Ивановская областная общественная культурно-просветительская организация

поэзия старины


Главная >> Поэзия старины >> Экспедиция Н.К. Рериха 1903 г. >> Ярославль

 

 

 

 

Ярославль

Церковь Рождества Христова

Церковь Ильи Пророка

Церковь Николы Мокрого

Церковь Богоявления

Церковь Святого Власия

Церковь Иоанна Предтечи в Толчковой слободе


 

Ярославль. Набережная. 1913 г. Фото с открытки, изданной Общиной Св. Евгении

 

Ярославль. Набережная. Современный вид

 

 

Первым городом на маршруте экспедиции стал Ярославль, история которого также наполнена «строительными моментами». Вот как образно и емко Николай Константинович описал историческую роль основателя города – князя Ярослава Мудрого: «Владимир сдвигал массы. Ярослав сложил их во храм и возрадовался об искусстве» [1]. И, быть может, не случайно среди известных ярославцев не так много имен великих полководцев, государственных деятелей - гордость ярославской земли составляют зодчие и живописцы, ученые и изобретатели – все те, кто столетиями ковал творческие и духовные твердыни нашего народа.

Совершенно особым временем в истории Ярославля стало XVII столетие. Во время польско-шведской интервенции 1612 года город на короткое время становится столицей Руси, в котором был создан уникальный для того времени правительственный орган – «Совет всея земли». Именно от стен ярославского Спасо-Преображенского монастыря народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского начало победоносный поход против польских интервентов.

После окончания Смутного времени начинается период, ставший, поистине, «золотым веком» Ярославля. Город стал торговыми воротами Москвы в страны Западной Европы (через Архангельск). Сюда же стекались арабские купцы с восточными товарами. По населению Ярославль становится вторым городом после Москвы. Расцветают ремесла, искусство, город активно строится и украшается.

После петровских реформ Ярославль теряет былое значение, превращаясь в рядовой центр губернии. В 1903 году Н.К. и Е.И. Рерихи застали совсем другой город.

В Ярославле уже было известно о приезде Рерихов – еще 5 июня в ярославской газете «Северный край» появилось сообщение: «Императорским Обществом поощрения художеств командируется художник Н.К.Рерих, который должен совершить поездку по России и дать целую коллекцию эскизов и этюдов остатков русской старины. Г.[осподин] Рерих, между прочим, предполагает побывать у нас в Ярославле, как городе, имеющем много археологических древностей, а также посетить Юрьев, Ростов, Углич, Смоленск, Владимир, Печору, Ригу, Изборск, Псков и много других городов. Императорским археологическим обществом, которое желает собрать возможно полную коллекцию старинных городищ, г-ну Рериху предложено попутно зарисовать памятники археологической древности» [2].

Широко и привольно раскинулся над Волгой своими тенистыми бульварами Ярославль. Дамы под кружевными зонтиками гуляют по набережной, осматривая друг друга – у кого платье моднее, у кого брошь богаче. Степенные купцы прохаживаются с женами. Все это – типы и сюжеты Кустодиева, но бытовые сцены и ампирные особняки не привлекают Рериха. Среди осколков древности он настойчиво ищет истоки русского искусства, русской духовности. Разве мог Николай Константинович, с трепетной любовью относившийся к древним летописям, удержаться от посещения Спасского монастыря в котором было найдено «Слово о полку Игореве»? Однако чуткий глаз художника безошибочно уловил, что многоцветное узорочье больше соответствует духовной сути Ярославщины, чем суровая сдержанность монастырской архитектуры. Быть может поэтому мы не увидим среди работ Н.К.Рериха, написанных в Ярославле, грандиозных архитектурных ансамблей – свой этюдник мастер устанавливает напротив скромных посадских церквей. Скромных, но необычных...

 

Церковь Рождества Христова

Н.К. Рерих. Ярославль. Церковь Рождества Христова. 1903 г. Дер., м.

