СЕРИЯ "САНКТА"


 

"Святые становятся обще человечны,

принадлежат всему миру, как ступени

истиной эволюции" 

Н.К. Рерих

 

""Санкта" - любимая серия 

Великого Владыки"

Е.И. Рерих

 


"Быть способным среди суеты проявить истинное действие; быть способным к молчанию, к озаренному безмолвию - это значит быть готовым к бессемертию" - запишет Николай Рерих в Ныо-Йорке в 1922 году. 

В этот год художник создал серию картин под названием "Sankta" ("Святые") - шесть полотен, объединенных лейтмотивом молчания. "В этой тишине нисходит истинная мудрость", ибо она действенна и рождается в сотрудничестве, в объединенном труде: герои картин Рериха, монахи, не просто трудятся в молчании, они в труде священнодействуют. И ни зверь, ни говор волн, ни сумрак ночи не могут помешать их совместному действу. "Ибо в ритме - гармония". Внутри пространства каждой картины возникает свой ритм тишины. /../

"И высятся главы храмов. И все время идет внутренняя духовная работа", - пишет Рерих в 1921 году о времени Преподобного Сергия. И как продолжение мысли художника звучат названия его картин: "И мы приносим свет", "И мы открываем врата", "И мы видим", "И мы ловим рыбу". /.../
Образ мудро, в молчании созидающего человека объединяет полотна серии "Sankta" ... Не случайно святых тружеников мастер называл "Светочи", Над головами его героев нет нимбов: свет сотворчества, свет созидания разливается не над головой, а по всему пространству - и когда напряжена мысль, и когда "не знают, чью жажду утолят", и когда приносят свет, и когда открывают врата, и когда творят лики "Самих Первообразных", и когда ловят рыбу, и когда возносят молчаливую молитву. "Ведь не '"сидение на тучах" и не "играние на арфе", и не "гимны неподвижности", но упорный и озаренный труд сужден , - писал Николай Рерих. - не маг, не учитель под деревом, не складки хитона, но рабочая одежда истинного подвига жизни приведет к вратам прекрасным. Приведет в полной находчивости и непобедимости".

Наталья Сергеева "Светочи".

 



Серия картин "Sankta" вошла в постоянную экспозицию Нью-Йоркского Музея Николая Рериха, основанного американскими сподвижниками художника в 1923 г. и имеющего непростую, можно сказать трагическую, историю. В 1935 году в результате финансово-юридических махинаций его президента, бизнесмена Луиса Хорша, и двух его сообщников здание Музея перешло в исключительное владение мошенника и большая часть картин Н.К. Рериха была пущена с молотка на аукционах.

В конце 1940 - начале 1950-х годов Балтазар Боллинг, американский корреспондент Е.И. Рерих, разыскал и выкупил серию "Sankta" в числе других полотен художника.

"Я счастлива, - писала ему по этому поводу Е.И. Рерих, - ибо Бы будете любить их и они явятся для Вас истинным Благословением. Аура, окружающая их, чудодейственна. Они создавались в любви и почитании, которыми было исполнено сердце творца их, - сердце поэта и художника".

В 2001 году три картины: "И мы открываем врата", "И мы видим", "И мы несем свет", были приобретены Международным Центром-Музеем имени Н.К. Рериха (г. Москва) у Дональда Боллинга, распродающего собрание своего отца. Чуть позже к ним присоединились картины "И мы трудимся" и "И мы не боимся". После реставрации эти полотна из серии "Sankta" заняли почетное место в постоянной экспозиции МЦР.

 


 

Оглавление | На главную

 

Назад

Далее

Hosted by uCoz