Краткая историческая справка

Ярославль. Церковь Рождества Христова



Церковь Рождества Христова является одним из первых памятников ярославского посадского зодчества и построена на средства торговавших со странами Востока купцов Назарьевых-Гурьевых, о чей свидетельствует изразцовая надпись, поясом обходящая фасады храма.

Одним из представителей этой богатой купеческой династии был даже построен город-крепость на границе с Ордой - город Гурьев. Для строительства туда выезжали ярославские мастера. Возможно там они познакомились с архитектурой Средней Азии. Солнце Самарканда, изумрудную зелень, яркую бирюзу его минаретов перенесли они впоследствии в Северное Поволжье, на стены Рождественской церкви. После ее достройки невиданное дотоле "многоцветное узорочье" изразцов сделалось одной из наиболее ярких примет ярославских храмов.

В отличие от церкви Николы Надеина колокольню поставили отдельно. Все последующие храмы города до конца ХVII века выполнялись либо по схеме Надеинской церкви, либо по Рождественской.

Церковь возведена на подклете, служившем складом купеческих товаров. Первоначально храм был пятиглавым (существующий сплющенный купол сооружен в XIX веке). С трех сторон храм обходит галерея, опирающаяся на столбы с арками. Тонко профилированные архитектурные детали памятника: карнизы, архивольты арок галереи, порталы - создают богатую игру светотени на фасадах. Высокое крыльцо на ползучих арках украшено небольшими зелеными изразцами с орнаментальным узором. Особенно изящно убранство юго-западного Казанского придела. Внутренняя галерея с миниатюрными столбиками - "бочками" и портал этой постройки по тонкости рисунка производят почти скульптурное впечатление. Купол придела венчает редкой работы кованый крест с пышной прорезной "кароной" и силуэтами евангелистов - шедевр кузнечной работы начала XVIII века.

Шатровая надвратная церковь-колокольня - необычная и, пожалуй, самая живописная часть этого миниатюрного архитектурного ансамбля. Это сложное сооружение прямоугольного объема с легкой аркадой второго яруса завершается композицией из трех шатров: центрального, богато декорированного, над открытым ярусом звона, и двух глухих, четырехгранных - один из которых венчает часовую башню, второй - помещение с винтовой лестницей. Сознательно пониженные боковые шатры подчеркивают высоту главного восьмигранного шатра и центричность всей композиции. Любопытны формы завершения парных полуколонн на углах церкви в виде нарядных украшении, копирующих в миниатюре завершения мусульманских минаретов. Архитектура церкви-колокольни оказала сильное влияние на строителей позднейших ярославских звонниц.

Интерьер церкви Рождества Христова был расписан фресками в 1683 году. Стенопись, в основном, сохранилась под записями XIX века. На западной стене реставраторами раскрыта большая композиция "Всякое дыхание да хвалит Господа" с изображением фантастических и реальных зверей и птиц. В церкви сохранился современный зданию  тябловый иконостас с иконами середины ХVII века работы московских изографов.

 

 

Церковь Рождества Христова

 

Церковь Рождества Христова (1635-1644)

Фото из альбома Е.П. Маточкин. Н.К. Рерих. Поэзия старины, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Назад

Hosted by uCoz