"Быть способным среди суеты проявить истинное действие; быть способным
к молчанию, к озаренному безмолвию - это значит быть готовым к
бессемертию" - запишет Николай Рерих в
Ныо-Йорке в 1922 году.
В
этот год художник создал серию картин под названием "Sankta" ("Святые") - шесть полотен, объединенных лейтмотивом молчания. "В этой тишине нисходит истинная мудрость", ибо она действенна и рождается в сотрудничестве, в объединенном
труде: герои картин Рериха, монахи, не просто трудятся в молчании, они в
труде священнодействуют. И ни зверь, ни говор волн, ни сумрак
ночи не могут помешать их совместному действу. "Ибо в ритме - гармония". Внутри пространства каждой картины возникает свой
ритм тишины. /../
"И высятся главы храмов. И все время идет внутренняя духовная работа", -
пишет Рерих в 1921 году о времени Преподобного Сергия. И как продолжение мысли художника звучат названия
его картин: "И мы приносим свет", "И мы открываем врата",
"И мы видим", "И мы ловим рыбу". /.../
Образ мудро, в молчании созидающего человека объединяет полотна серии
"Sankta" ... Не случайно святых тружеников мастер называл "Светочи",
Над головами его героев нет нимбов: свет сотворчества, свет созидания разливается
не над головой, а по всему пространству - и когда напряжена мысль, и когда "не знают, чью жажду утолят", и когда приносят свет, и когда открывают врата, и когда творят лики "Самих Первообразных", и когда ловят рыбу, и когда возносят молчаливую молитву. "Ведь не '"сидение на тучах" и не "играние на арфе", и
не "гимны неподвижности", но упорный и озаренный труд сужден , - писал
Николай Рерих. - не маг, не учитель под деревом,
не складки хитона, но рабочая одежда истинного подвига жизни приведет к вратам прекрасным. Приведет в полной находчивости и непобедимости".
Наталья Сергеева "Светочи".
Серия картин "Sankta" вошла в постоянную экспозицию
Нью-Йоркского Музея Николая Рериха, основанного американскими сподвижниками художника в 1923 г. и имеющего непростую, можно сказать трагическую, историю. В 1935 году в результате финансово-юридических махинаций его президента, бизнесмена Луиса Хорша, и двух его сообщников здание Музея перешло в исключительное
владение мошенника и большая часть картин
Н.К. Рериха была пущена с молотка на аукционах.
В конце
1940 - начале 1950-х годов Балтазар
Боллинг, американский корреспондент Е.И.
Рерих, разыскал и выкупил серию
"Sankta" в числе других полотен художника.
"Я счастлива, - писала ему по этому поводу Е.И.
Рерих, - ибо Бы будете любить их и
они явятся для Вас истинным Благословением. Аура, окружающая их, чудодейственна. Они
создавались в любви и почитании, которыми было исполнено сердце творца их,
- сердце поэта и художника".
В 2001 году три картины: "И мы открываем врата", "И мы видим", "И мы несем свет", были приобретены Международным Центром-Музеем имени
Н.К. Рериха (г. Москва) у Дональда Боллинга, распродающего собрание своего отца. Чуть позже к ним присоединились картины "И мы трудимся" и "И мы не боимся". После реставрации эти полотна из серии
"Sankta" заняли почетное место в постоянной
экспозиции МЦР.
|