|
С уверенностью сегодня можно говорить, что период между 160 и 175-летием со дня рождения Елены Петровны Блаватской — время возвращения ее в Отечество, Ее труды и книги о ней, многие из которых впервые изданы на русском языке, расходятся все эти годы большими тиражами по городам и странам, где еще совсем недавно они, как и имя их автора, были под запретом. Ей посвящены тысячи публикаций. Книги Вестника Света ложатся на рабочие столы соотечественников, идущих по пути научного и духовного познания. Ее имя и наследие открывают вновь несколько поколений жителей той части планеты, о которой Блаватская так тревожилась: «...так наболело у меня сердце за родину, за все свое, что душу бы отдала в кабалу на десять тысяч лет за нее».
Сегодня очевидно, что знания и труды «великой мученицы за свет и истину», как никогда, необходимы «для сдвига сознания человечества, зашедшего в тупик» (Е.И.Рерих). Судя по всему, пришло время, и «мы входим в следующий временной цикл» (Е.П.Блаватская). Уже нет сомнений, что именно Родине предстоит миссия возрождения, осмысления и воплощения идей женщины-светоча. Одним из главных центров выполнения этой миссии становится Музейный центр Е.П.Блаватской и ее семьи в Днепропетровске. Перед ним сегодня три задачи:
• создание на Приднепровье, на родине, мемориального, научного и культурного центра нового типа для увековечения памяти, глубокого ретроспективного и перспективного осмысления феномена Е.П.Блаватской и ее уникальной семьи;
• принятие лидирующей роли на Украине (в единении с общественными и государственными организациями) в возвращении имени Е.П.Блаватской в контекст национальной науки, культуры, общественной мысли;
• активное участие в международной работе с целью научного осмысления трудов, общественного осознания значения наследия Е.П.Блаватской, его созидательного, духовно-объединительного потенциала.
Научная концепция Музейного центра Е.П.Блаватской и ее семьи предполагает создание международного научного и культурологического центра нового типа, в основе которого принцип комплексности. Он будет включать в себя:
• музейные экспозиции и выставки;
• научную библиотеку;
• исследовательский и издательский центр;
• клубные и общественные объединения;
• места креативного использования;
• садово-парковую зону, воссозданную в границах городской усадьбы;
• научно-туристический центр.
Реликвия родного города Вестника Света — Дом Фадеевых, который с 1815 по 1834 год принадлежал ее деду А.М.Фадееву и стал эпохой в истории семьи-феномена. Старинному екатеринославскому особняку судьбой было предопределено прославиться благодаря Е.П.Блаватской и династии, три поколения представителей которой ? ученые и писатели, государственные и общественные деятели ? важное явление в отечественной и мировой культуре.
Сегодня дом, в котором родилась наша выдающаяся соотечественница и двадцать лет жила ее уникальная семья, ? реликвия века XIX и стартовая площадка возрождения научного и культурного наследия в веке XXI.
Двухэтажный дом на высоком цоколе с одноэтажным крылом-пристройкой был построен в Екатеринославе в начале XIX ст. на ул. Петербургской (ныне Ленинградская, 11) и являлся на протяжении первых ста лет жизни главным строением на территории городской усадьбы (в те времена — с дворовыми постройками, садом площадью около 2 гектаров, родником и прудом). Ныне многочисленные перестройки размыли облик дворянской усадьбы, время уничтожило сад и часть дворовых построек. К счастью, сохранился главный барский дом. Но и он немало пострадал. Его экстерьер изменен, интерьеры за долгие годы подверглись перепланировкам. Часть дверных и оконных проемов на первом и втором этажах замурована, пробиты новые. Замурованы и окна цокольного этажа Исчезли изразцовые печи. Балкон в центральной части второго этажа не сохранился. С обеих боковых и дворовой стороны дом зажат пристройками, хозяйственными постройками и проходной завода «Днепростроймаш», располагающегося на исторической территории усадьбы. На фундаментах дворовых построек усадьбы стоят цеха, сад исчез под асфальтом заводской территории.
