В самые мрачные времена своей истории человечество неизменно возлагало надежды на Великое пришествие, благодаря которому воцарится мир справедливости и единения. Это породило общечеловеческую мессианскую мифологию, отличающуюся у разных народов мира лишь в деталях. Пророки всего мира сложили образ Спасителя - Мессии и указали на знамения, предшествующие Его приходу. <…>
В 1923 году о Великом пришествии написал две картины Николай Константинович Рерих. Он назвал их "Чудо. Явление Мессии" и "Легенда" и объединил в серию "Мессия". В эти годы Рерих находился в Америке с выставками своих работ. <…>
Серия "Мессия", пожалуй, самая скромная и загадочная в творчестве художника. Малоизвестно, как она создавалась, какие полотна должны были войти в нее. Есть лишь сведения, что перед отъездом из Америки Рерих хотел непременно написать три картины. <…> Состоялось ли рождение третьей картины, остается неясным. Традиционно же с серией "Мессия" связывают только два произведения "Легенда" и "Чудо. Явление Мессии". На обоих явно лежит печать сильных и незабываемых впечатлений Рериха от грандиозного Большого Каньона и чистого спокойствия Космоса в Аризоне. Эта земная и неземная красота и дала совершенно неповторимую интонацию картинам мастера, возводя изображаемое в ранг уникального явления. <…>
Живопись полотен серии "Мессия" - это качественно новое явление в искусстве Рериха; она заметно отличается от его более ранних, созданных в России работ с их плотным красочным слоем и яркой декоративностью. Да и необычно большой вытянутый формат этих холстов свидетельствует о значительных переменах в эстетических взглядах автора. <…> Становлению новых воззрений Рериха способствовали и глобальные события и пытливая научная мысль, вплотную подошедшая к разгадке тайн Вселенной, и предмессианские настроения, собственные мечты о единении человечества, и думы о дальних мирах. Однако чтобы сделать решительный шаг к космизации искусства, необходимо было по-новому увидеть окружающую действительность - как часть космической реальности, а разумную жизнь на планете - как часть общекосмического, вселенского процесса. Пронизанность всех земных явлений динамикой космических сил, повсеместное ощущение незримого присутствия Вселенной - такой новый неисчерпаемый аспект мира стал естественным и органичным для Рериха. <…>
В 1933 году, находясь в Индии и готовясь к отъезду в Маньчжурскую экспедицию, Рерих возвращается к теме Мессии и пишет картину "Калки Аватар" - об индийских чаяниях Владыки. <…>
В отличие от работ 1923 года, где космичность рождалась духовным устремлением от земли ввысь, в "Калки Аватаре" это же ощущение возникает при взгляде художника на планету с высоты. Космос с земли и космос с небес - и то и другое стало характерным для гималайских работ Рериха.
Е.П. Маточкин. Ожидание Пришествия.
|