|
Открытое письмо культурной
общественности по поводу фильма «Е. Блаватская: в заговоре с
духами» (канал СТБ, г. Киев, 21 декабря 2008 г.)
Главе Правления ЗАО «ММЦ СТБ»
Бородянскому В.В.
Уважаемый Владимир Владимирович!
21 декабря на Вашем канале в программе «В поисках истины»
демонстрировался «документальный» фильм «Е.Блаватская: в
заговоре с духами». Однако, после просмотра стало очевидно,
что создатели картины не особенно стремились к истине.
В фильме зрителям были представлены совершенно
фантастические измышления из жизни Е.П.Блаватской. Пытаясь
«демократично» и «объективно» осветить события, авторы
создали гремучую смесь из клеветы, полуправды и немногих
подлинных фактов, дескать, пусть зритель сам разбирается.
Одним из главных обвинений в адрес Е.П.Блаватской служит
утверждение о том, что идеология немецкого нацизма возникла
из теософских трудов Блаватской, и что ее поклонниками были
руководители III Рейха. Об этом в фильме говорится не раз:
возникает немецкая хроника тех лет, идут кадры с участием
Гитлера, следует рассказ о его оккультных увлечениях и
использовании им в государственной политике учения
Блаватской «о высших и низших нациях, об арийцах и их
будущем владычестве над миром под знаком свастики».
Какое же может быть равенство между фашизмом и теософией,
если одной из целей Теософского общества является «создание
ядра всеобщего братства человечества, без различия расы,
вероисповедания, пола, касты или цвета кожи», что в корне
противоречит идее расового превосходства, положенного в
основу нацисткой идеологии. Чтобы вывести из трудов
Блаватской идею об исключительности немецкой нации, нужно
обладать или стремлением любым путем дискредитировать ее
научно-философское наследие, или попросту нездоровым
воображением. В Теософское общество входили люди разных
национальностей. Именно изучение теософии помогало его
членам преодолевать расовые предрассудки, уважительно
относиться друг к другу и ценить сотрудников не по расовому
происхождению, а по уровню сознания. Известно, что сторонников теософии в фашистской Германии
преследовали, заключали в тюрьмы и концлагеря, а книги
Е.П.Блаватской сжигали на кострах. По личному указу 5-РР (ПВ)
№1249/36 рейхсфюрера СС Г.Гиммлера от 20 июля 1937 года
теософские общества были закрыты, а их имущество
конфисковано.
См. С.Крэнстон. Е.П.Блаватская: Жизнь и творчество
основательницы современного теософского движения.
Москва-Рига, 1996. С. 667-668.
http://yro.narod.ru/bibliotheca/EPB_g.htm См. Чесноков П.В., Скородумов С.В. Невежество против Е.П.Блаватской. Хроника столетней войны // Защитим имя и
наследие Рерихов. Т. 4. Документы. Публикации в прессе.
Очерки. М. 2007. С. 566-569.
http://lib.roerich-museum.ru/node/393 Безграмотно утверждение создателей фильма о том, что
Блаватская создала свою религию – теософию. Теософия
(«божественная мудрость») существовала задолго до рождения
Елены Петровны. «Термин “теософия” относится ко второму веку
нашей эры, когда его стали употреблять неоплатоники: Аммоний
Саккас и его ученики, создавшие философскую систему, главной
целью которой было примирить все религии, утвердив единый
универсальный принцип и общую систему этики, основанную на
вечных истинах». См. Краткий философский словарь. – М.: ТК Велби, изд-во
«Проспект», 2004.
http://www.yro.narod.ru/bibliotheca/teosophy/teosof_slovar1.htm Ложно утверждение создателей фильма о том, что теософия
является религией. При регистрации Теософского общества в
Сент-Луисе в 1880 году в американском суде судья
А.Александер засвидетельствовал: «Проситель не представляет
собой религиозное общество. <...> Следует отметить, что в
ст.2 Устава этого Общества слово “религия” употребляется во
множественном числе. Преподавание религиозных учений есть
образовательно-просветительская деятельность, а не
религиозная. “Способствовать изучению религий” в некотором
смысле означает содействовать изучению истории человечества.
Попутно отмечу, что у Общества нет религиозного символа веры
или особого культа». См. С.Крэнстон. Е.П.Блаватская: Жизнь и творчество
основательницы современного теософского движения.
Москва-Рига, 1996. С. 182-183. Таким образом, теософия является нерелигиозной философской
системой, поскольку не содержит признаков религии
(религиозное учение, религиозная организация, религиозная
практика). Утверждение, что «идеи теософии противоречат христианству»,
а «учение Блаватской является вредным для христиан», также
ложно. Теософия провозглашает идеалы всемирного братства и
высокие принципы этики, которые созвучны заповедям Христа.