 

Ярославль. Церковь Рождества Христова. Современное фото

 

Ярославль. Церковь Рождества Христова. Интерьер. Современное фото

На волжской набережной и сегодня красуется один из первых памятников посадского зодчества – Церковь Рождества Христова (1635-1644). Она построена на средства торговавших с Востоком купцов Назарьевых-Гурьевых, о чем свидетельствует изразцовая надпись, поясом обходящая фасады здания. Солнце Самарканда, изумрудную зелень, яркую бирюзу его минаретов перенесли Гурьевы в Северное Поволжье, на стены Рождественской церкви. После ее достройки невиданное дотоле цветное кружево изразцов стало одной из наиболее ярких примет ярославских храмов.

С трех сторон храм обходит галерея, опирающаяся на столбы с арками. Тонко профилированные архитектурные детали памятника создают богатую игру светотени на фасадах. Особенно изящно убранство Казанского придела, которое тонкостью своего рисунка производит почти скульптурное впечатление. Купол придела венчает изумительной работы кованый крест – шедевр кузнечного мастерства XVIII века.

Именно со стороны Казанского придела устанавливает свой этюдник Николай Константинович. Всю нижнюю часть церкви – подклет, в котором Назарьевы-Гурьевы хранили свои товары, - он «обрезает» в своей картине, словно нечто несущественное. А на заднем плане вздымаются ввысь верхние ярусы необычного сооружения – надвратной церкви-колокольни. По свидетельству специалистов именно архитектура верхнего яруса церкви-колокольни оказала заметное влияние на строителей позднейших ярославских звонниц. Очень любопытны также формы завершения парных полуколонн на углах церкви в виде нарядных украшений, копирующих в миниатюре завершения мусульманских минаретов. Для Рерихов, в сердце которых уже разгорался заманчивый «великий индийский путь» каждое такое напоминание о Востоке, в искусстве Древней Руси, было знаковым.

Интерьер церкви, видимо, вызвал у Рерихов гораздо меньше впечатлений, что, впрочем, и неудивительно, поскольку первоначальная роспись XVII века с середины XIX столетия была скрыта под ремесленной живописью.

Сегодня картина Николая Константиновича с изображением церкви Рождества Христова находится в экспозиции Государственного музея Востока под названием «Церковь Рождества Богородицы».

Наверх

 

Церковь Ильи Пророка

Ярославль. Церковь Ильи Пророка. 1914 г. Фото с открытки, изданной Общиной Св. Евгении

 

Церковь Ильи Пророка в Ярославле. Современный вид

 

Церковь Ильи Пророка в Ярославле. Современный вид

 

Церковь Ильи Пророка в Ярославле. Современный вид

 

Недалеко от Рождественской церкви находится еще один замечательный памятник, настоящая жемчужина Ярославля – церковь Ильи Пророка. Она стоит в центре красивой площади, к которой лучами сходятся улицы центральной части города. Заказчиками церкви были знаменитые скупщики пушнины, купцы Скрипины, чьи несметные богатства вынуждали считаться с ними даже царя и патриарха. К завершению строительства Ильинского храма, Скрипины были одарены патриархом Иосифом, с дозволения царя Алексея Михайловича, редчайшей священной реликвией - частицей Ризы Христа. От Ризы стали происходить чудесные исцеления, подлинность ее была засвидетельствована на совете у патриарха представителями греческой и русской церкви. Известие об обретении святыни было разослано по всем городам и селам Руси.

Необычная композиция церкви с двумя шатровыми башнями не была задумана такой. Дело в том, что шатровый придел был возведен позже специально для размещения Ризы Господней, отсюда и его название - Ризоположенский.

Чтобы оценить архитектурные достоинства храма, нужно не торопясь обойти его вокруг. Благодаря своему сложному, несимметричному построению здание многолико и открывается по-разному с разных точек обзора.

Внутри храм поражает каждого, впервые входящего туда, многоцветностью и пышностью убранства. Стены, арки, своды, откосы окон - все свободное пространство заполнено росписями, сверкает позолотой резной иконостас, в котором находятся замечательные по своим художественным ценностям иконы. «...Вспомните тепловатый победный тон церкви Ильи Пророка», - писал Николай Константинович.