Исследовательские работы, проведенные в последние годы, позволили в значительной степени восстановить историю дома и усадьбы. К сожалению, имя архитектора и первого владельца пока установить не удалось. Однако доподлинно известно, что в 1815 г. этот «дом с прекрасным, огромным садом» [1] был куплен во владение дедом Е.П.Блаватской А.М.Фадеевым, приехавшим с семьей в Екатеринослав в связи с назначением на службу.
Андрей Михайлович Фадеев (1790—1867) — столбовой дворянин, государственный и общественный деятель, писатель-мемуарист, публицист. В Екатеринославе вначале служил в Конторе иностранных поселенцев младшим товарищем главного судьи, а с 1818, после преобразования Конторы в Попечительный Комитет колонистов южного края России, стал начальником его канцелярии и занимал эту должность до 1834 года. В Екатеринославе началась публицистическая деятельность Фадеева. Будучи одним из создателей и активных членов Екатеринославского помологического общества, он внес значительный вклад в развитие садоводства в крае. В последующие годы Фадеев занимал высокие государственные посты в Одессе, Астрахани, Саратове, Тифлисе. Оставил обширные мемуары — талантливое повествование о судьбе семьи и страны на фоне эпохи, бесценный источник знаний для исследователей.
Жена А.М.Фадеева — Елена Павловна Долгорукая, в замужестве Фадеева (1788—1860) — одна из самых образованных женщин Европы начала XIX века. Представительница знатного рода Долгоруких, княжна. Получила прекрасное образование, владела пятью иностранными языками, была музыкально одарена, хорошо рисовала. В центре ее научных интересов стояли палеонтология, минералогия, археология, орнитология, ботаника. Е.П.Фадееву хорошо знали и среде ученых-естественников, особенно в Лондонском географическом обществе. Удивительная женщина была также известным нумизматом, фалеристом, уникальная коллекция которой насчитывала многие сотни единиц. Наконец, она была прекрасной матерью и бабушкой — педагогом, воспитавшим целую плеяду выдающихся детей и внуков [2].
Старшая дочь четы Фадеевых ? Елена Андреевна Фадеева, в замужестве Ган (1814—1842), выросла в доме на Петербургской, отсюда ушла под венец, став женой капитана конной артиллерии, барона Петра Алексеевича Гана, здесь родила первенца (Е.П.Блаватскую). Елена Ган была так же талантлива, как и ее мать. Природа одарила ее и изысканной красотой, и тонкой, чувствительной душой. В 1836 году она вошла и русскую литературу как переводчик, а затем как автор одиннадцати романтических повестей, среди которых «Идеал», «Утбалла», «Медальон», «Теофания Аббиаджио» и другие, опубликованные в журналах «Библиотека для чтения», «Отечественные записки» и подписанных псевдонимом Зенеида Р-ва. В.Г.Белинский в статье, посвященной ей, говорил: «Не являлось еще на Руси женщины столь даровитой, не только чувствующей, но и мыслящей. Русская литература по праву может гордиться ее именем и ее произведениями» [3]. Разделял точку зрения литературного критика и И.С.Тургенев, писавший в 1852 году: «В этой женщине было действительно и горячее русское сердце, и опыт жизни женской, и страстность убеждений, — и не отказала ей природа в тех „простых и сладких“ звуках, в которых счастливо выражается внутренняя жизнь» [4].
В Екатеринославе в доме на Петербургской родился сын A.M. и Е.П.Фадеевых Ростислав Андреевич Фадеев (1824—1883). Окончив в Петербурге артиллерийское училище, он многие годы служил на Кавказе. О героизме генерала Фадеева ходили легенды. Он стал прообразом для героев «Очарованного странника» Н.С.Лескова и «Современной идиллии» М.Е.Салтыкова-Щедрина. Р.А.Фадеев ? военный историк, писатель-публицист, автор книг «Шестьдесят лет Кавказской войны», «Вооруженные силы России», «Русское общество в настоящем и будущем: (Чем нам быть?)» и ряда других. Он был подлинным патриотом своей страны, внесшим значительный вклад в ее историю.
