|
Л.В.Шапошникова
Героическая жизнь Е.П.Блаватской
По материалам выступления на Дне памяти Е.П.Блаватской 16 мая 2006 г. в Международном Центре Рерихов
Сегодня мы впервые за время существования Международного Центра Рерихов и Музея имени Н.К.Рериха отмечаем юбилей Елены Петровны Блаватской – 175 лет со дня её рождения. Е.П.Блаватская, удивительная и уникальная женщина, до сих пор ещё по достоинству не оценена ни у нас в России, ни в других странах. Так же, как Елена Ивановна Рерих, Елена Петровна Блаватская – наша соотечественница, и всё, что она сделала, безусловно, имело и имеет отношение к нашей Родине. Елена Петровна была человеком богато одарённым, мужественным, талантливым, много путешествовала, посещала и западные, и восточные страны – всё это было связано с тем, чем она занималась.
Е.П.Блаватская родилась в 1831 году и умерла в 1891, в расцвете своих сил, прожив всего 60 лет. Она могла сделать гораздо больше, но так распорядилась судьба. Елена Петровна выполняла очень важную миссию, предложенную теми Учителями, с которыми впоследствии были связаны Рерихи. Учителя и определили то, что должна была сделать Елена Петровна. Большую часть своей миссии она выполнила, хотя её жизнь была невероятно тяжёлой и трудной. Всегда было очень много нападок в её адрес, и не только извне, но, к сожалению, и со стороны окружавших её людей, которые считались последователями.
Отметим вехи её творческого пути. Е.П.Блаватская написала два фундаментальных труда: «Разоблачённая Изида» и «Тайная Доктрина», в которых были заложены идеи, позднее получившие развитие в философии космической реальности – Живой Этике, созданной Рерихами. Елена Петровна была выдающимся организатором и создала три Теософских общества: в Лондоне, Нью-Йорке и Адьяре. Во время работы в Индии я была связана с индийским Теософским обществом, ходила туда в библиотеку, у меня были друзья среди теософов. К какому выводу я пришла, размышляя над тем, как там протекает жизнь? Адьяр – это огромная территория на берегу реки, похожая на парк, в котором находятся здания, где обитают постоянные члены индийского Теософского общества. Здесь можно найти и издательство, в своё время выпускавшее книги Елены Петровны. Каждую неделю, а иногда каждый день, собирались на встречи члены Теософского общества и обсуждали различные проблемы. Это Теософское общество напоминает английский клуб. Так же и англичане приходят в свой клуб, собираются и обсуждают разные проблемы, но после этих обсуждений каких-либо практических результатов не следует.
Тогда я поняла одну вещь, которая относится не только к Е.П.Блаватской, но, как мне кажется, представляет некий общий закон. Когда кто-то целеустремлённо и с верою создаёт какое-либо дело, организацию, тогда эта новая организация действительно работает и производит впечатление живой, ибо именно тот, кто её основал, вложил в неё свою энергетику. Если сравнить Теософское общество при Блаватской и то, которое сейчас существует в Адьяре, они очень отличаются друг от друга. Общество при Блаватской было действенной организацией. Надо сказать, что когда мы увлекаемся исследованием духовной стороны деятельности Е.П.Блаватской, то забываем об одном важном обстоятельстве. В конце XIX века в Индии началось широкое национально-освободительное движение против колониального режима. Именно Елена Петровна и созданное ею Теософское общество поддержали национально-освободительное движение и сыграли значительную роль в нём. Когда основатель уходит из жизни, учреждения становятся совсем другими. Организация как-то по-иному начинает себя вести, иногда приходит в упадок, иногда деградирует. Мы можем видеть много подобных примеров в нашей культурной жизни, при создании театров или других учреждений.
