Н.К.Рерих. Старая Рига. 1903 г.
Ковно. Замок крестоносцев (Замок Гелгуд на Немане). 1903 г.
Н.К. Рерих. Святое озеро. 1917 г.
Н.К.Рерих. Старый Король. 1910 г.
|
В 1904 году Н.К.Рерих посетил Валдай. «...Интересный памятник, который мне пришлось видеть, — Иверский монастырь на Валдае, — сообщал он на заседании санкт-петербургского Общества архитекторов. — Замечательное, красивое место на Валдайских озёрах. И верится — почему Никон возлюбил это место, так близкое природе Севера. Легко можно представить, что строителем руководило непосредственное чувство любви к природе. Ничто не могло напоминать так Никону скит на северном озере, где выросла, окрепла и научилась мечтать и мыслить эта сильная душа. Свой монастырь он строил для себя как заботливый хозяин. План выработан по образцу Иверо-Афонского монастыря, и сделано всё хозяйственно и щедро» [1].
Этому памятнику старины художник посвятил несколько картин: «Иверский монастырь», «Стены Иверского монастыря», «Палаты Никона», где останавливался патриарх, «Старая печатня», в которой «помещалась никоновская типография, где печатался ''Рай мысленный'' и другие книги...» [2]
Рерих посетил города не только Древней Руси, но и Балтики. «...В 1903 году мы с Еленой Ивановной объехали более сорока городов и исторических мест, среди которых наша поездка по Латвии навсегда осталась памятной. Кроме самой Риги, Митавы и Виндавы, мы подробно осмотрели Ливонскую Швейцарию... (...) Было написано несколько картин и этюдов, которые сейчас разбрелись по Калифорнии и Канаде. (...) ...И как посланники добрые напоминают о красотах Латвии.
Сергей Эрнст в своей книге жалел о том, что именно эти картины разошлись по миру так далеко. Но нужно ли жалеть об этом? Нам ли судить, где и когда нужны вестники добрые?» [3]
Картины, написанные в поездке 1903 года: «Старая Рига», «Рига. Интерьер собора», «Митава. Площадь», «Венден [4]. Этюд замка», «Венден. Развалины капеллы», «Средневековый Ревель» [5].
«В Ковне [6] и в Кеданах есть чудные старинные домики, — читаем в статье художника ''По старине'', — а в особенности один с фронтоном чистой готики» [7]. «Теперь дом в частном владении, когда-то церковь. Фасад чистой готики, очень похожий на фасад знаменитого виленского костёла св. Анны. Наполеон говорил, что перенёс бы его на ладони в Париж» [8]. Этот дом был изображён Рерихом на рисунке «Ковно. Готический фасад дома» (1903).
В Ковно Рерих запечатлел и остатки феодального замка рыцарской эпохи, расположенного в самом центре города, — «Замок крестоносцев на Немане».
В уездном городе Троки [9] художник написал этюды: «Ворота в Тракае» (замок Кейстута), «Этюд Трокского монастыря», в Вильнюсе — «Вильна. Остатки замка Гедимина» и этюд «Старая Вильна» [10]. Эти картины напоминают о временах самостоятельной Литвы, когда она была близка Руси. «...А дума о ревельских башнях послужила для картины ''Старый Король''» [11].
Так за несколько лет художник создал большую живописную архитектурную серию, насчитывающую около 90 полотен. Говоря о ней, русский писатель Сергей Эрнст отметил очень важный момент: «Художественные достоинства этюдов не должны закрывать для нас и большое общественное значение их, ибо они явились одним из первых сильных голосов, прозвучавших защитой древнего национального достояния России, защитой её старого искусства, её души, которой грозят... забвения и уничтожения» [12].
Впоследствии Николай Константинович Рерих ещё не раз обращался к жанру архитектурного этюда. В 1916 году им были написаны работы «Старая Рига» и «Старая Вильна».
В 1917 и 1918 годах художник посетил Карелию, Сердоболь и Валаам со всеми его островами. «Посейчас Юрий и Святослав поминают торжественное служение в Валаамском Соборе» [13].
