Н.К. Рерих. Святой Меркурий Смоленский. 1919 г. |
Серые, свинцовые волны тяжко били в уступы берега. Глядя на них, на гранитном валуне, сидел великий художник. Кругом простирался северный край, чью суровую красоту и нежнейшие переливы красок он так любил. Финляндия.
Приехав сюда в 1916 году на лечение, Николай Константинович Рерих после бурных, революционных событий и отделения Финляндии, оказался отрезанным от Родины. Происходящее в Петрограде будоражило и звало к себе, но где-то, на самой глубине его души, жил еще другой Зов, более властный. Временами он прорывался наружу, и тогда эти северные края, эти волны, уходящие вдаль за горизонт, уносили мысли к легендарной прародине человечества – «Айриана Ваэджа»! Согласно древним преданиям и легендам, наши предки жили далеко на севере, в счастливой и удивительной стране, но наступающие холода заставили ариев уйти в Индию, а уже оттуда они расселились по всему свету.
И Зов в Индию для художника становился все сильнее, все повелительнее. Уже осознаны трудности предстоящего пути. Уже создана серия «Героика» и Викинг уже опустил клад в глубину ("Клад захороненный"), но бушующий вихрь событий продолжает вторгаться в сознание
1918 год. Гражданская война. Брат идет на брата, сын – на отца. Массовый вандализм и разрушение памятников культуры. Миллионы эмигрантов. Но и на Западе, с презрением и страхом взирающим на происходящее в России, так ли уж хорошо? Америку захватила повальная страсть к наживе и золоту. В Европе царствует нелепая роскошь и жажда наслаждений.
«Ваше безумие назвало самую
безобразную женщину: желанная!
Маленькие хитрецы!
Вы готовы утопить себя в танце». [1]
Порою казалось, что на мир надвинулась какая-то мгла. Словно какое-то Батыево нашествие – мрачное, меняющее формы, шествовало по миру. И этому нашествию надо было противостоять! Вот тогда-то и всплыл из памяти образ Святого Меркурия Смоленского. Тогда, среди пейзажей Финляндии и Карелии, среди северной палитры красок, вдруг встал, в багровых отсветах, воин иного мира, который таинственным образом свяжет произошедшее в далеком XIII-м веке с его собственной судьбой.
Познакомимся со средневековой повестью о Меркурии Смоленском, как она звучит в пересказе Т.Н. Мехельсон:
«Жил во граде Смоленске юноша по имени Меркурий. Был он честен и прямодушен, любил отчизну свою и граждан смоленских. Всегда он готов был стоять за истину и чуждался лжи. Воздержание и мудростью сиял он как звезда посреди всего мира …
А в то время злочестивый царь Батый пленил Русскую землю, христиан мучил, проливал безвинную кровь, как воду. И пришел тот царь Батый с великой ратью ко граду Смоленску, стал от города за тридцать верст, и многие церкви и села пожег, христиан побил, и готовился к приступу.
Люди Смоленска были в великой скорби. День и ночь со многими слезами молились они в церкви соборной о сохранении города от нашествия иноплеменных.
И случилось чудо великое. В Печерском монастыре, за рекою Днепром, вне города, явилась Богородица пономарю той церкви и сказала:
О, человек божий! Поди скорее к кресту, где молится любезный мне Меркурий, и скажи ему: «Зовет тебя Божья Матерь».
…Когда вошел Меркурий в церковь, увидел он Богородицу, на золотом престоле сидящую, с Христом-младенцем на руках, окруженную ангельским воинством. Охваченный трепетом, Меркурий пал к ногам Ее. Подняла его от земли Пречистая Матерь Божия и сказала ему: «Меркурий, избранник мой, посылаю тебя на отмщение крови христианской. Иди, победи войско злочестивого царя Батыя. Потом придет к тебе светлый юноша, прекрасный лицом, дай ему в руки оружие свое, и отсечет он главу твою. Ты же возьми ее в руку свою и иди в город свой, мат примешь ты кончину, и положено будет тело твое в моей церкви».
…И принял благословение от нее, и оружие, и доспехи, и, вооружившись, поклонился Ей до земли, и вышел из города.
Доехав до полков злочестивого царя, побил Меркурий врагов, отпустил пленных христиан в град свой и храбро скакал по полю битвы, как орел по воздуху летая… Тогда предстал перед Меркурием прекрасный воин. Меркурий понял, что он исполнил свое предназначение в мире, поклонился светлому воину и отдал ему оружие. Потом преклонил главу и был усечен. Взяв голову в одну руку, а другою ведя коня под уздцы, пришел он безглавен во град Смоленск. Люди же, видев то, дивились.
Когда дошел он до Мологинских ворот, из них вышла по воду некая девица. Увидев война, идущего бег головы, она начала нелепо насмехаться над ним. Он же в тех вратах лег и предал честную душу свою богу. А конь его стал невидим.
Архиепископ смоленский пришел с крестным ходом, со множеством народа, хотел поднять тело воина и перенести его в соборную церковь, но поднять его они не смогли. И тогда был плач и рыдания среди людей: «За что святой не дает нам себя поднять?» Так же и епископ был в большом недоумении и молился богу.
Три дня лежало тело Меркурия без погребения. Архиепископ же все ночи проводил без сна в молитве и смотрел в оконце свое на соборную церковь. И увидел, как в великой светлости, будто в солнечной заре, из церкви вышла Богородица с архистратигами Михаилом и Гавриилом. Дойдя до того места, где лежало тело Меркурия, подняла его Богородица, покрыла своим покровом, принесла в соборную церковь и положила его во гроб, который и доныне стоит, всеми видимый.
