|
1. Все мы знаем о том, что единое Учение о мире, Теософия или Божественная Мудрость, изначала лежало в основании всей человеческой культуры. Мы знаем также и то, что Знание, передаваемое ранее Водителями и Учителями человечества отдельным избранным, сегодня становится достоянием всех. Становление современной науки и есть постепенное выявление отдельных элементов сокровенного знания для широкого распространения и использования. Успешное развитие наук будет зависеть оттого, насколько ученые в своих исследованиях будут опираться на Истины изначальной Мудрости, вновь открытые нам «Тайной Доктриной» и «Агни Йогой», Новым Откровением, принесенным в мир выдающимися русскими женщинами Е.П.Блаватской и Е.И.Рерих.
История, как наука о прошлом человечества в целом, отдельных народов и культур, а также о деяниях творцов исторического процесса, ведет свое начало с пятого века до н.э. от Геродота и Фукидида, однако до сих пор она находится на описательной стадии своего развития. Большинство историков по-прежнему видят свою задачу только в описании прошлых событий, и лишь очень немногие понимают, что для превращения истории в подлинную науку она должна ставить вопросы о смысле тех или иных событий, об их причинно-следственной связи и месте в целостном процессе развития человечества. Собственно, только на этом уровне мы вступаем в область научной истории, которая от вопроса «как совершается то или иное событие» переходит к вопросу «почему оно совершается именно так и не иначе?»
Фактами истории являются свидетельства очевидцев тех или иных событий, но встает вопрос об их достоверности. А так ли было на самом деле, как это излагает тот или иной свидетель, не исказил ли очевидец сознательно или бессознательно то, о чем он повествует в своем рассказе? Если об одном и том же событии сохранилось несколько свидетельств, какое из них выбрать в качестве заслуживающего доверия, а какое отвергнуть? Субъективность видения исторических событий устранить невозможно, ибо эмпирическая история творится людьми и ими выражается так, как они это понимают и запоминают. Если они намеренно искажают факты, то и на это есть свои причины, что-то заставляет очевидца умалить одно событие за счет возвеличивания другого, или опорочить деятеля, почему-то вызывающего его неприятие. Но отсюда вовсе не следует, что история не может притязать на истинное познание, ибо вопрос об истинности истории лежит в другом измерении. Все события истории, отраженные в сознании людей и историка в том числе, реальны, вопрос о том, каковы они на самом деле, предполагает познание сущности, которая в них проявилась. Искать же истину в мире изменчивом и преходящем в субъективной памяти людей нельзя.
Любое историческое действие осмыслено, человек ставит перед собой определенные цели и пытается их достичь. Задача историка не просто описать внешние поступки людей, но и познать их, то есть проникнуть в их внутренний смысл, понять мотивы и устремления исторического деятеля. Для этого он должен воспроизвести в своем сознании мысли, которые лежали в основе тех или иных действий. Поэтому действительная история есть не только история деяний, но и история мыслей. И она тем более становится таковой, если речь идет о жизни мыслителя или ученого, писателя или художника, так как для всех них жить — это, прежде всего, мыслить и воплощать свои мысли в словах, красках и звуках. Понять другого человека можно только в том случае, если будем в состоянии постичь глубинные идеи, лежащие в основе его действий. Если же мы будем видеть только их конкретные проявления в виде высказанных намерений и проявленных результатов, вряд ли можно говорить об истинном постижении человека.
Только поняв общее, мы можем понять частности. Только в том случае, если историк сможет вжиться в прошедшую эпоху, проникнуть в глубину сознания другого человека и пережить его как свое собственное, он будет в состоянии познать смысл исторических событий. Но пережить чужое как свое, далекое как близкое, мы можем только тогда, когда существует единое пространство, в котором все мы имеем свое начало и в котором мы не отделены друг от друга стеной плотных материальных форм. Люди могут понимать друг друга, создавать единую науку и философию, сопереживать великим творениям искусства, только в том случае, если мы принимаем существование духовного мира идей, откуда человек ведет свое происхождение и откуда он черпает общие идеи, претворяя их в конкретные, только ему присущие формы. Превращение истории в науку и предполагает утверждение ее действительных задач, освобождение от ложных предпосылок и утверждение истинных оснований, на которых разворачивается процесс развития человеческого общества.