Скрипины не жалели денег на украшение храма и для его росписи пригласили лучших мастеров того времени - знаменитых Гурия Никитина и Силу Савина. Следует особо отметить, что за всю историю храма эти фрески не были записаны.

Уже по окончании экспедиции, в 1912 году, узнав о появлении трещин на сводах храма, Николай Константинович напишет: «Церковь Ильи Пророка не должна погибнуть. Прекрасные стены в теплых радостных красках, затканные чудесной живописью, должны стоять.

Мы должны знать, что глупое темное время, когда расхищались, разрушались народные сокровища, ушло навсегда.

Ярославцы не осрамятся, не забудут про Илью Пророка» [3].

Рерих писал так, словно чувствовал, что могут забыть. Как будто сердце художника уже что-то шепнуло ему о грядущих испытаниях Ильи Пророка. Ведь когда писались эти строки и в страшном сне привидеться не могло, что через считанные годы именно на эти своды, по которым уже побежали трещины, обрушится шквал прицельного артиллерийского огня...

В 1920-1930-е гг. в городе необычайно активизировалась деятельность Союза воинствующих безбожников, и наиболее активные его члены начали кампанию за снос церкви Ильи Пророка.

В конце 1931 - начале 1932 гг. было собрано несколько тысяч подписей рабочих разных предприятий Ярославля, после чего в газете «Северный рабочий» появилась статья с требованием убрать храм с центральной площади города. Но, к счастью, варварство по отношению к церкви Ильи Пророка было остановлено противодействием сотрудников сектора архитектуры Главнауки П.Д.Барановского и Н.Н.Померанцева, активным протестом со стороны сотрудников музея. Вот как вспоминал эти дни П.Д.Барановский: «″Представители общественных организаций″, скажу я вам, были невежественны и злобны до крайности. Мы с Померанцевым, как могли, и научно, и по-народному, втолковывали этим врагам культуры, что <...> фрески Ильи Пророка по своему художественному уровню не имеют равных, так как это вершина мирового монументального искусства второй половины XVII века. Мы говорили - они досадовали, почему нас, меня и Николая Николаевича Померанцева, еще в двадцатых не пустили в расход. Но дело к тому шло» [4].
Исполняющий в то время обязанности директора музея, Н.В.Кузнецов отказался подписать решение о сносе церкви Ильи Пророка и даже находился в храме все время, пока над ним висела опасность.

Только благодаря героическим усилиям защитников культуры мы сейчас можем любоваться жемчужиной Ярославля, потому что «глупое темное время» никогда не уходит само по себе.

Наверх

 

Церковь Николы Мокрого

Н.К. Рерих. Ярославль. Вход в церковь Николы Мокрого. 1903 г. Дер., м.

 

Ярославль. Церковь Николы Мокрого. 1906 г. Фото с открытки, изданной Общиной Св. Евгении

 

На берегу реки Которосли внимание Рерихов привлекает один из живописнейших ансамблей XVII века - церковь Николы Мокрого. При ее строительстве были использованы лучшие достижения ярославского зодчества предшествующего времени. По плану и композиции храм близок к церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, в колокольне повторены формы звонницы Ильи Пророка, а рисунок наличников ее слуховых окон восходит к колокольне церкви Рождества Христова. Фрески изображают события жития Николы, на западной стене - сцены Страшного суда. Красива гамма красок, построенная на сочетании охристо-желтых тонов и голубца с малиново-розовыми пятнами киновари.

«По расположению, по изразцам, по наличникам одна из замечательных церквей Ярославля» [5], - писал о храме Николай Константинович, называя его очень поэтично - «чудесный седой Никола Мокрый» [6].