Валаамский архипелаг в Ладожском озере включает в себя около 40 островов, Валаам — самый крупный из них. Этот остров привлекал внимание ищущих уединения и пустынножительства не только как место молитв и смирения, но и вдохновения и глубокого созерцания сокровенных тайн природы. Здесь бывали многие деятели науки и культуры, побывал на Валааме и император Александр I. Вдали, возвышаясь над всеми островами, виден круто встающий из воды Святой остров. Таким и видим его на картине Н.К.Рериха «Святой остров» (1917).
Предание гласит, что Валаамские острова, как и Киевские горы, были благословлены апостолом Андреем Первозванным, а житие святого Авраамия Ростовского рассказывает, что уже в 960 году, до крещения Руси, на Валааме существовал монастырь.
Являясь русским опорным пунктом в северных землях, остров на протяжении нескольких столетий подвергался нападению со стороны шведов. В 1611 году при очередном нападении погиб архив монастыря, где хранились документы о его ранней истории.
В XV веке валаамский монастырь именовали уже «великой лаврой». В разное время там совершали подвиг служения преподобные Арсений Коневецкий, Савватий Соловецкий, Александр Свирский.
К концу XIX века на Валааме возросла духовная плеяда старцев, подобная оптинской, а монастырь приобретает славу «Северного Афона».
Валааму посвящено ещё одно полотно Рериха — «Святое озеро» (1917). На заднем плане картины мы видим очертания острова, почти полностью повторяющего силуэт Святого острова. В центре картины — фигура старца; в отдалении, на крутом берегу, возвышается древний скит. Серебрятся воды Святого озера. Картина излучает тишину и гармонию. «Этим состоянием совершенной, осуществлённой гармонии... Север привлекал к себе пустынников, стекавшихся сюда со всех концов света» [14].
«Сказка Севера» навсегда пленила художника. «Где найдёшь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуночных восходов?» [15] — писал Рерих о красотах русского Севера.
Мотивы северных ландшафтов, так же как и характерные для этих мест деревянные строения шатрового типа (часовня Архистратига Михаила, Покровская церковь в Кижах и др.) не раз ещё встречаются в произведениях Рериха, как, например, на картине «И Мы трудимся» (1922), проникнутой настроением суровости и чистоты, характерным для Русского Севера.
Искусствовед Ростиславов, современник художника, говоря о серии архитектурных этюдов Рериха, писал в статье «Красота старины»: «...Многие из этих этюдов стоят картин. ...Ценно именно их художественное изображение, благодаря которому они являются у Рериха в каком-то новом свете. ...Чувствуешь себя пред многими этюдами... как пред живыми памятниками старины. (...) Формы везде самые простые, суровые... но сколько в них своеобразного... красивого, художественного. Они как бы красноречиво говорят, что в архитектуре, как и в искусстве вообще, красота прежде всего в простоте, безыскусственности и в гармонии с природой. (...) ...Благодаря им, начинает казаться, что тогда, в далёкие времена, было гораздо больше гармонии между природой и жизнью. Так и рисуется жизнь, тяжёлая, суровая, простая, но в которой природа играла неизмеримо большую роль, чем в жизни современных больших городов... Может быть, тогда гораздо сильнее... чувствовали красоту природы и вплетали в жизнь её вечный праздник» [16].
1. Николай Рерих в русской периодике. Вып. II. СПб., 2005. С. 418.
2. Там же.
3. Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 73.
4. Венден — город в Латвии, на р. Гауя; с 1917 г. — Цесис.
5. Ревель — с 1917 г. Таллинн; столица Эстонии.
6. Ковно — город в Литве; с 1917 г. — Каунас. В 1917 – 1940 гг. — столица Литвы.
7. Николай Рерих в русской периодике. Вып. II. С. 223.
8. Там же. С. 245.
9. Троки (Тракай) — город в Литве, среди Тракайских озёр, основанный в 1341 г. В XIV – XV вв. резиденция великих князей литовских, начиная с Гедимина и его сына Кейстута.
10. Вильна (Вильно) — с 1939 г. Вильнюс, с 1940 г. — столица Литвы.
11. Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. С. 76.
12. Цит. по: Держава Рериха. М., 1994. С. 22.
13. Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 269.
14. Е.Сойни. Северный лик Николая Рериха. Самара, 2001. С. 75.
15. Н.К.Рерих. Пути благословения. Новосибирск, 1991. С. 22.
16. Николай Рерих в русской периодике. Вып. II. С. 249 – 250.
Восход, № 6 (158), Июнь, 2007 |