С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха
Н.К. Рерих. Ростов Великий. Вход в Кремль. 1903 г.
Н.К. Рерих. Ярославль. Церковь Св. Власия. 1903 г.
Н.К. Рерих. Церковь царевича Дмитрия. 1904 г. |
2013-2014 годы отмечены сразу двумя датами, связанными с именем всемирно известного художника, ученого, путешественника Николая Константиновича Рериха (1874-1947 гг.). В 2013 году исполнилось 110 лет со времени его знаменитой экспедиции по Руси «Поездка по старине», в процессе которой он посетил ряд культурно-исторических центров, в том числе и Ярославской губернии. А в 2014 году исполняется 140 лет со дня рождения Николая Рериха. Имя Рериха стало символом культуры и созидания. Известно, что по его инициативе во многих странах мира были организованы культурные центры. В России плодотворно работают Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха в Москве, ряд культурно-просветительских организаций. Художник является создателем первого в истории международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, который получил название Пакт Рериха и был подписан 15 апреля 1935 года в вашингтонском кабинете президента Рузвельта представителями 21-й американской республики. Во время организованной ученым Центрально-Азиатской экспедиции (1924-1928 гг.) по Индии, Китаю, Алтаю, Монголии и Тибету был собран уникальный материал, для изучения которого Рерихи основали в индийской долине Кулу Институт гималайских исследований «Урусвати» (в переводе с санскрита - «Свет Утренней Звезды»). А результатом сотрудничества выдающегося философа Елены Ивановны Рерих, жены художника, с Махатмами (великими индийскими философами) стало создание учения Живой Этики, основанное «на представлении об энергетической природе всего сущего и синтезирующее духовно-нравственные ценности восточной и западной культуры». Выдающийся вклад внесла семья Рерихов в развитие и укрепление российско-индийских культурных связей. В Москве супругам Рерихам установлен памятник, а в 2009 году - памятник Н.К. Рериху на Алтае. В честь семьи Рерихов названы малая планета, пики и перевалы на Алтае и Тянь-Шане.
В 1903 году вместе с женой Николай Константинович посетил ряд городов, тесно связанных с русской историей. В 1904 году он продолжил экспедицию по Руси. В его двухлетний маршрут вошли более 40 городов. Это путешествие Николай Рерих назвал «Поездка по старине». Ученый поставил перед собой задачу по изучению древнерусской архитектуры различных эпох и школ, попутно знакомился со старой живописью, предметами прикладного искусства, слушал народные сказания и песни. К сожалению, детально эта экспедиция еще не проанализирована, хотя она и нашла отражение в книгах, газетных публикациях, архивных документах, великолепных картинах, статьях Н.К. Рериха, фотографиях храмов, выполненных Е.И. Рерих. Образ Руси для Рериха прекрасен и глубок: «Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша - полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет». Художник создал большую живописную серию - около 90 этюдов, в которых отображено многообразие и богатство древнерусского зодчества. «Пантеоном нашей былой славы» назвал эти этюды искусствовед Сергей Эрнст.
Газетная публикация, обнаруженная автором данной публикации в 2002 году в Государственном архиве Владимирской области, дает подробное описание цели путешествия Н.К. Рериха. «Санкт-Петербургский попечительский о сестрах Красного Креста комитет уведомил на днях владимирского губернатора, что им поручено секретарю Императорского общества поощрения художеств Николаю Константиновичу Рериху исполнение фотографий и акварелей с архитектурных памятников и местностей г. Владимира и Владимирской губернии для издания в виде художественных открытых писем и альбомов Красного Креста. Ввиду того, что доход с художественных изданий поступит в пользу учреждений Красного Креста, губернатор предложил полицмейстерам и уездным исправникам Владимирской губернии оказывать г. Рериху при исполнении им поручений комитета должное содействие». Таким образом, путешествие носило благотворительный характер. Планировалось издать картины художника в виде писем и альбомов, дабы средства от их продажи поступили в фонд Красного креста. Эта благородная задача была выполнена. Издательство при Общине Святой Евгении выпустило открытки с репродукциями картин Н.К. Рериха. Среди них - работы, созданные художником во время посещения Ярославского края: «Ростов. Кремль», «Углич (Крыльцо церкви Иоанна Предтечи)», «Углич (Вид с Волги)», «Углич. Воскресенский монастырь», «Углич. Церковь царевича Дмитрия». Елена Ивановна Рерих выполняла в экспедиции обязанности фотографа. Николай Константинович вспоминал: «Большое это было хождение по разным историческим местам. Всюду писались этюды - Елена Ивановна всюду снимала фотографии. Часть ее снимков вошла и в «Историю искусства» Грабаря и в другие труды, посвященные памятникам старины». Примечательно, что изображения храмов на картинах Н.К. Рериха и на выполненных его супругой фотографиях чаще всего были сделаны из одного и того же ракурса. Некоторые фото были также изданы Общиной Святой Евгении. Так, в альбоме «Ярославль в старых открытках и фотографиях» приведена одна из таких работ, на которой изображен вход в ярославский храм Николы Мокрого. Автор фотографии в альбоме не указан. Благодаря ее сравнению с одноименной картиной Н.К. Рериха и документальными свидетельствами оказалось возможным произвести атрибуцию этого фото, автором которого, несомненно, являлась Е.И. Рерих.