Правда Рерихам так и не удалось полюбоваться фресками XVII века: «Внутренность уже перемарана исказителями», - отметил Николай Константинович в своей записной книжке. Тем не менее что-то все-таки остановило взгляд художника и он написал картину «Интерьер церкви церкви Николы Мокрого». К сожалению, следы ее затерялись в Соединенных Штатах, а вот картина «Вход в церковь Николы Мокрого» в 1970-х вернулась на родину и сейчас выставлена в Государственном музее Востока. На ней изображено небывало пышное керамическое убранство храма, которое, собственно, и принесло церкви Николы Мокрого мировую известность. Еще лучше оценить это изразцовое кружево позволяет фотография, сделанная Еленой Ивановной Рерих и впервые опубликованая в журнале «Зодчий» (№ 26, 1904). Впоследствии ее поместила на своих открытках Община Святой Евгении и в дальнейшем фотография входа в церковь Николы Мокрого неоднократно воспроизводилась в различных изданиях, как посвященных жизни и творчеству Н.К.Рериха, так и рассказывающих об истории г. Ярославля.

Наверх

 

Церковь Богоявления

Н.К. Рерих. Ярославль. Интерьер церкви Богоявления. 1903 г. Дер., м.

 

Ярославль. Церковь Богоявления. Современное фото.

 

Недалеко от Спасского монастыря стоит церковь Богоявления, построенная на средства купца Алексея Зубчанинова. Храм сказочно красив: его красные стены богато украшены лентами многоцветных изразцов. В этой постройке ярославские мастера обратились к московскому архитектурному опыту: Богоявленская церковь лишена внутри столпов, огромный сомкнутый свод опирается прямо на стены. Внутри храм поражает светлостью интерьера. Источником света служат большие окна с фигурными коваными решетками. Росписи выполнены в 1692-1693 гг. артелью первоклассных мастеров, имена которых, к сожалению, не известны.

На картине Николая Константиновича, изображающей интерьер церкви Богоявления, мы видим в росписях храма заметное преобладание охристых, коричневых и красных красок, что является традиционным для ярославской художественной школы, когда, по выражению Николая Константиновича, «...пышет на вас жар коричневых и раскаленно-красных тонов».

Среди композиций росписи, запечатленных на картине Н.К.Рериха – «Распятие апостола Матфея», «Призыв к тружающимся и обремененным», «Трудно богатому войти в Царство Небесное», «Проповедь апостола Матфея» и др.

Любуясь этими росписями сегодня, трудно представить, что еще несколько десятилетий назад в этих стенах зияли сквозные пробоины от снарядов. Летом 1918 года савинковский «Союз защиты родины и свободы» поднял в Ярославле контрреволюционное восстание и захватил власть в городе. Самые лучшие храмы - церковь Николы Мокрого, Ильи Пророка, Богоявления и др., - мятежники превратили в опорные огневые точки и при штурме города частями Красной Армии эти памятники оказались в самом центре ожесточенных уличных боев. Меньше одного месяца длилось восстание и более двадцати лет с перерывами шла реставрация этих храмов.

Наверх

 

Церковь Святого Власия

Н.К. Рерих. Ярославль. Церковь Святого Власия. 1903 г. Дер., м.

 

Во время пребывания в Ярославле, Николай Константинович обратил внимание красивую церковь Святого Власия, построенную в 1603 году. Однако место, на котором стоял храм, пользовалось известностью задолго до появления христианства. В «Сказании о построении града Ярославля» говорится, что на этом месте стоял идол Велеса, находилось святилище и горел жертвенный огонь. У местных жителей особым почетом и уважением пользовался волхв, который отправлял все эти обряды.

Когда пришел в эти места Ярослав Мудрый, произошло событие, которое обратило в христианство жителей этих мест. В Ярославле случилась великая засуха, Как ни молились язычники Велесу, сколько ни лили крови на капище бога, солнце продолжало палить. Спас положение проходивший мимо того места священник. В церкви пророка Илии священник провел молебен, ударил в колокол церковный и хлынул дождь. Язычники немедленно уверовали во Христа и идола свергли.

