Ивановская областная общественная культурно-просветительская организация

поэзия старины


Главная >> Поэзия старины >> Публикации разных лет >> Прохорычев А.Л. Н.К.Рерих и Владимирский край

 

 

 

 

А.Л. Прохорычев

Н.К. Рерих и Владимирский край

Публикуется в сокращении по материалам Рериховских чтений "О старине моления", посвященных 100-летию путешествия Н.К. Рериха по древним русским городам. Гаврилов-Посад, 21 июня 2003 г.

 

Георгиевский собор Юрьева-Польского. Современное фото.

 

Н.К. Рерих. Юрьев-Польской. Этюд храма. Дер., м.

 

Н.К. Рерих. Суздаль. Стены Спасо-Евфимиева монастыря. Дер., м.

Прежде всего, разрешите поблагодарить организаторов за то, что пригласили на такой замечательный праздник - мне очень радостно принимать участие в сотрудничестве всех наших городов. И также спасибо Ивановскому рериховскому обществу и Ярославскому рериховскому обществу, особенно С.В.Скородумову, что подтолкнули нас к работе в архивах. Ведь самая первая находка - заметка о предстоящем приезде Николая Константиновича Рериха во "Владимирской газете" - была сделана в нашем архиве именно Сергеем Владимировичем. А на основе этой находки нам удалось найти еще один документ, который подтверждает, что Николай Константинович был у нас, во Владимирской губернии.

История Владимирской области имеет много прекрасных и достойных страниц. Многие выдающиеся деятели русской культуры творили здесь и вдохновлялись красотой нашего края. Сто лет назад выдающийся русский художник, ученый и общественный деятель, Николай Константинович Рерих, осуществляя свою уникальную экспедицию "По старине", включил в ее маршрут города Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской, Боголюбово, а также Суздальский уезд.

Отмечая 100-летие экспедиции Н.К.Рериха, Международный Совет Рериховских Организаций и Международный Центр-Музей им. Н.К.Рериха, открыли 15 апреля Программу "Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего", которая охватила уже многие города Центральной России. В рамках этой программы в апреле-июне 2003 года в палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника проходит выставка подлинных картин Николая Константиновича Рериха из серии "Гималаи" и был организован круглый стол "Сердцам молодым", где мы говорили с молодым поколением, с нашим будущим, о культуре. И эти диалоги о культуре прошли очень интересно. Так же мы провели молодежные рериховские чтения - это у нас уже третьи рериховские чтения и с каждым годом все больше школ принимает в них участие. Кроме того, мы проводим просветительские программы, экскурсии для молодежи и студентов и многое другое. В июле программа "Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего" пройдет в Юрьеве-Польском. Три дня назад мы были там и должен сказать, что хоть и многое улучшилось за сто лет, но проблемы остаются все те же, о которых писал еще Николай Константинович. В августе программа придет в Суздаль, а в сентябре-октябре - в древний город Муром. Необходимо также отметить, что все эти мероприятия проходят у нас в рамках торжеств, посвященных 225-летию образования Владимирской губернии, и проводятся нами совместно с администрацией Владимирской области.

В наши дни проблема забвения и даже пренебрежения к родной культуре не только не потеряла своей актуальности, но даже обострилась. Среди молодежи все множится количество "Иванов, не помнящих родства", знающих о культуре Запада значительно больше, чем о родной. Поэтому одной из задач, стоящих перед нашим "Владимирским обществом культуры" является сбор и систематизация материала, связанного с русской культурой в понимании Николая Константиновича Рериха. Мы призываем молодежь оглянуться и увидеть, в какой прекрасной стране мы живем, какая богатая культура у России.

Стремясь ближе прикоснуться к родной культуре, Николай Константинович в 1903 году посетил более сорока древних городов. Его интересовало все - былины, обычаи, старинные головные уборы, одежда, музыка, иконы, фрески и, конечно, памятники архитектуры, как воплощение синтеза древнерусского искусства. Все обогащало его духовно и служило источником творческого вдохновения.