Разве следующие слова Блаватской об этической сути теософии
не могут быть повторены христианами: «Достижение в человеке
совершенной гармонии божественного и человеческого,
укрепление его богоподобных качеств и устремлений и их
преобладания над земными, животными страстями. Доброта,
полное отсутствие недобрых чувств или самолюбия, милосердие
и доброжелательность ко всем существам, и совершенная
справедливость по отношению к окружающим, так же как и к
самому себе, – вот ее основные черты. Тот, кто учит
теософии, проповедует евангелие милосердия; но так же верно
и обратное: тот, кто проповедует евангелие милосердия, учит
теософии». Сама Блаватская выступала не против христианства,
а против фарисейства и лицемерия на религиозной почве. Цель
же прошлых и современных реакционных богословов,
провозглашающих антихристианство Блаватской, понятна:
запугать людей ее именем так, чтобы ни у кого не возникло
желания знакомиться с ее глубочайшим научно-философским
наследием, раздвигающим границы застывших догм старого
сознания и открывающим путь для постижения всеобъемлющей
истины. См. Чесноков П.В., Скородумов С.В. Невежество против
Е.П.Блаватской. Хроника столетней войны // Защитим имя и
наследие Рерихов. Т. 4. Документы. Публикации в прессе.
Очерки. М. 2007. С. 569-572.
http://lib.roerich-museum.ru/node/393 Именно католические и другие миссионеры в Индии подготовили
настоящий заговор против Блаватской. Исполнителями их злого
умысла стала ее прислуга – Эмма и Алексис Куломб. Эмма
сфабриковала поддельные письма Блаватской. А ее муж с
помощью изготовленных им столярных приспособлений создал
определенную картину, которая должна была свидетельствовать
о мошенническом характере производимых Блаватской феноменов.
Все это было рассказано Эммой Куломб в брошюре «О моем
общении с г-жой Блаватской», весь текст которой состоял из
лжи и клеветы. Эта брошюра и была использована лондонским
Обществом психических исследований (ОПИ) для известного
отчета Ходжсона, провозгласившего Блаватскую мошенницей. Эта
история подробно и со вкусом поведана в фильме, причем, с
показом фокусов современного иллюзиониста, которые должны
еще более утвердить зрителя во мнении о низком моральном
уровне Блаватской.
Но в 1986 году, через 100 лет после появления отчета
Ходжсона, само ОПИ признало, что «согласно новейшим
исследованиям, госпожа Блаватская, соосновательница
Теософского общества, была осуждена несправедливо». В
результате повторного расследования, проведенного членом ОПИ
д-ром Верноном Харрисоном, письма Куломбов, якобы
изобличающие Е.П.Блаватскую в мошенничестве, были признаны
подделками, а расследование д-ра Ходжсона несостоятельным. В
пресс-коммюнике, которое ОПИ выпустило для газет и ведущих
журналов Великобритании, Канады и Соединенных Штатов
Америки, приведен фрагмент из заключения Вернона Харрисона:
«По мере тщательного изучения этого отчета становится все
более очевидным, что в то время как Ходжсон <...> был готов
воспользоваться любыми, даже самыми незначительными или
сомнительными свидетельствами, компрометирующими
Е.П.Блаватскую, он проигнорировал все, что могло говорить в
ее пользу. Его отчет пестрит тенденциозными утверждениями,
предположениями, преподносимыми как факт или возможный факт,
подтвержденный показаниями безымянных свидетелей, предвзятым
отбором свидетельств и откровенной ложью». См. С.Крэнстон. Е.П.Блаватская: Жизнь и творчество
основательницы современного теософского движения.
Москва-Рига, 1996. С. 8. Правда, в конце фильма было сказано об этом признании ОПИ в
нескольких скромных словах. Но это похоже на то, если бы в
ответ на большую клеветническую статью, опубликованную на
первой странице газеты с огромным заголовком, было дано
опровержение в две строки, напечатанное мелким шрифтом и
затерявшееся среди многочисленных публикаций. Понятно, что
эффект, произведенный клеветой, будет намного сильнее и
опаснее, чем впечатление от незаметной отписки.
В фильме иногда мелькают редкие слова, отмечающие реальные
заслуги Блаватской, ее необычную интеллектуальную, духовную
и психическую силу, которая имела множество благодетельных
проявлений для всего мира. Но все это малозаметно на фоне
устрашающих идей о связи теософии с идеологией нацистов и о
несовместимости теософии и христианства. При этом откровенно
делается акцент на создание образа Блаватской как
авантюристки, мошенницы, шарлатанки, связанной с миром
ужасных духов.