Однако Велес продолжал запугивать и устрашать народ. На месте языческого капища вдруг начинали играть гусли, завывали голоса, виделось прохожим «некое плясание». Скот худел и умирал. И тогда решили поставить на месте Велесовой керемети церковь святого Власия. Каменные здания (летнего и зимнего вариантов) храма были построены 1603 и 1633 годах.

Церковь Св. Власия снесли в 1933 году и построили на том месте гостиницу «Ярославль». По воспоминаниям постояльцев гостиницы, иногда они слышали голоса и песни, происхождение которых не могли объяснить.

А церковью Святого Власия мы можем любоваться лишь на картине Николая Константиновича, да на старинных фотографиях.

Наверх

 

Церковь Иоанна Предтечи в Толчковой слободе

Н.К. Рерих. Ярославль. Паперть церкви Иоанна Предтечи. 1903 г. Дер., м.

 

Ярославль. Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

 

Ярославль. Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

 

Ярославль. Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

 

Ярославль. Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

 

Ярославль. Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

 

Но, пожалуй, самое сильное впечатление на Н.К.Рериха произвел храм Иоанна Предтечи в Толчковой слободе. Жители слободы занимались выделкой кожи и в конце XVII столетия задумали построить храм, равного которому не нашлось бы во всем Поволжье. Они сами коллективно выбирали тип храма, его размеры, сами возводили фундаменты с использованием дубовых свай. Только после закладки фундамента была приглашена артель строителей. И не просто рядовых каменщиков - создатель храма был великим зодчим. Он отказался от шатрового завершения приделов и воплотил в кирпиче сказочную симфонию, повторить которую невозможно. Издали храм кажется трехглавым, но, по мере приближения к нему, он начинает раскрываться, как цветок. Одна за другой начинают выступать главы храма и вблизи их насчитываешь уже пятнадцать!

Среди всех строений XVII века в Ярославле и его окрестностях церковь Иоанна Предтечи выделяется исключительно хорошей кирпичной кладкой и мастерски изготовленными керамическими деталями. Ни с чем нельзя сравнить декоративную обработку восточного фасада, расписанного по кирпичу «бриллиантовым рустом», что создает иллюзию рельефа. Орнамент всюду - на откосах окон, на ставнях, дверях, фронтонах крылец. Но когда вступаешь внутрь храма...

«...″К сокрушению сердца, к слезам покаяния, к любви Божии и Святых его угодников, к подражанию житию их благоугодну возбуждатися, и предстояще им мнети бы на небеси стояти пред лицы самых первообразных...″ Когда я стоял в храме Иоанна Предтечи - писал Николай Константинович, - вспомнились слова этого соборного постановления. Высокая атмосфера окружала это красное дело» [7].

И действительно, глядя на эти фрески кажется, что начинаешь отрываться от земли и уноситься мыслью и душою в какие-то неведомые пространства. В этом храме декоративно-повествовательный стиль росписей получил самое полное и самое совершенное выражение. Исключительно уникальным является нижний ярус росписей южной и северной стен, где вместо традиционного орнамента изображены все святые православной церкви. Стены галереи покрыты многофигурными иллюстрациями к Библии. Богатый цветистый орнамент покрывает в интерьере храма буквально все архитектурные детали...

Но вернемся к впечатлениям самого Николая Константиновича: «Осмотритесь в храме Ивана Предтечи в Ярославле. Какие чудеснейшие краски вас окружают! Как смело сочетались лазоревые воздушнейшие тона с красивой охрой! Как легка изумрудно-серая зелень и как у места на ней красноватые и коричневатые одежды! По тепловатому светлому фону летят грозные архангелы с густыми желтыми сияньями, и белые их хитоны чуть холоднее фона. Нигде не беспокоит глаз золото, венчики светятся одной охрой. Стены эти - тончайшая шелковистая ткань, достойная одевать великий Дом Предтечи!» [8]

«И ласкает и нежит вас внутренность храма, и лучше здесь молитва, нежели в золоте и серебре. Посмотрите теперь, как художники сумели использовать всю живописную плоскость. Чего только ни понаписали они, понаписали непосредственно, с верою в дело свое» [9].

