеем министерства просвещения в Токио. «Таким образом этот символ красоты и знания соединяет Восток и Запад» [23].

Конференция привлекла внимание американских политиков и общественных деятелей и, что важно, – высших военных чинов США и других стран, в числе которых были главный юрист военного департамента генерал-майор Блентон Бишоп, главный инспектор военного департамента генерал-майор Дж.Ф.Престон, контр-адмирал военно-морского флота США Дж.К.Таузиг, заместитель министра военно-морского флота США Генри Рузвельт, маршал Франции Лиотэ, генерал Альфредо де Леон (Колумбия). Военные говорили и писали о том, что именно памятники культуры оказываются наиболее беззащитными во время боевых действий.

На конференцию было прислано множество приветствий со всех концов мира от делегатов правительств самых различных стран, культурных и религиозных деятелей, которые поддержали Пакт и Знамя Мира, в том числе приветствия от Лиги Наций и Красного Креста. Альберт Эйнштейн выразил сожаление, что не может присутствовать на конференции, «цели которой, – написал великий физик в своём письме, – я абсолютно симпатизирую» [24].

Генеральный секретарь Общества Маха Боддхи (Калькутта, Индия) Деваприя Валисинка в своём обращении к участникам конференции говорила, что испытывает боль за утраченные реликвии, но надеется на будущее: «Ни один буддист не может видеть без чувства глубокой скорби и возмущения поверженные статуи Благословенного Будды, развалины великолепных университетов в Таксиле, Наланде и др., разбросанные по всей Индии несчётные вихари, полностью разрушенные бессмысленным безумием захватчиков Индии. <...> Поэтому известие о благородных усилиях профессора Рериха пришло к ним [буддистам] как начало новой эры. <...> У нас нет ни малейшего сомнения, что все нации в конце концов примут Пакт, потому что наиболее передовые нации Европы во время прошлой войны уже пережили уничтожение своих неоценимых сокровищ» [25]. К сожалению, и спустя десятилетия буддийские реликвии остались столь же незащищёнными, как и во времена британского владычества в Индии. Мир содрогнулся, когда начало третьего тысячелетия было отмечено разрушением древних буддийских святынь в Афганистане, но ничего не смог с этим поделать. И виновные не понесли никакой ответственности за это беспрецедентное злодеяние, хотя ещё в послании Третьей конференции Пакта Рериха профессора международного права Парижского университета, знаменитого юриста-международника Луи Ле Фюра было пожелание, которое и по сей день высказывается всеми представителями культурной общественности, уже по отношению к современному международному законодательству в области охраны культурного наследия: «Что касается санкций, то проект международного пакта, подготовленного в Брюгге в 1931 году Музеем Рериха, пока остановился на простой моральной санкции, на предании гласности результатов работы Комиссии по расследованию. Если когда-нибудь позже цивилизованные страны смогут подняться до уровня всемирной юридической организации, нужно будет применить главные принципы права, которые предусматривают ответственность за каждое преступное разрушение и обязанность восстановления разрушенного» [26].

Конференцию сопровождала широкая радиовещательная кампания. С речами о Пакте Рериха выступили по радио Г.Уоллес, Магоффин, Луис Хорш, Дабо, Флейшер [27] и Франсис Грант. Американская пресса с восторгом отозвалась о съезде. Издательство Музея Николая Рериха выпустило к торжественному дню новую книгу Н.К.Рериха – «Твердыня Пламенная» на английском языке. В Вашингтон «было прислано 50 книг, и они были выставлены на специальном столе при входе в зал, где состоялась Конвенция, там же были выставлены все остальные книги Н.К.[Рериха], и издания Р[ерих] М[узеум] Пресс, и прочая литература всех учреждений» [28]. В русскоязычной газете «Свет» вышла большая редакционная статья отца Иоанна Крашкевича [29] о конференции.

Третья конференция оказалась мощным толчком, сдвинувшим с мёртвой точки не только мировую общественность, но и правительства многих стран, которые стали осознавать необходимость защиты культурных сокровищ. Конференции, проходившие в Брюгге в 1931 и 1932 годах, были первым шагом на этом пути и собрали только представителей европейских стран, география же Третьей конференции была несравненно более обширной – Северная и Южная Америка, Европа, Азия. Человечество наконец задумалось о реальных мерах защиты своего культурного наследия, и проект великого художника и мыслителя Н.К.Рериха был признан чрезвычайно своевременным, как новый этап в истории международного права.

На основе решения Третьей конференции Пакта Рериха и Знамени Мира состоявшаяся месяцем позже, в декабре 1933 года Седьмая международная конференция американских стран в Монтевидео в своей резолюции рекомендовала «тем странам Америки, которые ещё не сделали этого, подписать Пакт Рериха, инициатором которого является Музей Рериха в США и целью которого является всемирное принятие уже созданного и распространённого Знамени, чтобы в любой момент опасности защитить под ним все недвижимые памятники национальной и частной собственности, которые составляют сокровища культуры народов» [30]. Более того, Совет Пан-Американского союза в феврале 1934 года принял решение создать специальный комитет «для извещения, каким способом Пан-Американский союз может содействовать высокой цели и благородным идеалам Пакта Рериха» [31]. 4 апреля 1934 года комитетом была определена примерная дата подписания Пакта Рериха странами Пан-Американского союза – 14 апреля 1935 года [32], которая впоследствии была изменена на 15 апреля.

