|
Георгиевский
собор Юрьева-Польского (Фото И.Ф.
Борщевского) |
- Где же ваш "сказочный" собор? Где же гордость Руси? Просто загнали вы нас в отвратительный город. Заставили смотреть бедную церковку, застроенную, замазанную. Пусть же вам за нас отомстят все блохи и клопы, которые напали на нас в вашем сказочном городе.
Вернулись огорченные. Злые за то, что послал их смотреть собор Юрьева-Польского.
Значит не увидали. Заслонило что-то. Опять вылезло чудовище. Сколько дельных людей им перепугано.
Еще подождем. Рано еще. Глаза еще не открыты на значительное. Внимание еще остановлено плохим и ничтожным. Подождем, пока очистятся и смелости против чудищ наберутся.
Теперь другой лик.
Показал я молодежи новое издание графа А.А. Бобринского "Резной камень в России".
В издании показаны храмы Владимира, Суздаля, [Покров] на Нерли и собор Юрьева-Польского. По счастью, зрители в этих городах не были. Их глаза еще не засорились всем тем, от чего отвернуться надо.
Резной камень привел молодежь в глубокий восторг.
|
Георгиевский
собор Юрьева-Польского (Фото И.Ф.
Борщевского) |
Из всей группы Владимиро-Суздальских храмов самое высокое изумление вызвал, конечно, собор Юрьева-Польского. Истинная сказка заложена в этих приземистых стенах, затканных белокаменною резьбою. Бесконечно разнообразною, брошенною от богатства, от творчества неиссякаемого. Последыш самого красивого периода древней Руси, напитанный романскою волною.
В канонические формы невольно влились бытовые подробности. Романские здания получили русский смысл.
Знаю, что резной камень (так же, как и прежние выпуски дерева) обратит на себя серьезное внимание наших западных друзей. Никогда не встречал я графа Бобринского, но хочется сказать ему спасибо за прекрасную мысль давать в большом формате листы. Не убивая чрезмерным текстом возможности показать красоту в полном обличье и в частях, интересно ограниченных.
Такие изображения надо широко разбросать и в школах, и в толпе. Каково недоумение, смущенность? Каков восторг и радость!
Два лика. Один обшарпанный, искаженный, нашей безобразной действительностью. Лик избитый, неузнаваемый часто.
Но за пострадавшим ликом скрыт лик другой. Неумелому глазу недоступный.
|
Георгиевский
собор Юрьева-Польского (Фото И.Ф.
Борщевского) |
В издании о резном камне все запечатлено много хуже, чем на самом деле, но эти листы вынесены из жизни. В них отразилась частица истинного лика. Эта часть уже так прекрасна, что даже неумелый глаз понимает великую ценность изображения. В поездках по Руси особенно поражает враждебная противоположность двух ликов. Хотя враждебна лишь чудовищная сторона. Истинный лик и величав и спокоен.
Указывая на различие случайного впечатления собора среди жизни и малого, но настоящего отражения в издании, хочется предостеречь молодежь, и нынче ищущую красоту Руси. Чтобы не пугались, не отчаивались, если широко раскрытым, доверчивым глазам покажется своеобразная личина. Это легко может случится.
И пусть помнят, что чудесною верою можно вызвать великий лик. Можно переступить за пределы глумления и глупости. Надо суметь. В поисках из-за безобразной личины проясниться лик чудный и светлый.
Петербургский
Рериховский Сборник. Т.II-III.Самара, 1999.с. 671-674.
|