Гималайские этюды Николая Константиновича Рериха - явление в мировом искусстве уникальное. И это проявляется не только в их поражающем, исчисляемом сотнями количестве и в многолетней преданности художника выбранной теме, но, прежде всего, в особенностях ее решения, в изначальном замысле мастера, в самой идее цикла.
В истории живописи можно найти немало ярких примеров горных пейзажей. В русском искусстве сразу же вспоминаются работы Верещагина и Куинджи, в восточном - цикл видов горы Фудзияма, исполненный японским мастером Хокусаем, в западноевропейском - горные пейзажи как символ горнего, или высшего начала Бытия, в картинах мастеров Возрождения. Иными словами, тема гор и, в частности, тема Гималаев была уже открыта в мировом изобразительном искусстве до Рериха.
В чем же особенность его Гималайских этюдов? Чем отличаются они, к примеру, от тех же гималайских видов Верещагина? Избрав тему Гималаев, Рерих впервые в мировом изобразительном искусстве раскрывает перед нами уникальность конкретного места на Земле с разных позиций. Он показывает Гималаи и с точки зрения эстетической - как места не-обыкновенной Красоты, и с точки зрения философской, создав образ пространства, где Космос сливается с нашей планетой в едином потоке мощного и гармоничного созвучия. И создается этот образ художником совершенно сознательно. Об этом пишет он в своих очерках, об этом его слова: "С гор - скрижали Завета. С гор - герои и подвиг".
Отношение Рериха к Гималаям как к особому энергетическому месту на Земле, которое, соприкасаясь с Космическим пространством, насыщает нашу планету живительной энергией Красоты, рождало под рукой мастера удивительный поток цветовых созвучий, который до него никем из художников не был воспринят.
Наталья Сергеева.
|