Секретарь Общества поощрения художеств, художник Н.К.Рерих, был командирован минувшим летом в среднюю Россию и северо-западный край для ознакомления с памятниками старины.
Теперь в Обществе поощрения Н.К.Рерих как результат своей поездки выставил около сотни этюдов.
Древнерусские церкви, неуклюжие, каменные, белые с зелёными кровлями; уцелевшие остатки смоленских стен; мрачные фасады ковенских костёлов и католических семинарий, орнаменты и немудрёная стенная живопись древнерусского стиля.
Заметно, что художник с любовью писал свои этюды. Это не безжизненные фотографические снимки. Это полные сокрытой трепещущей жизни исторические документы. Они переносят вас в далёкое-далёкое прошлое. Переносят в старую Русь с её прямолинейной религиозностью. Переносят к рубежам смоленской Литвы, когда к толстым стенам подступали то русские, то запорожцы, то ляхи. Переносят под тёмные, таинственные своды иезуитских монастырей, в холодном сумраке которых мерещатся траурные фигуры в сутанах, костистые, выбритые лица с тонкими, бескровными, шепчущими молитву губами.
Рерих и в данном случае, как всегда, совершенно игнорирует технику, преследуя исключительно одно лишь настроение.
Но некоторые этюды хороши и по живописи, жирной, сочной, и по передаче световых эффектов.
Своеобразен тот приём, которого держится Рерих, делая свои исторические этюды. Прямо с вокзала он едет к заинтересовавшему его памятнику и под первым непосредственным впечатлением пишет его, чтоб впечатления окружающей современности не нарушили овладевшего художником настроения.
Будущим летом Рерих собирается объехать Волынь и Подолию - этот непочатый угол памятников Польской и Украинской старины.
Биржевые ведомости. 1904. 3/16 января. Утренний выпуск. №5. Суббота. С. 4.
Н.К.Рерих в русской периодике. Вып. II, С–Пб., 2005. С.232–233. |