Ивановская областная общественная культурно-просветительская организация

поэзия старины


Главная >> Поэзия старины >> Публикации разных лет >> Караульщиков В.А. Путешествие Н.К.Рериха 1903 года по древним городам России

 

 

 

 

Караульщиков В.А.

Ивановское областное общество Рерихов “Свет”

Путешествие Н.К.Рериха 1903 года по древним городам России


Н.К. Рерих в Изваре. 1890-е гг.

 

Троицкая церковь с. Шекшово. Фото нач. XX в.

 

Троицкая церковь с. Шекшово. Современный вид.

 

Н.К. Рерих. Жрец. Эскиз костюма к постановке оперы Н.Островского "Снегурочка"

Многочисленные путешествия Николая Константиновича Рериха оказали огромное влияние не только на его творчество, но и на всю его культурную и общественную деятельность. Без путешествий Рерих немыслим как художник. Без путешествий, больших и малых, не состоялись бы его научные работы.

Увиденное и пережитое во время этих странствий служило неисчерпаемым материалом для философских обобщений. А те, в свою очередь, никогда не оставались чисто умственными построениями, постоянно претворяясь в конкретные дела, в активную общественную позицию.
Еще в 1900 году, на просьбу дать собственную характеристику, Николай Константинович ответил очень лаконично: "Странник".

Но если о знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции Николая Рериха написаны десятки статей и монографий, а дневники участников экспедиции позволяют проследить подробный маршрут и расписать чуть ли не по дням, что происходило во время путешествия, то об экспедиции по древнерусским городам 1903 года известно гораздо меньше. По сути, разработка этой темы еще только начинается. И сегодня, в последующих выступлениях, мы услышим о первых шагах и находках, сделанных в Ярославле и Владимире. Однако "белых пятен" еще слишком много...

Для нас, ивановцев, по-прежнему остается открытым вопрос: посещал ли Н.К.Рерих в 1903 году окрестности Шуи, о которой с такой теплотой он вспоминал уже будучи в Индии? Неизвестно также, когда и при каких обстоятельствах Николай Константинович познакомился с палехским иконописцем Д.Тюлиным. Не исключено, что это произошло в 1903 году.

Однако не менее важным представляется идейное осмысление экспедиции и ее итогов.

Конечно, в таком коротком сообщении нет никакой возможности серьезно раскрыть эту тему, требующую специальных монографий и философских исследований. Сегодня мы можем лишь затронуть некоторые моменты как самой экспедиции, так и тех идей, тех причин, которые привели Николая Константиновича к необходимости ее осуществления.

К началу XX века Н.К.Рерих был уже достаточно известен как художник, глубоко чувствующий дух старины и умело использующий свое знание истории и археологии в художественном творчестве. Философская мысль Н.К.Рериха в это время вращалась около идей Джона Рескина о преображающей человека роли искусства. Само же искусство, по мнению Николая Константиновича, переживало эпоху серьезных перемен.

"Мы как бы стоим на пороге нового течения в искусстве: глубоко внутри общества совершается какой-то художественный процесс, дающий о себе знать пока лишь глухими неясными симптомами" [1], - записал он в 1901 году.

И действительно, видные деятели культуры того времени начинают переосмысливать значение искусства в жизни общества, в жизни каждого человека. Искусство старого времени считало, что постичь его могут только привилегированные слои общества. Впоследствии, в лице передвижников, перед искусством была поставлена задача не только быть понятным, но и быть доступным народу. Теперь же на первый план выдвигалась воспитательная роль искусства - оно должно было воспитывать вкусы народа и возвышать его духовно.

Переосмысливалось и само понятие искусства. Стиралась грань между "чистым" искусством и прикладным. Становилось понятно, что красота должна окружать человека повсюду и наполнять все стороны его жизни. Не случайно известные художники того времени обращаются в своей работе к совершенно неожиданным формам и материалам - проектируют интерьеры жилых домов, разрабатывают эскизы мебели, домашней утвари, расписывают музыкальные инструменты. Все больше входят в жизнь идеи синтеза искусств.

