|
Огненная Посланница Белого Братства
Е.И. и H.K. Рерихи о Е.П. Блаватской
Говоря о формировании мировоззрения Николая
Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, крупнейших русских
философов и подвижников, сыгравших выдающуюся роль в
формировании нового космического мироощущения на нашей
планете, невозможно не упомянуть одну из самых выдающихся
личностей XIX столетия, чья жизнь и труды оказали огромное
влияние на современную мировую мысль, — Елену Петровну
Блаватскую. Основанное ею в 1875 году в США Теософическое
общество[1], целями которого были провозглашены
сравнительное изучение религий, науки и философии, а также
исследование неизвестных законов природы и скрытых
внутренних сил человека, стало одним из главных каналов
ознакомления Запада с эзотерической философией Востока.
Многие положения этой философии явились настоящим
откровением для людей, чье мировоззрение складывалось в
атмосфере прочно укоренившихся догм христианской теологии, с
одной стороны, и не менее догматической науки того времени,
страстно увлеченной материалистическими теориями. Но,
пожалуй, самой настоящей вспышкой молнии на сумеречном небе
западного сознания стала принесенная Блаватской весть о
существовании Братства Махатм - Хранителей этих древних
учений, выдающихся в духовном отношении людей, обладающих
таинственными силами и глубочайшим знанием тайн Вселенной.
Эти Высокие Сущности стоят выше нас на лестнице космической
эволюции и приносят на Землю те знания, которые человечество
в состоянии воспринять на данный момент. Тем самым
закладываются энергетические основы развития нового сознания
и подготавливается переход планеты на новый, более высокий
эволюционный виток. Возможность непосредственного
сознательного общения, а тем более сотрудничества с этими
Высокими Сущностями под силу далеко не каждому. Лишь самые
достойные и самоотверженные представители человечества,
обладающие большой нравственной чистотой, могут обрести Их
помощь и покровительство на нелегких путях познания и
самосовершенствования, чтобы, в свою очередь, нести людям
свет Истины.
Возможно, что мастерски написанная книга Блаватской «Из
пещер и дебрей Индостана», рассказывающая о богатейшей
природе, уникальных исторических памятниках и разнообразных
верованиях и обычаях народов, населяющих Индию, стала для
Елены Рерих той самой «первой книгой», с которой начался ее
подход к сокровенному знанию Востока. По собственному
признанию Блаватской, один из главных героев повествования -
такур Гулаб Лалл-Сингх, человек необычный во многих
отношениях и обладавший глубокими познаниями, - имел вполне
реального прототипа - ее Учителя Махатму М. Как бы то ни
было, контакты Е.П. Блаватской с Великими Учителями никогда
не ставились Рерихами под сомнение, и впоследствии свою
миссию они видели органически связанной с миссией нашей
выдающейся соотечественницы, ознакомившей человечество с
основами философии Братства Махатм.
О том, что Рерихи видели в теософах потенциальных
сотрудников и единомышленников, свидетельствует тот факт,
что, живя в Лондоне, они налаживают связи с Теософическим
обществом. Сохранились удостоверения о членстве в обществе
на имя Николая Константиновича и Елены Ивановны от 6 июля
1920 г., подписанные руководителями Лондонской ложи Анни
Безант [2] и Гарольдом Бейли Уивером
[3]. Очерки Н.К. Рериха
публиковались в периодических изданиях теософского
направления.
В разные годы Николаем Рерихом было создано несколько
вариантов картины «Вестник», написанной специально по
Указанию Учителя, чтобы почтить память Е.П. Блаватской. Один
из них был подарен в январе 1925 г. Теософическому обществу
в Адьяре (Индия) для будущего музея имени Е.П. Блаватской.
На полотне мы видим женщину в буддийском храме, с почтением
открывающую дверь Вестнику - высокому, статному человеку,
величественная фигура которого озарена рассветом, а правая
рука поднята в символическом жесте. В учении Живой Этики не
раз говорится о том, что посланники Светлых Сил приходят
неожиданно, - нельзя судить, как и когда это произойдет, но
нужно быть готовым встретить их в любую минуту. Для этого
необходимы духовная зоркость и чуткость сердца - не случайно
женщина изображена именно в храме, символизирующем высокое
состояние духа и отречение от внешней суеты.