В своей книге «Мастер» академик Л.В. Шапошникова усматривает, что между Рерихом и Преподобным Сергием Радонежским существует «некая странная, не всегда поддающаяся определению связь»: «Некая, я бы сказала, похожесть. Та похожесть, которая нередко объединяет учителя и ученика. Временами казалось, что Рерих как бы продолжает идеи Сергия, развивает их, вскрывает их жизненность. Оба они, инок и художник, считали, что культурное строительство является главным в любом строительстве, что первое - основа всему. Казалось, Сергий и его жизнь предопределили и выбор маршрута путешествия по старинным русским городам». Это и неудивительно, принимая во внимание тот факт, что Сергий Радонежский родился в Варницах под Ростовом Великим, и его имя тесно связано с Ярославским краем.
В письме к А.Н. Бенуа от 3 июня 1903 года Николай Константинович пишет: «Духовно я уже давно вне Питера, а телом выеду около 10 июня. Наметил целый ряд пунктов, надеюсь написать много этюдов». Ярославль стал первым городом на пути путешествия семьи Рерихов по Руси. Помимо этого волжского города в 1903 году Рерихи посетили Романово-Борисоглебск, Ростов. В 1904 году Николай Константинович побывал в Угличе. Газета «Северный край» № 145 в разделе «Городская хроника» (четверг 5 (18) июня 1903 г.) опубликовала сообщение о прибытии в Ярославль Н.К. Рериха: «Императорским обществом поощрения художеств командируется художник Н.К. Рерих, который должен совершить поездку по России и дать целую коллекцию эскизов и этюдов остатков русской старины. Г-н Рерих, между прочим, предполагает побывать у нас в Ярославле, как городе, имеющем много археологических древностей, а также посетить Юрьев, Ростов, Углич, Смоленск, Владимир, Печору, Ригу, Изборск, Псков и много других городов. Императорским археологическим обществом, которое желает собрать возможно полную коллекцию старинных городищ, г-ну Рериху предложено попутно зарисовать памятники археологической древности».
О посещении Романова-Борисоглебска в 1903 году художник сообщил в очерке «По старине». Кроме того, в известном каталоге В.В. Соколовского упоминается работа Н.К. Рериха «Церковь в Романове-Борисоглебске» (рисунок в альбоме), которая находится в фондах Государственного Русского музея. Благодаря документам и опубликованным письмам Рериха можно установить время его пребывания в Ростове Великом (1903 г.). В фондах Государственного музея-заповедника «Ростовский Кремль» хранится Книга посетителей Ростовского музея древностей. Запись о посещении музея Н.К. Рерихом, датирована секретарем Императорского Общества Поощрения Художеств 29 июня 1903 годом. Интересно, что запись от 1 июля принадлежит художнику В.И. Сурикову, который в это время тоже был в Ростове. В письме Николая Рериха брату Борису от 1 июля 1903 года указывается, что он с женой намеревается пробыть в Ростове в течение недели. Далее они планировали посетить Москву (3 дня) и Смоленск (в течение недели). О дружбе Николая Рериха с хранителем Ростовского музея И.А. Шляковым свидетельствует их переписка. В Государственном архиве Ярославской области хранятся два его письма И.А. Шлякову. Одно датировано 26 июня 1905 года, другое - 7 октября 1905 года. Рерих предложил помощь в работе талантливому иконописцу Лопакову, о котором он упомянул в своем очерке «По старине». В фондах Государственного музея-заповедника «Ростовский Кремль» хранится статья Н.К. Рериха «По старине» (отчет о деятельности Императорского Общества Поощрения Художеств за 1903 г. - С-Петербург. 1904 г.) с дарственной надписью И.А. Шлякову: «Многоуважаемому Ивану Александровичу Шлякову на добрую память Н. Рерих. 15 м. 1904.»