И это несмотря на то, что Елену Петровну Блаватскую знают во
всем мире как философа, ученого, писателя, основателя
Теософского общества. Ее творческое наследие оказало сильное
влияние на развитие науки, культуры, философской мысли.
Блаватская в своих трудах предвосхитила многие грядущие
научные открытия. Она располагала сведениями об
эквивалентности энергии и массы, что позже в 1905 г. показал
А.Эйнштейн в своей знаменитой формуле Е=mc2. «Тайная
Доктрина» была настольной книгой у Эйнштейна, и ряд его
научных открытий, возможно, обязаны своему рождению именно
знакомству ученого с этим трактатом. Блаватская предвидела
огромный скачок в раскрытии тайн природы, который будет
сделан наукой в конце XIX – начале XX века. Это открытия
В.К.Рентгеном Х-лучей (рентгеновских), радиоактивности –
А.Г.Беккерелем, электрона – Дж. Томсоном, альфа и
бета-частиц – Резерфордом. Этот перечень можно продолжать.
В Индии и на Цейлоне, до приезда членов Теософского обществ,
древнейшая культура этих стран была почти полностью
вытеснена христианскими миссионерами. Деятельность
Теософского общества способствовала возрождению буддизма и
индуизма, что неоднократно отмечалось в научных трудах, а
также в выступлениях таких видных деятелях как Сарвапалли
Радхакришнан, философ, общественный и государственный
деятель, впоследствии ставший Президентом Индии, Джавахарлал
Неру, первый премьер-министр независимой Индии, Индира
Ганди. В Теософском обществе состояли многие члены
Индийского национального конгресса, сделавшие многое для
получения независимости Индии. Высоко оценивая заслуги
Теософского общества перед страной, в 1975 году
правительством Индии была выпущена памятная марка,
посвященная 100-летию основания Теософского общества.
Также членами Теософского общества были изобретатель
Т.Эдисон, астроном К.Фламмарион, поэт У.Йейтс, философ
У.Джеймс, химик У.Крукс. Идеи теософии повлияли на
творчество Д.Джойса, Д.Лондона, Т.Элиота, Г.Малера,
Я.Сибелиуса, А.Скрябина, В.Кандинского, М.Чюрлениса. Труды Е.П.Блаватской оказали важное воздействие на
формирование русской культуры Серебряного века. Ее позиции
отразились в теориях русских космистов, а ее книги серьезно
изучали Л.Толстой, Вл. Соловьев, А.Белый, В.Иванов,
К.Бальмонт, Д.Мережковский, М.Волошин, Н. и Е.Рерихи.
Конец XX – начало XXI столетия принес новый всплеск интереса
к сочинениям Блаватской и в ученом мире, и в самых широких
массах.
Е.П.Блаватская была выдающимся мыслителем, обладая
невиданной синтетичностью познания и удивительной
проницательностью. Она провозглашала для всех, кто был
способен слышать, великие истины, в которых так нуждается
человечество. В связи с этим возникает естественный вопрос к создателям
фильма. Как могла женщина-ученый, создательница многих
фундаментальных трудов, крупнейший общественных деятель,
иметь в себе качества, свойственные закоренелым
преступникам? Думается, что подобное просто невозможно. Так
зачем же плодить клевету и морочить зрителей? Что заставляет
выпускать такие фильмы на экран? Неужели в погоне за
прибылью или подчиняясь желанию угодить неким силам, авторы
утратили понятие об элементарной порядочности?
Мы считаем, что показ фильма «Е.Блаватская: в заговоре с
духами» глубоко оскорбляет память о выдающемся человеке,
нарушает этические нормы и не делает чести каналу «СТБ». Дополнительная информация: Блаватская Елена Петровна // Новейший философский словарь /
Грицанов А.А. — Научное издание. — Минск: В.М.Скакун, 1999.
— 896 с.
http://www.slovopedia.com/6/193/770228.html
Блаватская Елена Петровна // Краткий философский словарь /
А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; под ред. А. П.