Архиепископ, войдя в церковь к утренней службе, увидел преславное чудо: воин лежит во гробе на своем месте почивая. Собрались люди и возрадовались» [2].
«Легенды о том, как человек идет, неся усеченную голову, принадлежат многим народам Запада и Востока, некоторые из них заканчиваются пояснением: «Если человек очень любит свой край, он непременно вернется домой, живой или мертвый. Только надо очень любить, чтобы, когда тебе отрубят голову, самому принести ее под мышкой» [3].
«Так же и с Меркурием. Надо было очень любить родной город, чтобы спасти его ценой жизни и вернуться в него, неся голову в руке. В народном сознании Меркурий обязательно должен был погибнуть – иначе не было бы самопожертвования, не было бы подвига. Он сам, исполнив свое назначение, отдает жизнь в руки светлого юноши. Смерть праведника представлялась прекрасной, считалось, что зло не может коснуться светлого и возвышенного, оно не властно над добром, и гибель человека чистого – не победа темных сил, а высокий и прекрасный подвиг, убеждающий остальных в правоте славного дела.
Жители Смоленска не сразу поняли героический подвиг Меркурия. Они, как часто бывает в народном эпосе, оказались не достойны его жертвы. Вот почему им не было дано похоронить своего защитника» [4].
Так и Николай Константинович Рерих, начиная свое Великое Путешествие, решил, превратить его в битву за добро и справедливость. Ведь битва, по сути своей, – это наивысшее напряжение всех физических и духовных сил. В этой битве возникнут тысячи картин, чьи сияющие краски будут словно предназначены разгонять тьму и туман в людских душах. Возникнут тысячи очерков, пробуждающие патриотизм и чувство прекрасного, а в годы самой мрачной реакции поднимет он над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры!
…Пройдут годы и Николай Константинович Рерих в своих картинах, в своем творчестве снова вернется к Руси. Вернется подобно Меркурию: не скажешь, что живой, но и не скажешь, что мертвый! К сожалению, мало, кто понял тогда, в конце 50х годов, героический подвиг Рериха.
Три дня пролежало тело Меркурия без погребения и лишь после того, как, с помощью светлых сил, обрело оно свое место, стал исходить от него свет, стали совершаться исцеления, стали люди все больше и больше постигать величие этого облика.
Тридцать лет прошло после возвращения Юрия Николаевича Рериха в Россию, прежде чем часть праха и основная часть наследия семьи Рерихов обрели свое место – Международный Центр Рерихов. Вот только не все наследие – часть его, 288 картин, все реже и реже извлекаемые на свет, еще томятся в запасниках музея Востока. Еще не могут люди «собраться и возрадоваться»…
Также очень интересно, что, приступая к картине, Николай Константинович переосмысливает древнюю легенду: у него святой Меркурий возвращается вовсе не с поля брани. Рерих прекрасно знал, что каменных укреплений в Смоленске во времена монголов еще не было – здесь иное время и иные события. Массивные, мрачные стены. Осыпающаяся штукатурка. Гибнущие фрески. На всем лежат словно бы отблески кроваво-красного, незримого пламени и даже дорога вся словно пропитана запекшейся кровью.
«Тогда пылало алое пламя. Пламя гнева. Пламя безумия. Оно застлало глаза» [5].
«…бойтесь алого пламени. Оно выедает все ценные условия восхождения и ясного сознания. Это пламя – пламя судороги, припадка, но жить и созидать среди этого пламени нельзя» [6].
Но вот, среди мрачной подавляющей тишины, звонко процокали копыта, и в ворота вошли два странных Путника. Белый конь, с поразительно разумными, все понимающими глазами, прихватив край удивительного по своей красоте плаща, вел за собой стройного воина, который держал в руке свою отсеченную голову, сияющую неземным светом. Только на это сияние и не смогли наложить свой отблеск грязно-кровавые сполохи, отразившиеся на шкуре коня и одежде доблестного воина.
Конь ступает медленно и очень бережно, взгляд его необычайно серьезен. Все его существо преисполнено сознанием ответственности Водителя.
Эти двое пришли совсем из другого мира – чистого, звонкого, наполненного синими, золотистыми, изумрудными красками. Их словно принесла к самому порогу серебристо-голубая лента реки, к самому началу кровавой дороги. Принесла из той дали, где поднимаются на горизонте неприступные вершины. Наверное, там, в чудесной горной Твердыне и было решено, что именно такая необычная форма посланцев лучше всего ответит их миссии – принести в хаос и разрушение Весть иного, Высшего Мира, изменить цвет пламени!
«Мы окружены чудесами, но слепые не видим их. Мы напоены возможностями, но темные не знаем их. Придите. Берите. Стойте. Но приказ звучит. Пламя меняет цвет» [7].
Служение еще только начинается! И трижды правы были Рерихи, когда верили, знали одну простую истину: тот, кто по-настоящему любит свою Родину, всегда возвращается. И потому медным колоколом звучит формула древних мудрецов:
«Как наверху, так и внизу.
Что было, то и будет опять».
1. Рерих Н.К. Цветы Мории. Минск. 1997. С. 29.
2. «Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести». «Детская лит.». М., 1986. С. 425, 427.
3. «Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести». «Детская лит.». М., 1986. С. 585.
4. «Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести». «Детская лит.». М., 1986.
5. Рерих Н.К. Пути Благословения. Рига. «Виеда». 1992. С. 84.
6. Рерих Н.К. Пути Благословения. Рига. «Виеда». 1992. С. 85.
7. Рерих Н.К. Пути Благословения. Рига. «Виеда». 1992. С. 86.
|