|
Елена Петровна Блаватская.
Краткий очерк жизни и творчества
Елена Петровна Блаватская, основательница современного
Теософского движения, родилась в Екатеринославе, городе на
Днепре, 31-го июля 1831 г. по юлианскому, или так
называемому старому стилю, который тогда был принят в
России. По григорианскому календарю дата её рождения
приходится на 12-е августа. Её родителями были полковник
Пётр Алексеевич фон Ган и Елена Андреевна Ган, урождённая
Фадеева, известная романистка, умершая совсем молодой. Её
бабушкой с материнской стороны была княгиня Елена Павловна
Долгорукая; женщина в высшей степени одарённая, она была
известна своими научными трудами. По линии бабушки
родословная Блаватской восходит к княжескому роду
Рюриковичей, предки её со стороны отца принадлежали к
Макленбургскому графскому роду Hahn von Rottenstern-Hahn.
Рано осиротевшая Елена воспитывается в доме бабушки и
дедушки по матери.
Елена была необыкновенным ребёнком и рано стала ощущать, что
отличается от окружающих. Своими незаурядными психическими
способностями она изумляла домашних и друзей. Крайне
своевольная, Елена не признавала никаких авторитетов, однако
была наделена очень чуткой натурой и самыми разнообразными
дарованиями. У неё были блестящие способности к языкам, она
превосходно играла на фортепиано и рисовала, кроме того,
была отважной наездницей, бесстрашно совершавшей верховые
прогулки на полуобъезженных лошадях, — она вообще
необыкновенно тонко чувствовала природу. Ещё в детстве она
начала сознавать, что её жизнь станет каким-то высоким
служением, что ею руководят, её оберегают.
Елене было всего восемнадцать, когда она вышла замуж за
немолодого уже Никифора Васильевича Блаватского,
назначенного незадолго до свадьбы вице-губернатором Эривани;
поступок этот в действительности был продиктован желанием
обрести полную независимость. Она никогда не воспринимала
своё замужество всерьёз, этот брак так и остался фиктивным.
Через несколько месяцев она бежит из дома и путешествует по
Турции, Египту и Греции, живя на деньги, которые ей
присылает отец. В 1851 г., когда ей исполняется двадцать
лет, в Лондоне она встречает того, кого знает по своим
детским видениям — Посвящённого с Востока, из раджпутов,
Учителя Морию, или М. — под этим именем он стал впоследствии
известен среди теософов. Он поведал Елене о том, что ей
предстоит совершить, и с этого момента она полностью
принимает его руководство — и на пути внутреннего
оккультного совершенствования, и во внешней деятельности.
Вскоре после этой встречи она садится на пароход, который
отплывает в Канаду, чтобы совершить полное приключений
путешествие по США, Мексике, Южной Америке и островам
Вест-Индии, а в следующем, 1852 году, уже спешит в Индию, —
мимо мыса Доброй Надежды и через Цейлон. Её первая попытка
проникнуть в Тибет кончается неудачей. В 1853 г. она
возвращается в Англию, успев побывать ещё и на Яве.
Следующим летом она снова едет в Америку и с караваном
переселенцев совершает переход через Скалистые горы. В конце
1855 г. она вновь отправляется в Индию, посетив по дороге
Японию и британскую колонию Стрейтс-Сетлментс. И вот теперь
ей, наконец, удаётся проникнуть в Тибет через Кашмир и
Ладакх, где под руководством Учителя она проходит
определённые этапы своей оккультной подготовки. В 1858 г.
она возвращается в Европу, посещает Францию и Германию,
далее едет на родину, в Россию, неожиданно объявившись в
своём семействе на Рождество, а потом некоторое время гостит
у сестры во Пскове. С 1860 по 1863 гг. она странствует по
Кавказу, переживая очень мучительный духовный и физический
кризис, и обретает в итоге полный контроль над своими
оккультными способностями. Осенью 1863 г. она снова покидает
Россию и много путешествует по Балканам, Египту, Сирии и
Италии. Не исключено, что тогда же она ещё раз проникает в
Тибет, но для прочего мира все её передвижения этого периода
сокрыты завесой тайны. В 1870 г. она возвращается в Грецию,
оттуда плывёт в Египет и терпит кораблекрушение близ острова
Спеце, но её спасают; затем она добирается до Каира, где
основывает Societe Spirite, которое, однако, вскоре
распадается. Далее она странствует по Ближнему Востоку и в
1872 г. на короткое время возвращается к своим родным в
Одессу. Весной 1873 г. по указанию Учителя она едет в Париж,
а затем и в Нью-Йорк; 7 июля 1873 г. она сходит на
американский берег. Примерно к этому же времени относится
начало её общественной деятельности.