Находясь в Ярославской губернии, Николай Константинович провел археологические раскопки Сарского городища под Ростовом Великим, во время которых были обнаружены предметы X века (железные ножи, железная дужка, фрагменты гребня и т.д.). Сегодня коллекция найденных Рерихом вещей (25 предметов) хранится в фондах отдела истории первобытной культуры Государственного Эрмитажа. По письмам Н.К. Рериха можно установить даты его пребывания в Угличе в 1904 году. Так первая часть его письма супруге от 1 июля 1904 года написана в каюте парохода, а вторая часть письма датирована десятью часами вечера того же дня и написана уже из Углича. Еще одно письмо к Елене Ивановне датировано 2-3 июля. И, наконец, в письме к ней от 6 июля художник сообщает: «Сегодня в 8 часов вечера выезжаю в Калязин и через Кашин обратно». В этом же письме содержатся интересные сведения: «Ужасно боюсь, что 6 этюдов мало на Углич, но времени не терял...». Отметим, что по каталогам известно только 4 этюда из Углича. Этот факт дает направление для дальнейших исследований.
Восхищение художника шедеврами древнерусского искусства сочеталось у него с чувством тревоги за их судьбу. Две свои статьи «Тихие погромы» (1911 г.) и «Церковь Ильи Пророка в Ярославле» (1912 г.) Николай Константинович впоследствии посвятил Ярославским храмам. Работа «Тихие погромы» рассказывает о неумелой реставрации храма Иоанна Предтечи в Толчкове, когда были испорчены прекрасные старинные фрески: «По всей России идет тихий мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно. Печально, когда умирает старина. Но еще страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной».
Некоторые храмы, изображенные на полотнах мастера, к настоящему времени не сохранились, и мы можем любоваться ими только на его картинах. Так, например, на месте разрушенного храма Святого Власия в Ярославле в советские времена была построена гостиница «Ярославль». Не случайно в статье «Спас Нередицкий» (1906 г.) художник призывал: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец ее. Запечатлейте чудесные обломки для будущих зданий жизни». По результатам путешествия по Руси в 1903-1904 годах на полотнах Н.К. Рериха остались запечатленными прекрасные храмы Ярославской земли. В числе этих картин: «Ярославль. Церковь Святого Власия», «Ростов Великий», «Ростов Великий. Церковь Иоанна Богослова на Ишне», «Ростов Великий. Церковь Спаса на Сенях», «Воскресенский монастырь в Угличе», «Церковь на Ишне» и другие.
Имеются сведения, что Н.К. Рерих посещал Ярославль и в последующие годы. Так, газета «Утро России» (Москва, 11 июня 1914, N 133) сообщила: «10 июня прибыла в Москву группа преподавателей и слушателей археологического института с директором его А.И. Успенским во главе. Экскурсия выехала из Москвы 28 мая и проделала следующий маршрут: Ростов Ярославский, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Владимир, Москва, Смоленск и Витебск. Главной целью экскурсии был осмотр памятников старины и производство археологических раскопок. В Ростове Ярославском и Костроме экскурсанты детально ознакомились с древними храмами и другими памятниками церковной старины. Кроме того, близь Ярославля, Витебска (платформа Свенцицкого) и Смоленска (станция «Гнездово») экскурсантами были произведены раскопки курганов и «городищ». Кроме слушателей института и упомянутых лиц в экскурсии принимали участие княгиня М.К. Тенишева и художник Н.К. Рерих».