В доме на Петербургской родились и две сестры Р.А.Фадеева и Е.А.Ган — Надежда и Екатерина. Надежда Андреевна Фадеева (1829—1919) была известным общественным деятелем и коллекционером. Она унаследовала собрание матери и всю жизнь пополняла его. Ее коллекции поражали современников, свидетельствовавших об одном из самых замечательных частных музеев, где «были собраны гербы и оружие со всех стран света, старинная посуда, китайские и японские статуи богов, византийская мозаика, персидские и турецкие ковры, картины, портреты и очень редкая и большая библиотека» [5]. Н.А.Фадеева — ангел-хранитель наследия семьи, ее архивов и коллекций. Ей принадлежит заслуга публикации мемуаров отца, передачи научных коллекций матери в Петербургский университет, публикации произведений брата и статей, посвященных сестре Елене. Она была одним из главных каналов связи Е.П.Блаватской с семьей и родиной. Значительную часть своей жизни Надежда Фадеева прожила рядом с сестрой Екатериной Андреевной, в замужестве Витте (1819—1898), помогая ей воспитывать пятерых детей. Имя одного из ее воспитанников широко известно. Это Сергей Юльевич Витте (1849—1915) — государственный деятель, министр-реформатор рубежа веков.
31 июля 1831 года в екатеринославском Доме Фадеевых родилась старшая дочь Е.А. и П.А.Ган — Елена Петровна Ган, в замужестве Блаватская (1831—1891). Пожар во время крещения, соединившись со знаком Льва и именем новорожденной, стал символом триединого огня, символом огненного крещения женщины-светоча. Знаковым является и тот факт, что в эпоху Фадеевых в их доме на Петербургской жили в разные годы четыре Елены: Бранде дю Плесси (бабушка Долгорукой), сама Долгорукая-Фадеева, ее дочь Фадеева-Ган и Ган-Блаватская. Вначале три первых, позже — три последних.
Детство Е.П.Блаватской прошло на Приднепровье: в Екатеринославе, селах Каменское и Романково. Новейшие исследования свидетельствуют, что не только в детстве, но и позже, во время приездов и Россию в 1858—1873 годах она, судя по всему, бывала в имении Ганов в селе Шандровка Екатеринославской губернии, вероятно, и в самом Екатеринославе.
В то же время, уточненные исследователями данные [6] свидетельствуют о том, что младшая сестра Блаватской — известная писательница Вера Петровна Желиховская (1835—1896), родилась не в Екатеринославе, а в Одессе. Произведения Желиховской были популярны во второй половине XIX — начале XX столетия, а романтические повести и рассказы «Кавказский легион», «Князь Илико», «В осетинских горах» и другие, написанные для детей и подростков, выдерживали по восемь-десять переизданий. Автобиографические повести, мемуары, очерки, посвященные матери и старшей сестре — важный источник знаний о Е.П.Блаватской и ее замечательной семье.
Один из братьев Е.П.Блаватской — Александр Петрович Ган (1833?1835) родился и от болезни умер в селе Романьково Екатеринославской губернии.
С Приднепровьем связано ранее детство и ее второго брата — Леонида Петровича Гана (1840—1885), воспитанного Е.П. и Л.М.Фадеевым и ставшего юристом, мировым судьей. Свою недолгую жизнь он завершил в Ставрополе, где жил со своей семьей и отцом. Е.П.Блаватская высоко ценила человеческие и профессиональные качества Л.П.Гана [7].
В 1834 году, в связи с новым служебным назначением, А.М.Фадеев вынужден был продать «дом с садом» в Екатеринославе и переехать в Одессу со всеми чадами и домочадцами (старшая дочь — Е.А.Ган оставалась на Приднепровье с мужем и детьми до начала 1840-х).
