"Духовидец и "величайший интуитивист современности" Николай Константинович Рерих предвидел апокалипсический пожар Второй мировой войны. <…> Чутким сердцем художника ранее многих он усмотрел ростки фашизма в мире и пытался предостеречь современников от необдуманных и злонамеренных действий, способных привести к роковым последствиям. Пророчества об Армагеддоне получили живописное воплощение в творчестве мастера уже в начале 30-х годов. <…>
За пять лет до начала Великой Отечественной войны в статье "Оборона" Н.К. Рерих прямо и однозначно пишет о необходимости защиты Отечества, утверждая, что оборона Родины есть долг высоко культурного человека, столь же естественный, как защита достоинства отца и матери. Торжественной клятвой и своеобразным завещанием русского художника-патриота воспринимаются строки: "Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах - мы будем оборонять…"
Накануне и в годы Великой Отечественной войны Н.К. Рерих создает полотна ярко выраженной патриотической направленности, тематически объединенные в богатырскую или Героическую серию. В них художник раскрывает лучшие черты русского национального характера: мужество, отвагу, доброту, самопожертвование. Былинные образы соседствуют в картинах с конкретными деятелями русской истории, реальные сюжеты - с символическими мотивами. В образах народных героев, богатырей и подвижников, концентрирующих духовные и физические силы нации, Н.К. Рерих видит мощь и опору, как в мирных трудовых буднях, так и в грядущих битвах. <…>
Богатырская сюита свидетельствует о мировоззренческой и творческой эволюции художника. <…> В первой, Пророческой серии, выполненной им в 1912 - 1914 годах доминирует атмосфера Апокалипсиса, всеобщей катастрофы. <…>
К роковым "со-роковым" годам Н.К. Рерих подошел уже во всеоружии мудрости и зрелости. Будучи одним из духовных лидеров эпохи и обладая космическим сознанием, он не только предугадывает, интуитивно прозревает будущие судьбоносные события и сроки, но и знает их космический результат. Поэтому картины Богатырской серии отличают суровый оптимизм и величавая торжественность. <…>
Если в ранней серии "Начало Руси. Славяне" Н.К. Рерих дает ретроспекцию прошлого древней "красивой" Руси, то в Богатырской серии - непреложное будущее Новой Страны, выраженное через знаковые образы народных заступников, мудрых правителей, духовных лидеров, отважных воителей, принявших участие в защите и собирании русских земель, становлении Государства Российского и его процветании.
В этих полотнах с особой силой звучит культ Героического - один из определяющих, как в эстетике, так и в творческой практике художника-патриота. Он лежит и в основе художественного метода мастера, известного как героический реализм.
Н.К. Рерих использует в станковых произведениях приемы монументального искусства: обобщенность пластической и живописной формы, крупный план, порой - элементы русской иконы, народной картинки, создавая своеобразный синтетический стиль. Существенные изменения происходят в трактовке образной структуры плотна, в частности - в соотношении человека и природы. Если раньше человека был лишь органической частью философского пейзажа, "растворялся" в нем или пополнял в нем полустаффажные функции, то в Богатырской серии прежние акценты смещаются, и главный герой - Святогор, Настасья Микулична, Ярослав Мудрый - доминирует над окружающей средой, являясь идейно-смысловым и композиционным центром картины. Ибо от конкретного человека, его мудрости, силы духа и стойкости зависят судьба и целостность этого мира. Он кует меч Победы. Главенствующими в это время становятся понятия Героя и Подвига…"
И.Н. Кузнецова. "Русский век".
|