Во Владимире Николай Константинович пишет картину "Дмитриевский собор", в Боголюбове - "Церковь Покрова на Нерли" и "Палаты Юрия Долгорукого". К сожалению, все эти работы находятся в частных коллекциях в США.

В архиве Рериха сохранилась земская подорожная, по которой можно судить о дате посещения Владимира:

"Предъявителю сего Секретарю Императорского Общества Поощрения Художеств Николаю Константиновичу Рериху на пространстве всей Владимирской губернии в течение одного месяца, т. е. с 23 июня 1903 г. по 23 июля 1903 г. предписывается давать из земских пунктовых 3 лошади с 1 повозкою и с 1 проводником со взиманием с него узаконенных прогонов. Сия подорожная выдана г. Секретарю Императорского Общества Поощрения Художеств Н.К.Рериху июня 23 дня 1903 года. Член управы (подпись неразборчива).

За секретаря Ф.Гаврилов". [1]

К документальным свидетельствам посещения Николаем Константиновичем Владимира можно отнести также публикацию во "Владимирской газете", о которой сегодня уже говорилось, и уведомление канцелярии Владимирского губернатора Суздальского уездного исправника, найденное нами во Владимирском областном архиве:

"Императорская Археологическая Комиссия 24 сего Мая за № 1309 уведомила меня, что означенной Комиссией, на основании ВЫСОЧАЙШАГО повеления II Марта 1889 г. выдан Члену-сотруднику Императорского Русского Археологического Общества Н.К.Рериху открытый лист на право производства в текущем году археологических раскопок на землях казенных, принадлежащим разным установлениям и общественных в пределах Васильковского городища, близ города Суздаля.

Даю знать об этом Вашему Высокоблагородию для сведения.

За губернатора, Управляющий Государственными Имуществами (подпись неразборчива).

31 Мая 1903 г". [2]

Об археологических раскопках, которые Николай Константинович собирался произвести на территории Владимирской губернии говорится также в письме, опубликованном в Петербургском Рериховском сборнике:

"Императорское Русское Археологическое Общество имеет честь покорнейше просить Императорскую Археологическую Комиссию о высылке установленного открытого листа на имя члена-сотрудника Общества Н.К.Рериха, которому поручается произвести доследование следующих городищ Суздальского края: Сарского близ г. Ростова, Ильинского близ г. Юрьева, Васильковского близ г. Суздаля и Добросельского близ г. Владимира". [3]

Как видно из этих документов, Николай Константинович планировал довольно ши-рокие археологические изыскания нашего края, однако в археологических отчетах есть упо-минание только о Добросельском городище:

"Исполняя поручение Русского Отделения Императорского Археологического Общества, летом 1903 года я имел возможность осмотреть городища Добросельское близ Владимира на Клязьме и Городец на Саре близ Ростова. На первом городище раскопка не могла быть произведена, ибо вся площадь городища, до возвышенностей вала, была под овсом". [4]

В конце июня Николай Константинович и Елена Ивановна прибывают в Суздаль. Как пишет суздальский краевед Ю.В.Белов, в это время "город был "весь в прошлом". Низкие деревянные дома, немощеные, изрезанные колеями улицы. Поразила поистине патриархальная тишина, которую только время от времени нарушал скрип колес телег да перезвон колоколов по утрам и вечерам. <...> Пустынный просторный пейзаж радовал глаз. Архитектура представала во всем своем разнообразии и красоте. Суздаль производил очень сильное впечатление. Городом в городе выглядел Спасо-Евфимиев монастырь. Какая суровость и мощь! Настоящая крепость!