Покупателем усадьбы Фадеевых стал директор Екатеринославской казенной суконной фабрики В.И.Драгневич, после смерти которого дом и усадьба перешли во владение его зятя — М.С.Клевцова. Во второй половине XIX ст. дом стал собственностью купца Станиславского. И 1890-е годы он был сдан владельцами в аренду, и здесь разместилось 7-е городское женское начальное училище. С 1913 г. дом и усадьба перешли в собственность купца Майданского. После революции дом был национализирован и превращен в коммунальное жилье для двадцати семей. Вероятно, именно в это время он претерпел серьезные внутренние перестройки. Тогда же, под натиском развивающегося рядом завода «Днепростроймаша», стал исчезать сад. С конца 1940-х в Доме Фадеевых разместилось заводоуправление и заводская столовая. В 1960—70-е большая часть здания (кроме столовой) была передана школе рабочей молодежи при заводе. В 1980-е — начале 90-х здесь располагались курсы машинописи и стенографии, профессионально-технические училища № 51, затем № 63.
В 1987 году по ходатайству Исторического музея им. Д.И.Яворницкого Дом Фадеевых получил статус памятника истории и культуры. В 1991 по инициативе музея на центральном фасаде здания была установлена мемориальная доска из белого ракушечника, посвященная Елене Петровне Блаватской.
В 1990 году на базе Днепропетровского исторического музея им. Д.И.Яворницкого была создана инициативная группа, затем общественный совет, заложившие основание в работу по созданию на родине музея Е.П.Блаватской и ее семьи. Вокруг идеи Музейного центра объединились ученые, краеведы, музееведы, представители государственных и общественных организаций. Важную роль в движении за его создание все годы играют Объединение теософов «София» и Днепропетровское городское рериховское общество. С целью поддержки проекта в городе создан Благотворительный фонд «Центр Е.П.Блаватской и ее семьи». В 2002 году общественному совету удалось добиться создания на базе Исторического музея научно-исследовательского и экспозиционного отдела, который на профессиональном уровне приступил к реализации музеелогической части проекта. Тогда же Исторический музей сумел получить в аренду Дом Фадеевых, принадлежавший в те годы полиграфическому профтехучилищу, провести работы по консервации разрушающегося дома-памятника, установить в нем круглосуточную охрану.
Путь к реализации проекта оказался долгим и многотрудным. Потребовались 14 лет работы и борьбы за идею Музейного центра и за сам Дом. Сотни обращений и статей, открытых писем, публичных выступлений и официальных обоснований были шагами на пути к утверждению проекта на региональном, государственном и межгосударственном уровне. Ситуация осложнялась тем, что к Дому год от года все активнее стали проявлять интерес разного рода организации и частные лица как в Днепропетровске, так и в Киеве. Они заявляли о своем намерении создать в доме-памятнике: кто оздоровительный центр, кто педагогический музей. Были и такие, кто без стеснения просто переписывал проектные наработки специалистов Исторического музея, выдавая их за свои. На пути к достижению цели средства ими не выбирались. Исторический музей, представлявший интересы общественности, был втянут в многолетнюю тяжбу в административных и судебных инстанциях всех уровней, вплоть до Кабинета Министров и Верховного хозяйственного суда Украины. Ситуация разрешилась только в декабре 2004 года, когда двумя решениями Кабинета Министров и решениями Днепропетровской облгосадминистрации и облсовета Дом Фадеевых был передан на баланс Исторического музея им. Д.И.Яворницкого с целью создания в нем Музейного центра Е.П.Блаватской и ее семьи.
Все эти годы, не прерываясь, идут научные исследования, сбор коллекции (сегодня она насчитывает свыше 7 тыс. единиц хранения), разработка экспозиционной документации, формирование научной библиотеки. Одновременно с этим, создавая выставки, проводя культурологические акции, научные конференции и семинары, круглые столы и клубные встречи, актив реализует разработанную в рамках проекта «Музейный центр Е.П.Блаватской и ее семьи» программу «Открытый Дом» («Дом, где зажигаются сердца»).
