Н.К. Рерих. Ярославль. Церковь Рождества Христова. Дер., м.
Н.К. Рерих. Ростов Великий. Дер., м.
Н.К. Рерих. Ярославль. Вход в церковь Николы Мокрого. Дер., м.
Церковь Ильи Пророка в Ярославле. Современное фото
Ростов Великий. Кремль. Современное фото
|
Экспедиция Николая Константиновича Рериха 1903-1904 гг. по Руси во многом остается для нас “терра инкогнита”, и мы еще, к сожалению, не можем выстроить точный маршрут, по которому она проходила. Публикаций на эту тему пока очень мало, а работа в архивах еще только начинается, поэтому многое, по-прежнему, остается на уровне предположений. Тем не менее, некоторые предварительные выводы мы уже можем сделать.
Экспедиция Н.К.Рериха 1903-1904 гг. имела в его жизни огромное значение. Достаточно сказать, что память о посещении городов Центральной Руси отзывается в очерках Николая Константиновича Рериха даже через три семилетия. Так, например, будучи в Индии, в княжестве Сикким, он в восхищении восклицает: “Вот они, мои милые новгородские и ярославские дверки. Вот она, прекрасная фресковая живопись” [1]. На маршруте Центрально-Азиатской экспедиции, в Кашмире, дворец махараджи вызывает у Николая Константиновича воспоминания о России: “Пузатые белые колонки; мелкая роспись орнаментов; крутые каменные лесенки; золоченая крыша храма; скрипучие расписные ставни окон; заржавленные замки; низкие дверки “с поклоном”, резные балюстрады, покосившиеся плиты каменных полов, запах старого лака, мелкие стекла оконцев. Где же мы? В Ростовском Кремле? В суздальских монастырях? В ярославских храмах?” [2]
Другими словами, экспедиция 1903-1904 гг., и мне хотелось бы подчеркнуть это, имела гораздо большее значение, чем нам это сегодня представляется.
Посещение Н.К.Рерихом Ярославского края имеет несколько интересных особенностей. Наш край - это земля Преподобного Сергия Радонежского, который родился и провел юные годы под Ростовом. Мы уже знаем, какую огромную роль играет Преподобный Сергий в творчестве всей семьи Рерихов. В какой-то мере, можно сказать, что под знаком Преподобного Сергия проходила вся экспедиция. У Людмилы Васильевны Шапошниковой, в книге “Мастер”, все это описано очень образно, емко и глубоко.
В истории Николая Константиновича интересуют в первую очередь строительные моменты, т.е. моменты, связанные с культурным строительством Руси. Все города, которые он посещает, имеют отношение к этим строительным моментам, а любое строительство нуждается в Строителе. Н.К.Рерих Строителем русской духовной культуры называл Преподобного Сергия Радонежского [3].
Хотелось бы отметить, что во время путешествия Н.К.Рериха по Ярославскому краю раскрываются, пожалуй, все грани его деятельности. Это, во-первых, прекрасные живописные полотна; во-вторых, археологические раскопки и, конечно же, общественная деятельность по защите памятников культуры.
В последнее время сформировалось мнение, что экспедиция 1903 года началась с г.Владимира [4], однако я считаю, что именно Ярославль стал первым городом, который посещает Николай Константинович Рерих во время своего путешествия. В подтверждение этого я бы привел такой факт: публикация во “Владимирской газете” о предстоящем визите Н.К.Рериха состоялась на две недели позже, чем в ярославской газете “Северный край” [5]. Кроме того, между Санкт-Петербургом и Ярославлем уже в 1903 году существовало прямое железнодорожное сообщение. И начать маршрут с Ярославля было бы особенно удобно.
Вероятно, Николай Константинович проводит в Ярославле всего несколько дней, но за это время он успевает изобразить на своих полотнах прекрасные очертания ярославских храмов. Церковь Святого Власия в Ярославле уже не существует и осталась только на полотне художника. На этом месте сейчас находится гостиница “Ярославль”.
“Церковь Рождества Христова” - как раз та самая картина, любуясь которой, мы можем поговорить о судьбе “Архитектурной серии”. Напомню: в 1904 году в Америке предполагалась большая выставка картин русских художников. В числе этих работ были 83 этюда Рериха. Импресарио выставки некто Э.М.Гринбальд (или Гринвальд), не смог уладить все формальности, и с американской таможней возникли большие проблемы. В конце концов, выставка была распродана с аукциона в Сент-Луи [6].
В середине ХХ в. ближайшая сотрудница Николая Константиновича, Кэтрин Кемпбэлл-Стиббе, выкупает часть этих картин и впоследствии дарит их Музею Востока. Вероятно, в результате всех этих передвижений многие картины меняют свое первоначальное название.