Много раздумий вызывала эта старина, несколько обветшавшая. Особенно полюбились Рерихам места на высоком берегу Каменки, откуда открывались великолепные пейзажи, картины: одна прекраснее другой! Именно здесь художник развертывал свой мольберт и писал красками "архитектурные этюды": Александровский и Спасо-Евфимиев монастыри на кручах, а напротив, в пойме, - "белый лебедь", Покровский женский монастырь. Уж не об этом ли пейзаже писал Н.К.Рерих в своем дневнике: "Светлой лентой извивается быстрая речка, один берег ровный, покрытый сочной травой, другой берег высокий, к реке спуски крутые, обвалы... В редком месте природа создает такую искусную защиту. Если хотите увидеть прекрасное место, спросите, какое место самое древнее. Умели эти незапамятные люди выбирать самые лучшие места".

Умели. Умели выбирать места и создавать на них целые городские ансамбли с поразительным чувством меры и ощущения гармонии, красоты, умели "вписывать" церквушки и монастыри в окружающий пейзаж. Каменка в Суздале использовалась, явно, как нить ожерелья, на которую на протяжении нескольких веков "нанизывались" драгоценные камни храмов Божьих. Любовно относились суздальцы к украшению своих домов карнизами и наличниками. Традиции были крепки во всем. В старине привлекали добротность и художественный вкус". [5]

В Суздале Николай Константинович пишет этюды: "Монастырь Александра Невского", "Козмодемьянская церковь" или "Белая церковь", "Спасо-Евфивиев монастырь" - все эти картины сегодня находятся в США. Еще один этюд - "Стены Сnaco-Евфимиева монастыря", - был передан в дар вице-президентом Нью-Йоркского музея им. Н.К.Рериха, Кэтрин Кемпбелл-Стиббе, Государственному Музею Востока в Москве.

Известно также несколько фотографий, сделанных Е.И.Рерих в Суздале - это "Ефросиниевский монастырь. Суздаль. Святые ворота" и "Большой фонарь Суздальского собора на 200 свечей".

Побывали Рерихи и в Кидекше - небольшом селе под Суздалем, где Юрием Долгоруким был построен первый каменным храм на Владимирской земле, и написал картину "Церковь в селе Кидекше".

Из Суздаля Николай Константинович и Елена Ивановна направились в Юрьев-Польской, где огромное впечатление на них произвел Георгиевский собор. Позже Николай Константинович написал целую статью про собор Юрьева-Польского и назвал ее "Два лика". Почему Рерих дал ей такое название? Статья обращена к молодежи, не сумевшей разглядеть истинную красоту русской культуры, поэтому будет лучше привести ее полностью:

"Где же ваш "сказочный" собор? Где же гордость Руси? Просто загнали вы нас в отвратительный город. Заставили смотреть бедную церковку, застроенную, замазанную. Пусть же вам за нас отомстят все блохи и клопы, которые напали на нас в вашем сказочном городе.

Вернулись огорченные. Злые за то, что послал их смотреть собор Юрьева-Польского.

Значит, не увидали. Заслонило что-то. Опять вылезло чудовище. Сколько дельных людей им перепугано.

Еще подождем. Рано еще. Глаза еще не открыты на значительное. Внимание еще остановлено плохим и ничтожным. Подождем, пока очистятся и смелости против чудищ наберутся.

Теперь другой лик.

Показал я молодежи новое издание графа А.А.Бобринского "Резной камень в России".

В издании показаны храмы Владимира, Суздаля, Покров на Нерли и собор Юрьева-Польского. По счастью, зрители в этих городах не были. Их глаза еще не засорились всем тем, от чего отвернуться надо.

Резной камень привел молодежь в глубокий восторг.

Из всей группы Владимиро-Суздальских храмов самое высокое изумление вызвал, конечно, собор Юрьева-Польского. Истинная сказка заложена в этих приземистых стенах, затканных белокаменною резьбою. Бесконечно разнообразною, брошенною от богатства, от творчества неиссякаемого. Последыш самого красивого периода древней Руси, напитанный романскою волною.

В канонические формы невольно влились бытовые подробности. Романские здания получили русский смысл.