Тогда же, в 1925 году, вышел перевод с английского
избранных фрагментов большого тома «Писем Махатм к А.П.
Синнетту» под названием «Чаша Востока», сделанный Еленой
Ивановной и изданный под псевдонимом Искандер Ханум. В конце
1931 года по Указанию Учителя Елена Ивановна приступила к
переводу главного труда Е.П. Блаватской — «Тайной Доктрины».
Перевод был сделан довольно быстро, если учесть объем и
сложность работы. «...Первый том был закончен к марту 32-го
года, - пишет она одному из своих корреспондентов, - но
затем, конечно, следовала переписка начисто и новая
корректура. Второй том был начат в конце 32 г. и окончен в
33-м. Не думала я, что так скоро явится возможность
напечатать такой большой труд, но мы привыкли исполнять
Указания, не откладывая их, тем более, что тут же было
Сказано, что друзья помогут. И вот, действительно, наши
рижские друзья, узнав, что труд закончен, поспешили издать
его со всею любовью» [4]. Труд этот был выпущен в 1937 году
в Риге при содействии членов Латвийского общества Рериха.
Елена Ивановна всегда относилась к Блаватской с огромным
уважением, называла ее «огненной посланницей Белого
Братства», «нашей национальной гордостью», «мученицей за
Свет и Истину» и мечтала о том времени, когда в России
воздадут должное ей почитание. «Сказано Великим Учителем –
«одна Блаватская знала», и наша задача в будущем будет
поставить на должную высоту почитание этой великой
женщины-мученицы. Если бы Вы знали всю литературу о Блав[атской]
и все поступки и предательства, ее окружавшие, Вы ужаснулись
бы бездне неблагодарности, мерзости и невежества, конечно,
именно из последнего вытекают все гнусности»
[5]. Николай
Константинович, как свидетельствуют его письма известному
русскому теософу и писателю Елене Федоровне
Писаревой [6],
также почитал великую соотечественницу.
Однако в дальнейшем отношения Рерихов с руководителями
современного им теософского движения (особенно русского
происхождения) складывались не просто. Причины этого
достаточно подробно отражены в представленных в данной
публикации письмах. Перечислим самые основные.
Прежде всего — это нарушение Иерархической Цепи,
выражавшееся в отсутствии должного уважения к основательнице
движения среди последователей, которые были больше
обеспокоены поддержанием своего имиджа «великих
посвященных», нежели изучением и распространением трудов
самой Блаватской и реализацией основных целей, ради которых
было создано Теософическое общество. Раздача степеней и
знаков отличия, пышные театрализованные ритуалы, пестование
«мирового учителя» и выбор новых апостолов - неудивительно,
что при такой насыщенной деятельности на воплощение
практического братства человечества просто не оставалось
времени. Появление книг Живой Этики - да еще из того же
самого Источника — стало мощным ударом по чувству
собственной значимости лидеров Теософского общества. В новом
Учении они видели не сотрудника и соратника, а конкурента.
«...Для главарей теософов признать Источник книг Жив[ой] Эт[ики]
равносильно подписанию отказа от своего духовного
приоритета, - иронизировала Елена Рерих. — Потому оставим им
эту человеческую утеху считать себя папами римскими. Учение
не может быть умалено их непризнанием или возвеличено их
признанием. Истина сама говорит за себя»
[7]. Апофеозом «широкомыслия»
и терпимости к родственному учению стал теософский съезд
1936 года, участники которого - в первую очередь
председательница Русской секции А.А.
Каменская [8] и ее
сотрудники — обвинили Н.К. Рериха в том, что он... свободно
пользуется теософскими идеями и терминологией.
