Станковая живопись Николая Рериха известна более, нежели монументальная. Между тем, именно в монументальном творчестве особенно проявилась мощь, масштабность дарования художника и просветительские черты его мировоззрения.
Рерих получил прекрасную возможность для осуществления своих замыслов, работая в содружестве с крупнейшими архитекторами своего времени - А.В. Щусевым и В.А. Покровским. Он не только расписывал стены, делал эскизы мозаик, но вместе с архитекторами участвовал в создании новых памятников, способствуя рождению новой архитектурно-исторической среды.
Первыми монументально-декоративными работами Рериха были два панно на тему "Княжья охота": "Утро" и "Вечер", выполненные в 1901 году по заказу Великой княгини Ольги Александровны для ее усадьбы Рамонь в Воронежской губернии.
В 1904 г., в Талашкине, имении княгини М.К. Тенишевой, Рерих разработал интерьер комнаты, где все убранство было выдержано в стиле народного искусства Севера: он создал три декоративных фриза на тему "Охота", а также эскизы мебели и тканей.
В этот же период им было создано монументальное трехметровое полотно "Сокровище Ангелов", которое мыслилось как эскиз стенописи усыпальницы, который так и не нашел своей реализации.
Творческая эволюция Рериха приводит его к монументальным росписям и мозаикам. Первым опытом в направлении синтеза искусств была совместная работа с архитекторами А.А. Гимпелем и В.В. Ильяшевым в 1905 году: Николай Константинович выполнил эскизы для украшения фасада дома Общества "Россия" в Петербурге. В оформлении здания использованы различные материалы - майолика, стекло (витражи), дерево. Художник создал эскизы для фриза между окнами верхнего этажа и для трех фронтонов над окнами второго этажа. Сохранились только эти фронтоны.
В 1903 - 1907 гг. архитектором В.А. Покровским был построен ансамбль церкви Покрова в селе Пархомовка Киевской губернии, имении известного востоковеда В.В. Голубева. В 1906 году Рерих выполнил двенадцать эскизов и росписей для наружного и внутреннего убранства храма. По его эскизам были осуществлены только две мозаики на наружных стенах храма (они выполнялись в мастерской В.А. Фролова в Петербурге).
Всего с 1906 по 1914 год Рерих выполнил более тридцати эскизов для пяти церквей. Кроме того, в 1907 году им был создан иконостас церкви Казанской Божией Матери в Перми.
Работа Н.К. Рериха в области монументального искусства не ограничилась созданием росписей, мозаик и панно. В 1912 г. он выполнил проект надгробия для могилы композитора Н.А. Римского-Корсакова, умершего 8 июня 1908 г. и похороненного на кладбище Новодевичьего монастыря у Московской заставы в Петербурге. В 1936 г. могила была перенесена в Александро-Невскую Лавру. По проекту Рериха надгробие создал скульптор И.И. Андреолетти.
В монументальном творчестве Николая Константиновича одновременно сосуществуют формы византийского, мавританского и древнерусского зодчества, элементы буддийского культа и индийские мотивы. Совершенно очевидно, что художник стремился воплотить мысль о Красоте, как проявлении на Земле Божественной гармонии, о Космическом единстве всего сущего.
|