После получения Дома-реликвии на баланс, руководители проекта начали подготовку к его реставрации. В 2005 году ведущими специалистами Киева и Днепропетровска проведены комплексные археологические, историко-архитектурные, инженерные, химические обследования здания-памятника и на их базе начаты работы по созданию архитектурно-реставрационного и уточнению научно-музеелогического проектов. В основу реставрации и музеефикации Дома Фадеевых положены результаты проведенных натуральных исследований, обмеров, археологических раскопок, архивных изысканий, а также мемуарные и эпистолярные источники, изобразительные материалы и аналоги.
В соответствии с упомянутой программой «Открытый Дом» специалисты всех направлений ведут работы непосредственно на глазах общественности. Так, в течение всего 2005 года посетители создающегося Музейного центра наблюдали за ходом архитектурно-диагностических работ и расчисток, имели возможность увидеть, как сквозь толщу времени проступал первоначальный облик дома, его подлинные фасады и изначальная внутренняя планировка. Теперь у нас есть научные основания говорить, о том, где в доме мог располагаться кабинет главы семьи Андрея Фадеева и кабинет его высокообразованной жены-ученого Елены Долгорукой-Фадеевой, где находились детские комнаты, в которых росли: их сын Ростислав, их дочери Елена, Екатерина и Надежда. И главное, сегодня мы точно знаем, где располагалась гостиная, в которой 31 июля 1831 года была крещена водой и огнем их старшая внучка.
Одна из сложных проблем, встающих перед создателями Музейного центра Е.П.Блаватской и ее семьи ? наполнение дома-памятника новым содержанием. Главным при проектировании содержания Музейного центра в доме-реликвии для нас является правило — «не навреди». Историческая, мемориальная, научная, художественная ценность Дома Фадеевых должна при выполнении этого правила возрастать, духовный потенциал — раскрываться. Тактичный, уважительный подход к Дому должен проявиться, прежде всего, в том, что планируемые экспозиции и иные формы наполнения старинного дома новой жизнью будут создаваться в гармоническом единстве с его историко-художественным образом. Всюду, где возможно, следует выявить архитектурные достоинства и информационный потенциал здания, тактично вводя их в ткань экспозиций.
В основе концепции Музейного центра Е.П.Блаватской и ее семьи лежит принцип троичности, триединства: история трех поколений уникальной семьи, три Елены как ее высшее воплощение, три огня Елены Петровны Блаватской, три вектора развития научно-культурологического центра нового типа (музей — научный центр — объединение единомышленников). Внутри каждого направления вновь троичность. Так, основная экспозиция будет иметь три структурных подразделения и состоять из трех экспозиционных разделов, в том числе:
• экспозиция, представляющая собой фрагментарную реконструкцию интерьеров городской усадьбы, воссоздание гостиной и кабинетов Андрея и Елены Фадеевых;
• экспозиции-портреты, посвященные Елене Ган, Надежде Фадеевой, Екатерине Фадеевой, Ростиславу Фадееву, Вере Желиховской, Петру Гану, Леониду Гану, Сергею Витте;
• как основные, экспозиции, посвященные Елене Блаватской: «Судьба и наследие Е.П.Блаватской» и «Е.П.Блаватская и современность».
Музейный центр Е.П.Блаватской и ее семьи с его экспозициями и разделами, создаваясь как универсальный, объединительный вид искусства, как целостное художественно-научное произведение, будет основан на развитой системе образов, знаков и символов, как «многозначного, многоосмысленного» универсума (Вячеслав Иванов). При этом: «Образ и подобие высших реальностей, отпечатанные в символе, составляют его живую душу и движущую энергию; символ — не мертвый слепок или идол этой реальности, но ее наполовину оживленный носитель и участник» [8]. Особо важными для нас являются исследования в этом направлении Андрея Белого, который называл символы «окнами в Вечность», писал: «К тому, что было прежде времен, к тому, что будет, обращен символ. Из символа брызжет музыка. Она минует сознание» [9].
