Посланница светлых  сил


Главная >> Посланница Светлых Сил >> Жизненный путь >> Е.В.Аливанцева. Алтарь Истины и Сады Елены Петровны Блаватской

Е.П. Блаватская. Жизненный путь

 

 

 

 

 

 

 

 

Е.В.Аливанцева

Алтарь Истины и Сады Елены Петровны Блаватской

 

1. В середине 1980-х годов, в ходе научных исследований, автором статьи было выявлено месторасположение городской усадьбы, которая в 1816–1834 годах принадлежала семье Фадеевых. Когда-то её адрес звучал так: Екатеринослав, улица Петербургская (ныне: Днепропетровск, улица Ленинградская, 11–13).

В 1986 году Днепропетровский исторический музей имени Д.И.Яворницкого вышел с ходатайством к властям, а 16.04.1987 г. решением № 180 Днепропетровского областного совета народных депутатов единственный сохранившийся на территории старинной усадьбы дом (ул. Ленинградская, 11) был взят на учёт как памятник истории и включён в государственный свод под номером 6156 как «Дом, в котором жила русская писательница Е.А.Ган» (по понятным причинам говорить о причастности по рождению к усадьбе Фадеевых Елены Петровны Блаватской, старшей дочери Елены Андреевны Ган, в те годы было ещё невозможно).

Справедливости ради сегодня необходимо отметить, что источниковая база, на основании которой здание получило статус памятника, была в тот период не полной. Границы усадьбы Фадеевых не были точно установлены, история дома к тому времени не была полностью изучена. Поэтому в последующие годы научные изыскания, поиск новых документов и материалов, посвящённых истории мемориальной усадьбы, продолжались. Эти исследования принесли важные результаты.

В 1990-е и 2000-е годы статус памятника позволил сохранить усадебный дом в государственной собственности, спасти его как от продажи в частные руки, так и от уничтожения. Но, к несчастью, даже этот статус не мог в полной мере защитить дом-реликвию. Почти два десятилетия общественность вела борьбу за придание дому-памятнику второго, столь же важного статуса – музейного.

С 1990 года в Днепропетровске, на базе Исторического музея им. Д.И.Яворницкого, единомышленники, объединённые в инициативную группу, проводят системные работы по утверждению проекта создания Музейного центра Е.П.Блаватской и её семьи. Годы трудной, напряжённой работы по возвращению имени и наследия Е.П.Блаватской в контекст отечественной науки и культуры, борьба за музей её имени в начале XXI века увенчались первыми успехами.

В 2002 году в Музее им. Д.И.Яворницкого был создан научно-исследовательский и экспозиционный отдел, в состав которого вошли четыре специалиста. Перед сотрудниками отдела была поставлена задача комплексной подготовки к созданию музея, посвящённого Елене Петровне Блаватской и её семье.

В 2004 году Распоряжением Кабинета министров Украины № 84-р от 18.02.2004 г. и Решением Днепропетровского облсовета № 521–24/IV от 24.12.2004 г. зданию-памятнику был придан статус создающегося музея. 31 декабря 2004 г. большая часть (четыре пятых) дома была передана на баланс Днепропетровского национального исторического музея им. Д.И.Яворницкого с целью создания Музейного центра Е.П.Блаватской и её семьи. К сожалению, часть одноэтажного крыла здания (60 кв. метров), вопреки здравому смыслу, оказалась к тому времени уже переданной в частную собственность и вошла в перечень приватизированных объектов (зданий, помещений), при продаже днепропетровского завода «Строймаш», расположившегося в XX столетии на территории исторической усадьбы, принадлежавшей в начале XIX столетия семье Фадеевых.

Все эти годы: с 1990-го – на общественных началах, а с 2002-го – в рамках работы научного отдела в музее ведутся научно-исследовательские работы, сбор коллекций, создаются выставки, формируется научно-экспозиционная документация.

