Лого
  Карта сайта Написать письмо Контакты

Информация об Обществе


Главная >> Информация об Обществе >> Публикации сотрудников Общества >> В.А. Караульщиков. Весть Тирону

Публикации сотрудников Общества

 

 

 

В.А. Караульщиков

Весть Тирону

 

Н.К. Рерих. Весть Тирону. 1940 г.

Директор Музея имени Н.К.Рериха Людмила Васильевна Шапошникова в I томе своей книги «Великое путешествие» рассказала нам о том, что картина Н.К.Рериха «Весть Тирону» была своеобразным посланием великого художника русскому народу, предупреждающим о грядущей Великой Войне: «Думая о будущем Родины, тревожась и боясь за неё, он понимал, что возглас «Не замай!» уже никого не остановит. …Почему-то именно тогда он вспомнил Фёдора Тирона, одного из первых христиан, жившего во времена римского императора Диолектиана, известного своими гонениями на христиан. Вместе со своими единомышленниками Тирон был схвачен и замучен римскими легионерами. Говорят, кто-то предостерегал Тирона о грозящей беде, но тот не поверил предупреждению. То, что случилось в IV веке, чем-то напоминало происходившее в XX. Многое было несопоставимым. Общим оставалось одно: неверие, приведшее к беде».

Но остался тогда открытым один вопрос: почему же какой-то не слишком известный святой, живший за 500 лет до создания Киевского государства, стал у Николая Константиновича олицетворением русского народа? Какими путями шла его мысль? Неужели в нашей, русской истории не нашлось более близкого и понятного символа для олицетворения этих идей?

Оказалось, что на самом деле, если и не сам Фёдор Тирон, то его имя тесно связаны с русской историей, с теми событиями конца XI века, которые происходили в Суздале и вокруг него. Тогда шла многолетняя война князя Олега Святославовича с Владимиром Мономахом, и много раз призывал князь Олег половцев на Русскую землю. В те времена «редко пахари на полях покрикивали, зато часто вороны граяли, трупы деля», - говорит «Слово о полку Игореве». - «Тот ведь Олег мечом раздоры ковал и стрелы по земле сеял. Вступает он в золотое стремя в городе Тмуторокани, звон же тот слышал давний великий Ярославов сын Всеволод, а Владимир каждое утро уши закладывал в Чернигове…»

Князь Олег захватил Муром, Суздаль, Ростов, убил Изяслава - одного из сыновей Владимира Мономаха, и тогда против него выступил старший сын Мономаха Мстислав, впоследствии прозванный Великим. А христианское имя князя Мстислава было Фёдор, в честь Фёдора Тирона. Но не хотел Мстислав проливать крови и, дойдя до Суздаля, предложил Олегу мир. Олег притворно согласился, принёс клятву на кресте, и Мстислав распустил своё войско.

И вот, однажды, сидел князь Мстислав в своём тереме, в Суздале и, празднуя, отмечал день памяти своего небесного покровителя - Фёдора Тирона. Вдруг распахнулись двери, и вбежал гонец. Как гром среди ясного неба прозвучала весть: князь Олег нарушил свою клятву, идёт на Суздаль и уже переправляется со своим войском через Клязьму!

И здесь уже сами собой начинают напрашиваться аналогии: притворная клятва Олега – договор о дружбе и сотрудничестве Молотова–Риббентропа; нарушение Олегом своей клятвы – вероломное нападение Германии на Советский Союз…