Елена Петровна была идеологом теософского движения. Два её фундаментальных труда дали основу работе теософских обществ и сыграли огромную роль в формировании атмосферы, которая была задумана Учителями, устремлёнными к цели – сочетать культуру Востока и Запада. Новое знание, которое мы находим в уникальных трудах Елены Петровны, нашло свою реализацию и помогло развитию человечества, расширению его сознания. Как всегда, в любом светлом деле бывают и свои тёмные стороны. И я бы сказала, что Е.П.Блаватская подвергалась нападкам со стороны недоброжелателей во много раз больше, чем кто-либо из тех, кто продвигал в жизнь новое учение или новое мировоззрение.
Подробно рассказывать об этих нападках я не буду, но хочу обратить ваше внимание на два момента. Во-первых, это так называемое «дело Куломбов». Речь идёт о чете Куломбов, которая обвинила Блаватскую в шарлатанстве. Вы знаете, что Елена Петровна обладала очень интересными способностями. Она умела производить феномены различного рода. Куломбы, будучи слугами в доме Елены Петровны, по наущению иезуитского ордена католической церкви устроили целый заговор, в который были вовлечены английские и индийские газеты, журналы. Елена Петровна была обвинена в шарлатанстве, в том, что она в письмах рассказывала, как Учителя учили её делать ложные феномены и чудеса. Конечно, Елена Петровна таких писем не писала, всё это было задумано людьми не очень добросовестными, но, тем не менее, всё это ей пришлось перенести.
Когда Елена Петровна поняла, откуда идут нападки и заговор, она предложила подать в суд на Куломбов и на тех отцов-иезуитов, которые в этом участвовали. Но, к сожалению, теософская организация её предложение не приняла. Вот что наиболее трагично в этом деле, напоминающем и последующие подобные моменты, связанные с продвижением в жизнь новых идей на нашей планете. Пассивность членов Теософского общества по сравнению с энергией его создателя производит, конечно, крайне удручающее впечатление.
Вы, наверное, знаете, что эта ситуация повторилась в деле Рерихов, когда Хорши совершили предательство, в результате которого погиб первый Музей Рерихов в Нью-Йорке. Состоялся суд, который был проигран Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами только потому, что американские сотрудники, последователи Рерихов, в этом суде практически не участвовали. Несмотря на просьбы Рерихов присутствовать на судебных заседаниях, почти никого там не было. В этом вы убедитесь, когда познакомитесь со стенограммами заседаний рериховских судов в Нью-Йорке. Мы скоро издадим эту книгу, и вы поймёте, как это происходило. С Блаватской всё было так же остро и так же непоправимо.
Второй момент, на который я бы хотела указать: какие люди стояли рядом с Е.П.Блаватской. Это касается родного брата великого русского философа В.С.Соловьёва – Всеволода Соловьёва, который сначала был так называемым «преданным учеником» Елены Петровны, но впоследствии написал книгу, направленную против неё и теософии. Причём написал, когда она умерла. Такой факт говорит о трусости и подлости этого человека. Подобные вещи происходили и происходят с Рерихами, одна история очень напоминает другую.
Тёмные силы, выступающие против носителей Света и против тех, кто приносит что-то новое в нашу жизнь, кто жертвует собой и старается поднять уровень человеческого сознания, – это пока неизбежные, непреходящие вещи. Мы знаем, что подобные выступления были и против Рерихов. Мы являемся свидетелями того, как обходятся с первым Музеем Рерихов у нас в России, какие нападки идут с разных сторон, не буду их пересказывать. Тёмная линия, противостоящая тому, что мы должны сделать, довольно чётко проявляется в нашей жизни.
Завершая своё короткое выступление, хочу сказать, что мы являемся свидетелями того же, что происходило и с Еленой Петровной Блаватской, и с Рерихами. Мы обретаем сейчас их драгоценный и горький опыт. И только стойкость, мужество и вера в необходимость созданного и делаемого должны нас поддерживать. И последнее. Хочу напомнить: тот, кто ступил на нашу стезю, конечно, не должен рассчитывать на что-то приятное, а иметь терпение и вынести всё, что бы с нами ни случилось.
Вестник Космической эволюции. Сборник статей. - Тверь: ООО Издательство ГЕРС", 2012. С. 146-150.
|