Внутри искусства также происходят большие перемены. В том же 1901 году Николай Константинович цитирует слова де Буалье:

"Нас утомил культ нереального, абстрактного, искусственного... И мы вырвались на открытый воздух... И у нас из груди исторглись крики восторга и упоения: Как хороша природа! Как красива жизнь!" [2]

Именно это стремление к природе сближало, по мнению Н.К.Рериха, грядущий этап развития искусства с эпохой Возрождения. Однако, подчеркивал он, одного телесного присутствия в природе недостаточно - необходимо слиться с природой духовно. При таком слиянии красота природы открывала врата к постижению красоты Неведомого, красоты Духовного мира.

Еще одним важным моментом в искусстве, одним из мощных инструментов для выражения духовной составляющей было то, что Николай Константинович называл "истинным упрощением форм", которое не имело ничего общего ни с академическим утрированием, ни с символическим шаблоном. Истинное упрощение, стилизация, брало свой исток в искусстве каменного века.

"Понимать каменный век как дикую некультурность, - говорил Н.К.Рерих, - будет ошибкою неосведомленности... В дошедших до нас страницах времени камня нет звериной примитивности. В них чувствуем особую, слишком далекую от нас культуру... Вымирающие дикари-инородцы с их кремневыми копьями так же похожи на человека каменного века, как идиот похож на мудреца... Человек каменного века родил начала всех блестящих культур, он мог сделать это. От инородца - нет дороги..." [3]

Обращение к искусству древних было важно еще и тем, что современному человеку, выросшему среди ритма городской жизни, почти невозможно достичь той степени духовного слияния с природой, которая была доступна древнему.

Красота Неведомого - немногие способны передать ее непосредственно через впечатления от природы. Но, переплавленная в творениях древних мастеров, она может служить искусству нового времени.

"Предскажем - писал Николай Константинович, - что в поисках лучшей жизни человечество не раз вспомнит о властелинах древности; они были близки природе, они знали красоты ее. Они знали то, чего мы не ведаем уже давно" [4].

Все острее чувствует Н.К.Рерих необходимость широкого ознакомления с творениями мастеров древности и не только каменного века, но и более поздних эпох.

"Не от столиц ждать красоты - говорил он, - Не от их сиротливых музеев... Все красивое там теперь гость случайный" [5].

Потому Николай Константинович одним из первых ставит вопрос о необходимости развития отечественного туризма:

"...когда всмотритесь во все эти строго организованные поездки под всеми углами и по всем радиусам Европы, то прямо смешными становятся наши два-три общепринятых маршрута, от них же первые "по Волге" и по "Черному морю"... И хоть бы что ни говорилось, за исключением одного процента, все все-таки поедут по избитым путям ... никто на пешеходные путешествия (столь принятые по Европе) не дерзнет, все-таки мы будем ощущать слишком мало стыда, слыша, что некоторые иностранцы видели Россию лучше, нежели исконные ее жители…" [6]

Сам Николай Константинович путешествовал довольно много, и эти странствия привели его к мысли, впервые сформулированной в 1899 г.: исторические памятники, в чуждом для них окружении, становятся "мертвыми" и теряют большую часть своей художественной ценности.

"Теперь хотя сами-то памятники начинают охраняться... а настанет ли время, когда и у нас выдвинется на сцену неприкосновенность целых исторических пейзажей, когда прилепить отвратительный современный дом вплотную к историческому памятнику станет невозможным не только в силу строительных и других практических соображений, но и во имя красоты и национального чувства. Когда-то кто-нибудь поедет по Руси с этою, никому не нужною, смешною целью? - думается, такое время все-таки да будет" [7].

Через четыре года с этою "смешною" целью по Руси поедет он сам.

Эта экспедиция сильно отличается от всех прежних экспедиционных проектов Н.К.Рериха. Отличается, прежде всего, необычайно широким спектром поставленных задач: охрана памятников и археология, древние легенды и предания, русская иконопись и пути поддержания национального костюма - все это нашло в ней свое отражение. Кроме того, она стала первой совместной экспедицией Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих. Елена Ивановна была удивительно одаренным человеком и не исключено, что именно благодаря ее влиянию экспедиция 1903 года обрела столь разносторонний характер.

