"К концу сороковых его жизнь подходила к последнему витку. Наступал восьмой десяток. С портретов тех дней на нас глядит лицо уже старого, усталого человека. <…> Но взгляд всезнающ, мудр и проницателен. Теперь он был совсем не похож на того гибкого молодого студента, который быстро и энергично шагал по набережной Невы под северным петербургским небом. <…>
Участившиеся простуды отрывали его от работы, от необходимых дел. "Не болей", - уговаривал он себя. <…> Сказывалось огромное напряжение военных лет, сказывались те трудности и лишения, которые пришлось испытать в своей жизни. <…>
Он повторял главные свои картины и собирался на Родину. Клад, добытый с таким трудом, предназначался ей. Рерих сделал все, что задумал. Всю жизнь он стремился на Родину, всю жизнь он думал о ней и тосковал по ней. Теперь, когда все завершено, он мог вернуться. Он подал прошение о визе и стал собираться в дальний путь. Еще раз повторил картину "Помни!", которую написал первый раз в Сиккиме. Всадник у розовеющих снегов Канченджанги покидал свой дом. "Помни!" - относилось и к тем, кто оставался, и к тем, кто уезжал. "Помни!" - звучали розовые снега Канченджанги. "Помни!" - отзывался в последний раз обернувшийся всадник.
Великий индийский путь заканчивался, и начинался путь на Родину. Но виза задерживалась. Ответа не было. Индия входила в завершающий этап своей борьбы за независимость. Он оказался для нее и победным, и трагическим. Англичане после двухсотлетнего господства покидали страну. Но перед тем как предоставить Индии свободу, они разделили ее на два государства по религиозному признаку: на индийское и мусульманское, полагая, что раздел даст им возможность в какой-то степени удерживать контроль над Индостанским полуостровом. Но Британия себя переоценила. Даже раздел не дал ей такой возможности. Она добилась одного: развязала в стране кровавую междоусобицу между индусами и мусульманами. <…> Обезумевшие люди метались в поисках безопасного места. Но таких мест не было. Убивали повсюду. Убивали индусов. Убивали мусульман. Но ни те, ни другие не подняли руку на Рерихов. Их вилла была в это время самым безопасным местом. <…>
Трагедия Индии поразила Рериха в самое сердце. Резня продолжалась долго. То стихала, то вновь набирала силу. Наконец процедура раздела была завершена. <…> Рерих так и не оправился от всего того, что случилось. Одно время ему показалось, что он вновь обрел силы, чтобы продолжить свое Великое путешествие. Но в то же время понимал, что это не на-долго. В декабре 1947 года его не стало. На мольберте осталась незаконченная картина. Она называлась "Завет Учителя" или "Приказ Учителя". Над узким каньоном, стиснутым синими скалами, от снежных сверкающих вершин летел белый орел. Он приближался к человеку, сидящему на уступе темной скалы. Прозвучал "Приказ Учителя" и Великое путешествие закончилось. <…>
На склоне горы, чуть ближе виллы, там, где был разложен кремационный костер, поставили камень серого гранита. "Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сем месте 30 магхар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. Ом Рам", - гласила надпись на камне. Камень был повернут на север. Туда, где над долиной стояла двуглавая снежная вершина Гепанга. Туда, где за Гималаями начиналась Родина…"
Л.В. Шапошникова. Великое Путешествие.
|