Лого
  Карта сайта Написать письмо Контакты

Информация об Обществе


Главная >> Информация об Обществе >> Хроника мероприятий 2014 года >> Сергий Радонежский – строитель русской духовной культуры

Хроника мероприятий 2014 года

 

 

Сергий Радонежский – строитель русской духовной культуры

700-летию со дня Рождения Преподобного Сергия Радонежского посвящается...

 

 

5 апреля в 15.00 в Доме-Музее Б.И.Пророкова состоялось открытие выставки репродукций картин Н.К.Рериха «Сергий Радонежский – строитель русской духовной культуры».

Выставка посвящена 700-летию со дня рождения одного из самых выдающихся деятелей отечественной истории – Преподобного Сергия Радонежского. Павел Флоренский, размышляя о том влиянии, которое оказал Преподобный Сергий на жизнь России, писал: «Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу; нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука - все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному».

Точно также, начав вглядываться в творчество Н.К.Рериха, мы прикоснемся к тому, какое огромное место во внутреннем мире Николая Константиновича занимал этот скромный при жизни человек.

Николай Константинович посвятил Сергию Радонежскому множество живописных полотен, литературных очерков, выступлений в печати. Он строил часовни и организовывал общества имени Святого Сергия. Жена Николая Константиновича, Е.И.Рерих, собирала народные легенды о Сергии Радонежском и в 1934 году, в самый разгул антирелигиозной пропаганды в России, опубликовала книгу о жизни и трудах Преподобного.

Образ Святого Сергия так глубоко вошел в сердце Николая Константиновича, что наложил неизгладимый отпечаток на восприятие Н.К.Рерихом всей русской культуры, святости и духовности вообще. За напластованиями различных эпох и культур Николай Константинович почувствовал внутреннее единство, к какой бы культуре или религии эти святость и духовность ни принадлежали.

Как в XIV веке Сергий Радонежский трудился над преодолением вражды и разделения среди русских князей, точно также с именем Преподобного Рерихи связывали «сближение ветвей единого всеславянского древа». С удовольствием Николай Константинович цитировал Ф.М.Достоевского: «Объединение славян под началом России означает и заключает в себе духовный союз всех верующих в то, что великая наша Россия во главе объединенных славян скажет всему миру, всему европейскому человечеству и цивилизации его свое новое, здоровое и еще не слыханное миром слово. Слово это будет сказано во благо и воистину уже в соединение всего человечества новым, братским всемирным союзом, начало которого лежит в гении славян, а преимущественно в духе великого народа русского, столь долго страдавшего, столь много веков обреченного на молчание, но всегда заключавшего в себе великие силы для будущего разъяснения и разрешения многих горьких и самых роковых недоразумений западноевропейской цивилизации. Вот к этому-то отделу убежденных и верующих принадлежу и я».

Достичь этого, считал Николай Константинович, будет очень непросто: «Еще сильны основы лжи и враждебности. Еще живо все, что единству противоположно».

«Пусть народности вспомнят все свои корни. Расчленения на роды и кланы. Обессиленные очаги создадут новую необъятную волну единства».

«И еще хочу сказать. Пусть у всех славянских народов не будет даже малейших признаков шовинизма. Не к лицу славянам эта проказа. Славянин богат творчеством. В свободном преуспеянии славяне дадут чудесные восхождения. Много кладов захоронено в славянских землях. Найти их и претворить в чудных созиданиях умеет вольный славянин. Не только верим, но крепко знаем сужденный расцвет славянского мира».

 

Фотохроника открытия

 

 

 

 

 

 

Контакты Написать письмо Карта сайта   Назад Главная