Пребывание Рерихов на территории Ивановской области было связано, прежде всего, с их интересом к русскому национальному костюму и изучением орнаментов. Интерес этот зародился у Николая Константиновича еще в конце 19 века. По вопросу орнамента он консультировался у Владимира Васильевича Стасова и у изучавших народное творчество сестер Шнейдер. Однако участие в археологических раскопках убедило Николая Константиновича, что орнаменты и старинная одежда были рождены в результате глубокого духовного соприкосновения древнего человека с природой. А значит, прикоснуться сердцем и мыслью к законам гармонии, по которым они были созданы, можно только в естественной для них окружающей обстановке.

"В глухих частях Суздальского уезда хотелось найти мне местные уборы, - вспоминал Н.К.Рерих. - Общие указания погнали меня за 20 верст в село Торки и Шокшово" [8]. Долгие годы эта фраза из путевых заметок была единственным упоминанием о Торках в связи с экспедицией 1903 года. Поскольку в дальнейшем тексте рассказ идет только о Шекшове, то было непонятно, что же Рерихи нашли в Торках? Причину такого молчания прояснили черновые записи статьи "По старине", хранящиеся в Отделе рукописей Третьяковской галереи, из которых следует, что в Торках они действительно были, но старинных костюмов в селе уже не встретили, так как "эта старинная мода уже оставлена".

Задерживаться на пребывании экспедиции в селе Шекшово я не стану - этому посвящен целый стенд на нашей выставке. Но несколько слов хотелось бы сказать об итогах путешествия.

После окончания экспедиции в творчестве Николая Константиновича происходят глубокие сдвиги. Для него по-новому открывается еще один вид стилизации - русская иконопись, поэтому одним из итогов путешествия можно назвать появление религиозных мотивов в творчестве Н.К.Рериха. До поездки сюжеты картин Николая Константиновича носили, как правило, исторический характер. Теперь на его полотнах начинают появляться святые и подвижники, а чуть позднее он займется и собственно религиозным творчеством по украшению храмов. После отъезда Рерихов из России у Николая Константиновича исчезает возможность оформления православных церквей, однако, тема святых и подвижников, безмерно расширившись после соприкосновения с культурой Востока, прочно займет свое место в творчестве Н.К.Рериха.

Впечатления от икон и фресковой живописи повлияли не только на выбор сюжетов, но также и на поиски Николаем Константиновичем собственной техники написания картин и создание знаменитой "рериховской палитры" красок. Из всех русских художников (да и не только русских!), Н.К.Рерих, пожалуй, ближе всех подошел в своих полотнах к иконописи (достаточно сравнить изображения святого Сергия Радонежского кисти Рериха и Нестерова или изображения Христа различных художников Серебряного века).

Изучение старинных костюмов найдет свое продолжение в театрально-декорационном творчестве Николая Константиновича, а также в изучении национальной одежды других народов во время последующих экспедиций.

Вообще, если мы обратимся к научной работе Н.К.Рериха во время Центрально-Азиатской экспедиции, то мы увидим, что практически все направления научной деятельности, за исключением, может быть, сбора лекарственных трав, имели своеобразный прототип в экспедиции 1903 года.

Кроме того, картины, написанные во время путешествия по древнерусским городам, выступления Николая Константиновича в печати и на заседаниях различных обществ и комиссий привлекли всеобщее внимание. Вслед за Рерихом по этим городам поедут многие деятели искусства и культуры, такие, как, например, Игорь Эммануилович Грабарь.

Став директором Школы Общества поощрения художеств, Н.К.Рерих начнет организовывать, для повышения культурного уровня своих учащихся, экскурсии по старинным городам. Вслед за Школой Общества поощрения художеств этот опыт начнут перенимать и другие учебные заведения. В конце концов, это стихийное движение, в котором примут участие многие деятели культуры, ознаменуется созданием целой концепции под названием: "Золотое кольцо России".