2. Историки должны, во-первых, принять, что история подчиняется всеобщему космическому закону цикла, а значит, начинается не с первобытного общества и с эпохи звероподобных людей, а с эпохи божественных существ и высочайших цивилизаций. Об этом говорили в свое время Геродот и его последователь Гердер, выделяя в истории периоды Богов, Героев и людей. Циклическое развертывание истории как смены семи рас описано в Тайной Доктрине, утверждающей и то, что человечество нашего вида существует на планете уже 18 млн. лет. Усвоение данной концепции должно помочь в осознании древности человеческой истории, поскольку и поныне существует непонятное стремление ученых сократить прошлое. Оно должно служить путеводной звездой и для построения в будущем всеобщей истории, и для осознания причин кризисного состояния современности как великого и трудного перехода к новой эпохе. Новая эпоха начнется только тогда, когда человечество вновь возродит забытое духовное знание, вспомнит о своей небесной родине и целях, ради которых оно приходит в материальный мир. Не только история в целом, но каждая культура проходит в своем развитии определенный цикл жизни и от своего возникновения до завершения. «В истории мы наблюдаем регулярное чередование приливов и отливов развития человечества. Великие царства и империи мира сего после достижения кульминационного взлета своего величия снова опускаются вниз в соответствии с тем же законом, по которому они когда-то поднимались; так человечество, опустившись до самой низкой точки, снова собирается с силами и опять восходит, причем высота его восхождения, по закону прогрессии восхождения, на этот раз будет немного выше той точки, с которой оно в последний раз начало свой спуск. Деление истории человечества на Золотой, Серебряный, Медный и Железный века не есть выдумка» [1].
Во-вторых, необходимо осознать, что человеческая история подчиняется не только всеобщему закону цикла, но и плану Логоса, Творца солнечной системы, предопределившего общее развитие планетарных систем и эволюционирующих в них существ. История Земли не есть хаос случайных событий, а разворачивается согласно божественному замыслу. Он определяет как возникновение и смену народов и их предназначение, так и развитие каждой человеческой души, согласовывая индивидуальную судьбу со всеобщей. Законы истории есть проявление законов развития духа, поскольку исторический процесс в целом является результатом творчества духовных монад, результатом проявления их духовных потенций в феноменальном мире. Отсюда история, с одной стороны, тесно связана с эволюцией человеческих душ и не может быть понята без познания законов иерархии, перевоплощения и кармы. С другой стороны, история Земли тесно связана с развитием всего Космоса, каждый народ и каждый человек рождается под воздействием энергии определенных светил, а значит, история не может развиваться вне связи с астрологией. «Нужно изучать историю планеты со всех сторон, от разных отраслей знания. Нужно познать поворотные пути человечества, как науку, связанную с основными законами Вселенной. Неотложно следует ввести изучение химизма светил» [2]. Два величайших храма будущей науки будут стоять рядом: храм Клио — богини истории, которая объединит в себе все науки о человеке, и храм Урании, богини астрологии, которая объединит в себе все науки о космосе и природе.
Только принимая наличие мира идей, созданного творчеством Логоса, мы сможем правильно решить проблему предопределения и свободы. Логос дает монадам законы и пробуждает их к действию, но их рост и развитие в мире природы и истории совершается в силу их свободного выбора. Каждому зерну духа дается свобода или совершенствоваться, или оставаться на небесах в безличном вечном пребывании. Божественный закон устроен так, что его можно реализовать различными способами. Однако, в то время как человек волен поступить так, как ему угодно, образ его действий известен заранее, потому что существует принцип вселенской гармонии, когда определенная причина влечет за собой определенное следствие. В вечности нет прошлого, настоящего и будущего, и для вечного духа этого нет, ибо он все видит, как настоящее. Но воплощенный человек, не ведая законов, управляющих миром и его собственной эволюцией, может допускать своеволие, приводящее его начинания к краху. Действуя же в соответствии с волей своего духовного «Я», он достигает успеха, ибо движется в русле закона, предопределившего ему лучший путь развития.