Но не зря прозвали Мстислава Великим – за одни сутки он умудрился собрать своё войско и выступил навстречу Олегу. Три дня два войска стояли друг против друга, и на четвёртый день, когда к Мстиславу подошла помощь, посланная отцом, он дал Олегу решающее сражение недалеко от Суздаля. Брат, пришедший на помощь Мстиславу, привёз ему странную реликвию – личное знамя их отца, Владимира Мономаха. И в самый напряжённый момент битвы, когда вдруг развернулось на ветру и двинулось вперёд хорошо всем знакомое голубое знамя с изображением крылатого архангела, – неописуемый трепет прошёл по сердцам Олеговых воинов, и они побежали! Олег был наголову разгромлен и укрылся в Муроме. Но появится вскоре Мстислав под стенами Мурома и будет гнать он врага «от города до города», пока не войдёт в Рязань, которую Олег сделал своей столицей, и здесь Олег подпишет мир, отдаваясь полностью на милость победителя…

Мстислав выступил навстречу неприятелю на следующий день после получения вести. Картина Николая Константиновича «Весть Тирону» написана в 1940 году. «Тирон» – означает «новобранец», и уже на следующий год придётся собирать русскому народу все силы свои для отпора врагу. Пройдёт миг растерянности и потрясения, изображённый на картине, и начнут просыпаться богатыри! А на четвёртый год, 5 июля 1943 года, разорвёт утреннюю тишину грохот тысяч орудий, взвоют «Катюши» и начнётся грандиозная битва на Курской дуге, окончательно сломившая дух немецкой армии (любопытно, что Изяслав, чья смерть послужила одним из поводов для вступления в войну Мстислава, до того как появиться на Суздальской земле, был князем города Курска).

И уже через месяц прогремят в Москве первые салюты в честь русских воинов, а в дневник Николая Константиновича лягут незабываемые строчки: «Развернулись блистательные крылья Победы! Каждый день, слышите ли, каждодневно славные русские воины возвращают Родине сотни городов и селений… Неудержимо наступают богатырские дружины». И будут гнать они фашистов от города до города, пока не войдут в столицу Германии и не примут там от гитлеровских войск полную и безоговорочную капитуляцию!

Но не станет русский народ мстить своим врагам за причинённые боль и страдания, и точно так же за 9 веков до этого не станут мстить Олегу братья-князья, ведь не ради захвата земель поднимал свой меч князь Мстислав (в крещении Фёдор), а ради мира и справедливости.

Таким образом, есть смысл сказать, что картина «Весть Тирону» была не просто предупреждением о грядущей войне – в то время нас предупреждали многие. «Когда война кончилась, стало ясно, что он писал её историю, слагавшуюся на полях России. Писал тогда, когда ещё никто ничего не знал и не подозревал», - пишет Л.В.Шапошникова.

Кроме того, в честь Фёдора Тирона был назван также князь Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, и потому естественным продолжением этой темы станут картины Н.К.Рериха «Борис и Глеб» и «Александр Невский».

Но смысл картины «Весть Тирону» на самом деле гораздо глубже. Символы часто бывают многослойны, и для того, чтобы прикоснуться к другому «слою» этого символа, нужно воспользоваться другой исторической аналогией.

Дело в том, что Николай Константинович ещё в молодости был знаком со «Сказанием о Мамаевом побоище». В этом «Сказании» есть эпизод, когда перед битвой Дмитрий Донской делает неожиданный и, с обычной точки зрения, непонятный шаг. Войска уже выстроились в поле, как вдруг Дмитрий снимает с себя княжеские доспехи, надевает доспехи простого ратника и, фактически сложив с себя командование армией, отправляется сражаться «как все». Но преемника себе он не назначает, - то есть армия перед самой битвой остается без командующего.

Как показывает военный опыт: оставшись без командования, армия не может победить. Самые стойкие армии, ведомые талантливыми второстепенными командирами, но без единого командования могли добиться в лучшем случае ничьей. И младшие воеводы, прекрасно понимая, что им грозит, начинают уговаривать Дмитрия не делать этого шага и обращаются к историческим примерам, сравнивая самого Дмитрия с царём Леонидом, а все русское войско, стоящее на Куликовом поле - с Фёдором Тироном!