Алексеева. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: ТК Велби,
Изд-во Проспект, 2004. — 496 с. Словарь подготовлен
коллективом кафедры философии гуманитарных факультетов
Московского государственного университета имени
М.В.Ломоносова.
http://yro.narod.ru/bibliotheca/Teosophija/HPB_slovar.htm
Теософия как мировоззренческая позиция // Бычихина Л. В.,
кандидат филологических наук, докторант Института мировой
литературы РАН. / «Вестник Российской Академии Наук». Журнал
№ 6, 1992.
http://www.ras.ru/publishing/rasherald/rasherald_articleinfo.aspx?articleid=4dddc6a9-4aed-4a21-923d-82d9b0402d09 «Елена Петровна Блаватская — 175 лет со дня рождения» /
«Вестник Российского философского общества», № 4 (40), 2006.
http://yro.narod.ru/bibliotheca/Teosophija/HPB_konfer.htm
07.01.09 г.
В.Ф. Бак,
председатель Артемовского Рериховского общества, учитель
биологии высшей категории, учитель-методист, отличник
«Образования Украины», Рыцарь Гуманной педагогики, лауреат
Всеукраинского конкурса «Учитель года»,
(Украина, г. Артемовск).
А.Д. Тюриков,
руководитель группы защиты имени и наследия Рерихов
Артемовского Рериховского общества
(Украина, г. Артемовск). Л.Д. Палей,
председатель Донецкого духовно-культурного центра
«Орифламма», концертмейстер Донецкого музыкального училища,
(Украина, г. Донецк).
А.Ю. Прохоров,
кандидат физ.-мат. наук, старший научный сотрудник Донецкого
физико-технического института НАН Украины,
(Украина, г. Донецк)
Л.М. Гиндилис,
академик Российской Академии космонавтики им.
К.Э.Циолковского, заслуженный научный сотрудник Московского
Государственного университета им. М.В. Ломоносова,
(Россия, г. Москва).
Л.Г. Васильевых,
руководитель научного отдела Подольского
культурно-просветительского центра имени Н.К. Рериха, декан
социально-гуманитарного факультета Хмельницкого института
социальных технологий Открытого международного университета
развития человека «Украина», кандидат биологических наук,
(Украина, г. Хмельницкий).
С.Л. Крук,
президент Подольского культурно-просветительского центра
имени Н.К. Рериха, доцент кафедры педагогики и психологии
Хмельницкого национального университета, кандидат
педагогических наук, доцент,
(Украина, г. Хмельницкий).
В.К. Гаврилькевич,
руководитель психологической секции научного отдела
Подольского культурно-просветительского центра имени Н.К.
Рериха, старший преподаватель кафедры педагогики и
психологии Хмельницкого национального университета, аспирант
Института психологии имени Г.С. Костюка Академии
педагогических наук Украины,
(Украина, г. Хмельницкий).
Д.А. Монастырский,
руководитель отдела защиты имени и творческого наследия
семьи Рерихов и культурных памятников Хмельничины
Подольского культурно-просветительского центра имени Н.К.
Рериха, председатель Подольского молодежного культурного
объединения «В будущее через Культуру», заведующий
научно-исследовательским отделом «Центр общественных
законодательных инициатив», старший преподаватель кафедры
теории и истории государства и права Хмельницкого
университета управления и права,
(Украина, г. Хмельницкий).
Л.И. Твердохлеб,
вице-президент Подольского культурно-просветительского
центра имени Н.К. Рериха,
(Украина, г. Хмельницкий).
С.В. Скородумов,
председатель Ярославского Рериховского общества «Орион»,
руководитель Межрегионального информационно-аналитического
Центра, консультант департамента по охране окружающей среды
и природопользованию Ярославской обл., член Международной
ассоциации писателей и публицистов,
(Россия, г. Ярославль).
А.Г. Лысиков,
председатель Тверской областной Рериховской общественной
организации,
член Совета Тверского отделения ВООПИиК, зам. директора АНО
«Новоторжская,
археологическая экспедиция»,
(Россия, г. Тверь).
И.М. Себелева,
редактор Межрегионального культурно-просветительского
издания «Орион», член Международной ассоциации писателей и
публицистов,
(Россия, г. Ярославль).
В.Х. Ахтямов,
президент Алматинского фонда поддержки культуры,
(Республика Казахстан, г. Алма-Ата).
Л.И. Глущенко,
исполнительный директор Культурного центра имени Н.К.
Рериха,
(Республика Казахстан, г. Алма-Ата).
Л.В. Кудряшова,
директор Крымского республиканского учреждения
«Симферопольский художественный музей», председатель
Крымского отделения Международного Центра Рерихов, доктор
философии, действительный член Европейской академии
естественных наук,
(Украина, г. Симферополь).
И.Л. Мершина,
председатель ОО «Рериховское общество г. Анжеро-Судженска»,
директор ДООСЦ «Олимп», почетный работник общего
образования,
(Россия, г. Анжеро-Судженск).