Историк изучает смысл человеческих действий, причины, их порождающие, то есть он ищет ответы и на вопросы, почему человек ставит именно эти цели, а не иные. Что заставляет одного человека стремиться к власти и завоеваниям, другого к познанию, третьего к творчеству и т.д.? Речь идет о постижении глубинных мотивов человеческих действий, которые только отчасти видны историку, поскольку он может видеть жизнь человека со стороны в ее завершенности и вписанности в совокупность других событий и судеб. Однако в данном случае остается открытым вопрос о причинах различия людей вообще, о призванности, одаренности и вкладе в исторический процесс одних людей, и о бездарности, безликости и ничтожности других. Почему одни люди оставляют свои следы в истории, а другие проходят без следа, почему одни преодолевают ограниченность личной судьбы и вписывают ее в общечеловеческую историю, а другие не только не развивают историю, а напротив, составляют ее бесполезный балласт? Должен ли историк давать ответы на эти трудные, но чрезвычайно важные вопросы, и может ли он дать на них ответы, если не будет знать о непрерывности человеческой жизни, об эволюции человека путем многих жизней на земле? Если не будет знать о том, что причины многих наших мыслей и деяний нужно искать в наших прошлых существованиях, а не в маленьком звене однократного земного воплощения?! Серьезно и глубоко ставя вопрос о причинах наших действий, историк превращается в человека, который пытается постичь то, что философы Востока и Запада в древности называли законом Кармы или Космической Справедливости. Однако, оставаясь на поверхности описательной и даже научно-рациональной истории, он постичь этот закон не сможет, для этого он должен постичь духовный мир другого человека способами, которые отрицаются позитивистской наукой.
3. В-третьих, нужно принять, что история направляется и руководится Великими Водителями или Учителями человечества. Завершив человеческую стадию эволюции в других высших мирах, Они являются творцами и исполнителями космических планов. В переломные периоды развития Земли, Они воплощаются среди людей, давая человечеству новое знание и новый импульс для развития, своими жизнями утверждая приносимые в мир энергии. Когда эпоха не требует их проявления в плоти, Они посылают в мир своих учеников и близких, насыщают их эволюционными идеями и помогают им в исполнении принятых миссий. Великие Учителя и их ученики объединены на Земле в единое духовное Братство, Иерархию Света.
Великие Водители человечества ныне не просто вновь пришли в мир, но и открыли людям свое существование. К.Ясперс пишет, что период от 800 г. до н.э. до 200 г. до н.э. можно назвать осевым временем истории, ибо тем, что свершилось в то время, до сих пор живет человечество Земли, но тут же оговаривается: «Может создаться впечатление, будто, не признаваясь в этом, я хочу указать на то, что произошло божественное вмешательство. Ни в коей мере» [3]. Но, именно, так оно и было, ибо Боги, Спасители человечества, вновь воплотились на Земле и дали новый импульс духовному развитию. Будда и Пифагор, Платон и Конфуций, Иисус Христос и Аполлоний Тианский, Плотин и Ориген утверждали одни и те же идеи, облекая их в различные формы религии или философии, адресуя их или простому народу, или образованным слоям общества. История человечества не может быть написана, если мы не будем в состоянии увидеть Высшее Руководство. Человечество не продвинется вперед, если не примет водительство Иерархии Света, не воплотит в жизнь ее Заветы, не вспомнит о том, о чем когда-то давно знало и отразило и своих легендах. Воистину, эпохи Богов, Героев и людей не просто сменяют друг друга; Боги, Герои и люди сосуществуют на Земле, и историк должен положить закон Иерархии, различия людей по степени их эволюционного развития и их вкладу в историю в основу своих исследований.
Историкам пора, наконец, понять, что истинными творцами и двигателями истории являются пока очень немногие жители Земли. Идеи движут миром, говорил великий Платон, но принимать идеи из Высшего мира и воплощать их на земле могут только люди с большими накоплениями, развитые Индивидуальности. Это великие философы и религиозные реформаторы, гениальные поэты, художники и музыканты, крупные ученые и водители народов. Невелико их число по сравнению с общей массой человечества, но благодаря их огненным устремлениям, движется история. Нелегка их жизнь, ибо непонимаемые и гонимые неблагодарным большинством, они в жутких напряжениях и страданиях преодолевают сопротивление среды, созидая то, что постепенно принимается всеми народами.
