|
Соотечественник Блаватской
Это было 14 сентября 1955 года. В завершение трехмесячной
поездки в Тибет меня удостоил аудиенцией сам далай-лама
четырнадцатый. В летнем дворце Норбулинка я проделал
тщательно отрепетированный ритуал представления Его
святейшеству, в завершение которого высший иерарх ламаизма
возложил на мою склоненную перед ним шею белый шарф. Во
время официальной беседы через переводчика удалось украдкой
сфотографировать далай-ламу. После чая с топленым маслом и
солью мы вышли на балкон, чтобы полюбоваться панорамой
Лхасы. И, оказавшись наедине, обменялись несколькими фразами
по-английски.
- Рад, что наконец впервые встретился с соотечественником
госпожи Блаватской, - ее труды наши богословы высоко ценят,
- сказал мне далай-лама на прощание. Это имя я как-то
слышал, но что с ним связано, так и не смог тогда вспомнить.
Но 36 лет спустя именно мне выпала судьба впервые
реабилитировать фигуру Блаватской на Центральном
телевидении. Программа "Лотос на ладони" прошла в эфир в ту
пору, когда в сознании россиян начался процесс возрождения
имен. Многие наши выдающиеся соотечественники какое-то время
были больше известны за пределами России, чем на Родине.
Писатель Иван Бунин, балерина Анна Павлова, художник Николай
Рерих - всем им народ воздает нынче то, что они заслужили
еще при жизни. В этом ряду реабилитированных имен следует
назвать и Елену Блаватскую. Она вошла в историю как
основательница теософии - науки о божественной мудрости,
общих корнях различных вероучений. По мнению Блаватской,
религия воплощает не только философию жизни и нравственные
нормы, но и древнюю науку. Так что раскрыв сокровенный смысл
религиозных догм, можно обрести ключ к познанию мира.
В 1875 году Блаватская учредила теософское общество, дабы
содействовать сравнительному изучению религии, философии и
науки, исследовать непознанные законы природы и скрытые силы
человека. Даже у самых фанатичных материалистов не должен
вызвать возражения ее девиз «Нет религии выше истины». Тезис
Блаватской о том, что в религиях сконцентрирован бесценный
опыт многих поколений, стал краеугольным камнем деятельности
теософского общества. Первые семь лет его штаб-квартира
находилась в Нью-Йорке, а в 1882 году переселилась в Индию,
где находится по сей день.
Блаватская постоянно находилась под перекрестным огнем
критики - как со стороны атеистов, так и церковников. В
послеоктябрьской России ее объявили шарлатанкой. «Большая
советская энциклопедия» утверждает: «Теософия - реакционное
религиозно-мистическое учение, признающее источником
богопознания мистическую интуицию, откровение. Теософия
связана с оккультизмом, спиритизмом и прочими суевериями.
Распространение теософской мистики в некоторых кругах
аристократии и интеллигенции является ярким показателем
идейного упадка и вырождения буржуазной культуры».
В 1991 году, когда мировое сообщество отметило столетие
со дня смерти Блаватской, российское отделение теософского
общества, закрытое в 1921 году, возобновило свою
деятельность. На родине основательницы теософии - в
Екатеринославе (ныне Днепропетровске) открыта мемориальная
доска.
С тех пор, как человек стал мыслящим существом, люди
одержимы извечным поиском истины. На Востоке распространено
представление об истине, как о горной вершине, к которой
может вести несчетное множество путей. Каждый вправе избрать
собственный маршрут восхождения. Это предполагает уважение к
выбору других. Мало кому на Западе удалось настолько
приобщиться к духовной культуре Востока, чтобы благодаря
этому избавиться от шор национальной или религиозной
ограниченности. Среди этих немногих была Елена Блаватская.
Нынче ее труды можно приобрести в любом книжном магазине. Я
отнюдь не призываю всех штудировать «Тайную доктрину». Эту
книгу может освоить лишь подготовленный читатель. Но призыв
основательницы теософии к сравнительному изучению религий в
наши дни вновь обрел актуальность. Чтобы примирить различные
религии, их надо сопоставлять, а не противопоставлять.
Я уже писал в «Российской газете» о том, что вместо
споров о преподавании в школах «основ православной культуры»
было бы лучше знакомить детей с религиозными истоками
культуры вообще. Независимо от вероисповедания родителей
школьникам полезно ознакомиться с главными положениями не
только христианства, но и ислама, иудаизма, буддизма - всех
соседствующих в России конфессий. Убежден, что
гуманистическая, нравственная направленность всех этих
вероучений покажет, что у их приверженцев гораздо больше
общего, нежели различий. А на такой основе легче воспитать
веротерпимость, взаимопонимание и взаимное уважение. Ну а
мистическая сторона теософии пусть останется для любителей
экзотических путешествий в непознанное.
© «Российская газета», 01.03.2003 |