Однако восторг и благоговение перед работой древних мастеров не заслонили для Николая Константиновича проблем храма Иоанна Предтечи: «У нас уже немного остается памятников доброй сохранности, не тронутых неумелым подновлением, да и те как-то дружно запросили поддержки. То оказывается неблагополучным Спас на Нередице, то дает трещины Иван Предтеча ярославский <...> и не перечтешь всех несчастий, да еще с такими первостатейными памятниками» [10].

Перед приездом Рерихов в Ярославль газета «Северный край» поместила заметку о предстоящем ремонте церкви Иоанна Предтечи. Н.К.Рерих так откликнулся на это сообщение: «Проездом через Ярославль слышно было, что предстоит ремонт Ивана Предтечи; следует поправить трещины. Но страшно, если, заделывая их, кисть артельного мастера разгуляется и по лазоревым фонам и по бархатной мураве; получится варварское дело, ибо писали эти фрески не простые артельные богомазы, а добрые художники своего времени» [11].

Слова Николая Константиновича оказались пророческими. В 1911 году в свет выйдет статья Н.К.Рериха, написанная поистине кровью его сердца:

«Кто бывал в Ярославле и видал храм Иоанна Пердтечи в Толчковской слободе, тот теперь не узнает его.

«Кто бывал в Ярославле и видал храм Иоанна Пердтечи в Толчковской слободе, тот теперь не узнает его.

Храм «промыт». <...>

На «промывку» и восстановление потрачено, как говорят, около шестидесяти тысяч рублей.

Вся поэзия старины, вся эпидерма живописи смыта богомазами.

Достоинство храма до «исправления» было безмерно высоко. Говорим так небездоказательно.

Каждый из художников, бывших прежде у Иоанна Предтечи, конечно, вспомнит, насколько было лучше.

Было художественнее, было тоньше, было благороднее, было несравненно ближе к великолепным стенописям Италии.

Пропал теперь тонкий серо-изумрудный налет травы; пропали серые полутона всех белых частей стенописи; исчезла синева - выскочила синька.

Словом, все то глубоко художественное и религиозное, что струилось и горело в живописном богатстве, - все это небесное стало земным, грубым, грешным.

Искусство, одухотворенное священной кистью времени «поправили»!

Самомнительно и святотатственно разрешили великую задачу, связующую мудрость природы, работу времени и труды человека.

Пришел некто «серый» и решил, что все завершенное временем не нужно, что он - «малый» - знает лучше всех, как следует снять будто бы лишние покровы.

Не кто иной, как он - «маленький» - знает, какие именно были люди, отделенные от нас резкими гранями культуры.

Как далеко такое самомнение от проникновенного стремления сохранить, от желания уважать, любить любовью великою.

Даже храм, прекраснейший своими чертами и красками не способен был вызвать заботливую, ревнивую любовь. Да и существует ли она на самом деле?

И так, понемногу, в тишине, громится духовное богатство Руси. Незаметно погромляется все то, что было когда-то нужно, все то, что составляло действительное богатство и устои народа.

Погром страшен не только в шуме и свисте резни и пожаров, но еще хуже погром тихий, проходящий незаметно, уносящий за собою все то, чем люди жили.

Позади остаются мертвые скелеты. Даже фантастический «танец смерти» не свойствен неподвижным «промытым» остовам.

И вводится в заблуждение народ. И не может отличить он, где источники живые и где мертвящие.

Толкуя о высоких материях, мы учим молодежь по мертвым буквам. Учим на том, что «промыто» невежественною рукою. Будем учить по подложному!

Те, кто решаются сказать, что сейчас храм Иоанна Предтечи выглядит лучше, нежели был семь лет тому назад, - могут ли они утверждать, что видели его теперь и тогда.

Если не видели, то недолжны и говорить.

Если видели и все-таки скажут, что храм теперь лучше, - тогда пусть займутся сапожным ремеслом.

Стенопись храма Иоанна Предтечи в Толчкове испорчена.