Мы знаем, что сам символ Куликова поля у Рерихов выходил далеко за рамки исторической битвы 1380 года и во многом смыкался с понятием «Армагеддон». То есть, можно сказать, что эта аналогия выводит наше понимание Великой Отечественной войны, наше сознание за рамки чисто физических сражений и направляет его в сторону вселенской битвы добра и зла. А сам Фёдор Тирон обретает здесь уже мировое значение: это уже не просто русский народ – это всё те, кто дерзнул выйти и встать плечом к плечу на Куликово поле.

Символично, что все это действие происходит в главе «Сказания», которая называется «О послании Преподобного Сергия». Именно грамоту Сергия читают в войсках во время этого эпизода: «да не устрашатся сердца вашя безбожных множества, несть бо крепости в них, всяко побеждены будут силою Христовою, понеже с вами есть».

Как нуждались мы в таком послании в 1941! Как нуждаемся сегодня!

Но ведь и шесть столетий назад, чтобы весть дошла в нужный момент, Сергий писал и отправлял грамоту заранее…

«Можно себе представить, какое впечатление произвела весть о прибытии таких необычных посланцев с грамотою Преподобного, пророческой и указующей, идти вперёд, - писала Елена Ивановна Рерих. - Великий Заступник Земли Русской как бы сам посетил и благословил на победу воинство русское… Теперь и самые слабые сердца запылали храбростью и жаждою подвига.».

Но не было ли пророчество Сергия о битве более конкретным? Не передал ли он ещё что-нибудь на словах? И не по указу ли Преподобного решается Дмитрий на такое переодевание? Ведь человек, надевший доспехи Дмитрия и занявший его место у знамени, погиб. А, слагая с себя, не передавал ли он командование армией Тому, кого позже назовут Воеводой Земли Русской?! Ведь не зря же воевода засадного полка Дмитрий Боброк не полагался на донесения гонцов, а так упорно ждал именно незримого знака о своём наступлении! И когда, казалось бы, все земные сроки прошли, и помогать было уже некому, этот знак пришёл во всей своей силе. Тогда удар засадного полка обрёл такую мощь, что буквально сокрушил всё вражеское войско. То, что было дальше, уже не было сражением – это был разгром.

Но если наше время так похоже на Куликово поле, то может и среди нас есть те, кто знает, каким будет Знак, возвещающий начало Победы? Кто в напряжении всех своих духовных сил бьётся в ожидании, когда это произойдёт? И кто знает, быть может, именно возвращение Музею Н.К. Рериха в Москве 288 полотен и должно стать таким Знаком?

«Повествую вам - щит храните и явите надежду,
Ибо уже показал Мой знак.
Счастье пришло, чую, не расплескайте.
И крылья несут над миром счастье явления
Наших решений.
Смотрите явления.
Щит Мой крепок».


1. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Т.1. М.: МЦР, 1998. C. 560-562.

2. Памятники литературы Древней Руси – XII века. М.: «Художественная литература». 1980. С. 377.

3. Жития русских святых. Т.1. Коломна. Свято – Троицкий Ново-Гулутвин женский монастырь. 1993. С. 245.

4. Памятники литературы Древней Руси. XI - нач. XII века. М.: «Художественная литература». 1978. С. 247-249.

5. Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь: ЛЕАН, Москва: АГРАФ, 1996. С. 99.

6. Рерих Н.К. Листы Дневника. Т.3. М.: МЦР. 1996. С. 144.

7. На Непрядве. Сборник к 600-летию исторической битвы. М.: Московский рабочий. 1980. С. 87.

8. Клосс Б.М. Избранные труды. Т.1. Житие Сергия Радонежского. М.: «Языки русской культуры», 1998. С. 404.

9. Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Москва. РИО «Деннница» 1991. С. 85.

10. Агни Йога. Зов. 3 октября 1922 г.

© Межрегиональное культурно-просветительское издание "Орион",
№ 16, февраль 2000 г.

 

 

Контакты Написать письмо Карта сайта   Назад Главная