В 2005–2006 годах киевскими и днепропетровскими специалистами в доме-памятнике были частично проведены, а в 2010 завершены диагностические историко-архитектурные, инженерные исследования. В ходе этих исследований, осуществлённых с целью изучения истории строительства и последующих перестроек дома-памятника, а также восстановления его первоначального облика, было сделано свыше ста зондов, расчисток штукатурки, выемок фрагментов кладки. В ходе работ были выявлены изменения в экстерьере здания и его интерьерах, даны заключения о состоянии конструкций. В ходе этих исследований обнаружены заложенные оконные и дверные проемы, печи, уточнена внутренняя планировка первого и второго этажа здания, воссозданы фасады. Результатом стал эскизный проект реставрации здания, подготовленный историками архитектуры г. Днепропетровска.

В 2008 году в Государственном архиве Харьковской области (фонд 71, оп. 5, дело 3413) удалось обнаружить документы, проливающие свет на историю усадьбы во второй половине XIX столетия. Эти материалы позволили точно установить исторические границы усадьбы Фадеевых.

Итогами комплексных исследований сегодня являются следующие научно установленные факты:

Первый. Благодаря новой информации, научно обоснованной специалистами, окончательно подтверждено, что территория площадью в один гектар, прилегающая к зданию по ул. Ленинградской. 11–13, является исторической территорией усадьбы Фадеевых.

Второй. Дом по улице Петербургской (ныне Ленинградская, 11) вновь возведён во второй половине девятнадцатого столетия на фундаменте начала того же века. То есть, по всей вероятности, дом, в котором жила семья Фадеевых и родилась Е.П.Блаватская, был изначально деревянным, стоявшим на сохранившемся поныне высоком каменном фундаменте (точнее – цокольном этаже). Очевидно, к середине девятнадцатого столетия деревянный дом обветшал, и новые владельцы усадьбы возвели на старом фундаменте-цоколе новый, каменный дом, сохранив в нём характерный для начала XIX столетия анфиладный принцип планировки. Исходя из особенностей этого района Екатеринослава (близость Днепра, весенние паводки, неоднократные наводнения на ул. Петербургской), на каменных фундаментах, по-видимому, стояли и другие жилые и хозяйственные постройки на территории усадьбы. Обнаружить их можно было бы при проведении археологических и историко-архитектурных изысканий. Однако усадебная земля, ставшая в советское время территорией завода «Строймаш», сегодня находится в аренде у частного лица, и у специалистов музея нет возможности провести исследования. А ведь именно историческая территория усадьбы Фадеевых – та земля, на которой она стояла, представляет абсолютную ценность.

Днепропетровский национальный исторический музей им. Д.И.Яворницкого продолжает борьбу за полноценную реализацию проекта создания Музейного центра Е.П.Блаватской и её семьи в рамках научной концепции. Это предполагает создание международного научного и культурологического центра нового типа. Он будет включать в себя:

– музейные экспозиции и выставки;
– научную библиотеку;
– исследовательский и издательский центр;
– клубные и общественные объединения;
– места креативного использования;
– садово-парковую зону, воссозданную в границах исторической городской усадьбы;
– научно-туристический центр.

Крайне важной является работа по переоформлению пакета документов и государственной перерегистрации памятника истории, изменению его названия. Надо сделать всё, чтобы в реестре памятников истории значился не «Дом, в котором жила русская писательница Е.А.Ган», а «Городская усадьба XIX столетия, в которой родилась философ, религиовед, писательница Е.П.Блаватская; жила династия государственных, общественных деятелей, писателей Фадеевых».

Надеемся, что новый статус памятника поможет осуществить задуманное и реализовать проект в полном объёме.

2. В октябре 2005 года в Москве, в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), автору этой публикации посчастливилось обнаружить рисунок. Он был назван художником «Алтарь истины» и подписан «Елена Ган». Московские архивисты включили его в описи как рисунок писательницы Елены Андреевны Ган. Однако известно, что это имя носила в девичестве и её старшая дочь. Глядя на удивительный рисунок-символ можно предположить, что его создателем вполне могла быть и Елена Петровна Блаватская.

На рисунке изображены три сосны. Глядя на них, читая надпись («Алтарь истины») под центральным деревом, мысленно выстраиваешь параллели:

– три сосны на рисунке и дерево, Древо, как знак;
– название рисунка «Алтарь истины» и фраза-квинтэссенция «Нет религии выше истины».