В одной из своих статей Н.К.Рерих, подводя итоги движения за Пакт Рериха, пишет: «Нужно собрать все материалы, чтобы все дружеские лики выявились и запечатлелись. В полной справедливости нужно отмечать каждое благородное устремление» [33]. С этой точки зрения письма американского политика и государственного деятеля, министра сельского хозяйства США Г.Уоллеса Ф.Д.Рузвельту и госсекретарю К.Холлу представляют безусловный интерес. Эти письма, копии которых хранятся в Отделе рукописей МЦР, публикуются впервые. Публикацию архивных материалов предваряет приветствие Н.К.Рериха Третьей конференции Пакта Рериха и Знамени Мира.


1. Convention (англ.) – съезд.

2. В очерках Н.К.Рериха «Постоянная забота» и «Итоги» говорится о 36 странах, участвовавших в конференции. В отчётах о конференции приведены данные только о 33 странах.

3. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т.1. М, 1999. С.208.

4. Результаты Третьей международной конвенции Пакта и Знамени Мира Рериха. Отдел рукописей МЦР. № 3535. Л.1.

5. Лихтман (Фосдик) З.Г. Письма Е.И. и Н.К. Рерихам. Отдел рукописей МЦР. № 2227. Письмо от 11.06.1933. Л.127 (об).

6. Там же. Л.130.

7. Рерих Н.К. Письма американским сотрудникам. Отдел рукописей МЦР. № 829. Письмо от 9.06.1933. Л.29, 29 (об.).

8. Лихтман (Фосдик) З.Г. Письма Е.И. и Н.К. Рерихам. Отдел рукописей МЦР. № 2227. Письмо от 11.06.1933. Л.130.

9. Грант Ф. Письма Е.И. и Н.К. Рерихам. Отдел рукописей МЦР. № 769. Письмо от 10.07.1933. Л.93.

10. Корделл Холл (1871–1955), секретарь госдепартамента США, министр иностранных дел.

11. Лихтман (Фосдик) З.Г. Письма Е.И. и Н.К. Рерихам. Отдел рукописей МЦР. № 2227. Письмо от 11.10.1933. Л.171.

12. Грант Ф. Письма Е.И. и Н.К. Рерихам. Отдел рукописей МЦР. № 769. Письмо от 26.10.33. Л.127.

13. Там же. Письмо от 10.07.1933. Л.94.

14. В телеграмме Рерихам Ф.Грант писала: «Отношение Холла очень дружественное, но [его] официальное участие в конвенции под сомнением» (Грант Ф. Письма Е.И. и Н.К. Рерихам. Отдел рукописей МЦР. № 769. Телеграмма от 22.09.1933. Л.120).

15. Переписка Г.Уоллеса и К.Холла. Отдел рукописей МЦР. № 10986. Л.17. Перевод с англ. Е.В.Захаровой.

16. Там же.

17. Ральф ван Деман Магоффин, учёный-археолог, профессор Нью-Йоркского университета, почётный советник Музея Николая Рериха в Нью-Йорке и Института Гималайских исследований «Урусвати».

18. Материалы Третьей конференции Пакта Рериха. (На рус. яз.) Отдел рукописей МЦР. № 8753. Л.4.

19. Грант Ф. Письма Е.И. и Н.К. Рерихам. Отдел рукописей МЦР. № 769. Письмо от 23.11.1933. Л.140.

20. Пан-Американский союз.

21. Леон Дабо – почётный советник Музея Николая Рериха в Нью-Йорке.

22. Лихтман (Фосдик) З.Г. Письма Е.И. и Н.К. Рерихам. Отдел рукописей МЦР. № 2227. Письмо от 19.11.1933. Л.179.

23. Материалы Третьей конференции Пакта Рериха. Отдел рукописей МЦР. № 8753. Л.72.

24. Эйнштейн А. Письмо от 30.10.1933 / Письма в адрес Третьей конференции Пакта Рериха. Отдел рукописей МЦР. № 7183. Л.5.

25. Материалы Третьей конференции Пакта Рериха. Отдел рукописей МЦР. № 8753. Л. 113.

26. Там же. Л.64.

27. Чарльз Флейшер, лектор Мастер-Института объединённых искусств при Музее Николая Рериха в Нью-Йорке.

28. Лихтман (Фосдик) З.Г. Письма Е.И. и Н.К. Рерихам. Отдел рукописей МЦР. № 2227. Письмо от 19.11.33. Л.180.

29. Иоанн Крашкевич (ум. в 1960), протоиерей, в 1910-е гг. – благочинный Олифайтского округа (США).

30. Материалы Третьей конференции Пакта Рериха. Отдел рукописей МЦР. № 8753. Л.130–131.
31. Там же. Л.131.

32. Отчёт Специального комитета Совета Пан-Американского союза о Пакте Рериха / Материалы Третьей конференции Пакта Рериха. Отдел рукописей МЦР. № 8753. Л.134.

33. Рерих Н.К. Листы дневника. Т.1. С.639.

Культура и Время. М.: МЦР, 2005, № 3. С.94–100.

 

 

Контакты Написать письмо Карта сайта   Назад Главная