Знаю, что резной камень обратит на себя серьезное внимание наших западных друзей. Никогда не встречал я графа Бобринского, но хочется сказать ему спасибо за прекрасную мысль давать в большом формате листы. Не убивая чрезмерным текстом возможности показать красоту в полном обличье и в частях, интересно ограниченных.

Такие изображения надо широко разбросать и в школах, и в толпе. Каково недоумение, смущенность? Каков восторг и радость!

Два лика. Один обшарпанный, искаженный нашей безобразной действительностью. Лик избитый, неузнаваемый часто.

Но за пострадавшим ликом скрыт лик другой. Неумелому взгляду недоступный.

В издании о резном камне все запечатлено много хуже, чем на самом деле, но эти листы вынесены из жизни. В них отразилась частица истинного лика. Эта часть уже так прекрасна, что даже неумелый глаз понимает великую ценность изображения. В поездках по Руси особенно поражает враждебная противоположность двух ликов. Хотя враждебна лишь чудовищная сторона. Истинный лик и величав и спокоен.

Указывая на различие случайного впечатления собора среди жизни и малого, но настоящего отражения в издании, хочется предостеречь молодежь, и нынче ищущую красоту Руси. Чтобы не пугались, не отчаивались, если широко раскрытым, доверчивым глазам покажется своеобразная личина. Это легко может случиться.

Но пусть помнят, что чудесною верою можно вызвать великий лик. Можно переступить за пределы глумления и глупости. Надо суметь. В поисках из-за безобразной личины прояснится лик чудесный и светлый". [6]

Николай Константинович Рерих не видел в молодежи бездействующую толпу подростков, поэтому старался привить ей тягу к прекрасному, к родной культуре. Для того, чтобы открыть глаза народа на мощь нации, заложенной в мощи соборов, Николай Константинович создал большую серию "архитектурных этюдов" и запечатлел грандиозную каменную летопись России. Рерих, как никто другой, мог проникнуть в душу древней архитектуры, чувствовать ее силу.

Именно мощь он изображал на картинах, показывал истинный лик памятников. Наверное, параллельно разрушению этих зданий происходит ослабление нашего народа. Народ также теряет свой истинный лик. Наша культура сегодня настолько обнищала, а искусство наполнилось извращенными понятиями, что именно сейчас необходимо правильно понять старину и применить это понимание в ближайших шагах жизни.

К сожалению, большинство картин, написанных Николаем Константиновичем во Владимирской губернии утеряно или находится в частных коллекциях. Однако прикоснуться к древности в понимании Н.К.Рериха можно даже на выставке, представленной в этих стенах. А закончить мне бы хотелось любимыми словами Святослава Николаевича Рериха: "Будем всегда стремиться к прекрасному!" Спасибо.


1. ОР ГТГ, ф. 44, № 475. // Петербургский Рериховский Сборник, Т. II-III, Самара, “Агни”, 1999. С. 201-202.

2. Ф. 994, оп. 1, д. 351, л. 12 и 13.

3. РА ИИМК, ф. 1, № 86/1903, л. 5. // ПРС, Т. II-III, Самара, “Агни”, 1999. С. 200-201.

4. РА ИИМК, ф. 1, № 86/1903, л. 12, 13. // ПРС, Т. II-III, Самара, “Агни”, 1999. С. 105.

5. Ю.В.Белов. "Держава Рериха". Газета "Вечерний звон", № 45.

4. РА ИИМК, ф. 1, № 86/1903, л. 12, 13. // ПРС, Т. II-III, Самара, “Агни”, 1999. С. 105.

5. Ю.В.Белов. "Держава Рериха". Газета "Вечерний звон", № 45.

6. Н.К.Рерих. Два лика. // ПРС, Т. II-III, Самара, “Агни”, 1999. С. 671-674.

 

Рериховские чтения. "О старине моления". 100-летию путешествия Н.К. Рериха по древним русским городам посвящается. Гаврилов-Посад 21 июня 2003 г. Сборник статей. Иваново. 2005. - С. ??

bottom
    Назад В оглавление раздела