Подобная «иерархия ценностей» не могла не сказаться и на
качестве теософической литературы, появившейся после ухода
Блаватской и воспевающей волнующие приключения в
Неизвестности, легкие духовные достижения и панибратские
отношения с Великими Учителями, готовыми осчастливить
каждого, кто попал в их поле зрения. Рерихи не жаловали
произведения такого рода и не скрывали своей точки зрения,
называя их «творениями рук, лишенных красоты, знания и
честности». «...Я считаю преступным поддерживать
сентиментальность, основанную на ложных данных, - объясняла
свою позицию Елена Рерих. — <...> Вместо сурового строения
жизни люди жаждут убаюкивающих их сладких грез и легких
достижений в обстановке магов и «оккультных» романов. Но
венец Архата достигается лишь сильнейшими, лишь в суровом
напряжении подвига, лишь мощными непоколебимыми
устремлениями сердца, омытого кровавыми слезами страданий на
протяжении многих и многих жизней»
[9]. Вместе с тем,
достаточно жестко высказываясь о произведениях «темного
гения теософского движения» Ч.У. Ледбитера [10], Е.И. Рерих
положительно отзывалась о книгах У.Х. Джаджа
[11] («Океан
Теософии»), А. Безант («Эзотерическое христианство»),
Джинараджадаса [12], рекомендуя их для начинающих. Следует
отметить, что не без влияния Рерихов Е.Ф. Писаревой была
создана биография Е.П. Блаватской.
В целом же очень многие теософы воспринимали Живую Этику
как родственную ветвь эзотерического знания и не видели
между мировоззренческими концепциями этих учений
существенной разницы. «У нас много друзей именно среди
бывших и настоящих теософов, как в Америке, так и в других
странах, - писала Е.И. Рерих. - Именно их сознание более
подготовленное к восприятию основ Учения, потому проявим
глаз добрый» [13].
Мы предлагаем вниманию читателей выдержки из писем Е.И. и
Н.К. Рерихов, посвященные Блаватской. Часть из них
публикуется впервые.
1. С середины XX века в русском переводе общество стало
именоваться Теософским.
Назад
2. Безант Анни (1847-1933), деятельница теософского движения,
ученица Е.П. Блаватской, президент Теософического
общества с 1907 г. Автор ряда трудов по теософии: «Древняя
мудрость», «Братство Религий», «В преддверии Храма»,
«Введение в Йогу». Назад
3. Уивер Бейли Гарольд, деятель теософского движения.
Назад
4. Рерих Е.И. Письмо Е.Ф. Писаревой от 22 февраля 1939 г.
/ Отдел рукописей МЦР. Ф. 1. Вр. № 1081. Л. 11.
Назад
5. Рерих Е.И.
Письмо от 6 мая 1934 г. / Письма Елены Рерих. Минск, 1992.
Т. 1. С. 188. Назад
6. Писарева Елена Федоровна (ур. Рагозина) (р. 1853),
русский теософ, писатель, переводчик, председатель
Калужского
теософского общества в 1909-1922 гг., вице-президент
Российского теософского общества. С 1922 г. жила в Италии.
Назад
7. Рерих Е.И. Письмо от 7 января 1937 г. / Рерих Е.И. Письма.
М., 2003. Т. 5. С. 16. Назад
8. Каменская Анна Алексеевна (1867-1952), русский теософ,
первый председатель Российского теософского общества, а
также Русского теософского общества в Женеве.
Назад
9. Рерих Е.И. Письмо от 7 декабря 1935 г. / РерихЕ.И. Письма.
М., 2001. Т. 3. С. 681. Назад
10. Ледбитер Чарльз Уэбстер (1854-1934), деятель теософского
движения, автор ряда книг по теософии. Назад
11. Джадж Уильям Хуан (1851-1896), американский теософ и
писатель, основатель Американского отделения
Теософического общества. Назад
12. Джинараджадаса (1875-1953), деятель теософского движения,
четвертый президент Теософского общества.
Назад
13. Рерих Е.И. Письмо от 20 июня 1936 г. / Рерих Е.И. Письма.
М., 2002. Т. 4. С. 243. Назад
|