В ту пору Блаватской исполняется сорок два года, она
наделена многими, самыми невероятными психическими и
оккультными способностями, которые целиком подчиняются её
контролю. Как позднее отмечают Махатмы, обучавшие её, она
была лучшим из доступных инструментом для осуществления
задуманной ими работы — представить миру в новой форме, хотя
и в общих чертах, древнюю Теософию, “Знание, которое
накапливалось веками, которое уточнялось и выверялось
многими поколениями мудрецов...”, это родительское древо
истины, имевшее многочисленные ветви и побеги в виде
религий, больших и малых. В задачу Блаватской входило, с
одной стороны, бросить вызов укоренившимся представлениям и
догмам скомпрометировавшей себя теологии, и, с другой, —
оспорить не менее догматические воззрения науки своего
времени. Правда, к тому моменту в этом двойном ряду
фортификаций уже была пробита брешь. И произошло это
благодаря спиритизму, который захлестнул тогда всю Америку.
Как говорила сама Е.П. Блаватская: "Я была послана доказать
реальность существования феноменов и выявить ошибочность
спиритической теории относительно духов".
Вскоре после прибытия в Нью-Йорк Е. П. Б. обретает истинного
друга и помощника в лице полковника Генри Стила Олкотта,
юриста, человека высоких нравственных достоинств, который
приобрёл известность в годы Гражданской войны благодаря
своей безупречной службе. К ним примыкает Уильям Куон Джадж,
молодой ирландский адвокат, сыгравший впоследствии
выдающуюся роль в Теософском движении. 7-го сентября 1875 г.
преимущественно стараниями Блаватской, Олкотта и Джаджа, а
также ещё нескольких человек, была создана организация,
которую нарекли Теософским обществом, так как перед ним
ставилась цель содействовать распространению древних учений
Теософии, или той Мудрости в делах Божественных, которая
послужила духовной основой для многих великих философских
систем прошлого, таких как неоплатонизм, гностицизм и
античные школы мистерий. 17 ноября 1875 президент-основатель
полковник Олкотт официально известил о создании Общества, и
с тех пор эту дату принято считать днём его основания.
Провозгласив целью Общества “собирание и распространение
знаний о законах, управляющих Вселенной”, Основатели вскоре
изложили задачи более детально; и, претерпев лишь несколько
незначительных редакционных поправок, они остаются всё теми
же:
1. Создание ядра Вселенского Братства Человечества без
различия рас, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи.
2. Содействие изучению сравнительной религии, философии и
науки.
3. Исследование необъяснённых законов Природы и сил,
сокрытых в человеке.
В сентябре 1877 г. в нью-йоркском издательстве J.W.Bouton'a
вышел в свет первый монументальный труд Е. П. Блаватской
“Разоблачённая Исида”, и первый тираж в тысячу экземпляров
был распродан в течение двух дней, оказав мощное воздействие
на умы читающей и мыслящей публики. По мнению нью-йоркской
“The Herald Tribune”, книга явилась одним из “выдающихся и
интереснейших творений века”, другие газеты и журналы
высказались в таком же духе. Очертив предмет оккультных наук
и историю их развития, “Разоблачённая Исида” раскрывает
природу и происхождение магии, корни христианства, ошибки
богословия и заблуждения признанных научных авторитетов,
трактуя их в свете тех тайных учений, которые золотой нитью
проходят через века, проявляясь время от времени в виде
различных мистических движений. Сегодня этот труд столь же
актуален, как и в те дни, когда он впервые увидел свет, и
всё так же велика потребность в его новых изданиях.
8 июля 1878 г. Е. П. Блаватская стала первой русской
женщиной, принявшей американское гражданство, и это событие
широко освещалось в печати.
