Галерея Красоты

 

 

 АРХИТЕКТУРНЫЕ ЭТЮДЫ


 


В I903-I904 годах Н.К. Рерих вместе со своей женой, Еленой Ивановной, осуществил уникальную для того времени экспедицию по древнерусским городам, в ходе которой были обследованы памятники старины Ярославля, Костромы, Владимира, Суздаля, Смоленска, Пскова, Изборска, Гродно, Каунаса и многих других городов. Не миновали Рерихи и Ивановской земли, посетив с. Торки и Шекшово (в честь 100-летия этого путешествия, в с. Шекшово на здании сельской администрации установлена мемориальная доска).

В экспедиции Н.К. и Е.И. Рерихи производили археологические раскопки, собирали старинные легенды и предания, изучали приемы композиции и сочетания красок в древней иконописи. Однако главным итогом этого путешествия явилось создание Николаем Константиновичем огромной серии - более 100 живописных полотен - под скромным названием: "Архитектурные этюды". В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества. "Пантеоном нашей былой Славы" и "Российскими Елисейскими Полями..." назвал эти этюды искусствовед Сергей Эрнст.

По замыслу художника все эти произведения должны были запечатлеть грандиозную каменную летопись страны, в которой увековечились величие духа и характер ее народа-строителя.

Николай Константинович блестяще справился с этой задачей. Как художник, он выразительно передал конструктивную основу зданий и особенности стиля далеких эпох, а знание археологии возвратило им неповторимую первозданную красоту.

Некоторые храмы, изображенные на полотнах Мастера, к настоящему времени не сохранились, и мы можем любоваться ими только на его картинах.

Идейная композиция "Архитектурной серии" такова: с одной стрроны - Псков, Печоры, Изборск, "выросшие на великом пути, напитавшиеся лучшими соками ганзейской культуры", с другой - фантасмагория "цветистых", "московских" Ярославля и Ростова Великого, в середине - Владимир и Юрьев-Польской, чье искусство повествует о романских влияниях на Русь.

Зимой 1904 года эти работы были показаны на специальной выставке "Памятники художественной старины", и вызвали неподдельный интерес и восхищение:

"Можно сказать, что до Рериха никем почти сознавалось сказочное обаяние нашей примитивной архитектуры. Ее линии, лишенные изысканности византийствующего стиля в ХVII столетии, казались грубыми, и только. Художник научил нас видеть".

"Художественные достоинства этюдов не должны закрывать для нас и большое общественное значение их, ибо они явились одним из первых сильных голосов, прозвучавших защитой древнего национального достояния России, защитой ее старого искусства, ее души, которой грозят необъятные полчища лжи, забвения и уничтожения..."- писали критики того времени.

Правительство решило приобрести всю серию для Русского музея, но разразилась японская война, и о благом намерении забыли.

В 1906 году в США, на выставке в Сент-Луисе, из-за безответственности устроителей, не уплативших вовремя таможенной пошлины, были распроданы с аукциона несколько сот картин русских художников, в том числе и 75 работ Н.К. Рериха, в большинстве "Архитектурные этюды". Произведения, оставшиеся в России, разошлись по частным коллекциям, и исчезли из поля зрения искусствоведов. Считалось, что "Архитектурная серия" безвозвратно утеряна для российского зрителя.

После второй мировой войны, близкий друг семьи Рерихов, президент Нью-Йоркского Музея Н. Рериха, Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, воспользовавшись реорганизацией одного калифорнийского музея, сумела приобрести 42 архитектурных этюда Николая Константиновича. Они были выставлены в нью-йоркском музее его имени, и предполагалось, что там окончательно останутся. Однако, по инициативе Святослава Николаевича Рериха, Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе решила передать эти картины на родину художника. В настоящее время они находятся в постоянной экспозиции Государственного Музея Востока.

 

 


 

Оглавление | На главную

 

Назад

Далее

Hosted by uCoz