М.Ю. Логинова,
председатель Первомайского центра «Возрождение Культуры»,
директор Краеведческого музея,
(Украина, Харьковская обл., г. Первомайский).
Д.С. Куляница,
сотрудник Первомайского центра «Возрождение Культуры»,
студент факультета философии и религиоведения Донецкого
госуниверситета информатики и искусственного интеллекта,
(Украина, Харьковская обл., г. Первомайский).
О.В. Авилова,
гл. редактор газеты «Светоград»,
(Россия, г. Владивосток).
В.И. Пастухов,
председатель межрегиональной общественной организации
Черноземья «Мир через культуру»,
(Россия, Белгородская обл., г. Старый Оскол).
Л.М. Бакунин,
председатель Иркутской региональной общественной организации
Рериховское культурное творческое объединение, кандидат
физ.-мат. наук,
(Россия, г. Иркутск).
Е.Б. Воронцов,
председатель совета ТРОО «Единение»,
(Россия, г. Тамбов).
А.А. Дронов,
член совета ТРОО «Единение», руководитель группы защиты
имени и наследия Рерихов,
(Россия, г. Тамбов).
Н.В. Каменская,
член совета ТРОО «Единение», кандидат филологических наук,
(Россия, г. Тамбов).
Н.В. Тютюгина,
кандидат искусствоведения, член Ассоциации искусствоведов
России, член Башкирского отделения Международной
общественной организации Лига Защиты Культуры,
(Россия, г. Уфа).
В.И. Сидоров,
научный сотрудник астрономической обсерватории Иркутского
государственного университета,
(Россия, г. Иркутск).
Л.Н. Герасименко,
председатель культурно-просветительской общественной
организации «Кременчугское Рериховское общество»,
(Украина, г. Кременчуг).
М.П. Корсунова,
юристконсульт,
(Россия, г. Санкт-Петербург).
Н.Н. Золотарева,
председатель Белгородской региональной общественной
организации «Рериховское общество «Белогорье»,
(Россия, г. Белгород).
Е.В. Ореховская,
член Союза журналистов России,
(Россия, г. Кемерово).
А.П. Бояркина,
научный сотрудник НИИ онкологии Томского научного центра
Сибирского отделения Российской академии медицинских наук,
(Россия, г. Томск).
В.Б. Купрессова,
доцент кафедры английской филологии факультета иностранных
языков Томского государственного университета, кандидат
биологических наук,
(Россия, г. Томск).
Г.И. Губина,
старший государственный налоговый инспектор Управления
федерации налоговой службы по Томской области,
(Россия, г. Томск).
Л.Ю. Кваша,
инженер ОАО «Томгазпром»,
(Россия, г. Томск).
Н.Д. Берек,
поэт, отличник образования Республики Башкортостан,
(Россия, г. Уфа).
С.А. Черненко,
сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного
Центра Рерихов, учитель шк. 558,
(Россия, г. Санкт-Петербург).
А.А. Самсыка,
председатель региональной общественной организации
«Мурманское Рериховское общество», медработник,
(Россия, г. Мурманск).
В.Г. Никитин,
председатель «Донского культурно-просветительского Центра»,
(Россия, г. Ростов-на-Дону).
И.В. Вахонина,
сотрудник Межрегионального информационно-аналитического
Центра, руководитель группы защиты имени и наследия Рерихов
Тверской областной Рериховской общественной организации,
сотрудник АНО «Новоторжская археологическая экспедиция»,
(Россия, г. Тверь).
В.А. Кучеровский,
президент Общественной организации «Культурно-педагогический
Центр Белый город», директор Международного Рериховского
педагогического фестиваля искусств «Орфей», редактор газеты
«Гуманная педагогика», член Национального Союза журналистов
Украины,
(Украина, Одесская обл., г. Белгород-Днестровский).
И.Е. Яворская,
вице–президент общественной организации
«Культурно-педагогический Центр Белый город», ответственный
секретарь газеты «Гуманная педагогика»,
(Украина, Одесская обл., г. Белгород-Днестровский).
Л.А. Мазур,
зав. отделом выставок Республиканского культурологического
центра Украинского общества охраны памятников истории и
культуры,
(Украина, г. Киев).
Л.К. Маркелова,
ведущий инженер,
(Украина, г. Киев).
Л.А. Антоненко,
журналист,
(Украина, г. Киев).
А.М. Васильев,
зам.председателя Новгорордского Рериховского общества,
сотрудник Новгородского общества любителей древности,
(Россия, г. Великий Новгород). |