Но, конечно же, главной, той самой, "смешной", целью экспедиции была охрана памятников культуры и исторических пейзажей.

Рассказать обо всех инициативах Николая Константиновича в этой области сегодня просто невозможно. Одно то, что Н.К.Рерих был приглашен в комиссию по реставрации храма Василия Блаженного, дает понять, каким авторитетом он пользовался. Но хотелось бы отметить, что во многих действиях Николая Константиновича внешне, казалось бы, не связанных с охраной памятников, она играла, тем не менее, далеко не последнюю роль.

Анализируя бедственное положение памятников культуры в нашей стране, он пришел в выводу, что причина его лежит не столько в отсутствии внимания властей к этой проблеме (соответствующих постановлений было довольно много), сколько в отсутствии любви к старине. Становилось понятно, что необходимо воспитывать вкусы народа, просвещать, прививать бережное отношение к старине.

Став в 1906 году директором Школы Общества поощрения художеств, Н.К.Рерих начинает проводить в ней реформу, которая сделает эту Школу самым большим в России, самым доступным для народных масс художественным учебным заведением. Кроме традиционных дисциплин в Школе появляются классы по изучению прикладных искусств, иконописи. На примере мебели, украшений, посуды учащиеся учились находить и создавать красоту, высокий стиль во всем, что окружает простого человека.

Стремясь затронуть просвещением как можно большие слои населения, Николай Константинович работает над большим издательским проектом, рассказывающим о культурных сокровищах русских городов и монастырей. И это лишь единичные примеры.

Таким образом, можно сказать, что в экспедиции 1903 года не только зародилась, по признанию самого Рериха, мысль об особом охранении культурных сокровищ, но и был пройден определенный этап, когда идеи, в том числе и возникавшие ранее, теперь начали получать практическое осуществление, приведя в 1935 году к принятию Пакта Рериха - первого в истории международного документа об охране культурных ценностей.

Однако сообщение не будет полным, если не сказать для чего, собственно, охране памятников придается такое значение. По мнению Николая Константиновича, бережное отношение к культурным сокровищам есть непременное условие и один из первых шагов, который люди должны сделать на пути от человека разумного к человеку духовному.

"Для того, чтобы сковалась стройная эпоха творчества, нужно, чтобы вслед за художниками все общество приняло участие в постройке храма. Не холодными зрителями должны быть все люди, но сотрудниками работы..." [9]

"Всему народу пора начать понимать, что искусство не только там было, где оно ясно всем: пора верить, что гораздо большее искусство сейчас скрыто от нас временем. И многое ? будто скучное - озарится тогда радостью проникновений, и зритель сделается творцом" [10].


1. Рерих Н.К. На пороге нового течения. // Рерих Н.К. Пути Благословения. М., “Сфера”. 1999. С. 70.

2. Рерих Н.К. К природе. // Рерих Н.К. Пути Благословения. М., “Сфера”. 1999. С. 47.

3. Рерих Н.К. Радость искусства. // Там же. С. 30.

4. Там же. С. 29-30.

5. Рерих Н.К. Обеднели мы. // Там же. С. 81.

6. Рерих Н.К. К природе. // Рерих Н.К. Пути Благословения. М., “Сфера”. 1999. С. 52.

7. Рерих Н.К. По пути из варяг в греки. // Рерих Н.К. О старине моления. Листки. Сказки. М., МЦР. 1999. С. 53.

8. Рерих Н.К. По старине. // Там же. С. 67.

9. Рерих Н.К. Радость искусства. // Рерих Н.К. Пути Благословения. М., “Сфера”. 1999. С. 12.

10. Там же. С. 25.

 

Рериховские чтения. "О старине моления". 100-летию путешествия Н.К. Рериха по древним русским городам посвящается. Гаврилов-Посад 21 июня 2003 г. Сборник статей. Иваново. 2005. - С. 12-16.

bottom
    Назад В оглавление раздела