Они соль Земли и первопроходцы человечества. Пройдя многие земные дороги и накопив в неустанных трудах огненную чашу опыта, они являются светоносцами. Их воплощение в том или ином народе определяет его духовный расцвет и культурное процветание. Вспомним Грецию с ее соцветием великих душ, или Италию периода Возрождения, или Россию серебряного века. Если застой приходит туда, где были крупные очаги культуры, значит, великие души ушли, и люди продолжают жить только былым величием и славой своих предков. Дух животворит воистину, ибо там, где мы находим руины, народы предали забвению и поруганию своих творцов и героев. «Мы не желаем превозносить особенно огненных людей, но должны, поистине, сказать, что они двигают мир. Нужно не забыть, что этим людям вовсе нелегко среди прочих сочетаний. Справедливо сказание об Огненном Ангеле с опаленными крылами» [4].
Однако, не только подвижники, но и джины строят храмы. История Земли есть борьба сил Света с силами тьмы, которые выполняют не только разрушительную функцию отживших форм, но, как ни парадоксально, и строительную. Лжевестники и лжеучителя, например, привлекают внимание людей к новым идеям. Если бы не их шумная деятельность и напор, светленькие и серенькие погубили бы не одно светлое начинание, приходящее в мир неслышно и не посягающее на свободную волю людей. В анналах истории остались многие имена джинов, и задача будущих историков осознать, кто есть кто, кто действовал во благо человечества, а кто вел народы к гибели. И сделать это будет далеко не просто.
Итак, история руководится Великими Учителями и движется крупными духами, Сынами Разума. Народы же обладают свободой выбора, принять водительство Сил Света или устремиться за носителями зла и разрушения. «Благосостояние народов складывается около одной личности. Примеров тому множество во всей истории, в самых различных областях. Многие отнесут это несомненное явление к личности как таковой. Так поступают близорукие, но более дальновидные понимают, что такие собиратели не что иное, как мощь Иерархии. Действительно, при всех явлениях Иерархия избирает фокус, на который можно устремлять ток; кроме того, личность этого порядка обладает осознанным или неосознанным огнем, делающим общение легким» [5].
5. В заключение, мы остановимся на сути исторического познания. Все историки признают, что постижение прошлого есть не просто ремесло, но и искусство. Оно невозможно без исторического воображения и интуиции, ибо историк по отдельным разрозненным и противоречивым фрагментам должен восстановить целостную картину прошлого. Однако объяснить возможность исторической памяти не могут. Только теософия может дать ясные ответы на эти проблемы. Память человеческой Души является источником исторического познания, ибо она и есть то, что называют интуицией или чувствознанием. Познание есть припоминание, так как человек из сокровенных глубин своей бессмертной Индивидуальности извлекает знание и о прошлом, и о будущем, с той лишь разницей, что прошлое предстает в виде конкретных проявленных образов, а будущее — в виде потенциальных идей. Человек окружен прошлым и будущим, но только допущение великой истины о непрерывности жизни и законе перевоплощения позволяет разумно объяснить и возможность познания прошлого, и возможность предвидения будущего. Воспроизведение прошлого в многообразии его проявлений возможно только потому, что историк был когда-то участником или свидетелем тех событий, которые он теперь описывает. Нередко свои прежние оценки происходящих событий, симпатии или антипатии по отношению к историческим деятелям он воспроизводит в своих сочинениях.
В будущем для преодоления субъективизма постижение истории во всей ее глубинной сущности будет определяться космическим правом. Историческое знание будет доверено людям с большими накоплениями и с развитым чувствознанием, ибо только они смогут постичь смысл исторических деяний, объективно оценить прошлые события и их участников. «Хотя „большая книга“ физического мозга может забыть события в пределах одной земной жизни, но сумма совокупных воспоминаний никогда не сможет покинуть Божественную Душу внутри нас. Шепот ее может быть слишком нежен, звук ее слов слишком далек от плана, улавливаемого нашими физическими чувствами, тем не менее, тень событий, имевших место, так же как и тень событий грядущих находится в пределах ее познавательных способностей и вечно стоит перед ее умственным взором. Может быть, именно голос души говорит тем, кто верят в предания более, нежели в написанную историю» [6].