При создании музейно-культурологического действа, где память будет зафиксирована в знаках, экспонаты будут служить средствами для выражения содержания. Все это позволит музейными средствами воссоздать образы выдающихся людей, передать их сложный духовный мир, рассказать о наследии.
Авторы стремятся к тому, чтобы динамичное произведение-экспозиция характеризовалась многогранностью и сложностью концептуальных решений, остротой и яркостью пластического выражения. Во всех трех экспозиционных разделах особое значение приобретает пластическое воплощение темы, построение образа, создание экспозиционной драматургии, поиск художественно-пространственной композиции, аранжировка цветосветовой среды, иными словами, осмысление формы экспозиции в качестве одного из важнейших аспектов проекта Музейного центра. Цель авторов — помочь посетителю постичь логическую связь вещей и явлений, повести его к познанию темы через сотворчество и сопереживание, через синтез научных знаний и эстетического, творческого восприятия. Предполагается создать своеобразный «текст», который нужно и созерцать, и осмысливать.
Музейная экспозиция, как предметно-пространственная и эмоционально-образная среда в единстве сюжетно-концептуального и визуального ряда, должна воплотить «эстетически обобщенную авторскую мысль, отражающую концепцию мира и человека» [10], стать объектом художественного творчества, тем творческим процессом, в результате которого будет создано новое полифункциональное произведение: Музейный центр Е.П.Блаватской и ее семьи.
Стремясь восстановить нарушенную связь времен, в полной мере осознавая мемориальную значимость усадьбы, внутри первого экспозиционного раздела авторы предполагают восстановить часть интерьера исторической усадьбы с ее характерными особенностями: анфиладой, чередованием гостиной, библиотеки, кабинетов, портретной, где проходила жизнь семьи во всей ее духовной наполненности. Предполагается провести интерьерную реконструкцию трех комнат старого барского дома: гостиную, кабинет А.М.Фадеева и кабинет Е.П.Фадеевой-Долгорукой. При этом, учитывая, что утрачена не только сама обстановка этих комнат, но, в значительной степени, и знания о них, предполагается использовать, как основной, принцип моделирования типологического интерьера, воспроизведения по аналогии.
Гостиная или зала — просторная и светлая комната с тремя окнами на Днепр и внутренним, найденным в ходе исследований, окном в сени. Она — сердце Дома Фадеевых. Именно гостиная может дать возможность «погружения» в атмосферу жизни дворянского гнезда, осуществить реконструкцию традиций семьи Фадеевых: воссоздать обстановку и создать особое пространство, «освященное духом» ее членов, отразить эмоциональный настрой, атмосферу Дома. Метод работы специалистов основан на тщательном изучении источников и реконструкции интерьеров с использованием мемуарных источников, воспоминаний современников, типичных и типовых предметов, воспроизведений.
В кабинете Е.П.Фадеевой, в увлечениях его хозяйки соединились западноевропейская традиция прошлых столетий и отечественная увлеченность современников. Его можно назвать «Кабинетом природоведения и древностей», своего рода естественнонаучным и археологическим музеем, который свои истоки ведет, как и все частное природоведческое коллекционирование, от традиции естественнонаучных кабинетов XVI—XVII веков. Это был один из тех кабинетов, в основе которого лежал разрозненный сплав концепций и идей, рациональное и экспериментальное начало тесно соединялись с магическими, мистическими и оккультными ответвлениями науки. Реконструированный кабинет отразит всю палитру интересов хозяйки: от ботаники, зоологии, палеонтологии, минералогии до археологии, нумизматики и фалеристики. Он будет включать в себя наряду с минералами, образцами животного и растительного миров, также этнографические материалы, предметы древности и произведения искусств. В свое время его содержание дополняли предметы, связанные с почитанием рода, прошлого знатной семьи, фамильные реликвии (в том числе — знаменитый крест Михаила Черниговского). Кабинет хозяйки Дома Фадеевых был важным центров жизни семьи. Описанный в воспоминаниях детей и внуков, он лучше других поддается музейной реконструкции и станет подлинным украшением экспозиции. Коллекция Е.П.Фадеевой, продолжение, ее детьми и внуками (хранителем коллекции после смерти матери стала Н.А.Фадеева, а участие в ее пополнении принимали Р.А.Фадеев и Е.П.Блаватская), судя по всему, выросла до очень значительных размеров и имела к началу XX столетия огромную научную и материальную ценность (судьба коллекции пока не известна, поиски продолжаются). Особенно важно и то, что любовь Е.П.Фадеевой к науке, исследовательской работе, древностям и раритетам, а также к и всему странному и причудливому, прорастет в совершенно новом качестве в Елене Петровне Блаватской.