Всматриваясь в изображение, начинаешь сопоставлять информацию, выстраивать предположения.
Рождение и раннее детство Е.П.Блаватской связаны с образом реки, сада, дерева. Первой рекой её жизни стал Днепр, первым садом – сад цветов, плодовых и редких деревьев в екатеринославской усадьбе деда и бабушки на улице Петербургской. (Дед Е.П.Блаватской – Андрей Михайлович Фадеев был одним из создателей Екатеринославского помологического [1] общества и Технического сада-питомника плодовых деревьев и кустарников (ныне северная часть днепропетровского парка имени Лазаря Глобы). Бабушка – Елена Павловна Фадеева была известным ботаником, природоведом).

Не отсюда ли родом рисунок «Алтарь истины» и деревья как его главное олицетворение?

Задумаемся о последующих этапах жизни Е.П.Блаватской, о том, как в 1875 году в Нью-Йорке, после многих лет поиска и странствий Е.П.Блаватская вместе со своим сподвижником Генри Стил Олькоттом и несколькими единомышленниками создала Теософское общество, а в 1878 году основатели общества переехали в Индию.

Несколько последующих лет Е.П.Блаватская и её соратники, странствуя по Индии и Цейлону, искали место для размещения штаб-квартиры Международного Теософского общества (в это время в его состав уже входили многие сотни членов). Наконец, в 1882 году на юге Индии, в предместье Мадраса (ныне Ченнай), у впадения реки Адьяр в Индийский океан, ими был обнаружен великолепный сад, располагавшийся на территории в одиннадцать гектаров.

Первый чудо-сад, сад детства, Е.П.Блаватская хранила в душе все эти годы.

Теперь был найден и стал частью судьбы второй чудо-сад. Сад мечты и надежд, красоты и гармонии, место расположения нового духовного центра, новый Алтарь Истины.

Чуть позже Елена Петровна напишет в Россию своим родным:

ночи!.. И какая чудная тишина. Нет городского треску и уличных криков. Сижу себе, пишу и смотрю на океан, блестящий, безбрежный, словно живой, – право! <...> ...Когда он тих и ласков, не может быть в мире красоты обаятельнее!.. Особенно в лунную ночь. Луна здесь на глубоком тёмно-синем небе кажется вдвое больше и вдесятеро блестящей нашего европейского перламутрового шарика...» [2]

Е.П.Блаватская прожила в Адьяре (поместье называлось так же, как и река) почти безвыездно весь 1883 год, полюбив его всей душой. Она стояла у истоков создания штаб-квартиры Международного Теософского общества, формирования его традиций, особой культуры. И при всей этой сложной и многогранной работе, она, а вслед за ней и все последующие поколения руководителей Теософского общества, не забывали о развитии гигантского сада, ухода за ним, о высадке новых деревьев, кустарников, цветов.

К сожалению, не сохранился первый сад Е.П.Блаватской на Родине, но второй (резиденция Международного Теософского общества) за сто с лишним лет увеличился до ста одного гектара и стал одним из самых известных садов Индии, где растут и цветут почти две тысячи деревьев.

Переосмысливая всё увиденное и прочувствованное в течение тридцати трёхдневного пребывания в Адьяре в конце 2010 года, автор этих строк постоянно размышляла о будущем Музейного центра Е.П.Блаватской и её семьи. И постепенно пришло убеждение, что третий чудо-сад должен появиться в усадьбе нового Центра, который создаётся сейчас в Днепропетровске.

Этот третий чудо-сад станет не только самой значимой частью реконструированной и восстановленной усадьбы предков Е.П.Блаватской, не только напомнит о её детстве, но, главное, – явится живым, цветущим, устремлённым ввысь символом Алтаря Истины Вестника Света.


1. Помология (лат. pomum плод + ...логия) – научная дисциплина в агрономии, которая занимается изучением сортов плодовых и ягодных растении, сортоведение.

2. Желиховская В.П. Елена Петровна Блаватская. Биографический очерк // Русское обозрение, 1892, № 11. С. 293.

 

Первые научные чтения памяти Елены Петровны Блаватской. Материалы научно-общественной конференции. 8 мая 2011 г. - 2-е изд., испр. и доп. - Донецк: Изд-во "Ноулидж", 2012. С. 5-10.

    В оглавление раздела