В декабре того же года Е. П. Блаватская и полковник Олкотт
отбывают через Англию в Бомбей, в Индию, где в феврале 1979
г. устраивают штаб-квартиру Общества. Вскоре с ними
знакомится Алфред Перси Синнетт — в то время редактор
правительственной аллахабадской газеты The Pioneer. Это
знакомство оказалось чрезвычайно важным. В сентябре-октябре
1880 г. Е.П.Б. и Олкотт посетили дом А.П.Синнетта и его
супруги Пейшенс в Симле, в северной Индии. Синнетт всерьёз
заинтересовался учением Теософского движения и его
деятельностью, вследствие чего Е. П. Блаватская дала
согласие на попытку установить контакт посредством переписки
между ним и двумя Адептами, оказывавшими содействие Движению
— Учителем Морией и Учителем Кут Хуми. Переписка
продолжалась с 1880 по 1884 гг., и многочисленные ответы
этих Мудрецов на вопросы Синнетта и другого англичанина, А.
О. Хьюма, были впоследствии опубликованы в виде книги под
названием The Mahatma Letters to A. P. Sinnett (Письма
Махатм к А.П.Синнетту), London, 1923. Оригиналы писем
Учителей хранятся в Британском музее как большая ценность,
но к ним можно получить доступ с особого разрешения Отдела
редких рукописей.
Посетив многие города и селения Индии, основатели
возвращаются в Бомбей и в октябре 1879 г. приступают к
изданию первого теософского журнала The Theosophist
(выходящего по сей день), редактором которого становится Е.
П. Блаватская. В это время Общество быстро расширяется, к
нему примыкает ряд выдающихся людей из Индии и других стран.
В мае 1880 г. основатели едут на Цейлон, где полковник
Олкотт начинает работу по возрождению буддизма в этой
стране. Они оба принимают “pancha sila” [Пять добродетелей
совершенства], то есть официально становятся буддистами, —
факт, который Олькотт впоследствии объяснил как “формальное
подтверждение наших давних убеждений”. В мае 1882 г. в
Адьяре, близ Мадраса, было куплено поместье, куда в конце
года переезжает штаб-квартира Общества. Адьяр вскоре
становится центром всемирной деятельности, и основатели
вместе с небольшой группой соратников отдаются ей целиком.
Предпринимаются поездки в самые отдалённые районы Индии,
основываются Филиалы, принимаются посетители, ведётся
обширнейшая переписка, готовятся к публикации в основанном
незадолго до этого теософском журнале ценнейшие научные
материалы. Эти труды преследовали цель пробудить в индусах
интерес к тем духовным ценностям, которые заключали в себе
древние Священные Писания их родины.
В этот период полковник Олкотт занимался очень популярным
месмерическим лечением больных. В феврале 1884 г. он
отбывает в Лондон с петицией к Британскому правительству от
буддистов Цейлона. Е. П. Блаватская, состояние здоровья
которой в это время резко ухудшилось, едет в Европу вместе с
ним. После почти пятимесячного пребывания в Париже и Лондоне
осенью она поселяется в Германии, в Эльберфельде, у семьи
Гебхардов, и с головой уходит в работу над “Тайной
Доктриной”.
Между тем в Адьяре готовится заговор, в котором участвуют
двое слуг Е.П. Б., Алексис и Эмма Куломбы. В конце декабря
Е.П. Б. возвращается в Адьяр, чтобы на месте ознакомиться с
ситуацией. Она намерена предъявить судебный иск супругам
Куломбам за грубую клевету о якобы мошенническом характере
производимых ею феноменов. Однако другие члены, стоящие во
главе Общества, по разным причинам решают не предавать это
дело огласке, и Е.П. Б., не добившись справедливости, в
марте 1885 г. уезжает в Европу, чтобы уже никогда не
вернуться в Индию.
Как выяснилось впоследствии, всё это “дело” было целиком
состряпано иезуитами, ненавидевшими и Общество, и Е. П. Б.
Обвинения были построены на поддельных, частично и
полностью, письмах, написанных якобы Е.П. Блаватской и
содержавших указания относительно подготовки всевозможных
фальшивых феноменов, — письмах, с которыми непредвзятым
исследователям не дозволили ознакомиться. Журнал
христианских миссионеров в Мадрасе публиковал наиболее
компрометирующие отрывки из этих писем.
Тем временем Лондонское общество психических исследований (ОПИ)
созвало специальный комитет для расследования заявлений Е.
П. Блаватской. Затем, в декабре 1884 г., в Индию прибыл
Ричард Ходжсон, член комитета ОПИ, чтобы провести опрос и
сделать доклад относительно выдвинутых Куломбами обвинений.
Основываясь на результатах расследования Ходжсона, комитет
ОПИ в своём окончательном докладе в декабре 1885 г.