Интересная и, одновременно, трагическая судьба у картин великого творца из архитектурной серии. Зимой 1904 года эти работы, в том числе - с видами Ярославля, Ростова и Углича, были представлены на выставке «Памятники художественной старины». Экспозиция пользовалась большим успехом, и Правительство планировало приобрести все картины Рериха для Русского музея. Но это намерение помешала осуществить русско-японская война. В 1904 году и в последующие годы коммерсант Гринвальд занимался организацией на выставке в Америке большого раздела русского искусства. Среди 800 картин русских художников было представлено и 75 картин, в основном - архитектурных этюдов, Николая Рериха. Однако Гринвальд не смог заплатить необходимую пошлину на таможне, все картины были конфискованы и проданы с торгов. Произведения разошлись по США и Южной Америке. 35 картин оказались в Оклендском художественном музее в Калифорнии. В 1963 году эти работы были переданы Нью-Йоркскому музею Н.К. Рериха. В конце 1970-х Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, верная сотрудница Рерихов в Америке, передала в дар России 41 картину кисти художника из его архитектурной серии. Сегодня они представлены в Музее Востока. Среди них - работы с изображениями храмов Ярославского края. К сожалению, долгое время картины экспонировались под неточными названиями, а потому, естественно, необходима их атрибуция. Скажем, церковь Рождества Христова в Ярославле кисти Рериха до сих пор нередко репродуцируется под названием «Церковь Рождества Богородицы», что, конечно же, ошибочно.
Примечательно, что уделяя особое внимание изучению проблемы переселения народов и исторического единства их культур, во время своей знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции (1924-1928 гг.) Николай Рерих снова вспоминает о Ярославском крае. Так, будучи в Индии, в княжестве Сикким, он пишет: «Вот они, мои милые новгородские и ярославские дверки. Вот она прекрасная фресковая живопись. Вот они, цветные орнаменты, обвившие все наличники оконцев и дверей. Вот те же согбенные спины богомольцев, преданных вере. И огни прилежных приношений». Главный дворец махараджи Кашмира также вызывает у Николая Константиновича воспоминания о России и ярославской земле: «Пузатые белые колонки; мелкая роспись орнаментов; крутые каменистые лесенки; золоченая крыша храма; скрипучие расписные ставни окон; заржавленные замки; низкие дверки «с поклоном», резные балюстрады, покосившиеся плиты каменных полов, запах старого лака, мелкие стекла оконцев. Где же мы? В Ростовском Кремле? В суздальских монастырях? В ярославских храмах?».
Путешествие по Руси послужило началом широкой общественной деятельности Рерихов в защиту культуры. «Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения сокровищ народных». (Из доклада Н.К. Рериха «Сочувствие» в Обществе архитекторов-художников). А спустя несколько десятилетий, 15 апреля 1935 года, в кабинете Президента Рузвельта был подписан Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, который получил название в честь его создателя - Пакт Рериха. Тогда же было создано и Знамя Мира или Красный Крест Культуры, охранительный флаг, который размещался над культурными учреждениями. Таким образом, истоки Пакта Рериха имеют прямое отношение к Ярославскому краю и непосредственно к Ярославлю.
Тема путешествия семьи Рерихов по Руси (1903-1904 гг.) и сегодня вызывает большой интерес у научной и культурной общественности. К 100-летию экспедиции, в 2003 году Международным Советом Рериховских организаций была организована Международная культурно-просветительская Программа «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего». В 2004 году искусствоведом Е.П. Маточкиным был выпущен альбом «Поэзия старины», в котором представлены картины Н.К. Рериха из архитектурной серии и современные фотографии, выполненные 100 лет спустя с того же самого ракурса. В работе по фотофиксации ярославских храмов Е.П. Маточкину помогали сотрудники местного Рериховского общества. Полный глубокого смысла призыв Н.К. Рериха в очерке «Слово напутственное» (1916 г.): «Из чудесных древних камней сложите ступени грядущего», - указывает на пути развития культурного строительства. В конце 2009 года в Ярославле состоялся представительный российско-индийский научный форум. Его участники выступили с инициативой - водрузить Знамя Мира и Флаг Земли над Музеем истории Ярославля «как символы непреходящей российско-индийской дружбы и утверждения ведущей и объединяющей роли культуры в развитии диалога цивилизаций Востока и Запада». Сегодня Знамя Мира, поднятое над Музеем истории города, напоминает о путешествии семьи Рерихов по Руси, их масштабной культурной деятельности, идеях в защиту и поддержку культуры, которые с каждым годом становятся все более актуальными.
Прайм-Сфера. 2014. Апрель-май. С.46-49. |