Кабинет А.М.Фадеева, в полной мере отражал весь спектр деятельности и интересов его хозяина. Это аскетичный по своим интерьерам кабинет интеллектуала первой половины XIX столетия, в котором главное место принадлежало библиотеке: очень значительной как по объему, так и по наполнению. Библиотека представляла собою уникальное собрание книг, принадлежавших нескольким поколениям предков хозяина и хозяйки дома [11]. Она была источником многих естественнонаучных, философских, религиоведческих, исторических знаний для всех членов семьи.
Второй раздел экспозиции, как было указано, будет представлять собой серию экспозиционных сюжетов, своего рода портретную галерею, посвященную членам семьи, представителям трех поколений уникальной династии, а также их предкам и потомкам.
И, наконец, третий, самый значительный раздел экспозиции будет полностью посвящен Е.П.Блаватской. Уже сама ее личность — масштабная, разносторонняя, подвижническая, поражающая контрастами и внутренним драматизмом, требует поиска особых решений, ярких форм отражения в экспозиции. Еще более сложным и важным является поиск экспозиционного решения для рассказа в Музейном центре о наследии Е.П.Блаватской и ее влиянии на XIX, XX и начавшийся XXI век. Прежде всего и более всего, здесь в основе экспозиции будет лежать концептуальный принцип символизма, знаковости. Экспонаты-знаки, экспозиционные сюжеты-знаки будут передавать идеи, представления и суждения Вестника Света, позволят создать атмосферу сотворчества, диалога с посетителями музея (образец для решения задачи построения экспозиции-диалога — «Ключ к теософии» Е.П.Блаватской).
Возвращаясь к трехвекторной структуре научно-культурологического центра, отметим, что вторым (после экспозиционного) направлением деятельности Музейного центра должны стать: научная библиотека, исследовательский и издательский центр.
Не менее важным направлением работы станет объединение единомышленников, все формы общественной, культурно-образовательной деятельности, а также научного туризма, точнее, научного и духовного приобщения. Это третье направление, третий вектор деятельности. Сюда же входят разработка образовательной концепции музея, долговременных и кратковременных культурных, образовательных программ и проектов, создание и апробация различных методик работы с разными категориями музейной аудитории.
Вся территория Дома и Сада Фадеевых воспринимается нами как единый мемориальный комплекс, как историко-культурное и природное наследие в их единстве. Потому столь важной (но, к сожалению, очень сложной) задачей сегодняшнего дня остается вопрос об отселении с территории усадьбы завода «Днепростроймаш» и о последующей передаче ее формирующемуся Музейному центру Е.П.Блаватской и ее семьи с целью воссоздания уникального сада, реконструкции дворовых построек, поиска и восстановления родника. Это позволит создать концептуально обусловленную среду, органически включающую в себя определенное соотношение ряда компонентов. Здесь важным является принцип средового подхода ? выделение культурно-исторического городского ландшафта как объекта исторической памяти, несущего важную культурологическую и экологическую функцию, когда культурно-исторический ландшафт объединит три главных компонента системы: природу, семью, историю. В основе принципа ? музеефикация архитектурно-ландшафтного комплекса, в лоне, в контексте которого формировался и развивался историко-культурный феномен семьи Фадеевых. При этом обязательным условием является адекватное отражение всех сторон многогранного мира усадьбы Фадеевых, где архитектура, пейзаж, интерьер должны восприниматься как единое художественно-образное и философски-символическое целое. При реконструкции сада особо важным аспектом станет проникновение в мировоззренческие, семантические, эстетические представления, заложенные в него Фадеевыми. Сад должен погружать в состояние философской медитации, мир воспоминаний и ассоциаций. Сад, в данном случае, — важнейшая составная часть музея-усадьбы. Это своего рода сад-музей. Сад-музей важен для нас, кроме того, и в связи с особой ролью четы Фадеевых в истории природоведения и садоводства в крае.