В результате многие картины Н.К.Рериха (“Архитектурная серия”) экспонируются в Музее Востока и репродуцируются под неправильными названиями. Характерным примером может служить так называемая “Церковь Рождества Богородицы”. На самом деле на этой картине изображена ярославская церковь Рождества Христова. Конечно, Николай Константинович такой неточности в названии допустить не мог, тем более что церковь Рождества Богородицы в Ярославле на самом деле существовала на расстоянии около километра от церкви Рождества Христова.
Будучи в Ярославле, Николай Константинович пишет картину “Вход в церковь Николы Мокрого”. Этот храм существует и в настоящее время. С этой картиной связана еще одна интересная наша находка. Дело в том, что мы обнаружили в альбоме “Ярославль в старых открытках и фотографиях” фотографию этого храма, сделанную Еленой Ивановной Рерих. Особый интерес представляет тот факт, что фотография воспроизведена на открытке, изданной Общиной Святой Евгении. Если провести параллель с публикацией во “Владимирской газете”, то нам откроется еще одна цель путешествия Н.К.Рериха по Руси. Дело в том, что экспедиция проводилась еще и по поручению “попечительного о сестрах Красного Креста комитета”, и предполагалось, что картины Николая Константиновича и фотографии, выполненные Еленой Ивановной, будут изданы в качестве открыток, а средства от продажи пойдут в фонд Красного Креста. Поэтому дальнейшая работа в этом направлении представляет, на мой взгляд, огромный интерес. Изучение открыток, выпущенных Общиной Святой Евгении, может приоткрыть нам много нового и интересного. Есть упоминания, что Община Святой Евгении издала 31 открытку с репродукциями картин Н.К.Рериха [7].
Газета “Северный край” 5 июня сообщает о предстоящем приезде Н.К.Рериха в Ярославль, а 7 июня в этой же газете появляется сообщение о том, что предполагается ремонт церкви Иоанна Предтечи в Толчковой слободе. Это событие, как мы знаем, связывается с именем Николая Константиновича почти на целое десятилетие. Н.К.Рерих как бы берет под свое наблюдение состояние этого храма, и, в конце концов, в 1911 году, напишет статью “Тихие погромы”, связанную с неумелой реставрацией храма Иоанна Предтечи в Толчковой слободе. В результате такой “реставрации” исчезнут все небесные переливающиеся тона фресковой живописи и все краски, по словам Николая Константиновича, станут как бы грешными, земными. Очарование храма исчезнет.
Еще один интересный момент состоит в том, что статьи, написанные Н.К.Рерихом 100 лет назад, не потеряли своей актуальности и сегодня. “Ярославцы не осрамятся, не забудут про Илью Пророка” - так заканчивается очерк Николая Константиновича “Церковь Ильи Пророка в Ярославле”. Эта церковь - наша жемчужина, и точно также актуальна до сих пор эта статья Николая Константиновича. “Тихие погромы” храма Иоанна Предтечи в Толчковой слободе по-прежнему продолжаются, потому что рядом с ним стоит лакокрасочный завод, выбросы от которого разрушают фрески...
Николай Константинович, будучи в нашем крае, посещает также Романов-Борисоглебск, переименованный в 1918 году в город Тутаев. Сохранился рисунок, выполненный Николаем Константиновичем в Романове-Борисоглебске, который в настоящее время находится в Государственном Русском музее.
Далее Николай Константинович, по нашим предположениям, отправляется в Кострому, Нижний Новгород, Казань, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской и, по крайней мере, 29 июня 1903 года появляется в Ростове.
Выставка подлинных работ Николая Константиновича Рериха, которую мы в 2003 году провели в Ростове, принесла двоякую пользу: с одной стороны ростовчане впервые смогли познакомиться с творчеством Николая Константиновича, а с другой - наше сотрудничество с музеем-заповедником “Ростовский Кремль” позволило получить новые данные. Во-первых - это запись из книги посетителей музея за 1903 год, где мы видим, что 29 июня Николай Константинович уже находится в Ростове.
1 июля датировано письмо Н.К.Рериха из Ростова брату Борису, где он пишет, что это прекрасный город, древностей много и что далее он направляется на Москву и Смоленск. Кстати говоря, здесь тоже имеется интересный момент - в книге посетителей Ростовского музея за 1 июля имеется запись художника Василия Сурикова, так что, вполне вероятно, здесь они встретились.
В это же время начинается сотрудничество Николая Константиновича с хранителем Ростовского музея Иваном Алексеевичем Шляковым. В фондах музея-заповедника “Ростовский Кремль” был найден экземпляр книги Н.К.Рериха “По старине” с дарственной надписью: “Ивану Алексеевичу Шлякову на долгую память”, впоследствии завязывается переписка. В ярославском архиве нам удалось обнаружить два письма Николая Константиновича, написанные в 1905 году из села Березка Тверской губернии. В одном из этих писем Николай Константинович предлагает оказать содействие талантливому иконописцу, ростовчанину Лопакову. К сожалению, мы еще не до конца разработали эту тему, и нам самим было бы интересно узнать, чем же эта история закончилась…
Археологические раскопки Н.К.Рериха во время путешествия 1903 года - это, прежде всего, Сарское городище под Ростовом, где Николай Константинович обнаружил 25 предметов, которые потом были переданы в Эрмитаж. К настоящему времени городище сохранилось в очень тяжелом виде, поскольку во время ремонта железной дороги, оттуда брали песок для строительных работ. Хотя исследование городища продолжается до сих пор, работы Николая Константиновича в 1903 году внесли свой интересный вклад в его изучение. Например, нынешний директор музея-заповедника “Ростовский Кремль” написал диссертацию именно по Сарскому городищу, где отметил роль Николая Константиновича в его изучении.