заклеймил Е. П. Блаватскую как “одного из совершеннейших,
гениальнейших и интереснейших мошенников в истории”. Ходжсон
также обвинил Е. П. Б. в шпионаже в пользу России. Этот
доклад ОПИ-Ходжсона впоследствии стал основой для дальнейших
нападок на Е. П. Б. в связи с её якобы нечестностью,
несуществованием её Учителей и отсутствием всякой ценности
Теософии. (Обвинения Ходжсона были проанализированы и
опровергнуты в 1963 г.Эдли Уотерманом в работе “Некролог:
доклад Ходжсона о г-же Блаватской”.)
В конце концов все эти злобные нападки весьма неблагоприятно
отразились на здоровье Е. П. Блаватской. В августе 1885 г.
она поселяется в Вюрцбурге, Германия, в июле 1886 г.
перебирается в Остенде, Белигия, а в мае 1887 г. по
приглашению английских теософов переезжает в Лондон, в
маленький дом в Верхнем Норвуде. После её прибытия в Англию
теософская деятельность здесь быстро начала расширяться.
Была основана Ложа Блаватской и началось распространение
теософских идей.
Так как Е.П. Блаватская к тому времени фактически утратила
всякий контроль над своим первым журналом The Theosophist,
то в сентябре 1887 г. она основывает в Лондоне ежемесячный
журнал Lucifer, который, как гласит надпись на его титульном
листе, был задуман, чтобы “пролить свет на сокрытое во
тьме”. В том же месяце Е. П. Б. поменяла лондонский адрес на
Холланд-парк, Лэнсдаун Роуд 17.
Не обращая внимания на своё вконец пошатнувшееся здоровье и
всяческие злоключения, она всё так же упорно работает над
своим великим трудом; он был завершён и опубликован в двух
больших томах в октябре 1888 г. Помогали Блаватской Бертрам
Китли и д-р Арчибалд Китли, они переписывали и редактировали
рукописи, они же и финансировали издание. “Тайная Доктрина”
венчает литературную деятельность Е. П. Блаватской, это
эпохальное творение только теперь начинает обретать
признание выдающихся умов современности, и не приходится
сомневаться в том, что в двадцать первом веке оно встретит
ещё больший отклик и получит самую высокую оценку.
“Тайная Доктрина” была сияющей вершиной литературной
деятельности Е.П.Блаватской. Основу “Тайной Доктрины”
составляют станцы, переведённые из сокровенной “Книги Дзиан”
с комментариями и пояснениями Е. П. Б. Также в книге
подробно рассматривается фундаментальная символика,
используемая великими религиями и мифологиями мира. В первом
томе речь идёт об образовании Вселенной. Второй том
рассматривает происхождение и эволюцию человечества.
В октябре 1888 г. Е. П. Блаватская основывает Эзотерическую
секцию, для более глубокого изучения Эзотерической
философии, и пишет Наставления для тех, кто занимался в ней.
В октябре 1990 г. Европейская штаб-квартира Общества
обосновывается в Лондоне, Сент-Джонз-Вуд, на Авеню-Роуд 19,
и здесь Е.П. Б. пишет Ключ к Теософии, “ясное изложение (в
виде вопросов и ответов) Этики, Науки и Философии, для
изучения которых и было основано Теософское общество”; Голос
Безмолвия, жемчужину мистической теософской литературы,
произведение, в которое вошли переводы избранных отрывков из
священной восточной Книги золотых правил, которую она
выучила наизусть за время своего оккультного обучения в
Тибете.
Е. П. Блаватская скончалась 8 мая 1891 г. во время эпидемии
гриппа, которая в те дни свирепствовала в Англии; её останки
были преданы сожжению в Уокингском крематории в Сёррее.
Непредвзятое знакомство с жизнью Е.П. Б., её трудами,
беззаветным служением Истине, её духовными способностями и
достижениями раскрывает перед нами величественный облик
женщины, которая по праву считается одним из величайших
адептов в истории западной цивилизации, прямым посланником
Транс-Гималайского Братства.
*Цырков Борис Михайлович (1902-1981).
Внучатый племянник Е.П.Б.; редактор-составитель Собра-ния
сочинений Е.П.Блаватской. Данная статья была написана в 1968
г. для теософского журнала Theosophia (Калифорния, США),
редактором которого он являлся с 1944 г.
[Назад]
|