Особая историко-культурная ценность усадьбы Фадеевых, ее значение как место рождения Е.П.Блаватской, открывают возможности для создания в Днепропетровске Музейного центра международного значения, объединенного общим концептуально-художественным замыслом в единую, целостную предметно-пространственную систему, которая будет нести значительный духовный, воспитательный и информационный потенциал.
Музейный центр Е.П.Блаватской и ее семьи создается как живой организм, а не застывший мемориал. Он задуман как своего рода «симбиоз», который может вызывать ассоциации с «идеальными» проектами музеев Н.Ф.Федорова, мечтавшего о соединении с музеем библиотеки, школы, храма и научной обсерватории, стремившегося таким образом решить задачу воспитания через непосредственное и постоянное общение с духовным наследием. Рассказывая о прошлом, воссоздавая историю, Музейный центр будет устремлен в будущее, в творческую наполненность каждого своего нового дня. По замыслу, он должен стать «Обителью всех родов Прекрасного и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в смысле жизненного и творящего применения их» (Николай Рерих).
Темп работы ускоряется, разворачиваются ее новые направления и особенно важным сегодня представляется придание проекту международного статуса, объединения вокруг него широкой общественности в разных странах. Только при условии активного соучастия, сопереживания, сотворчества отечественной и мировой общественности возможна реализация проекта «Музейный центр Е.П.Блаватской и ее семьи». Мы ищем союзников и друзей, готовых подтвердить свои намерения по участию в его реализации. Объединение вокруг идеи Музейного центра единомышленников считаем важнейшей задачей ныне и на все последующие годы. Мы движемся к цели. Пришло время, когда Дому Фадеевых возвращаются изначальные функции. Он был и вновь должен стать центром, символом духовности и объединения. Как писал Николай Рерих: «...музей, он по-гречески — Дом муз. Обиталище муз прежде всего является символом объединения» [12].
175 лет со дня рождения Е.П.Блаватской. Материалы международной научно-общественной конференции. С.-Пб., 2006. С.26-40.
1. Желиховская В.П. Необъяснимое или необъясненное. Из личных и семейных воспоминаний. СПб, 1885. С.109.
2. Елена Павловна Фадеева. Биографический очерк. // Кавказ. 1860. 15 сентября. С.426; Желиховская В.П. Мое отрочество. Петроград, 1915. С.267; Фадеева Н.А. Заметки о родословной князей Долгоруковых // Русский архив. 1866. №8-9. С.1339-1348.
3. Белинский В.Г. Сочинения Зенеиды Р-вой. // Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9 т., Т. 5. М., 1979. С.269.
4. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. В 28 т., Т. 5. М.-Л., 1963. С.370.
5. Нэф Мэри К. Личные мемуары Е.П.Блаватской. М., 1993. С.110.
6. Богданович О.В. Блаватская и Одесса. Одесса, 1998. С.36-37.
7. Блаватская Е.П. Письма друзьям и сотрудникам. М., 2002. С.260-261.
8. Иванов В.И. Родное и вселенское. М., 1994. С.197.
9. Белый А. Критицизм и символизм // Литературные манифесты от символизма до наших дней. М., 2000. С.64.
10. Поляков Т.П. Как делать музей? О методике проектирования музейной экспозиции. М., 1997. С.8.
11. Блаватская Е.П. Письма друзьям и сотрудникам. М., 2002. С.249.
12. Рерих Н.К. Врата в будущее. Рига, 1936. С.313.
|