Кто же это сделал? Кто наблюдал?

Защищайтесь!

Не думайте отмолчаться. Не думайте представиться, что вопрос ниже вашего достоинства. Спрашиваю не я один, беспокойный.

Ждут ответа тысячи людей, которым искусство и красота старины близки.

Даже скромный ярославский обыватель шепчет: «...Ведь не мягкой щеточкой, не ситным, а водою да зеленым мылом стены-то мыли. Да заправляли тоже! А разве новое-то под старину подойдет?..»

Почти безграмотный человек почувствовал возмущение и шепчет его робкими словами.

Дом Предтечи стал просто церковью, где продаются свечи, требы, молитвы.

Кто же следил за этим «делом»?

На какого художника возложила Археологическая комиссия такое ответственное, творческое обновление работы времени и многих неведомых людей?

В комиссии бывают архитекторы, но пусть скажут, кто из художников взялся так нелепо, по-варварски обойтись с прекрасным стенным покрытием?

Пусть непременно скажут.

Такое имячко надо записать «погромче»...» [12]

Тогда широкая общественность так и не узнала имен виновных. Спустя полвека история повторилась. В результате преступной халатности реставраторов, работавших в церкви Иоанна Предтечи, знаменитые на весь мир фрески вновь были сильно повреждены. И, возможно, есть определенная историческая справедливость в том, что именно с храма Иоанна Предтечи начался процесс, идущий в нашей стране особенно тяжело - процесс воздаяния по заслугам виновным в варварском отношении к культуре.

В 1968 году архитекторы-реставраторы храма Иоанна Предтечи оказались на скамье подсудимых. В эти дни культурная общественность из Москвы и других городов стремилась попасть в Ярославль, чтобы своими глазами увидеть первый в истории государства Российского суд над губителями памятников...

Николай Константинович и Елена Ивановна пробыли в Ярославле всего несколько дней, побывав также Романове-Борисоглебске (с 1918 г. Тутаев), небольшом городке под Ярославлем. Здесь Николай Константинович надолго запомнил живописную панораму города с Волги с характерной «белой с охрой» окраской церквей. Одна из них изображена на наброске, хранящемся в Русском музее. А впереди Рерихов ждало еще так много интересного!

Наверх


1. Рерих Н.К. Радость искусству. // Рерих Н.К. О старине моления. Листки. Сказки. М.: МЦР, 1999. С. 123. [Назад]

2. Цит. по: Николай Рерих в русской периодике. Вып. II. С.-Пб., 2005. С. 185. [Назад]

3. Рерих Н.К. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. // Рерих Н.К. О старине моления. Листки. Сказки. М.: МЦР, 1999. С. 178. [Назад]

4. Цит. по: Бычков Ю.А. Житие Петра Барановского. М., 1991. С. 24. [Назад]

5. Из путевой книжки художника Н.К.Рериха. // Цит. по: Маточкин Е.П. Поэзия старины. Самара, 2004. С. 50. [Назад]

6. Рерих Н.К. Тихие погромы. // Рерих Н.К. О старине моления. Листки. Сказки. М.: МЦР, 1999. С 162. [Назад]

7. Рерих Н.К. Из прошлой и настоящей жизни русского искусства. // Рерих Н.К. Берегите старину. М.: МЦР, 1993. С. 14. [Назад]

8. Рерих Н.К. Радость искусству. // Рерих Н.К. О старине моления. Листки. Сказки. М.: МЦР, 1999. С. 117. [Назад]

9. Рерих Н.К. По старине. //Петербургский рериховский сборник. Вып. II-III. Самара, 1999. С. 437. [Назад]

10. Там же. С. 435. [Назад]

11. Рерих Н.К. По старине. // Рерих Н.К. О старине моления. Листки. Сказки. М.: МЦР, 1999. С. 63. [Назад]

12. Рерих Н.К. Тихие погромы. // Рерих Н.К. О старине моления. Листки. Сказки. М.: МЦР, 1999. С 163-166. [Назад]

bottom
    Назад