Здесь вы видите храмы Ростовского Кремля. Вот эту картину Николая Константиновича “Ростов Великий” митрополит Антоний Храповицкий назвал “Молитва земли небу”. Вообще говоря, посещая Ростов, Н.К.Рерих создает 17 картин.
К сожалению, у нас нет данных о том, посещал ли Николай Константинович Троице-Сергиев монастырь в Варницах, построенный на месте рождения Преподобного Сергия Радонежского. Мы, конечно, предполагаем, что пройти мимо этого монастыря он просто не мог, но письменных данных не сохранилось, потому что монастырь был разрушен, и в архивах найти что-то сейчас достаточно трудно. И еще один момент ? Николай Константинович пишет картину “Церковь Иоанна Богослова на Ишне”, которая находится относительно недалеко от Троице-Варницкого монастыря.
По результатам нашей работы нами издана брошюра “Н.К.Рерих и Ярославский край”, в которую вошли все находки. Однако материал продолжает накапливаться, и мы надеемся, что будут и другие выпуски.
В заключение мне хотелось бы прочитать фрагмент из очерка Николая Константиновича, который был написан почти 100 лет назад:
''Россия будущего выявит все добрые черты духовности - и тогда весь мир, без всякого навязывания с ее стороны, будет учиться на ее примере. Так Россия, идя своим трудным путем, просветит себя светом, который озарит весь мир”.
Наверное, эти слова еще не сбылись, но такое ощущение, что им все-таки суждено сбыться, и, может быть, очень скоро.
Говоря о результатах экспедиции 1903 года, я бы хотел сказать и о тех последствиях, которыми она отозвалась в наших душах. Этот большой культурный проект, который проводится в рамках международной программы “Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего” [8] - показывает и доказывает, что идеи Николая Константиновича не умирают, что вообще все светлые идеи не умирают и, спустя даже 100 лет, всходят такими красивыми и мощными ростками. Значит, взойдут и другие светлые идеи, нужно только верить в торжество культуры.
Кроме того, это путешествие по маршруту Николая Константиновича Рериха имеет огромное значение для нас сегодня. И, может быть, не так уж важно как именно оно осуществляется. Может быть, оно проходит по тем городам, которые он посетил, может быть, оно проводится по его картинам или в виде путешествия по его очеркам - все равно это отзывается в наших душах. Отзывается очень громко, звонко и глубоко. Действительно, спустя 100 лет Николай Константинович своим путешествием продолжает нас звать за собой для того, чтобы “познать и полюбить Русь”.
1. Рерих Н.К. Алтай ? Гималаи. Рига, “Виеда”. 1992. С. 59.
2. Там же. С. 68.
3. Знамя Преподобного Сергия Радонежского. М., РИО ''Денница”. 1991. C. 24.
4. Это мнение возникло после находки в Государственном архиве Владимирской области циркуляра губернской канцелярии, извещающего Суздальского уездного исправника о предстоящем приезде Н.К.Рериха и датированного 31 мая 1903 г. (ф. 994, оп. 1, д. 351, л. 12, п. 13). Сергей Эрнст в биографическом очерке “Н.К.Рерих” также утверждает, что "начало паломничества Рериха падает на май 1903 года…" (Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”. 1994. С. 21). Однако, из письма Н.К.Рериха А.Н.Бенуа от 3 июня 1903 г. (ОР ГРМ, ф. 137, ед. хр. 1468, п. 6) видно, что Николай Константинович 3 июня 1903 г. все еще находится в Петербурге.
5. Известный исследователь творчества Н.К.Рериха П.Ф.Беликов маршрут экспедиции проследил следующим образом: Ярославль ? Кострома ? Казань ? Нижний Новгород ? Владимир ? Суздаль ? Юрьев-Польской ? Ростов Великий ? Смоленск ? Вильна ? Изборск ? Псков (Беликов П.Ф., Князева В.П. Рерих. М., “Молодая гвардия”. 1972. С. 69).
6. Полякова Е.И. Николай Рерих. М., “Искусство”, 1973.
7. “Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования”, № 1, 2000.
8. Подробнее о Международной программе "Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего" см. на сайте www.roerich.com.
Рериховские чтения. "О старине моления". 100-летию путешествия Н.К. Рериха по древним русским городам посвящается. Гаврилов-Посад 21 июня 2003 г. Сборник статей. Иваново. 2005. - С. 17-20. |