Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский. 1932 г. |
“Владыка наш, Преподобный Сергий Радонежский”...
Как много звучало для Рерихов в этом имени!
Сколько прекрасных определений этого великого духа, сколько зовущих формул, наполняющих души трепетом, рассыпано в их книгах! Сколько удивительных картин, завораживающих своей красотой и глубиною мысли, сокрытой в них (часто нами так и не понятой), создал Николай Константинович, держа в сердце этот Великий Облик...
Одна из таких картин - “Святой Сергий”. Конечно, можно говорить о многогранном символизме этой картины, но меня больше всего заинтересовал аспект ее исторической достоверности. Дело в том, что большинство описаний рассказывает, как на заднем плане идет войско Дмитрия Донского, благословляемое Преподобным Сергием. Однако, совершенно точно известно, что русские войска, отправляясь на Куликово поле, через Троице-Сергиев монастырь не проходили. Туда приезжал лишь сам князь Дмитрий с немногочисленной свитой для совета и благословения. Предположение, что это вовсе не войско, а, скажем, вооруженная охрана князя при виде распущенных знамен, леса копий и полковых значков, казалось неубедительным. И сколько бы я ни размышлял о том, что это просто символ, что так выражена идея благословения Сергием русского воинства, все же в глубине души чуялось, что есть здесь еще что-то, какие-то события мне неизвестные.
Чем дольше я всматривался в картину, тем больше возникало вопросов. Например: если речь идет о событиях 1380 года, то почему на заднем плане изображены здания Троице-Сергиевой Лавры, построенные в 17-18 веках? Почему взгляд Сергия обращен не в сторону благословляемого им войска? Где он стоит? Явно Преподобный Сергий стоит в месте, которое находится за стенами созданной им обители, на какой-то горе.
Вот здесь уже можно было искать. Оказалось, что все храмы, изображенные на картине, очень легко идентифицировать. Сравнивая изображение монастыря на картине с планом Троице-Сергиевой Лавры, выяснилось, что храмы выстраиваются в таком порядке при взгляде лишь с одной стороны - юго-западной. В этом направлении от Сергиева Посада имеются лишь две приемлемые горы - это Поклонная гора, которая связана преданием с поклоном Стефана Пермского Сергию Радонежскому на расстоянии 7 верст, и гора Волкуша, находящаяся в непосредственной близости от Сергиевой Лавры. Поклонная гора находится слишком далеко, и с нее не может открываться такого вида на монастырь. Остается гора Волкуша...
И здесь нашлись слова И.М.Карамзина из его очерка “Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице и сем монастыре”: “... открываются среди зелени лесов златые главы церквей ее вокруг огромной колокольни, подобной величественному столпу. Я въехал на гору Волкушу... Русские патриоты! Это место должно вам быть известно. Здесь архимандрит монастыря Троицкого благословлял крестом и кропил святою водою достойных сынов России, которые с вождем Пожарским и гражданином Мининым шли освободить Москву от чужестранных тиранов!... Я стал на вершине горы, и воображение представило глазам моим ряды многочисленного войска под сенью распущенных знамен, украшенных именами городов, которых добрые жители шли под ними: Нижнего Новгорода, Вязьмы, Ярославля, Владимира и прочих. Мне казалось, что я вижу сановитого Пожарского среди мужественных воевод его и слышу гром оружия, которому через несколько дней надлежало грянуть во имя отечества!”
Поражает точность совпадения, изображенного на картине Рериха и написанного Карамзиным за 70 лет до рождения художника. У Карамзина не хватает лишь одного - Сергия. А значит, картина Рериха намного глубже. Об одном из вариантов этой картины Николай Константинович в “Листах дневника” писал: “В Праге на картине “Святой Сергий” была надпись: “Дано Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. При князе Дмитрии, при Минине и Пожарском и теперь”. Перед самым нашествием друзья сокрыли эту надпись и в последнем письме известили об этом сокрытии”. И в другом месте: “Помните, Вы мудро прикрыли надпись на картине “Святой Сергий”. Не сказать же тогда, что дано спасти от немцев. А до Сергиевой Лавры так и не дошли враги, а ведь у самого порога были”.
В том варианте картины, что находится в Международном Центре Рерихов, пророческой надписи нет, но сама картина, вероятно, выражает ту же самую идею: “Дано Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую...” Поэтому, возможно, есть смысл разделить картину на несколько планов. Первый - это гора со стоящим в огненном напряжении Сергием, быть может, именно сейчас русские полки бьются на Непрядве с полчищами Мамая. Второй план - это Московско-ярославская дорога с идущим по ней ополчением Минина и Пожарского. И третий - это Троице-Сергиева Лавра. Внимательное рассмотрение зданий показывает, что именно такой вид они имели в конце 19-го начале 20-го веков и во время Великой Отечественной войны. После войны была проведена реставрация, и многие здания изменили свой облик. Так колокольне вместо розовой была возвращена первоначальная бирюзовая окраска. Троицкий собор, искаженный поздними переделками, приобрел первоначальный вид, соответствующий храму, что держит в руках Преподобный Сергий и т.д.
