|
Из писем Н.К. Рериха Е.Ф. Писаревой
15 июля 1936 г.
Дорогая Елена Федоровна, <.. .> Вы видите, что и
мифические лекции, и столь же мифические американские
рассказы, все это оказалось лишь чьими-то злобными
выдумками. То же самое и во всем остальном. Конечно, ни мы,
никто из наших друзей не может быть против Теософии.
Основоположенники Великие и наша славная соотечественница
Е.П. Б[лаватская] уже являются залогом того, что все около
происходящее не может вызывать недоброжелательства. Если
кто-то злобный и в этом старается изобрести гнусную выдумку,
то да будет ему стыдно. Напрасно Вам кажется, что д-р Асеев,
к которому, как я уже писал Вам, Е.И. [Рерих] и я питаем
самые лучшие чувства, будто бы имеет что-то против Теософии.
Ничего подобного. Ведь в его журнале был прочувствованный
некролог об А. Б[езант], в котором она названа
«сверхчеловеком». Если же, как Вы пишете, не был помещен
некролог Ледб[итера], то к тому могли быть особые причины.
Во-первых, этого некролога я не видел и потому содержание
его нам не известно. Во-вторых, нам известно, что очень
многие теософы, французские, американские, английские,
австралийские имеют на этого деятеля свою особую
обоснованную точку зрения. Поэтому от факта непомещения
некролога Ледб[итера] до неприятия Теософии неизмеримая
разница. Вы пишете, что хотели бы послать д-ру Асееву свою
статью. Какая прекрасная мысль, и я уверен, что он будет
глубоко рад ей, ибо предчувствую, что Вы напишете что-то
вдохновенное о нашей почитаемой Е.П. Б[лаватской]. Просим
Вас, напишите о ней. Напишите в тех возвышенно-сердечных
тонах, которыми отличается все написанное Вами. О Е.П. Б[лаватской]
необходимо написать именно Вам. Еще совсем недавно мне было
прислано два гнуснейших выпада против нее, - один из
Харбинской газеты, другой из русской Нью-Йоркской. Увы, оба
эти мерзкие выпады были подписаны русскими именами. Какой
стыд. Тем более нам русским нужно всемирно отстаивать наших
великих соотечественников, что, как видите, не кто иной, как
сами же русские дерзают бросать грязь в то великое, что эти
люди по невежеству и понять-то не могут. Кроме того, многим
хорошим русским кажется, что имя Е.П. Б[лаватской]
сознательно ли или бессознательно иногда умаляется и
затушевывается разными другими именами. Вы должны быть
уверены, что мы далеки от каких бы то ни было умалений.
Каждый работник на светлой ниве культуры должен быть
добросовестно и благостно обережен. Поэтому прошу Вас,
напишите светлую статью о Е.П. Б[лаватской]. Это будет
истинный праздник для нас и для всех друзей культуры. <...>
17 августа 1937 г.
Дорогой, добрый друг наш, Елена Федоровна, Посылаю Вам
копию отвратительной листовки, полученной нами с Даль[него]
Вост[ока]. Несколько времени тому назад я посылал Вам
выдержку из тоже отвратительной книги «Враги Вселенной», в
которой так невежественно была оклеветана почитаемая Е.П. Б[лаватская]
и многие другие. Теперь же
Батурин[1]
с авторами «Врагов Вселенной» распространяет прилагаемый
текст листовки. Таким образом получается целая продуманная
гадкая атака на многое ценное. При этом особенно странно,
что члены Т[еософического] О[бщества]
как бы не знают об этих организованных выпадах.
Предполагают, что принадлежность А. Б[езант] к масонству
будто бы могла послужить причиной этих нападений. Но,
конечно, причина лежит еще глубже, ибо мракобесам нужно
вообще оклеветать и по возможности разложить все лучшие
устремления человечества. Еще и еще раз радуюсь Вашим
биографическим очеркам о ЕЛ. Б[лаватской]. В недавно
полученном нами № 8 «О[ккультизм] и Й[ога]» мы все были рады
читать Ваш очерк. Чем больше справедливых и добрых слов
будет сказано о великой русской женщине, тем это сейчас
необходимее. Еще недавно мы опять слышали, что некоторые
люди книг не читают и в то же время со злорадством и
несправедливостью невежества высказываются о том, чего они
вообще не знают и не желают. Печально, что некоторые люди
желают бороться, только вовсе не там, где их борьба нужна.
18 августа 1937 г.
.. .Большое спасибо Вам за объявление о Мемуарах Е.П. Б[лаватской].
Мы о них читали и их раз выписали их. Чрезвычайно интересно
будет их получить, Вы знаете, как все мы почитаем Е.П. Б[лаватскую].
Елена Ивановна с нетерпением ожидает эту книгу, ведь у нее
собрана вся литература о Е.П. Б[лаватской] и Т[еософическом]
О[бществе]. А вот из Болгарии к нам опять дошли вести, что
там досужими членами Т[еософического]
О[бщества] распускается старая клевета о враждебности нашей
к Т[еософическому] О[бществу]. Что
это - полная ли авидия[2]
или злопыхательство?
1 октября 1937 г.
Дорогой друг наш, Елена Федоровна, <...> Вы спрашиваете о
книге «Биография Е.П. Б[лаватской]». Мы получили ее и весьма
изумлялись. Ничего дурного в ней не содержится, но вся она
состоит из общеизвестных сведений и решительно ничего нового
в ней не сказано. Поэтому странно звучит сообщение о том,
что материалы для этой книги впервые почерпнуты из доселе
недоступных источников. Мы купили книгу в Адьяре, и нам
прислали ее с вычеркнутым красным карандашом заявлением
издательства о том, что материалы взяты из Архивов Адьяра.
Во всяком случае книгу нельзя квалифицировать как вредную,
ибо в ней никакого умаления или клеветы не содержится. Для
людей, которые ранее не читали в разных источниках о
подвижнической деятельности Е.П. Б[лаватской], и эта книга
будет весьма полезна, хотя по цене и немногим доступна. Ведь
главное, чтобы не было каких-то умалений, подковырок и
подозрений. В этом смысле иногда родственники самой Е.П. Б[лаватской]
грешили больше, нежели посторонние писатели. Впрочем, к
сожалению, нередко родственники судили несправедливо.
Достаточно вспомнить, что писали сыновья Толстого о своем
великом отце. Недавно нам прислали проекты ныне возводимого
огромного Института Экспериментальной Медицины в Моск[ве]. А
теперь мы слышим, что еще основан Институт Изучения
Индо-Тибетской Медицины. Вы понимаете, куда направляется
мышление. Ведь восточная медицина привлечет изучение и
философии. Елена Ивановна Убеждена, что на Родине будет и
Институт имени Е.П. Б[лаватской]. Еще не хватает, чтобы Т[еософическое]
О[бщество] стало бы преследовать за почитание великой
соотечественницы и распространение ее трудов. Сейчас
происходят в мире такие странности, что за Христа будут
преследовать Христиане. <...>
Публикация О.А. Лавреневой
1. Батурин К., член
группы «Оккультный центр» (Шанхай). Назад
2. Незнание (санскр.).
Назад |