Многие современные историки и даже философы считают, что человек не может выйти из истории и увидеть ее извне. «Исторический поток не имеет берегов, выйдя на которые человек смог бы относиться к нему извне; люди всегда пребывают внутри истории и движутся вместе с ней, а потому история доступна человеческому познанию только изнутри» [7]. При этом познание истории противопоставляется познанию природы: природные явления доступны исследователю извне, исторические — изнутри. Но это — ограниченная точка зрения, ибо любое познание предполагает изучение явления как извне, описание его внешних проявлений, так и изнутри, постижение его сущности.
Природные явления должны быть изучаемы изнутри, если исследователь остается на поверхности явлений, он слеп относительно его истинных причин. Современная наука, в отличие от древней, действительно ограничивается поверхностным изучением природных феноменов, она отрицает живые и разумные силы, лежащие в их ocнове. Отсюда и атом, и звезда не являются для нее формами жизни, имеющими свою историю, а кусочками или глыбами мертвого вещества, блуждающего в пустой Вселенной. Но, только познав свою собственную сущность, человек будет в состоянии познать сущность природного мира и возродить утраченное знание древних.
Исторические явления должны и могут быть изучаемы извне, ибо человеку дана возможность не только прожить каждое мгновение эмпирического бытия, но и увидеть его со стороны, выйдя из потока и поднявшись над ним. Эта способность определена тем, что человек земной — личность, есть проявление Бессмертной Индивидуальности, он Дух, живущий вне земных пространственно-временных ограничений. Человек обладает даром мышления — осознания окружающего мира в его феноменальной полноте, но он обладает и даром постижения его в ноуменальной сущности. Он обладает даром самосознания и самопознания, способностью видеть себя со стороны, то есть отделять смотрящего от того, на что он смотрит. Чем сильнее в человеке эта способность, тем более развит в нем Безмолвный Наблюдатель, Высшее Эго, являющееся истинным творцом истории. Чем больше человек осознает свою духовную природу, тем он в большей степени способен видеть себя со стороны, не отождествляясь с эмпирическим бытованием. Тем в большей степени он способен познавать собственную и общечеловеческую судьбу, становясь истинно разумным сознательным существом, отличающимся от большинства людей, живущих полусознательно, подчиняясь требованиям своей низшей природы, не задавая себе вопросы ни о смысле мира, ни о смысле собственного пребывания в нем.
История никогда не будет завершена, ибо беспредельно развитие духа, восходящего по ступеням эволюции. Но определенные этапы истории имеют завершение, так как дух восходит не непрерывно, а определенными циклами. Каждый период истории имеет свое начало и свое завершение, после чего процесс начинается снова. Общие законы космоса вечны и повторяемы, их проявления уникальны и неповторимы. Отрывая человеческое бытие от природного, противопоставляя Космос и Историю, некоторые философы утверждают, что в природе мы наблюдаем повторяемость событий, а в истории — их уникальность. Но это неверно. Разве не уникален и неповторим каждый цветок, расцветающий на лугах мира каждый год, разве не уникальны весна и лето, несмотря на их повторяемость, разве звезды и планеты не уникальны по своим внешним проявлениям?! А разве в истории нет повторяемости событий, уникальны расы и народы, но они проходят одни и те же пути от расцвета к гибели; неповторима жизнь человека, но все люди проходят определенные стадии: детство, отрочество, юность и т.д.
Да, законы природы легче наблюдаемы и познаваемы, ибо нет того хаоса, который порождается безумием человеческого своеволия. Да, в малом промежутке известной нам истории трудно усмотреть порядок и повторяемость событий. Но разве что-то мешает нам расширить свое сознание, углубиться в прошлое дальше, научившись читать в сокровенных глубинах своего «Божественного Я»?! А пока мы не обладаем такой способностью, прислушаться к наставлениям и знаниям тех, кто способен видеть больше, чем человек земли. Принять знание Великих Учителей Мудрости, которые стоят на вершинах и видят дальше тех, кто живут в низинах!
175 лет со дня рождения Е.П.Блаватской. Материалы международной научно-общественной конференции. С.-Пб., 2006. С. 40-50.
1. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Т. 1, М., 1993. С.95.
2. Агни Йога. Самара. 1993. Мир Огненный. Ч. 2, 449.
3. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.48.
4. Агни Йога. Мир Огненный. Ч. 1, 2.
5. Агни Йога. Мир Огненный. Ч. 1, 525.
6.Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. СПб., 1991. Т. 2., Ч. 1., С.521.
7. Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. СПб. 2000. С.17. |