Но все это не объясняет, откуда взялась на заднем плане картины такая огромная и крутая гора. Гора, похожей на которую нет не только поблизости от Сергиева Посада, но и вообще в Центральной России. Если предположить, что первый план это 14 век, второй 17 век, а третий середина 20-го века, то может быть эта гора будущее?
Когда Людмила Васильевна Шапошникова писала в “Светлом граде” о картине “Святой Сергий”, она сделала очень многозначительный намек: “Но в то же время был у Рериха момент, определенно относящийся к Сергию, который трудно объяснить. Он возник в творчестве художника не сразу. В нем как бы сочеталось не сочетаемое. На одном из полотен Николая Константиновича мы видим высокую сильную фигуру в черной схиме. Белая борода, резко очерченные скулы, совершенная линия тонкого носа, чуть приподнятые кверху уголки продолговатых глаз. Облик Сергия похож и в то же время не похож на тот приглаженный, смягченный иконописный образ, хорошо известный в русском православии. Позади стоящего на холме Сергия Троице-Сергиева Лавра... Другое полотно, о котором пойдет речь, было создано Рерихом годом раньше и, казалось, не имело непосредственного отношения к Сергию Радонежскому. На ступеньках лестницы, высеченной в скале, стоит высокий человек. Горы, среди которых он изображен, находятся в далекой Индии и называются Гималаями... Все на этом полотне незнакомо, знакомо только лицо стоящего. Красивая, четкая линия носа, высокие скулы, продолговатые глаза. На грудь спускается седая борода. И еще картина. Характерный русский купол небольшой церкви. Церковь стоит в горах. Картина называется “Часовня Святого Сергия в Гималаях”. Откуда эта связь с Гималаями у русского инока?”
Обращаясь к картине “Святой Сергий”, мы видим, что эта связь существует. Л.В.Шапошникова говорит, что момент, связанный с Сергием Радонежским, не сразу обрел свой законченный вид. И здесь очень интересно сравнить два варианта картины “Святой Сергий”: более ранний 1922 года и написанный Рерихом 10 лет спустя, находившийся ранее в Русском музее в Праге, а ныне в Третьяковской галерее. В поздней картине исчезает предводитель войска на белом коне и в алом княжеском плаще, а все это пространство заполняет огромный и строгий лик Спаса Нерукотворного. Словно сам Господь ведет теперь русское воинство. Само войско как бы обезличивается, теряет признаки принадлежности к какой-либо эпохе, а внизу появляется пророческая надпись. Небеса становятся темнее, и среди туч, в вышине, появляется глаз в треугольнике, строго и беспристрастно взирающий на зрителя. Фигура Святого Сергия вырастает еще больше, плат в его руках из алого становится белым, и на него перемещается с епитрахили Преподобного знак триединства. Здания Лавры начинают почти сиять по сравнению с окружающим темным пейзажем, а за высокой крутой горой на заднем плане проявляется еще одна, более светлая, словно в легкой дымке, но гораздо более высокая гора.
И здесь невольно вспоминается один очерк Николая Константиновича, где он после слов о мощи русского народа, после слов о напутствии Сергия Радонежского заканчивает очерк неожиданной фразою: “За тысячью туманов есть гора, где человек человеку не враг, но друг”. Что же случилось за эти 10 лет, разделяющих варианты картины? Быть может, тысяча туманов стала понемногу рассеиваться и у нас появилась возможность увидеть эту пока еще далекую вершину? Кто знает... В любом случае для нас эти вершины останутся напоминанием о духовных высотах и духовном восхождении. А может быть, однажды, глядя на картины Гималайской серии, мы увидим вдруг знакомые силуэты...
Картина “Святой Сергий” прекрасно иллюстрирует также идею Единства, столь мощно выразившуюся во всей жизни Преподобного и Его заветах. В картине воистину сочетается не сочетаемое. Самые яркие краски с самыми темными, Мир Огненный с миром земным. Совершенно разные события, времена и пространство сливаются здесь воедино. А точнее в самом Сергии, ведь сколько бы наш глаз ни блуждал по деталям картины, он всегда неизменно притягивается к фигуре самого Сергия к первоисточнику всего, как мы теперь начинаем понимать. Именно здесь сходятся все грани нашей культуры, нашей жизни, да и мы все, собственно, тоже. И потому так необычайно прекрасен и зовущ любимый Рерихами призыв: “Отче Сергие, дивный, с Тобою идем, с Тобою победим!”
© Межрегиональное культурно-просветительское издание "Орион",
№ 14, декабрь 1999 г. |